Автор: Владимирова Наталия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 1519
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Техника ФлюидАрт в направлении Арт-Терапии.
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка для
.
воспитателей детского сада
Флюид-Арт (прим. с англ. «жидкое исскуство» – это техника рисования
жидким акрилом. Данный вид рисования – абстрактная живопись,
основанный на рисовании акриловой краской, которой придают жидкую,
текучую консистенцию с помощью клея ПВА в соотношении 1:1. В Флюид-
Арте есть интересная техника акриловой заливки под названием
«Перевернутый стакан», в этой технике краску разных цветов переливают в
общий стакан, формируя красочные слои и наносят на холст путем
переворачивания стакана. В зависимости от выбора цветов и добавок, каждый
холст получается уникальным, создавая разные эффекты.
Акриловая заливка – искусство абстрактное, полученный однажды результат
невозможно повторить, ведь игра красок, глубина картины настолько меняется,
что каждый раз складываются по новому.
Флюид-Арт – один из наиболее популярных видов современного творчества.
Откуда же появилась техника «жидкий акрил»? Несмотря на то, что
популярность данного вида живописи выросла совсем недавно, сама же
техника существует ещё с 1930-х годов. Американский художник Давид
Альфаро Сикейрос неожиданно обнаружил необычные эффекты при
взаимодействии текучих красок друг с другом, назвав свой результат
«случайной живописью». Сикейрос видел в работах особую взаимосвязь между
наукой и искусством, сложностью и красотой. Сегодня же, данная техника
привлекает людей своей непохожестью ни на какой другой вид живописи,
своей глубиной и уникальностью.
В современном мире большое внимание уделяется развитию творческих
способностей у детей дошкольного и школьного возраста. Чаще всего
дошкольники имеют богатейшие возможности для развития разнообразных
творческих способностей.
Флюид-Арт позволяет создать положительный эмоциональный настрой у
ребенка, облегчить процесс коммуникации не только со сверстниками, но и со
взрослыми. Совместное участие ребенка с родителем в данной художественной
деятельности способствует созданию отношения взаимного принятия.
Способствует творческому самовыражению, освобождению от негативных
эмоций, развития воображения, повышает адаптационные способности ребенка
к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные
состояния и их проявления.
Арт-терапия – направление в психотерапии и психологической коррекции,
основанное на применении для терапии искусства и творчества. Активное
использование искусства как терапевтического фактора и тренинга
эмоциональной сферы не только помогает детям, но и даёт педагогу-психологу
толчок для представления чёткой картины об эмоциональном фоне ребенка,
также помогает раскрыть ребенка с другой стороны, посредством выбора
цветов для создании абстракции, ведь каждый цвет имеет свою психологию.
Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои эмоции, мысли,
чувства, настроения в процессе творчества. Среди всех направлений арт-
терапии наиболее распространенно применение у педагогов такое направление,
как изотерапия.
Изотерапия – одно из самых популярных направлений арт-терапии. Ее суть
– использование изобразительного искусства в педагогических и
терапевтических целях. Обычно это - рисование.
Изотерапия распространена при работе с детьми (чаще всего с
дошкольниками и младшими школьниками), однако она очень эффективна и
для взрослых. Она популярна в практике социальной психологии,
псикоррекции, медицинской психологии, психиатрии. Занятия проводятся
индивидуально или в группах. Рисование позволяет снять стресс, получить
удовольствие от созидания, успокоиться, оно развивает фантазию и творческое
начало. А педагог-психолог получает массу полезной информации о ребенке,
его чувствах, мыслях, страхах и .т.д.
Показания к проведению:
тревожность, стрессы, депрессия;
эмоциональная скованность;
плохое настроение, эмоциональная неустойчивость;
ощущение одиночества;
конфликты со сверстниками, родителями, братьями и сестрами;
импульсивность;
страхи, фобии, панические состояния;
проблемы в семье, недостаток внимания со стороны родителей;
пониженная самооценка;
Какие проблемы решает изо-терапия?
Основная цель изотерапии – избавить ребенка от таких проблем, как:
неспособность выражать чувства и эмоции, психологическая
«зажатость», нервозность, агрессивность, страхи;
неуравновешенность, ревность;
неустойчивое поведение;
хронические стрессы;
недопонимание в семье;
отсутствие развития творческого потенциала, скрытых возможностей и
ресурсов.
В большинстве своём дети очень любят рисовать. Для них это один из
немногих способов выразить собственные мысли. Зачастую малыши ещё даже
говорить толком не умеют, но уже с удовольствием пачкаются в краске и
создают собственные, понятные только им, шедевры. Каждый детский рисунок
наделён огромным количеством символов. По каждой нарисованной детали
можно многое сказать о внутреннем мире ребёнка, его чувствах и
представлениях об окружающем мире. Но настроение и переживания ярче
всего видны в использовании цветов. Предпочтение того или иного цвета
является диагностическим параметром и используется в профессиональной
психологической диагностике. Одним из самых известных цветовых тестов
является тест Люшера, что несомненно очень помогает педагогам-психологам в
ДОУ.
Тема: Организованная образовательная деятельность «Арт-терапия для детей
с приёмами Флюид-Арта».
Цели:
- Коррекция эмоциональной сферы дошкольника, нормализация поведения;
- Развивать у ребенка умение выражать свои чувства с помощью сочетания
различных цветов, создавая абстракционный рисунок;
- Нахождение точки равновесия и гармонизации личности;
- Развивать воображение.
Задачи:
- Учить создавать абстракцию, используя всю площадь холста;
- Дать каждому ребенку возможность экспериментировать с цветами,
закреплять освоенные навыки и умения;
- Развивать художественный вкус, фантазию при создании работы,
воспитывать у детей стремление доставлять себе и окружающим радость от
проделанной работы, и от полученного результата.
Развивающие задачи:
- Развивать навыки создания несложной композиции;
- Развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику рук.
- Подбирать цвета гармоничные и приятные ребенку.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к художественному творчеству в технике Флюид-Арт;
- Способствовать формированию умения контролировать весь ход работы;
- Продолжать учить детей проделывать свою работу аккуратно, доводя свой
замысел до конечного результата;
- Развивать у ребенка чувство цвета; а также эстетический вкус;
- Воспитывать аккуратность и терпение.
Материалы к занятию:
- Холст или картон, размер: 15х15;
- Акриловые краски разных цветов, предварительно разбавленные клеем
ПВА до жидкого состояния;
- Пластиковый стаканчик.
- Трубочки.
Для воспитателя: готовая работа для демонстрации, релакс-музыка.
Содержание занятия:
Организационный. Приветствие. Проверка готовности детей к занятию, все
материалы и оборудование заранее подготовлено воспитателем (такие, как:
стаканчики с разбавленной до жидкого состояния акриловой краской разных
цветов; холст/картон).
Теоретический. Педагог рассказывает детям о том, что такое «ФлюидАрт»,
рассказывает про художников-абстракционистах и о необычности способа
данного рисования.
Проговариваются основные этапы ФлюидАрта.
Практический.
Этапы работы: Детям на выбор предоставляется 12 цветов жидкого акрила в
стаканчиках, каждый ребенок должен выбрать по 4 цвета, основным должен
быть белый. В один стаканчик поэтапно вливается краска (к примеру: в
основной белый вливается синий, зелёный, фиолетовый.), получатся так, что
краска не смешивается в стаканчике, а идет слоями.
Далее ребенок переворачивает стаканчик с красками на холст, немного ждет
и отпускает стаканчик, после чего ребенок аккуратно поворачивает холст,
чтобы краска равномерно распределилась. Можно использовать трубочку и
воздухом распределять краску, получая новые, необыкновенные узоры.
После высыхание, абстракционную картину можно украсить, это могут быть
блестки, наклейки, также ребенок может придумать и нарисовать то, что
видит на данной абстракции.
Педагог-психолог посмотрев работы детей, сможет оценить по цветовому
выбору ребенка настроение в котором находится ребенок и понять его
внутренние переживания.
После арт-терапии в технике ФлюидАрт можно предложить детям поиграть в
игру с определением настроения.
Каждый знает без сомнения,
Что такое настроение.
Иногда мы веселимся,
Иногда скучаем мы,
Часто хочется взбодриться,
Но бываем и грустны.
Очень странное явление –
Перемена настроения.
Всем на свете важно знать,
Что не стоит унывать.
Поскорее собираемся –
В край чудесный отправляемся!
Дети садятся на стульчики по кругу.
А сейчас мы побываем в краю хорошего настроения. Я научу вас
раскрашивать свое настроение. Оказывается, каждое настроение имеет свой
цвет.
Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу.
Получился цветочек.
Каждый лепесток – разное настроение:
красный – бодрое, активное настроение –
хочется прыгать, бегать, играть в игры;
желтый – веселое настроение –
хочется радоваться всему;
зеленый – общительное настроение –
хочется дружить
синий – спокойное настроение –
хочется спокойно поиграть, послушать
интересную книгу, посмотреть в окно;
коричневый – сердитое настроение –
я злюсь, я обижен;
черный – грустное настроение –
мне грустно, я расстроен.
- Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета
сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.
Дети обозначают цветом свое настроение.
Упражнение на релаксацию.
- Радостному настроению помогает расслабление.
Сядьте поудобнее (можно лечь). Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза,
погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень
хорошая».
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого
прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит
солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как
солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце,
воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы
спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы
наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А
теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо
отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не
покинут вас в течение всего дня.
Рефлексия: Педагог задает детям вопросы по прошедшему занятию (всё ли
понравилось, довольны ли вы своей работой и т.д.), каждый ребенок делится
своими впечатлениями, мыслями, чувствами, которые вызвало занятие.
Педагог благодарит детей за проведенную работу, дети благодарят друг
друга.