"Школа молодых родителей" как средство повышения психолого-педагогической компетентности родителей.
Автор: Игуминова Елена Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ДОО - 96 Населённый пункт: г.Красноярск Наименование материала: статья Тема: "Школа молодых родителей" как средство повышения психолого-педагогической компетентности родителей. Раздел: дошкольное образование
Модернизация российского образования предполагает отведение семье
исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления
ребенка. Успешное решение задач воспитания и развития детей возможно
только
при
объединении
усилий
семьи
и
дошкольной
образовательной
организации (ДОО).
Одна
из
основных
задач
работы
современного
детского
сада
—
повышение педагогической культуры, просвещение родителей, привлечение
их
к
совместной
деятельности
с
педагогическим
коллективом
с
целью
создания единого образовательного пространства.
Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей
регламентируется основными законодательными документами: Законом РФ
«Об
образовании»,
Концепцией
дошкольного
воспитания,
«Типовым
положением
о
ДОО»,
Федеральным
государственным
стандартом
дошкольного образования (ФГОС ДО).
Вопросы
воспитания
детей
раннего
и
дошкольного
возраста
-
это,
прежде всего, вопросы молодой семьи. Практика показала, что большинство
родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в
детском саду, о закономерностях его психического развития, не владеют
элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих детей.
Многие относятся к родительскому долгу как к необходимости кормить,
одевать и обеспечивать ребенка, «чтобы он ни в чем не нуждался».
Анализ
существующего
опыта
организации
взаимодействия
ДОО
и
родителей
в
научной
и
методической
литературе
показал,
что имеется
противоречие между необходимостью повышения психолого-педагогической
компетентности
родителей
и
недостаточностью
эффективных
форм
указанной работы.
Данные положения делают тему статьи актуальной и значимой.
Всем
известно,
что
семья
и
детский
сад
составляют
для
ребенка
основную
микросреду.
Социальный
опыт,
обретаемый
дошкольником
в
детском
саду
и
семье,
разный:
в
семье
ребенок
-
объект
обожания,
уступчивости и прощения, в детском саду равноправный член социальной
группы.
В
этой
непохожести
заложен
главный
смысл
сотрудничества
и
взаимодействия (Волдышева С.Н.).
В
соответствии
с
новым
законом
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
одной
из
основных
задач,
стоящих
перед
дошкольной
образовательной
организацией
является
«Взаимодействие
с
семьей
для
обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В Ст.44 говорится:
1. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание
детей
перед
всеми
другими
лицами.
Они
обязаны
заложить
основы
физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления,
образовательные организации оказывают помощь родителям в воспитании
детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья,
развитии
индивидуальных
способностей
и
необходимой
коррекции
нарушений их развития [2].
В
федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным
запросам, и в котором большое внимание уделяется работе с родителями,
подчеркивается ,
что
одним
из
принципов
дошкольного
образования
является тесное сотрудничество ДОО с семьей (п.1.4.).
Одна
из
ведущих
задач
стандарта
направлена
на
«обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья
детей» (п.1.6. 9).
О т м е ч а е т с я ,
ч т о
р а б о т а
с
р од и т е л я м и
д о л ж н а
и м е т ь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат
семьи,
родительские
запросы
и
степень
заинтересованности
родителей
деятельностью
ДОО,
повышение
культуры
педагогической
грамотности
семьи.
Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха
за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувства страха и вины на
своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой
растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это
человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое.
Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в
более
благоприятную
сторону
надо
меняться
самому,
пробовать,
искать,
учиться.
Родительская
компетентность
очень
важная
часть
самореализации
взрослого человека.
Анализ научных исследований (Е.П. Арнаутова, Н. Ф. Виноградова, Г.
Н. Година, В. П. Дуброва, Л. В. Загик, и др.) показывает, что возрастает
количество
социально
незащищенных
родителей
и
детей,
наблюдается
социально-психологическая
тревожность
семьи,
ухудшение
состояния
здоровья детей (физического и психического). Данные тенденции в жизни
общества
нельзя
оставить
без
внимания.
Изменения
социокультурной
ситуации
требуют
совершенствования
содержания,
форм
и
методов
психолого-педагогического
сопровождения
семьи,
которые
могли
бы
удовлетворить
запросы
родителей,
как
в
информационном,
так
и
в
организационном
плане,
а
также
могли
бы
способствовать
становлению
родительской компетентности.
Психолого-педагогическое
сопровождение
семьи
–
это
создание
условий профессионалами
ДОО, направленных на оказание превентивной и
оперативной помощи родителям в решении их индивидуальных проблем, на
развитие
родительской
компетентности.
К
условиям,
способствующим
становлению
родительской
компетентности,
как
показывает
анализ
психолого-педагогических исследований (Е. В. Андриенко, А. Г. Асмолов, Н.
С. Коваленко, И. В. Назарова, В. А. Сластенин и др.), относят:
– фасилитационную направленность человека;
– домашнюю и социальную среду;
– обеспечение деятельностной позиции родителя, введение таких форм
просветительской деятельности, в основе которых лежит самостоятельность
и
ответственность
самих
обучающихся
за
результаты
собственной
деятельности,
то
есть
смещение
односторонней
активности
педагога
на
самостоятельное учение, ответственность и активность родителей;
–
психологически
комфортную
атмосферу
общения
воспитателя
и
родителя;
–
активных
методов
образования
родителей,
построение обучения
родителей на принципах, которые обеспечивают развитие личности родителя,
как субъекта познания, самопознания, саморазвития (М. А.Абрамов, Л. А.
Казанцева, Г. В. Невзорова);
– психолого-педагогическое сопровождение.
Таким образом, результатом внедрения ФГОС в работе с родителями
должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на
личностно-ориентированной модели взаимодействия.
Семья и современный детский сад живут в быстро меняющемся мире в
силу
чего
родители
и
педагоги
должны
непрерывно
повышать
свое
образование.
Родители
нуждаются
не
только
в
постоянном
обновлении
психолого-педагогических знаний, обусловленном развитием науки, но и в
развитии способности устанавливать связь между знаниями и конкретной
ситуацией,
позволяющей
понять
ребенка.
Сегодня
ребенок
как
никогда
нуждается
в
образованных
взрослых.
Под
образованием
родителей
международным сообществом понимается обогащение знаний установок и
умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания; выполнения
родительских ролей в семье и обществе.
Форм взаимодействия с родителями много, но наиболее эффективной,
на
наш
взгляд,
является
«школа
молодых
родителей»,
которая
помогает
молодым мамам и папам преодолеть трудности во взаимодействии со своим
ребенком, а позволяет поделиться своим опытом в воспитании детей.
В МБДОУ № 96 ежегодно разрабатывается план совместной
деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким
образом,
чтобы
они
соответствовали
требованиям
ФГОС
ДО,
отвечали
интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
Эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников мы
определили «Школу молодых родителей».
Основные задачи своей работы мы видим в следующем:
Установить
партнерские
отношения
с
семьей
каждого
воспитанника,
применяя
новейшие
методы,
технологии
для
активного
вовлечения каждого родителя в работу ДОО;
Объединить усилия для развития и воспитания детей;
Создать
атмосферу
взаимопонимания,
общности
интересов,
эмоциональной взаимоподдержки, формируя тем самым единый сплоченный
родительский коллектив;
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Представим
организационные
и
методические
аспекты
организации
«Школы молодых родителей».
Ц е л ь
организации
«Школы
молодых
родителей»
:
вовлечение
родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОО.
Задачи:
1. Решение
проблемы
адаптационного
периода,
подготовка
детей
к
посещению ДОО.
2. Вовлечение
родителей
в
воспитательно-образовательный
процесс
ДОО, повышение их психолого-педагогической компетентности.
3. Установление
контакта
с
семьей,
оказание
помощи
родителям
в
преодолении барьера недоверия к ДОО,
4. Формирование социального заказа к конкретному учреждению на
ранней ступени дошкольного образования.
Участники реализации:
-
администрация
ДОО
–
организует
и
координирует
работу,
осуществляет ресурсное обеспечение , готовит нормативно-правовую базу,
разрабатывает научно-методическое оснащение;
- педагоги и специалисты ДОО – взаимодействуют с родителями и
учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;
-
родители
–
повышают
психолого-педагогическую
компетентность,
участвуют
в
совместных
мероприятиях
,обмениваются
опытом
семейного
воспитания;
- дети – участвуют в совместных мероприятиях.
П р е д п о л а г а е м ы й
р е з у л ь т а т
р а б о т ы : создание
единого
образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОО и
семьи будет способствовать:
-
повышению
уровня
психолого-педагогической
компетентности
родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством
информационной и дидактической поддержки семьи;
-
формированию
мотивации
родителей
к
систематическому
сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОО, а также участию в
образовательном процессе ДОО;
-
установлению
единства
стремлений
и
взглядов
на
процесс
воспитания и обучения дошкольников между ДОО и семьей .
-
открытости
и
доступности
деятельности
ДОО
для
родителей
и
общественности.
Перспектива дальнейшего развития: опыт МБДОУ № 96 может быть
р е ко м е н до в а н
до ш кол ь н ы м
о б р а з о в ател ь н ы м
о р г а н и з а ц и я м
муниципалитета.
Указанная работа осуществлялась с сентября 2016 г. по май 2017 г.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2016 г.
Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами
процесса.
2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2016 г. – апрель 2017 г.
Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками
образовательного процесса.
3 этап – заключительный; срок реализации – май 2017 г.
Цель – подведение итогов социального партнерства ДОО и семьи.
Риски:
- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОО,
особенно из проблемных семей.
- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках
проекта.
Критерии эффективности работы :
-
рост
посещаемости
родителями
организуемых
совместных
мероприятий.
- согласованность действий педагогов и родителей;
- заинтересованность родителей;
- положительное общественное мнение родителей о работе ДОО.
Организационные аспекты работы:
На подготовительном этапе родителям предлагается анкета.
В
конце
каждого
мероприятия
«Школы
молодых
родителей
предлагается
родителям
высказать
свое
мнение
по
поводу
проведенного
заседания, написать анонимные высказывания по поводу темы проведенной
беседы, для дальнейшего обсуждения.
У родителей, посещающих "Школу молодых родителей", появляется
более глубокое понимание психологии и поведения ребенка. Это еще один
шаг к его гармоничному развитию.
Положительным
итогом
такой
работы
становится
улучшение
взаимопонимания в семье, изживание негативных паттернов в общении с
ребенком, которые и являются причиной отклонений в его эмоциональных
реакциях и поведении. Родители изменили взгляд на своего ребенка на более
позитивный, начали полнее понимать и принимать его индивидуальность,
осознавать вред и пользу своих воспитательных воздействий.
Таким
образом,
в
работе
с
семьей
необходимо,
наряду
с
традиционными, активно использовать практико-ориентированные методы,
интерактивные
формы,
тем
самым
повышая
психолого-педагогическую
компетентность родителей и, как следствие, улучшая детско-родительские
отношения.