Напоминание

Эстетика окружающего мира в детском саду


Автор: Сергеева Наталия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1359
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Эстетика окружающего мира в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эстетика окружающего мира в детском саду

Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним

богатство и красоту окружающего мира, способствует развитию потребности

не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.

Главным образом это связано с совершенствованием работы детского

сада по трудовому и эстетическому воспитанию подрастающего поколения,

подготовкой детей к успешному обучению в школе.

Эстетическое воспитание – развивает способности воспринимать,

чувствовать и понимать прекрасное в жизни и искусстве – это воспитание

стремления

преобразовывать

окружающий

мир

по

законам

красоты;

приобщение

к

художественной

деятельности

и

развитию

творческих

способностей. Одним из важных средств эстетического воспитания –

является изобразительная деятельность.

Детское изобразительное творчество – это мир ярких, удивительных

образов. Дети очень любознательны, много рисуют и с большим желанием.

Работа по эстетическому воспитанию дошкольников имеет различные

формы, основными из них являются занятия по изобразительной и

художественной деятельности, экскурсии и беседы, в процессе которых дети

приобщаются

к

искусству

художественной

литературы,

а

также

организованная самостоятельная деятельность, где каждый ребёнок может

проявить творческую инициативу, реализовать воображение.

Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать эстетические

вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и

богатство родной природы.

Детское творчество отражает окружающий мир, природу не только как

на основе непосредственного их восприятия, но и в результате знакомства с

произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые,

неповторимые явления природы.

Эмоционально-творческое

настроение

и

эстетические

чувства

у

дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в

стихах образность природы помогает ребёнку увидеть волнующую прелесть

белоствольных берёзок, пёстрых лугов, дубовых рощ и испытывать радость

от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить

свои чувства и переживания в рисунке.

В художественно-эстетическом развитии детей важным является

способность

к

восприятию

художественного

произведения

и

самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается

оригинальностью и самостоятельностью.

Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии,

дошкольник опирается прежде всего на собственный опыт.

Ребёнок активен. Все увиденное стремится потрогать, рассмотреть,

обследовать со всех сторон. Эстетическое восприятие природы вызывает у

детей чувство бережного, заботливого отношения к растениям, животным,

стремление ухаживать за ними.

Чем больше ребёнок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче

становится

его

воображение,

без

которого

немыслима

творческая

деятельность. А поэтическое слово, помогает ребёнку обобщить впечатления

от наблюдений. Он начинает представлять такие признаки предметов и

явлений, которое им ранее не воспринимались, т.е. поэтическая речь

помогает узнать знакомый образ в новых вариациях.

Уровень развития ребёнка четырёх лет, позволяет ему наглядно

представить те конкретные предметы явления, которые описываются в

стихах. Но иногда затрудняется это сделать и здесь большую роль играет

воспитатель, который уточняет и систематизирует детские впечатления,

побуждает искать четкие, меткие определения для выражении эстетических

эмоций, чувств.

На пятом году жизни дошкольник уже имеет некоторый опыт

восприятия образов живой природы, ему понятны простые иллюстрации к

стихам, несложные репродукции. Воспитатель знакомит детей с небольшим

произведением, в котором описан знакомый образ или несложная картинка

природы.

С детьми старшего возраста работа по развитию эстетического

понимания пейзажной лирики усложняется. Воспитатель делает упор уже на

новые впечатления, получаемые в результате активных наблюдений.

Детям уже доступно рассматривание двух-трёх иллюстраций, причем

описание может быть представлено в двух-трёх стихотворениях. Знакомясь

одновременно с иллюстрацией и поэтическим произведением, ребёнок

реально представляет различные способы передачи выразительности образов

и стремится воспроизвести это в своих рисунках.

Стихотворения о природе помогает ребёнку правильно представить

себе ту или иную ситуацию, разместить изображения на листе бумаги.

«Действующие» образы природы вызывают ассоциации с действиями

самих детей, что облегчает им изображение природы в рисунках.

Дети четырёх-пяти лет передают лишь главные признаки дерева: ствол

и ветки. Старшие дошкольники стремятся уже выделить большие и

маленькие деревья, ёлочки и т.д. А также разные оттенки зелёного цвета,

если рисуют например ель, окраску хвои, веток, строение ствола. Обычно

дети используют яркую окраску, которая делает рисунок привлекательным.

Иногда

дети

могут

дополнять

картинку

о

растительном

мире

изображением животных и птиц. Наиболее часто в пейзажах встречаются

изображения различных пород деревьев с листьями или без них, кустов,

травы, реки, неба, солнца. А также дети живо передают состояние природы,

время года, дня.

Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт,

который ребёнок получает через восприятие.

Для выразительного изображения природы важно овладеть рисованием

линий разной интенсивности, создаваемой различным нажимом на карандаш

или использованием различных кистей.

Для

рисования

в

детском

саду

можно

представить

различные

материалы: простые и цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски,

восковые мелки, фломастеры, пастель и сангину. Детям нравится новизна.

Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками работы с

различными материалами, стремиться подвести их к осознанному выбору

материала для создания своего образа. Здесь очень важным моментом

является

то,

что

ребёнок

проявляет

самостоятельность,

получает

возможность

рисовать

такими

материалами,

который

ему

больше

понравился. Когда в конце занятия ребёнок увидит свой рисунок среди

других работ, он заметит разнообразие технического решения изображений.

Тогда на следующем занятии его выбор может быть другим. Ребёнок должен

ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества.

Творческая

выразительность

детских

рисунков

не

является

чем-то

неизменным, застывшим. Она развивается под влиянием обучения. Очень

важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло

детям изображать мир во всём его многообразии.

Также можно использовать нетрадиционные техники рисования в

работе с детьми. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование

материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются

общепринятыми, традиционными широко известными.

Применение

нетрадиционных

техник

рисования

способствует

обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании,

материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать

можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной

мыльной пеной, свечой, использовать клей для рисования.

Как

известно,

дети

часто

копируют

предлагаемый

им

образ.

Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как

педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с

нетрадиционными материалами, инструментами. Это даёт толчок к развитию

воображения, творчества,

проявлению самостоятельности,

инициативы,

выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы

изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно

решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился

выразительным.

Работа

с

нетрадиционной

техникой

изображения

стимулирует положительную мотивацию у ребёнка, вызывает радостное

настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению

уровня развития зрительно-моторной координации (например: роспись

ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Коррекция мелкой

моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная

техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие

техники требуют точности и быстроты движения (нужно выполнить

очередное действие пока краска не высохла), умение правильно определять

силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не

сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно

не достигнуть).

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не

утомляет

дошкольников,

у

них

сохраняется

высокая

активность,

работоспособность

на

протяжении

всего

времени,

отведенного

на

выполнение

задания.

Нетрадиционные

техники

позволяют

педагогу

осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание,

интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию

ребёнка,

коррекции

психических

процессов

и

личностной

сферы

дошкольников.

Воспитатель постоянно должен помнить о влиянии эмоций как

движущей силе воображения! Чем сильнее захватывает дошкольника тема

рисунка, тем более выразительно он старается её передать.

Педагог может добиться высоких результатов в комплексном решении

программных задач эстетического воспитания.



В раздел образования