Напоминание

Техника ФлюидАрт в направлении Арт-Терапии.


Автор: Владимирова Наталия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 1519
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Техника ФлюидАрт в направлении Арт-Терапии.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка для

.

воспитателей детского сада

Флюид-Арт (прим. с англ. «жидкое исскуство» – это техника рисования

жидким акрилом. Данный вид рисования – абстрактная живопись,

основанный на рисовании акриловой краской, которой придают жидкую,

текучую консистенцию с помощью клея ПВА в соотношении 1:1. В Флюид-

Арте есть интересная техника акриловой заливки под названием

«Перевернутый стакан», в этой технике краску разных цветов переливают в

общий стакан, формируя красочные слои и наносят на холст путем

переворачивания стакана. В зависимости от выбора цветов и добавок, каждый

холст получается уникальным, создавая разные эффекты.

Акриловая заливка – искусство абстрактное, полученный однажды результат

невозможно повторить, ведь игра красок, глубина картины настолько меняется,

что каждый раз складываются по новому.

Флюид-Арт – один из наиболее популярных видов современного творчества.

Откуда же появилась техника «жидкий акрил»? Несмотря на то, что

популярность данного вида живописи выросла совсем недавно, сама же

техника существует ещё с 1930-х годов. Американский художник Давид

Альфаро Сикейрос неожиданно обнаружил необычные эффекты при

взаимодействии текучих красок друг с другом, назвав свой результат

«случайной живописью». Сикейрос видел в работах особую взаимосвязь между

наукой и искусством, сложностью и красотой. Сегодня же, данная техника

привлекает людей своей непохожестью ни на какой другой вид живописи,

своей глубиной и уникальностью.

В современном мире большое внимание уделяется развитию творческих

способностей у детей дошкольного и школьного возраста. Чаще всего

дошкольники имеют богатейшие возможности для развития разнообразных

творческих способностей.

Флюид-Арт позволяет создать положительный эмоциональный настрой у

ребенка, облегчить процесс коммуникации не только со сверстниками, но и со

взрослыми. Совместное участие ребенка с родителем в данной художественной

деятельности способствует созданию отношения взаимного принятия.

Способствует творческому самовыражению, освобождению от негативных

эмоций, развития воображения, повышает адаптационные способности ребенка

к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные

состояния и их проявления.

Арт-терапия – направление в психотерапии и психологической коррекции,

основанное на применении для терапии искусства и творчества. Активное

использование искусства как терапевтического фактора и тренинга

эмоциональной сферы не только помогает детям, но и даёт педагогу-психологу

толчок для представления чёткой картины об эмоциональном фоне ребенка,

также помогает раскрыть ребенка с другой стороны, посредством выбора

цветов для создании абстракции, ведь каждый цвет имеет свою психологию.

Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои эмоции, мысли,

чувства, настроения в процессе творчества. Среди всех направлений арт-

терапии наиболее распространенно применение у педагогов такое направление,

как изотерапия.

Изотерапия – одно из самых популярных направлений арт-терапии. Ее суть

– использование изобразительного искусства в педагогических и

терапевтических целях. Обычно это - рисование.

Изотерапия распространена при работе с детьми (чаще всего с

дошкольниками и младшими школьниками), однако она очень эффективна и

для взрослых. Она популярна в практике социальной психологии,

псикоррекции, медицинской психологии, психиатрии. Занятия проводятся

индивидуально или в группах. Рисование позволяет снять стресс, получить

удовольствие от созидания, успокоиться, оно развивает фантазию и творческое

начало. А педагог-психолог получает массу полезной информации о ребенке,

его чувствах, мыслях, страхах и .т.д.

Показания к проведению:

тревожность, стрессы, депрессия;

эмоциональная скованность;

плохое настроение, эмоциональная неустойчивость;

ощущение одиночества;

конфликты со сверстниками, родителями, братьями и сестрами;

импульсивность;

страхи, фобии, панические состояния;

проблемы в семье, недостаток внимания со стороны родителей;

пониженная самооценка;

Какие проблемы решает изо-терапия?

Основная цель изотерапии – избавить ребенка от таких проблем, как:

неспособность выражать чувства и эмоции, психологическая

«зажатость», нервозность, агрессивность, страхи;

неуравновешенность, ревность;

неустойчивое поведение;

хронические стрессы;

недопонимание в семье;

отсутствие развития творческого потенциала, скрытых возможностей и

ресурсов.

В большинстве своём дети очень любят рисовать. Для них это один из

немногих способов выразить собственные мысли. Зачастую малыши ещё даже

говорить толком не умеют, но уже с удовольствием пачкаются в краске и

создают собственные, понятные только им, шедевры. Каждый детский рисунок

наделён огромным количеством символов. По каждой нарисованной детали

можно многое сказать о внутреннем мире ребёнка, его чувствах и

представлениях об окружающем мире. Но настроение и переживания ярче

всего видны в использовании цветов. Предпочтение того или иного цвета

является диагностическим параметром и используется в профессиональной

психологической диагностике. Одним из самых известных цветовых тестов

является тест Люшера, что несомненно очень помогает педагогам-психологам в

ДОУ.

Тема: Организованная образовательная деятельность «Арт-терапия для детей

с приёмами Флюид-Арта».

Цели:

- Коррекция эмоциональной сферы дошкольника, нормализация поведения;

- Развивать у ребенка умение выражать свои чувства с помощью сочетания

различных цветов, создавая абстракционный рисунок;

- Нахождение точки равновесия и гармонизации личности;

- Развивать воображение.

Задачи:

- Учить создавать абстракцию, используя всю площадь холста;

- Дать каждому ребенку возможность экспериментировать с цветами,

закреплять освоенные навыки и умения;

- Развивать художественный вкус, фантазию при создании работы,

воспитывать у детей стремление доставлять себе и окружающим радость от

проделанной работы, и от полученного результата.

Развивающие задачи:

- Развивать навыки создания несложной композиции;

- Развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику рук.

- Подбирать цвета гармоничные и приятные ребенку.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать интерес к художественному творчеству в технике Флюид-Арт;

- Способствовать формированию умения контролировать весь ход работы;

- Продолжать учить детей проделывать свою работу аккуратно, доводя свой

замысел до конечного результата;

- Развивать у ребенка чувство цвета; а также эстетический вкус;

- Воспитывать аккуратность и терпение.

Материалы к занятию:

- Холст или картон, размер: 15х15;

- Акриловые краски разных цветов, предварительно разбавленные клеем

ПВА до жидкого состояния;

- Пластиковый стаканчик.

- Трубочки.

Для воспитателя: готовая работа для демонстрации, релакс-музыка.

Содержание занятия:

Организационный. Приветствие. Проверка готовности детей к занятию, все

материалы и оборудование заранее подготовлено воспитателем (такие, как:

стаканчики с разбавленной до жидкого состояния акриловой краской разных

цветов; холст/картон).

Теоретический. Педагог рассказывает детям о том, что такое «ФлюидАрт»,

рассказывает про художников-абстракционистах и о необычности способа

данного рисования.

Проговариваются основные этапы ФлюидАрта.

Практический.

Этапы работы: Детям на выбор предоставляется 12 цветов жидкого акрила в

стаканчиках, каждый ребенок должен выбрать по 4 цвета, основным должен

быть белый. В один стаканчик поэтапно вливается краска (к примеру: в

основной белый вливается синий, зелёный, фиолетовый.), получатся так, что

краска не смешивается в стаканчике, а идет слоями.

Далее ребенок переворачивает стаканчик с красками на холст, немного ждет

и отпускает стаканчик, после чего ребенок аккуратно поворачивает холст,

чтобы краска равномерно распределилась. Можно использовать трубочку и

воздухом распределять краску, получая новые, необыкновенные узоры.

После высыхание, абстракционную картину можно украсить, это могут быть

блестки, наклейки, также ребенок может придумать и нарисовать то, что

видит на данной абстракции.

Педагог-психолог посмотрев работы детей, сможет оценить по цветовому

выбору ребенка настроение в котором находится ребенок и понять его

внутренние переживания.

После арт-терапии в технике ФлюидАрт можно предложить детям поиграть в

игру с определением настроения.

Каждый знает без сомнения,

Что такое настроение.

Иногда мы веселимся,

Иногда скучаем мы,

Часто хочется взбодриться,

Но бываем и грустны.

Очень странное явление –

Перемена настроения.

Всем на свете важно знать,

Что не стоит унывать.

Поскорее собираемся –

В край чудесный отправляемся!

Дети садятся на стульчики по кругу.

А сейчас мы побываем в краю хорошего настроения. Я научу вас

раскрашивать свое настроение. Оказывается, каждое настроение имеет свой

цвет.

Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу.

Получился цветочек.

Каждый лепесток – разное настроение:

красный – бодрое, активное настроение –

хочется прыгать, бегать, играть в игры;

желтый – веселое настроение –

хочется радоваться всему;

зеленый – общительное настроение –

хочется дружить

синий – спокойное настроение –

хочется спокойно поиграть, послушать

интересную книгу, посмотреть в окно;

коричневый – сердитое настроение –

я злюсь, я обижен;

черный – грустное настроение –

мне грустно, я расстроен.

- Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета

сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

Дети обозначают цветом свое настроение.

Упражнение на релаксацию.

- Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте поудобнее (можно лечь). Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза,

погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень

хорошая».

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого

прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит

солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как

солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце,

воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы

спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы

наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А

теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо

отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не

покинут вас в течение всего дня.

Рефлексия: Педагог задает детям вопросы по прошедшему занятию (всё ли

понравилось, довольны ли вы своей работой и т.д.), каждый ребенок делится

своими впечатлениями, мыслями, чувствами, которые вызвало занятие.

Педагог благодарит детей за проведенную работу, дети благодарят друг

друга.



В раздел образования