Авторы: Вашанова Тамара Петровна, Борисова Салихат Ариповна
Должность: преподаватель, мастер п/о
Учебное заведение: ОГАПОУ "Старооскольский техникум агробизнеса, кооперации и сервиса"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах
Раздел: среднее профессиональное
Борисова Салихат Ариповна, мастер производственного обучения,
Вашанова Тамара Петровна, преподаватель физики
«Старооскольский техникум агробизнеса, кооперации и сервиса»
г. Старый – Оскол
Введение
Технологическая карта урока
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное,
личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как
«научить учиться». Требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной программы следующие:
1)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для
решения коммуникативных и познавательных задач; 2)использование различных способов поиска (в справочных
источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета физики.
Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное
преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных
образовательных программ на ступени основного общего
образования в соответствии с ФГОС. Обучение с
использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить
реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с
требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологической
карте
присущи
следующие
отличительные
черты:
интерактивность,
структурированность,
алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
1
Целью моей работы было создать технологическую карту,
реализовать в ней планируемые результаты ФГОС;
определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения темы «Ускорение
свободного падения на Земле и других небесных телах».
Задачи, которые я ставила перед собой для достижения этой цели:
1)
спроектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса;
2)
использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке;
3)
осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности;
4)
определить возможности реализации межпредметных знаний;
5)
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников
педагогического процесса;
6)
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Гипотеза: технологическая карта позволяет прогнозировать действия учащихся на каждом этапе урока
Новизна: современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Объект: процесс обучения физике.
Предмет: урок по физике.
Практическая значимость: применять на уроке физики.
Методы исследования: анализ литературы, интернет ресурсы, эксперименты.
2
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Предмет: физика_
Класс: 9_
Автор УМК: А.В.Перышкин
Тема урока: Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .
Цель урока:
закрепить знания учащихся о законе всемирного тяготения,
показать его практическую значимость,
закрепить и расширить знания учащихся об ускорении свободного падения на Земле и других небесных телах;
при решении задач оценить силы притяжения на других планетах и физические возможности человека на них.
Задачи урока:
а) формирование понимания и усвоения смысла закона всемирного тяготения, ускорения свободного падения,
формирование научного мировоззрения учащихся, формировать умение различать границы применение
физического закона, формировать умение при описании явлений правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначение и единицы измерения, формирование умений решения задач, используя
закон всемирного тяготения и формулы, связывающие физические величины (предметный результат).
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде,
пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при
наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при
анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи
теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, дидактический материал, компьютер, проектор, Интернет
3
Ход урока
Деятельн
ость
учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляе
мые действия
Формируе
мые
способы
деятельнос
ти
Осуществляе
мые действия
Формируе
мые
способы
деятельнос
ти
Осуществляе
мые действия
Формируе
мые
способы
деятельнос
ти
1 этап. Организационный .
«Здравствуй
те, ребята,
сади-
тесь. Я рада
приветствов
ать вас на
уроке
физики.»
«Выберете
«смайлик»,
который
соответству
ет вашему
настроению
в данный
момент
времени»
Приветств
ие
учащихся,
анализ вы-
бранных
«смайлико
в»
Отвечают на
приветствие
учителя.
Выделение
существенн
ой
информаци
и
из слов
учи-
теля.
Взаимодейств
уют с
учителем
Слушание
учителя
Целеполагани
е
Умение на-
страиваться
на занятие
2 этап. Проверка домашнего задания
Ответьте на
вопросы:
Задает
вопросы
Ответы на
вопросы.
Умение
структурир
Взаимодейств
ие с учителем
Слушание
учителя и
Контроль
правильности
Уточнение
и
4
Что такое
ускорение
свободного
падения?
Кто первым
пришел к
выводу о
том, что
свободное
падение
является
равноускоре
нным
движением?
Кто и каком
веке открыл
закон
всемирного
тяготения?
Как
читается
закон
всемирного
тяготения?
Запишите
формулу,
выражающу
ю закон
всемирного
ученикам,
проверяет
их знания
по
пройденно
й теме и
применени
я формулы
закона
всемирног
о
тяготения.
овать
знания.
Умение
строить
речевое
высказыван
ие
и
со
сверстниками.
товарищей,
построение
понятных
для
собеседник
а
высказыван
ий
Говорение.
Умение
слушать
и
вступать
в
диалог.
Умение
строить
продуктивн
ое
взаимодейс
твие
и
сотрудниче
ство
со
сверстника
ми
и
взрослыми
ответов
обучающихся
дополнение
высказыван
ий
обучающих
ся.
Коррекция.
Оценка.
Саморегуля
ция
5
тяготения.
В каких
случаях
следует
применять
эту формулу
для расчета
гравитацион
ных сил?
Притягивает
ся ли Земля
к висящему
на ветке
яблоку?
Решение
задачи у
доски из
сборника
А.П.Рымкев
ич № 171:
Найти силу
гравитацион
ного
взаимодейст
вия Земли и
Луны.
(Постоянны
е смотреть в
таблице №
6
14)
3. этап. Актуализация знаний
Мы с вами
выяснили
чему равно
ускорение
свободного
падения
вблизи
поверхност
и Земли.
Провели
лабораторн
ую работу
по
определени
ю
ускорения
свободного
падения на
Земле.
Что же мы с
вами
выяснили,
чему равно
ускорение
свободного
падения на
Земле?
Выяснение
темы урока
и
формулиро
вка его
цели.
Постановка
проблемны
х вопросов.
Отвечают на
вопросы
учителя.
Выдвигают
предположени
я о теме
урока”Ускоре
ние
свободного
падения на
Земле и
других
небесных
тел”.
Выделение
существенн
ой
информаци
и
из слов
учителя.
Взаимодейств
уют с
учителем.
Слушание
учителя и
обучающих
ся
Построение
понятных
высказыва-
ний для
собеседник
а.
Контроль
правильности
ответов
обучающихся.
Умение
слушать в
соответстви
и
с целевой
ус-
тановкой.
Принятие и
сохранение
учебной
цели
и
задачи.Уточ
-нение и
дополнение
высказыва-
ний
обучающих
ся
7
Как вы
думаете,
обладают
ли другие
планеты
такой
величиной.
Тема
нашего
урока
«Ускорение
свободного
падения на
Земле и
других
небесных
телах.»
Что же мы
должны
узнать на
уроке,
какова ваша
цель?
4 этап. Объяснение новой темы.
С одним из
проявлений
закона
всемирного
тяготения
Задаёт
учащимся
вопрос.
Формулиру
ет
Слушание
учителя,
выделяют
существенную
информацию.
Выделение
существенн
ой
информаци
и из слов
В группах по
два человека
объединяют
усилия на
решение
Согласован
ия
усилий
по
решению
учебной
Контроль
правильности
ответов
обучающихся.
Умение
слушать
в
соответстви
е с целевой
установкой.
8
знаком
каждый.
Это сила
тяжести —
сила, с
которой
тело
притягивает
ся к Земле.
Сила
тяжести
приложена
к телу и
всегда
направлена
к Земле.
Именно по
направлени
ю силы
тяжести мы
определяем
понятия
«низ» и
«верх»,
«вертикаль
»
С помощью
формулы
закона
проблему:
учителя.
Умение
строить
речевое
высказыван
ие.
Знаково-
символичес
кие
действия,
включая
моделирова
ние.
Умение
структурир
овать
знания.
поставленной
проблемы.
Обсуждают
выводы.
задачи,
договарива
ться
и
приходить
к
общему
мнению
в
совместной
деятельност
и,
учитывать
мнения
других.
Слушание.
Говорение.
Умение
слушать
и
вступать
в
диалог.
Умение
строить
продуктивн
ое
взаимодейс
твие
и
сотрудниче
ство
со
сверстника
Планироват
ь
свои
действия.
Корректиро
вать
свои
действия.
Принятие и
сохранение
учебной
цели
и
задачи.
Уточнение
и
дополнение
высказыван
ий
обучающих
ся.
9
всемирного
тяготения
определим
выражение
для
ускорения
свободного
падения
вблизи
поверхност
и Земли.
Ускорение
свободного
падения
всегда
направлено
к центру
Земли
2) Значение
9, 8 лишь
приблизите
льно
совпадает с
ускорением
свободного
падения в
данном
месте.
Отличия
ми
взрослым.
.
10
обусловлен
ы:
центробежн
ым
ускорением
отличием
формы
Земли от
шарообразн
ой
неоднородн
остью
Земли и
высотой
над её
поверхност
ью
Как
известно,
Земля
сплюснута
у полюсов
и радиус
Земли на
экваторе
больше
радиуса
Земли на
каждом из
11
полюсов на
21,5 км. Это
значит, что
при
движении
от экватора
к полюсу
по
меридиану
ускорение
свободного
падения
увеличивае
тся, а
значит,
увеличивае
тся и сила
тяжести.
Таким
образом,
ускорение
свободного
падения и,
соответстве
нно, сила
тяжести
зависят от
широты
местности.
12
При выводе
формулы
для
ускорения
свободного
падения
использова
лся закон
всемирного
тяготения в
форме,
справедлив
ой только
для
материальн
ых точек
или
однородны
х шаров.
Земля не
является
однородны
м шаром.
Очевидно,
что там, где
плотность
земного
вещества
больше,
13
больше
сила
притяжения
и больше
ускорение
свободного
падения.
Точные
измерения
ускорения
свободного
падения
можно
использоват
ь для
поиска
залежей
полезных
ископаемых
, например
железных
руд.
3)
Ускорение
свободного
падения на
других
небесных
телах.
14
Ускорение
свободного
падения на
других
небесных
телах
можно
подсчитать,
подставив в
формулу
значения
массы и
радиуса
небесного
тела.
F=G*m*M
Зе
м
/R2
Зем
, где
Мзем-
масса
Земли, R
Зем
-
радиус
Земли.
Эта сила
сообщает
телам
ускорение
свободного
падения,
которое
15
равно
g= F/m= G*
M
Зем
/R2
Зем
Земля по
численному
значению g
занимает
промежуто
чное
положение
между
планетами-
гигантами.
На двух из
них —
Сатурне и
Уране —
сила
тяжести
несколько
меньше,
чем на
Земле, а на
двух других
— Юпитере
и Нептуне
— больше.
На
поверхност
16
и Венеры
человек
окажется
почти на
10% легче,
чем на
Земле. Зато
на
Меркурии и
на Марсе
уменьшени
е веса
произойдет
в 2,6 раза.
Что же
касается
Плутона, то
на нем
человек
будет в 17
раз легче,
чем в
земных
условиях.
А вот на
Солнце
гравитация
(притяжени
е) в 27,3 раз
17
сильнее,
чем на
Земле.
Человеческ
ое тело
весило бы
там 2 т, и
было бы
мгновенно
раздавлено
собственно
й тяжестью.
Впрочем,
еще не
достигнув
Солнца, все
превратило
сь бы в
раскаленны
й газ.
Другое
дело
крошечные
небесные
тела, такие
как
спутники
Марса и
астероиды.
18
На многих
из них по
легкости
можно
уподобитьс
я...
воробью!
5 этап. Первичная проверка понимания
Прочитайте
параграф и
ответьте на
вопросы
после
параграфа
Даёт
учащимся
задание
работать с
учебником.
Задаёт
вопросы.
Слушает и
проверяет
правильнос
ть ответов
на
вопросы.
Ответы на
вопросы после
параграфов
сначала
соседу по
парте, а затем
фронтально
по «цепочке»
вопросы.
Выделение
существенн
ой
информаци
и.
Умение
строить
речевое
высказыван
ие.
Формулиро
вание
проблем
и
самостояте
льное
создание
способов
решения
проблем
творческого
и
Участие в
обсуждении
содержания
параграфов во
фронтальном
режиме.
Понимание
на
слух
вопросов и
ответов
обучающих
ся,
умение
формулиро
вать
собственно
е мнение и
позицию,
умение
использова
ть речь для
регулирова
ния
своего
действия
Контроль
правильности
ответов
обучающихся.
Самоконтроль
понимания
вопросов.
Умение
слушать.
Уточнение
и
дополнение
высказыван
ий
обучающих
ся.
Коррекция.
Оценка.
Саморегуля
ция.
Постановка
вопросов.
19
поискового
характера.
6 этап. Решение задач.
Откройте
учебники и
выполните
задачи из
упр.16(1,2,3
)
Объясняет
ход
выполнени
я заданий.
Следит за
правильнос
тью
ответов.
Решают
задачи.
Отвечают на
поставленные
вопросы.
Осознанно
и
произвольн
о строят
речевое
высказыван
ие в устной
форме.
.
Участвуют в
обсуждении
ответов на
вопросы.
Согласован
ия усилий
по
решению
учебной
задачи,
договарива
ться и
приходить
к общему
мнению в
совместной
деятельност
и,
учитывая
умения
других.
Контроль
правильности
ответов
обучающихся.
Самоконтроль
и
взаимоконтро
ль
выполнения
задания в
группах.
Умение
слушать в
соответстви
е с целевой
установкой.
Принятие и
сохранение
учебной
цели и
задачи.
Уточнение
и
дополнение
высказыван
ий
обучающих
ся.
Осуществле
ние
самоконтро
ля.
7. этап. Домашнее задание.
Домашнее
задание:
параграф 16
,упр.16(4-
Формулиро
вка
домашнего
задания,
Слушание
учителя и
запись
домашнего
Выделение
существенн
ой
информаци
Взаимодейств
ие с учителем
Слушание
учителя
Развитие
регуляции
учебной
деятельности.
Регуляция
учебной
деятельност
и.
20
6), сборник
задач по
физике
А.П.Рымкев
ич №177.
Работа с
дополнител
ьными
источникам
и: параграф
17 и
Интернет
ресурсы.
инструкта
ж по его
выполнени
ю.
задания в
тетради.
и из слов
учителя.
8. Рефлексия.
Итак, над
какой
темой мы
работали?
Удалось ли
решить
поставленн
ую задачу?
В чём
испытывал
и
трудности?
Где можем
применить
новые
Проводит
рефлексию
.
Рефлексируют
.
Умение
делать
выводы.
Взаимодейств
ие с учителем.
Умение
формулиро
вать
собственно
е мнение
Саморегуляци
я
Саморегуля
ция.
Рефлексия.
21
знания?
Заключение
- при создании технологической карты у меня выявились затруднения в конкретизации содержания этапов
деятельности учителя и обучающегося на каждом этапе урока;
- сложность оценивания каждого этапа урока, правильность отбора содержания, правильность применения
методов и форм работы в их совокупности;
-создание технологической карты занимает много времени.
Список литературы:
1.
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Учебник для общеобразовательных учреждений “Физика-9”, 13 издание. – М.:
Дрофа, 2008.
2.
Громов С.В. “Физика-9”: Учебник для общеобразовательных учреждений. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
3.
Научно-методический журнал “Физика в школе”, Издательство “Школа-Пресс”, 1999, 6.
4.
Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7–9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 79с.
5.
Интернет ресурсы.
6.
Физика. 9 класс: Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы – М.: ИЛЕКСА. 2012 – 192 с.;
7.
Поурочные разработки по физике: 9 класс. – 2-е издание перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2005 – 304с.;
8.
Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений/ В.И.Лукашик, Е.В.Иванова – 21-
е изд. – М.: Просвещение, 2008 – 240с.
22
23