Автор: Чичеватова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 435"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: Конспект ООД
Тема: Конспект ООД по развитию связной речи составление описания предмета с использованием мнемотехники в среднем возрасте.
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД по развитию связной речи (составление описания предмета с
использованием мнемотехники) в среднем возрасте.
Аннотация:
Данное занятие проводится с группой детей среднего возраста. На занятии мы учим
ребят описывать овощи и фрукты с использованием мнемотехники, развиваем аналитические
способности, память и воображение, воспитываем правильное отношение к полезной пище.
Занятие включает в себя развивающие задания с применением наглядного материала –
мнемотехники.
Тема: «Сюрприз для Буратино»
Программное содержание:
1.
Учить составлять короткое описание объекта с использованием мнемотехники
(опорные карточки, мнемотаблицы);
2.
Активизировать словарь детей: обобщающие слова «фрукты», «овощи»,
названия фруктов и овощей, прилагательные- определения к заданным словам
(кислый, круглый, овальный и др.)
3.
Развивать грамматический строй речи: умение составлять полные
распространительные предложения.
4.
Развивать аналитические способности, память, воображение.
5.
Воспитывать правильное отношение к полезной пище, желание помочь герою,
попавшему в проблемную ситуацию.
Методы и приемы: мнемотехника (карточки-опоры, мнемотаблицы), проблемная
ситуация, игровой персонаж, дидактическая игра малой подвижности.
Материал: кукла Буратино, муляжи овощей и фруктов, игрушечный телефон, опорные
карточки и мнемотаблицы, корзинка с фруктами.
Предварительная работа: речевые дидактические игры «Угадай, что съел», «Во саду ли в
огороде», чтение художественной литературы: Ю.Тувим «Овощи», Н.Егоров
«Редиска.Морковка. Лук. Горох.», театрализованная деятельность (сценка «Спор
овощей»).
Ход занятия:
Ребята, я предлагаю вам поиграть в одну игру. Вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч и
задавать вопросы. (Игра «Овощ или фрукт»: кидаю по очереди в руки мяч, дети называют
сначала разные овощи, затем фрукты. Затем играем наоборот: дети стараются правильно
определить, что назвал воспитатель- овощ или фрукт.
(После игры дети садятся на стулья)
- Ребята, посмотрите, я сегодня принесла разные овощи и фрукты. Давайте рассмотрим их.
(достаю корзинку с муляжами)
- Что это?
- Какое по цвету?
Какой формы? (круглый, овальный)
- Какого размера? (не большой, маленький)
- Какой фрукт (овощ) на вкус? (сладкий, кислый)
- Что можно из него сварить, приготовить?
С каждым вопросом выставляется соответствующая карточка. Дети дополняют
ответы друг друга, называют более точное слово-определение (небольшой,
продолговатый, вытянутый, приятный и т.д.)
Рассматривается 3 разных овоща-фрукта.
Раздается телефонный звонок. Звонит Буратино, хочет прийти в гости к ребятам и
принести угощение.
Буратино: А чем можно угостить ребят? Что они любят?
- Буратино, наши ребята будут очень рады тебя видеть. И они очень обрадуются, если ты
им принесешь фрукты. Ведь они очень полезные.
Буратино: Фрукты? А что это такое? Как они выглядят?
- Ребята, Буратино ничего не знает про фрукты. Давайте ему расскажем про них.
Дети подходят по одному к телефону, берут в руки муляж любого фрукта и описывают
его, используя карточки – опоры (рассказывают 3-4 человека).
Примерный рассказ:
- Это яблоко. Оно зеленого цвета, круглой формы, небольшого размера. Оно сладкое на
вкус, растет на дереве. Из него можно сварить варенье, компот, джем.
-Буратино, ты все понял? (да)
-Пока мы ждем Буратино, давайте с вами поиграем.
Проводится физкультминутка:
Мы большой арбуз купили,
Быстро мы домой пошли,
Дома мы его намыли,
Чашку на шкафу нашли.
Мы разрезали арбуз,
Очень вкусный он на вкус.
Приходит Буратино, здоровается с ребятами, показывает свое угощение (корзина с
настоящими фруктами).
Буратино: Я все купил, о чем вы мне рассказали: вот и яблоко, апельсин, морковка.
- Но в магазине так много других овощей и фруктов, что я даже растерялся, когда их
увидел. Как же вы их запоминаете?
- Буратино, наши ребята знают многое о фруктах. Посмотри, у меня есть карточки, на
которых нарисованы схемы. Ребята попробуют догадаться, что за фрукт здесь
«заколдован».
Детям предлагаются мнемотаблицы, по которым они называют признаки и угадывают
фрукт или овощ. Показываю карточки с двумя, тремя и четырьмя признаками.
(примерный вариант ответа детей: этот фрукт желтого цвета, он круглый и кислый. Это
лимон!)
Буратино: - Какие ребята молодцы! Как много они знают. Я с удовольствием хочу их
угостить.
- Спасибо, Буратино, только ребята сейчас помоют руки.
Дети моют руки и за столом угощаются фруктами.