Напоминание

Преподавание химии в профильных классах


Автор: Русецкая Ольга Порфирьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Программа элективного предмета "Химия в задачах и упражнениях, 10 класс".
Тема: Преподавание химии в профильных классах
Раздел: полное образование





Назад




Рабочая программа по элективному учебному предмету

«Химия в задачах и упражнениях»

для 10 -11 классов (профильного обучения)

1 час в неделю (всего: 69 часов; в 10 классе - 35 часов; в 11 классе – 34 часа)

Автор-составитель: Русецкая Ольга Порфирьевна, учитель МБОУ СОШ №7, г. Ноябрьск

1.

Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному учебному предмету по химии «Химия в задачах и

упражнениях»

составлена

на

основе

федерального

компонента

государственных

образовательных стандартов общего образования, примерной программы среднего (полного)

общего образования по химии (профильный уровень). (Примерная программа среднего

(полного) общего образования по химии. Профильный уровень. - // Т.Б. Васильева, И.Н.

Иванова. Химия. Естествознание. Содержание образования: сборник нормативно-правовых

документов и методических материалов. – М.: Вентана - Граф, 2007. – С. 96-114.

(Современное образование)) с учетом авторской программы элективного предмета «Химия в

задачах и упражнениях» Г.Г. Куковой (Программы элективного предмета «Химия в задачах

и упражнениях». Химия. 10 -11 классы: сборник элективных курсов/ авт. – сост. Г.Г. Кукова.

– Волгоград: Учитель, 2009. – 112 с.), требований к результатам освоения ОП СОО МБОУ

СОШ № 7.

Общая характеристика элективного учебного предмета

Предлагаемый элективный учебный предмет рассчитан на учащихся 10-11 классов

(два года обучения), которые сделали выбор соответствующего направления в обучении,

проявляют интерес к химии и планируют сдавать единый государственный экзамен.

Теоретической базой является курс основной и старшей школы. Расширяя и углубляя знания,

полученные на профильном уровне, учащиеся совершенствуют умения и навыки по

решению расчетных задач и упражнений (типовых и повышенного уровня сложности в том

числе, комбинированных). Типы расчетных задач, включенных в данный предмет,

соответствуют примерной программе среднего (полного) общего образования по химии

(профильный уровень).

В качестве основной формы организации учебных занятий

предлагается проведений семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического

материала, а также решение задач и упражнений по данной теме. Для повышения интереса к

теоретическим вопросам и закрепления изученного материала, предусмотрены уроки-

практикумы по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между

классами неорганических и органических веществ и составлению расчетных задач, с

указанием способов их решения.

При разработке программы элективного учебного предмета акцент сделан на те вопросы,

которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются недостаточно

полно или не рассматриваются совсем, но входят в нормативные документы единого

государственного экзамена. Задачи и упражнения подобраны, так что занятия по их решению

проходят параллельно с изучаемым материалом на уроках. Большинство задач и упражнений

взято из материалов, предоставленных Федеральным институтом педагогических измерений

(ФИПИ), что позволяет подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. Формы контроля над уровнем

достижений учащихся - текущие и итоговые контрольные работы.

Цель курса:

расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по

решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и

самостоятельности.

Задачи курса:

закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению

при решении задач и упражнений;

исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить

способы решения комбинированных задач;

формировать целостное представление о применении математического аппарата

при решении химических задач;

развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;

способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной

работы

создать учащимся условия в подготовке к сдаче ЕГЭ.

Место элективного учебного предмета в учебном плане

Элективный учебный предмет «Химия в задачах и упражнениях» относится к

предметной области «Естественно-научные предметы».

Реализуется за счет часов учебного плана, составляющих часть, формируемую

участниками образовательных отношений.

Программа рассчитана на 69 ч. (1 час в неделю): в 10 классе- 35 часов; в 11 классе – 34 часа.

Годовая промежуточная аттестация проводится в соответствии с положением о

формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной

аттестации учащихся, в форме утвержденной учебным планом на 2020-2021 учебный год.

2.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения элективного предмета ученик должен

Знать/понимать

Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,

масса атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая

диссоциация, гидролиз, электролиз, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота

образования, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет,

функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия.

Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон,

закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в

кинетике и термодинамике.

Классификацию и номенклатуру: неорганических и органических соединений.

Уметь

Называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.

Определять: валентность и степень окисления химических элементов, характер среды

в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия

под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к

различным классам органических соединений.

Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.

Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием

различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий,

компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).

3.

Содержание учебного элективного предмета

10 класс

Введение

(1час). Цели и задачи курса. Роль и место расчетных задач в системе обучения

химии и практической жизни.

Тема 1.

Расчеты по химическим формулам

(10 часов)

Основные понятия и законы химии. Вещество, химический элемент, атом, молекула.

Закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава, закон Авогадро. Количество

вещества, моль, молярная масса, молярный объем газов. Массовая доля. Вычисление

массовой доли химического элемента в соединении. Вывод химической формулы вещества

по массовым долям элементов. Относительная плотность газов. Установление простейшей

формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и

относительной плотности вещества. Вывод формулы вещества по относительной плотности

газов и массе (объему или количеству) продуктов сгорания.

Тема 2.

Вычисления по уравнениям химических реакций (22часа)

Химические реакции. Уравнения химических реакций. Вычисление массы (количества,

объема) вещества по известной массе (количеству, объему) одного из вступивших в реакцию

или получившихся веществ. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения

реакций. Расчеты теплового эффекта реакции по данным о количестве (массе, объему)

одного из участвующих в реакции веществ и количеству выделяющейся или

поглощающейс

я

теплоты. Вычисление массы (

количества, объема) продукта реакции, если одно из исходных

веществ дано в избытке.

Химические свойства углеводородов и способы их получения.

Схемы превращений, отражающие генетическую связь между углеводородами: открытые,

закрытые смешанные.

Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного

вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.

Вычисление массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически

возможного.

Вычисление процентного состава смеси веществ, вступивших в реакцию.

Схемы превращений, отражающие генетическую связь между классами органических

соединений (составить уравнения соответствующих реакций)

Практикум: составление схем превращений, отражающих генетическую связь между

классами органических соединений.

Решение комбинированных задач.

Резервное время – 2 часа.

11 класс

Тема 1. Химический элемент (3 часа)

Строение и состав атома. Составление электронных и электронно-графических формул

атомов химических элементов. Валентность и степень окисления химических элементов.

Периодический закон. Сравнительная характеристика химических элементов по их

положению в порядковой системе химических элементов и строению атома.

Тема 2. Вещество (9 часов)

Постоянная Авогадро. Вычисление структурных единиц в определённом количестве, массе

или

объёме

вещества.

Уравнение

Менделеева

-

Клайперона.

Способы

выражения

концентрации растворов (массовая, молярная) Правило смешения растворов, («правило

креста»). Кристаллогидраты.

Тема 3. Химические реакции (12 часов)

Генетическая

связь

между

классами

неорганических

и

органических

веществ.

Термохимические уравнения реакций. Тепловой эффект реакции. Закон Гесса. Энтальпия

реакций. Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия.

Реакции в растворах электролитов. Гидролиз солей, рH растворов.

Тема 4. Познание и применение веществ (10 часов)

Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходящего

вещества, содержащего примеси.

Вычисление массы (объёма) компонентов смеси веществ полностью или частично

взаимодействующие с реагентом.

Электролиз расплавов и растворов солей. Стереометрические схемы реакций и расчёты по

ним.

Расчетные задачи

(Примерная программа среднего (полного) общего образования по

химии. Профильный уровень):

Вычисление массовой доли химического элемента в

соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических

элементов. Расчет объемных отношений газов при химических реакциях. Вычисление массы

или объема газов по известному количеству вещества по данным о количестве одного из

участвующих в реакции веществ. Расчет теплового эффекта по данным о количестве

вещества одного из вступивших в реакцию веществ и выделившейся (поглощенной) теплоты.

Вычисление по уравнениям, когда одно из веществ взято в избытке. Вычисление массы,

объема или количества вещества по известной массе или объему исходного вещества,

содержащего примеси. Определение выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Расчет энтальпии реакции. Расчет массы или объема растворенного вещества и растворителя

для приготовления определенной массы или объема раствора с заданной концентрацией

(массовой, молярной, моляльной).

Нахождение молекулярной формулы газообразного

углеводорода по его плотности и массовой доле элементов или по продуктам сгорания.

Последовательность изучения разделов и тем программы, распределение учебных

часов по разделам и темам из расчёта максимальной учебной нагрузки, количество

контрольных, практических, лабораторных работ раскрывается в учебно-тематическом

плане. Учебно-тематический план составляется на весь срок обучения.

Название раздела

Количество

часов

В том числе

Контрольные

работы

Практические

занятия

10 класс

1.

Введение.

Роль

и

место

расчетных

задач

в

системе

обучения и практической жизни

1

-

2.

Расчеты

по

химическим

формулам

10

1

-

3.

Вычисления

по

уравнениям

химических

реакций

и

выполнение упражнений

22

1

--

4.

Резервное время

2

2

-

Итого

35

-

11 класс

1.

3Химический элемент

3

2.

4Вещество

9

1

3.

5Химические реакции

12

1

1

4.

Познание и применение веществ

10

1

5.

Итого (11 класс)

34

2

2

6.

Итого (курс)

69

2

2

7.

4.Тематическое планирование 10 класс

№ Дата по

плану

Дата по

факту

Наименование темы

Количест

во часов

Примечание

1.

Вводный инструктаж по охране труда и технике

безопасности. Введение. Роль и место расчетных

задач в системе обучения и практической жизни

1

1.

Расчеты по химическим формулам – 10 часов

2.

Вычисления с использованием понятий: количество

вещества, число Авогадро, молярная масса, молярный

объем

1

3.

Вычисление массовой доли химического элемента в

соединении и вывод формулы вещества по массовым

долям элементов в нем

1

4.

Установление простейшей формулы вещества по

массовым долям элементов с использованием

абсолютной и относительной плотности вещества

1

5.

Вывод формулы вещества по относительной плотности

и массе (объему или количеству) продуктов сгорания

1

6.

Использование метода электронного баланса для ОВР

различных типов

1

7.

Использование метода электронного баланса для ОВР

различных типов

1

8.

Решение комбинированных задач на вывод химических

формул с учетом анализа химических уравнений

1

9.

Обобщение, систематизация умений. Решение задач по

теме

1

10.

Контрольная работа по теме № 1 «Расчеты по

химическим формулам»

1

2. Вычисления по уравнениям химических реакций и выполнение упражнений -22 часа

11.

Расчеты теплового эффекта реакции по данным о

количестве одного из вступивших в реакцию или

получившихся веществ

1

12.

Вычисления массы (количества, объема) вещества по

известному количеству, массе, объему одного из

вступивших в реакцию или получившихся веществ

13.

Вычисление массы (объема, количества вещества)

продукта реакции, если одно из реагирующих веществ

взято в избытке

1

14.

Урок-практикум по составлению расчетных задач по

уравнениям реакции

1

15.

Схемы превращений, отражающих генетическую связь

между углеводородами: открытые, закрытые,

смешанные

1

16.

Схемы превращений, отражающих генетическую связь

между углеводородами: открытые, закрытые,

смешанные

1

17.

Схемы превращений, отражающих генетическую

взаимосвязь между углеводородами: открытые,

закрытые, смешаные.

18.

Урок-практикум по составлению схем-превращений,

отражающих генетическую связь между

углеводородами

1

19.

Вычисление массы (объема, количества вещества)

продукта реакции по известной массе исходного

вещества, содержащего примеси

1

20.

Вычисление массовой или объемной доли выхода

продукта реакции от теоретически возможного

1

21.

Вычисление состава смеси веществ (в%) вступившей в

реакцию

1

22.

Схемы превращений, отражающих генетическую

взаимосвязь между углеводородами и

кислородосодержащими органическими соединениями:

открытые, закрытые, смешанные

1

23.

Схемы превращений, отражающих генетическую

взаимосвязь между углеводородами и

кислородосодержащими органическими соединениями:

открытые, закрытые, смешанные

1

24.

Схемы превращений, отражающих генетическую

взаимосвязь между углеводородами и

кислородосодержащими органическими соединениями:

открытые, закрытые, смешанные

1

25.

Урок-практикум по составлению схем превращений,

отражающих генетическую взаимосвязь между

углеводородами и кислородосодержащими

органическими соединениями

1

26.

Обобщение и систематизация знаний по теме № 2

«Вычисления по химическим уравнениям»

1

27.

Контрольная работа № 2 по теме: «Вычисления по

химическим уравнениям»

1

28.

Схемы превращений по теме: «Азотосодержащие

органические соединения»

1

29.

Схемы превращений по теме: «Азотосодержащие

органические соединения»

30.

Решение комбинированных задач

1

31.

Решение комбинированных задач

1

32.

Решение комбинированных задач

1

33.

Обобщение, систематизация знаний по курсу

органической химии (решение задач и упражнений)

1

Резервное время – 2 часа

34.

Обобщение, систематизация знаний по курсу

органической химии (решение задач и упражнений).

Итоговое занятие

Итоговое занятие

2

35.

4.

Тематическое планирование, 11 класс

№ Дата по

плану

Дата по

факту

Наименование темы

Количест

во часов

1.

Химический элемент – 3 часа

36.

Инструктаж по охране труда и технике

безопасности при работе в кабинете химии.

Строение атома. Изотопы. Составление

электронных и электронно-графических формул

атомов химических элементов

1

37.

Валентность и степень окисления

1

38.

Периодический закон. Сравнительная

характеристика химических элементов по их

положению в периодической системе и

строению атома

1

2.

Вещество – 9 часов

39.

Задачи на расчёты масс, объёма веществ и числа

частиц в этих веществах

1

40.

Расчёты с применением уравнения Менделеева –

Клайперона

1

41.

Задачи с использованием разных способов

выражения концентрации растворов

1

42.

Расчёты, связанные с приготовлением

растворов. Правило смешения растворов,

(«правило креста»)

1

43.

Расчёты, связанные с приготовлением

растворов. Правило смешения растворов,

(«правило креста»)

1

44.

Кристаллогидраты

1

45.

Обобщение и систематизация знаний по темам

№1, 2 (Химический элемент, Вещество)

1

46.

Контрольная работа №1 по темам:

«Химический элемент», «Вещество»

1

47.

Анализ контрольной работы

1

3.

Химические реакции – 12 часов

48.

13

Цепочки превращений, отражающие

генетическую связь между классами

неорганических и органических веществ

1

49.

14

Цепочки превращений, отражающие

генетическую связь между классами

неорганических и органических веществ

1

50.

15

Расчёты по термохимическим уравнениям

реакций. Тепловой эффект химической реакции.

Закон Гесса

1

51.

16

Вычисление скорости химической реакций.

Расчёты, связанные с использованием понятия

«температурный коэффициент химической

реакции»

1

52.

17

Практическая работа № 1.

Гидролиз солей.

1

53.

Химическое равновесие

1

54.

Упражнение в составлении уравнений реакций,

1

идущих в растворах электролитов

55.

Урок-практикум: составление и решение схем

превращений неорганических веществ в

растворах электролитов

1

56.

Урок – практикум: определение рH растворов,

составление уравнений реакций гидролиза солей

1

57.

Обобщение и систематизация знаний по теме

№3 «Химическая реакция»

1

58.

Контрольная работа №2 по теме: «Химические

реакции»

1

59.

Анализ контрольной работы

1

4.

Познание и применение веществ – 10 часов

60.

Вычисление массы и объёма продуктов реакции

по известной массе или объёму веществ,

содержащих примеси

1

61.

Задачи на вычисление массы (объёма)

компонентов смеси веществ,

взаимодействующих с реагентом или частично

взаимодействующих

1

62.

Задачи на вычисление массы (объёма)

компонентов смеси веществ,

взаимодействующих с реагентом или частично

взаимодействующих

1

63.

Электролиз

1

64.

Практическая работа № 2. Реакции ионного

обмена

1

65.

Решение задач с использованием

стехиометрических схем

1

66.

Решение задач с использованием

стехиометрических схем

1

67.

Решение комбинированных задач

1

68.

Решение комбинированных задач

1

69.

Обобщение, систематизация знаний по курсу

неорганической химии (решение задач и

упражнений). Итоговое занятие

1



В раздел образования