Автор: Тихая Инна Петровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 2 г. Юрюзань"
Населённый пункт: город Юрюзань Челябинская область
Наименование материала: календарно-тематическое планирование
Тема: обществознание 8 класс
Раздел: среднее образование
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Обществознание. 8 класс. 34 ч.
Учебник: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова. Обществознание. 8 класс. – М: Просвещение, 2018.
раздел
Тема урока
Кол-
во
часо
в
Содержание
урока
Виды
контр
оля
д/з
Дата урока
пл
ан
ф
а
к
т
раздел 1.
Личность
и об-во
Общество как
форма
жизнедеятельност
и людей
1
Общество как
форма
жизнедеятельнос
ти людей.
Основные сферы
общественной
жизни, их
взаимосвязь.
Общественные
отношения.
пар 3 п.1, 2
стр 19-23
Формы
социальных норм
1
виды и формы
соц.норм.
Ступени развития
общества
1
основные черты
аграрного,
индустриального,
информационног
о обществ
пар 3 п. 3
стр. 24-26
Развитие
общества
1
Социальная
революция,
реформа,
глобализация,
информационная
революция,
глобальные
проблемы
современности.
пар 4 п. 1, 2,
3
Глобальные
проблемы
современности.
1
экологическая,
демографическая
, борьба с
терроризмом,
"Север-Юг" и т.д.
пар 4 п. 4
примеры
Что делает
человека
человеком.
1
Отличие
человека от
других живых
существ.
Природное и
общественное в
человеке.
Мышление и
речь —
специфические
свойства
человека.
Способность
человека к
творчеству.
пар 1 п. 1, 2
Как человек
реализует себя.
Деятельность.
1
Деятельность
человека, её
виды. Игра,
учёба, труд.
пар 1 п. 3
Сознание и
деятельность.
Познание
человеком мира
и самого себя
Человек,
общество.
Природа
1
Природа и ее
значение в жизни
человека. Связь
человека с
природой.
Человек – венец
природы?
Вершина
пирамиды или
звено в цепи?
пар 2
Как стать
личностью.
1
Личность.
Социальные
параметры
личности.
Индивидуальнос
ть человека.
Качества
сильной
личности.
Социализация
индивида.
Мировоззрение.
Жизненные
ценности и
ориентиры.
пар 5
Повторительно-
обобщающий
урок по разделу
1
контрольное
тестирование
нет
"Личность и
общество"
Раздел 2.
Сфера
духовной
культуры
.
Сфера духовной
жизни и её
особенности.
Культура
личности и
общества. Диалог
культур как черта
современного
мира. Тенденции
развития
духовной
культуры в
современной
России.
1
Сфера духовной
жизни и её
особенности.
Культура
личности и
общества. Диалог
культур как
черта
современного
мира. Тенденции
развития
духовной
культуры в
современной
России.
пар 6
Мораль.
Моральный
выбор.
1
Мораль.
Основные
ценности и
нормы морали.
Гуманизм.
Патриотизм и
гражданственнос
ть. Добро и зло
— главные
понятия.
Критерии
морального
поведения.
Моральный
выбор. Свобода и
ответственность.
Моральные
пар 7, 9
знания и
практическое
поведение.
Нравственные
чувства и
самоконтроль.
Долг и совесть.
1
долг и совесть.
Объективные
обязанности и
моральная
ответственность.
Долг
общественный и
долг моральный.
Совесть -
внутренний
самоконтроль
человека
пар 8
Образование.
1
Значимость
образования в
условиях
информационног
о общества.
Непрерывность
образования.
Самообразование
.
пар 10
Наука в
современном
обществе.
1
Наука, её
значение в жизни
современного
общества.
Нравственные
принципы труда
пар 11
учёного.
Возрастание
роли научных
исследований в
современном
мире.
Религия как одна
из форм культуры.
1
Религия как одна
из форм
культуры. Роль
религии в
культурном
развитии.
Религиозные
нормы.
Религиозные
организации и
объединения, их
роль в жизни
современного
общества.
Свобода совести.
пар 12
Контрольная
работа по теме
«Сфера духовной
культуры».
1
контрольная
работа
нет
Раздел 3 .
Социальн
ая сфера
Социальная
структура
общества.
1
Социальная
неоднородность
общества:
причины и
проявления.
Социальное
неравенство.
Многообразие
пар 13
социальных
общностей и
групп.
Социальная
мобильность.
Социальные
конфликты и
пути их
разрешения.
Социальные
статусы и роли.
1
Социальная
позиция человека
в обществе: от
чего она зависит.
Ролевой
репертуар
личности.
Гендерные
различия:
социальные роли
мужчин и
женщин.
Изменение
статуса с
возрастом.
Социальные роли
подростков.
пар 14
Нации и
межнациональные
отношения.
1
Этнические
группы.
Межнациональн
ые отношения.
Отношение к
историческому
прошлому,
традициям,
Пар 15
обычаям народа.
Взаимодействие
людей в
многонациональн
ом и
многоконфессио
нальном
обществе.
Отклоняющееся
поведение.
1
Отклоняющееся
поведение.
Опасность
наркомании и
алкоголизма для
человека и
общества.
Социальная
значимость
здорового образа
жизни
Пар 16
Глава 4.
Экономи
ка
Экономика и её
роль в жизни
общества
1
Потребности и
ресурсы.
Ограниченность
ресурсов и
экономический
выбор.
Свободные и
экономические
блага.
Альтернативная
стоимость.
Пар 17
Главные вопросы
экономики.
1
Основные
вопросы
экономики. Что,
Пар 18
как и для кого
производить.
Функции
экономической
системы. Типы
экономических
систем
Собственность.
1
Собственность.
Право
собственности.
Формы
собственности.
Защита прав
собственности.
Пар 19
Рыночная
экономика.
1
Рынок.
Рыночный
механизм
регулирования
экономики.
Спрос и
предложение.
Рыночное
равновесие.
Пар 20
Производство -
основа
экономики.
1
Производство.
Товары и услуги.
Факторы
производства.
Разделение труда
и специализация.
Пар 21
Предприниматель
ская деятельность.
1
Предпринимател
ьство. Цели
фирмы, её
основные
Пар 22
организационно-
правовые формы.
Современные
формы
предприниматель
ства. Малое
предприниматель
ство и
фермерское
хозяйство.
Роль государства
в экономике.
1
Роль государства
в экономике.
Экономические
цели и функции
государства.
Государственный
бюджет. Налоги,
уплачиваемые
гражданами.
Пар 23
Распределение
доходов.
1
Распределение.
Неравенство
доходов.
Перераспределен
ие доходов.
Экономические
меры социальной
поддержки
населения.
Пар 24
Потребление.
1
Потребление.
Семейное
потребление.
Прожиточный
минимум.
Страховые
Пар 25
услуги,
предоставляемые
гражданам.
Экономические
основы защиты
прав
потребителя.
Инфляция и
семейная
экономика.
1
Реальные и
номинальные
доходы.
Инфляция.
Банковские
услуги,
предоставляемые
гражданам.
Формы
сбережений
граждан.
Потребительский
кредит.
Пар 26
Безработица, ее
причины и
последствия.
1
Занятость и
безработица.
Причины
безработицы.
Экономические и
социальные
последствия
безработицы.
Роль государства
в обеспечении
занятости. Какие
профессии
востребованы на
рынке труда.
Пар 27
Мировое
хозяйство и
международная
торговля
1
Мировое
хозяйство.
Международная
торговля.
Обменные курсы
валют.
Внешнеторговая
политика.
Итоговая
контрольная
работа.
1
Выполнение
тестовых
заданий.
нет
Тема 1, Личность и общество (4 ч)
Раздел
Тема урока
Кол-
во
часов
Содержания урока
Вид контроля
Дом.
задание
Дата
план
факт
1
Введение
1
Повторение материала за 7 класс
Введение,
учебник стр 5-9
Записи в
тетради
2
Личность.
1
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение.
Жизненные ценности и ориентиры. Качества человека:
прирожденные и приобретаемые
Таблица
«Человек,
индивид,
личность»
§1
3
Общество как
форма
жизнедеятельно
сти людей.
Развитие
общества.
1
Понятие общества и его основные признаки.
Основные сферы общественной жизни. Общественные
отношения Мировое сообщество. Основные
закономерности развития человеческого общества
Социальный прогресс. Реформы
и революции. Глобализация
таблица
«Элементы
страны,
государства,
общества»,
познав.з. Схема
«Общество и
общественные
отношения».
§2
4
Личность и
общество
1
Личность. Социализация индивида Основные сферы
общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные
отношения. Человечество в ХХI веке, тенденции
развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные
проблемы современности
тест
С.27-28
5
Сфера духовной жизни
Сфера духовной культуры и её
особенности. Культура личности и
общества. Тенденции развития
духовной культуры в современной
России.
Знать понятия
и термины духовная
сфера, внутренний мир,
многонациональная культура России.
Уметь выделять отличия духовной
сферы от других сфер, связи между
культурой общества и человека
Познавт.
задан.
§4
6
Мораль.
Мораль. Основные ценности и нормы
морали. Гуманизм. Патриотизм и
гражданственность. Добро и зло —
главные понятия этики. Критерии
морального поведения.
Знать понятия
и термины темы, уметь
давать оценку высказываниям и
поступкам с точки зрения морали
Пробл.
задания
§5
7
Долг и совесть
Долг и совесть. Совесть —
внутренний самоконтроль человека.
Знать понятия
и термины темы, уметь
выделять связь человека с другими
людьми, высказывать собственную
точку зрения, опираясь на законы
морали
Познав.
задания
§6
8
Моральный выбор- это
ответственность
Моральный выбор. Свобода и
ответственность. Моральные знания и
практическое поведение. Критический
анализ собственных помыслов и
поступков.
Знать понятия
и термины темы, уметь
определять и действовать в
соответствии с моральными нормами,
критически анализировать собственные
поступки и помыслы
Мини-исследов.
§7
9
Объективные
обязанности и
моральная
ответственность.
тест
§7
10
Образование
Значимость образования в условиях
информационного общества.
Основные элементы системы
образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования.
Самообразование
Знать понятия
и термины темы. Уметь
выделять связь между
конкурентоспособностью страны и
образованием, определять основные
качества человека, отвечающие
запросам информационного общества
Познав
задания
§8
11
Значимость
образования в условиях
информационного
общества.
Анализ текста
§8
12
Наука в современном
обществе
Наука, ее значение в жизни
современного общества.
Нравственные принципы труда
ученого. Возрастание роли научных
исследований в современном мире
Знать понятия
и термины темы, уметь
определять отличительные черты науки
от других систем, роль науки в
современном обществе
Проб.з
§9
13
Религия как одна из
форм культуры
Религия. Религиозные организации и
объединения, их роль в жизни
современного общества. Свобода
совести.
Знать понятия
и термины темы. Уметь
выделять особенности религии.
аргументировать собственную точку
зрения, опираясь на обществоведческие
знания
Термин.диктант
§10
14
Сфера духовной
культуры
Сфера духовной культуры и её
особенности. Долг и совесть
Непрерывность образования.
Самообразование Наука Религия.
Знать понятия
и термины раздела,
уметь анализировать источник,
выделять связи между явлениями
тест
С.82-83
15
Экономика и ее роль в
жизни общества
Потребности и ресурсы.
Ограниченность ресурсов и
экономический выбор. Свободные и
экономические блага.
Альтернативная стоимость (цена
выбора)
Уметь
характеризовать понятия;
– объяснять роль экономики в жизни общества;
схема
«Потребител
ьские
мотивы»
§11
– разъяснять структуру экономики.
Знать понятия и термины: рыночная экономика,
ресурсы, производство, потребление, распределение,
фирма, рынок
16
Главные вопросы
экономики
Основные вопросы экономики: что,
как и для кого производить.
Функции экономической системы.
Модели экономических систем
Уметь характеризовать понятия, сравнивать модели
экономических систем
Знать основные вопросы экономики, функции и
модели экономических систем
Мини-
проекты
§12 с.92-95
17
Модели экономических
систем
Сравн.табл. §12 с.95-99
18
Собственность.
Право собственности. Формы
собственности. Защита прав
собственности
Уметь высказывать свою точку зрения, опираясь на
обществоведческие знания, знать термины и понятия
темы
Термин.дик
тант
§13
19
Рыночная экономика
Рынок, его формы, виды, эволюция.
Спрос и предложение Рыночное
равновесие
Основные функции цены.
Рынок, конкуренция, монополия.
Уметь характеризовать рынок, рыночную
экономику;
– называть основные функции цены;
– сравнивать
понятия конкуренция, монополия, олигополия.
Знать понятия и термины: рынок, биржа, банк,
конкуренция, механизм выравнивания цен,
олигополия, монополия
схема
«Взаимосвяз
ь цены,
спроса,
предложени
я»
§14
20
Производство- основа
экономики
Производство. Товары и услуги.
Факторы производства. Разделение
труда и специализация Товар и его
свойства.
Уметь:
– сравнивать понятия: товар
и услуги; Знать понятия и термины: факторы
производства, разделение труда. специализация,
товар, услуги
Познав.зад
ачи
§15
21
Предпринимательска
я деятельность
Содержание и функции
предпринимательства.
Предприниматель: экономический
статус, поведение, функции. Цели
фирмы, ее основные
организационно-правовые формы
Малый бизнес и его роль в
экономике. Фермерское хозяйство.
Уметь:
– приводить примеры предпринимательской
деятельности;
– характеризовать предпринимательскую этику;
– высказывать суждения о роли малого бизнеса.
Знать понятия и термины: предпринимательство,
бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе,
менеджер, предприниматель, наемный работник,
риск в бизнесе
мини-
сочинение
«Роль
малого
бизнеса в
экономике
страны»
§16
22
Роль государства в
экономике
Способы воздействия государства на
экономику Налоги, их виды,
значение налогов
Уметь:
– называть способы воздействия государства на
экономику;
– сравнивать государственное и рыночное
регулирование экономики.
Знать понятия и термины: государство,
экономическая роль государства, налоги, источник
доходов государства, налогообложение, прямые и
косвенные налоги, подоходный и прогрессивный
налог
работа с
документом
эссе «Могут
ли налоги
быть
справедливы
ми?»
§17
23
Распределение
доходов
Неравенство доходов.
Перераспределение доходов.
Экономические меры социальной
поддержки населения
Уметь давать оценку источникам дохода
граждан, знать основные понятия темы
Задания с
докум.
§18
24
Потребление
Потребление. Семейное
потребление. Страховые услуги,
предоставляемые гражданам.
Экономические основы защиты прав
потребителя
Уметь
характеризовать бюджет семьи, основы
защиты прав потребителей
Знать основные понятия и термины темы
Познав.
задания
§19
25
Инфляция и
семейная экономика
Реальные и номинальные доходы.
Инфляция. Банковские услуги,
предоставляемые гражданам. Формы
сбережения граждан.
Потребительский кредит
Уметь характеризовать причины
инфляции. Знатьпонятия и термины:
государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и
расходы, внешний и внутренний долг, дефицит
бюджета
Пробл.задан
ие
§20
26
Безработица, ее
причины и
последствия
Труд: сущность, виды труда,
значение труда. Рабочая сила и
рынок труда.Безработица
, ее
причины и последствия
Уметь:
– называть нормы правового регулирования
трудовых отношений, нормы трудовой этики;
– объяснять понятие «занятость» и причины
безработицы.
Знать понятия и термины: труд, заработная плата,
безработица, рабочая сила, занятость, страхование
безработицы
Термин.дикт
ант
§21
27
Мировое хозяйство и
международная
торговля
Обмен. Мировое хозяйство.
Международная торговля. Обменные
курсы валют. Внешнеторговая
политика
Уметь приводить примеры межд.торговли, опираясь
на факты, знать понятия и термины мировое
хозяйство, МВФ, ВТО, ЕС, межд.разделение труда,
протекционизм, фритрейдерство, валютный курс
Познав.
Задания«Вне
шнеторговая
политика»
§22
28
Экономическая
сфера
Сущность и структура экономики.
Рынок в условиях переходного
периода. Роль государства в
экономике.
Труд, занятость, безработица
Уметь: – объяснять роль экономики в жизни
общества;
– характеризовать сущность
и структуру экономики;
– приводить примеры действия государства на
экономику.
Знать понятия и термины: рыночная экономика,
государственное регулирование экономики,
социальные программы
тест
С.178-181
29
Социальная
структура общества
Строение общества. Социальная
мобильность. Социальный
конфликт, пути его
разрешения.Конфликт и его
составляющие.
Классификация конфликтов.
Уметь: объяснять и
характеризовать сущность
социальной структуры;
– называть основные социальные
нормы;
– сравнивать пути решения
социальных конфликтов;
выделять в тексте оценочные
Уст.вопросы,
сопоставить
понятия «конфликт»,«драка»,
«разборка», «дуэль», «ссора»,
«диспут», «война», «турнир»,
«побоище». Обобщить в виде
таблицы
§23
суждения
Знать понятия и термины:
предмет конфликта, субъекты,
повод, причины, цель, масштаб,
формы конфликта, типичный
конфликт,
30
Социальные статусы
и роли
Социальная роль и социальный
статус Большие и малые
социальные группы. Формальные
и неформальные группы.
Уметь характеризовать
социальный статус и социальные
отношения;
– выделять в тексте оценочные
суждения о социальном статусе.
Знать понятия и
терминысоциальная группа,
социальные отношения, статус,
роль
Пробл.зад.
§24
31
Нации и
межнациональные
отношения
Этнические группы.
Межнациональные отношения.
Отношение к историческому
прошлому, традициям, обычаям
народа. Взаимодействие людей в
многонациональном и
многоконфессиональном
обществе.
Уметь приводить примеры
больших и малых социальных
групп, их взаимодействия;
находить в учебной литературе
оценочные суждения
о национальных проблемах.
Знать понятия и термины: этнос,
этническое самосознание, семья,
род, клан, племя, народность,
нация, взаимодействие народов,
этноцентризм, национальная
нетерпимость, толерантность
Мини-проект «В едином мире»
§25
32
Отклоняющееся
поведение
Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и
общества. Социальная значимость
здорового образа жизнь
Уметь выделять опасные
формы отклоняющегося
поведения, причины их. Знать
основные понятия и термины
темы
Схема «Ответственность
несовершеннолетних»
§26
33
Социальная сфера
Основные понятия по разделу
Уметь: называть основные
направления социальной
политики на современном этапе
тест
«Социальная сфера»
российского общества;
характеризовать социальные
отношения
34
Итоговое занятие по
курсу
«Обществознание».
Основные понятия по разделам
курса
Знать основные понятия по
разделам курса, уметь давать
оценочные суждения
Собесед.
Учебник: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова. Обществознание. 8 класс. – М: Просвещение, 2011.
8 класс
2
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№
п/п
Тема
урока
Кол-
во
часов
Тип
урока
Элементы содержания
Требования
к уровню подготовки
обучающихся
Вид
контроля.
измерители
Эле-
менты
дополни-
тельного
содержания
Домашнее
задание
Дата
проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
Введение
1
Изучение
нового
материала
Знакомство с курсом
«Обществознание».
Гуманизм как принцип
отношений к окружающей
действительности
Знать термины, общие
представления об обществознании.
Уметь отвечать на поставленные
вопросы, высказывать собственное
мнение
Беседа
С. 4–65,
словарь.
Темы
сообщений:
1. Человек
глазами
древних
мудрецов.
2. Человек –
гордость
Вселенной.
3. Гуманизм:
за и против
03.
09
Глава 1. Личность и общество (4 часа)
2
Быть
лич-
ностью
1
Изучение
нового
материала
Человек. Индивид.
Личность. Жизненные
ценности и ориентиры.
Становление личности
Уметь давать определение понятий;
высказывать свое мнение; работать с
текстом учебника; отвечать на
поставленные вопросы
Устный
опрос,
составить
словарь темы
Социали-
зация
индивида
§ 1,
задания,
с. 13
10.
09
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
3
Общество как
форма
жизнедеятельност
и людей
1
Комбинированный
Что мы называем
обществом. Основные
сферы жизни общества.
Ступени развития
общества
Знать, какое значение имеет
понятие «общество»; какую роль в
жизни человека играют социальные
нормы.
Уметь анализировать, объяснять
смысл основных понятий;
определять ступени развития
общества
Опрос.
Письменные
задания
§ 2,
задания,
с. 19–20
17.
09
4
Развитие общества
1
Комбинированный
Изменчивость и
стабильность. Реформы
и реформаторы. Развитие
человечества в XXI веке.
Глобальные проблемы
современности
Знать, в чем выражается
эволюционный характер развития
общества.
Уметь характеризовать
воздействие социальной
революции на общественное
развитие; находить отличие реформ
Опрос.
Письменные
задания
Эволюция
и революция
§ 3,
задания,
с. 26–27
24.
09
от революций; называть
последствия, к которым ведет
процессглобализации
5
Личность
и общество
1
обобщение
и систематизация
знаний
Личность. Социали-
зация личности.
Общество как форма
жизнедеятельности
людей. развитие
общества. Движущие
силы общественного
развития
Знать основные этапы
эволюционного развития общества.
Уметь характеризовать
общество как форму
жизнедеятельности людей;
сравнивать суждения об обществе и
чело-веке, выявлять их общие
черты и различия; работать
Опрос.
Письменные
задания.
Решение
познавательны
х
задач
01.
10
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
с текстом учебника, выделять главное;
использовать ранее изученный
материал для решения познавательных
задач
Глава II. Сфера духовной культуры (8 часов)
6
Сфера
духовной
жизни
1
Комбинированны
й
Духовная сфера общества.
Культура личности и
общества. Тенденции
развития культуры в
современной России
Знать, что включает в себя понятие
«культура».
Уметь характеризовать развитие
культуры в современной России,
духовную жизнь современного
общества; осуществлять поиск
социальной информации по заданной
теме; различать в социальной
информации факты и мнения
Опрос.
Письменные
задания.
Работа
с
документами
§ 4,
задания,
с. 36
08.
10
7
Мораль
1
Комбинированны
й
Мораль, нравственность.
Основные ценности и
нормы морали. Добро и зло
Знать, что такое мораль и зачем она
нужна людям; почему гуманизм
считается высшей моральной
ценностью.
Уметь определять, в каких
поступках проявляется любовь к
ближнему; использовать
приобретенные знания для выполнения
практических и творческих заданий
Опрос.
Письменные
задания.
Творческое
задание
§ 5,
задание,
с. 44–45
15.
10
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
8
Долг
и совесть
1
Комбинированный
Что такое долг. Долг
общественный и долг
моральный.
Совесть. Совесть
как требование своих
собственных постыдных
поступков
(Демокрит)
Знать, что такое долг, совесть
и объективные обязанности.
Уметь анализировать, делать
выводы, отвечать на вопросы,
высказывать собственную точку
зрения; работать с текстом учебника,
выделять главное; использовать
ранее изученный материал для
решения познавательных задач и
выполнения творческих заданий
Опрос.
Письменные
задания.
Творческое
задание
§ 6,
задание,
с. 51–52
22.
10
9
Моральный
выбор – это
ответственность
1
Комбинированный
Моральный выбор.
Свобода – это
ответственность.
Моральные знания и
практическое поведение
личности. Основные
принципы и формы морали
Знать, в чем выражается свобода
выбора.
Уметь определять, как связаны
свобода и ответственность;
оценивать поведение людей с точки
зрения моральных норм общества;
используя приобретенные ранее
знания, решать проблемные задания
Фронтальная
беседа.
Проблемные
задания
§ 7,
задания,
с. 58–59
29.
10
10
Образование
1
Комбиниро-
ванный
Приоритетность
образования.
Возрастающая
значимость
образования в
условиях
информационного
общества.
Знать, в чем заключается
приоритет образования;
основные элементы системы
образования в России.
Уметь объяснять, почему
в информационном обществе
Опрос.
Работа
с
документами
§ 8,
задания,
с. 66–67
12.
11