Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста посредством моделирования проблемных ситуаций
Автор: Романова Наталья Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка" Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО Наименование материала: Статья Тема: Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста посредством моделирования проблемных ситуаций Раздел: дошкольное образование
детей дошкольного возраста посредством моделирования
проблемных ситуаций.
Формирование
основ
безопасности
жизнедеятельности
детей
в
условиях
дошкольного
образовательного
учреждения
является
актуальной
и
значимой
проблемой,
поскольку
обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного
поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются
прочные
основы
опыта
жизнедеятельности,
здорового
образа
жизни.
Ребенок
по
своим
физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.
Ребенок, попадая в различные жизненные ситуации, может просто растеряться.
Поэтому на
взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.
Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах
поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке,
помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке,
в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Решение
задач
обеспечение
безопасного,
здорового
образа
жизни
возможно
лишь
при
постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного
положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия,
удивляемся.
Особое внимание следует уделять детям подготовительного возраста, ведь они – будущие
школьники,
которым
скоро
придется
самостоятельно
переходить
дорогу,
выполнять
обязанности пешехода и пассажира, а также сталкиваться с потенциально опасными для
человека
ситуациями.
Работа
по
обучению
основам
безопасности
жизнедеятельности
необходимо проводить систематически. Для того, чтобы она принесла результаты, детям
недостаточно только теоретических знаний, они должны уметь применять их на практике.
Одним из эффективных методов в работе с детьми является метод моделирования
проблемных ситуаций.
Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные
знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из
экстремальных ситуаций в жизни. Детей целесообразно научить составлять план – карту
группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать
предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план –
карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование
таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь
делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия.
Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные
знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из
экстремальных ситуаций в жизни.
Игры- задания проблемных ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности для
дошкольников:
«Звонок в дверь»
Однажды, когда Таня осталась совсем ненадолго одна дома, в дверь позвонили. «Кто там?» -
спросила Таня. «Откройте, я принёс для вас посылку с конфетами и игрушками», - ответил
незнакомый голос из-за двери. Что делать Тане?
«В лифте»
Катя с братом Мишей поднимались в лифте домой. Вдруг лифт остановился и перестал
работать. Что нужно делать?
«Алло! Кто дома?»
Зазвонил телефон и Ваня взял трубку. «Алло!» - сказал он. Чей-то голос ответил: «Здравствуй!
Где сейчас твои родители? Ты один дома?» Что делать Ване? Почему?
«Незнакомка»
Настя играла на детской площадке с ребятами, незаметно к ним подошла старушка, в руках
она держала маленького пушистого котёнка. «Девочка, хочешь поиграть с котёнком? У меня в
машине есть ещё один такой же, пойдём со мной»,- обратилась она к Насте. Что делать
девочке?
«Забытый пакет»
Серёжа вышел во двор и увидел около песочницы большой яркий пакет. Серёжа огляделся
вокруг, но во дворе кроме него никого не было. «Интересно, что лежит в пакете? Может быть,
новый мяч или машина?»- подумал мальчик. Ему захотелось заглянуть в пакет. Что делать
Серёже? Почему?
«Что поможет быть здоровым»
Мальчик Рома очень хочет научиться играть в хоккей, но зимой он часто сидит дома и не
гуляет, потому что боится заболеть. Подскажи, что делать Роме? Что поможет ему быть
здоровым?
«Грязные руки»
Таня с мамой возвращались домой и очень проголодались. «Сейчас купим что-нибудь
вкусное,- сказала мама,- вот только руки у нас грязные».
Как привести в порядок руки? Что можно купить и съесть, чтобы не навредить здоровью?
«Опасные предметы»
Родители ушли на работу, а Андрей и Наташа остались дома одни. В квартире было много
разных и интересных предметов. Давайте расскажем ребятам, какими предметами нельзя
пользоваться самостоятельно, чтобы не было беды.
«Берегись насекомых»
Артем гулял летом на улице. К нему подлетела пчела, начала жужжать и кружить вокруг.
Что должен делать мальчик?
«Соблюдай правила дорожного движения»
Мама попросила Диму сходить в магазин за хлебом. Магазин находиться через дорогу от дома.
Как должен Дима перейти через дорогу?
«Осторожно, сосульки!»
Дети
гуляли
на
улице
и
увидели,
что
с
крыши
свисают
большие
сосульки.
Они
стали
подходить
ближе,
чтобы
их
рассмотреть.
Что
нужно
сделать,
когда
увидишь
на
крыше
сосульки?
«Открытое окно»
В комнате было жарко и мама открыло окно, чтобы проветрить помещение. Витя подбежал к
открытому окну и хотел посмотреть вниз. «Что ты делаешь, отойди немедленно!» - увидев,
сказала мама. Какие правила должен соблюдать Витя? Почему?