Программа по развитию вокальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Феоктистова Елена Николаевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ ДС №13 Населённый пункт: г. Полярный Мурманской обл. Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа по развитию вокальных способностей у детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 13 «Ромашка»
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
зам. зав. по ВМР
______________Кудрина Е.Б.
от « » 2015г.
Педагогическим советом
МБДОУ ДС № 13
Протокол №
от « » 2015 г.
Заведующей
МБДОУ ДС № 1
______________Смирнова Е.В.
Приказ №
от « » 2015 г.
Программа
Дополнительного образования детей
Художественно-эстетической направленности
Срок освоения: 2 года
Автор-составитель: музыкальный руководитель
Феоктистова Елена Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить»
Сократ
Человек наделён от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром,
выражать своё отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент,
таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек
начинает с детства по мере развития музыкального слуха и аппарата. Для того, чтобы певческий голос был красивым,
свободным,
полётным,
завораживающим,
необходимо
постоянно
его
развивать.
Именно
в
период
детства
важно
реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству.
В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная
отзывчивость
на
музыку,
обогащаются
переживания
ребёнка.
Пение
является
весьма
действенным
методом
эстетического воспитания. В процессе обучения вокалу дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают
художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы авторского мастерства. Современной наукой доказано, что
дети, занимающиеся пением, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владением голосом даёт
ребёнку
возможность
сиюминутно
выразить
свои
чувства
в
пении,
и
этот
эмоциональный
всплеск
заряжает
его
жизненной энергией. Однако, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определённой системы.
Именно для того, чтобы ребёнок, наделённый способностью и тягой к творчеству, развитию вокальных способностей,
мог
овладеть
умениями
и
навыками
вокального
искусства,
самореализоваться
в
творчестве,
научиться
голосом
передавать внутреннее эмоциональное состояние, была разработана программа по развитию вокальных способностей.
Новизна данной программы в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на
формирование певческих навыков, сопровождающаяся системой практических занятий.
Структура программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проходят два раза в неделю,
Цель программы:
Приобщение детей к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
Задачи программы:
1.
Образовательные
- обучать певческим навыкам, выразительному пению;
- естественным образом тренировать мышцы гортани, голосовые связки;
- приобщать к искусству пения;
- учить пользоваться своим голосом, как музыкальным инструментом.
2. Развивающие
- расширять диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности;
- развивать и укреплять дыхательную систему;
- развивать музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма;
- развивать подвижность и гибкость голоса, звукообразование, высокую позицию звука и чистоту интонирования;
- приобщать к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества);
- формирование устойчивого интереса к пению.
3. Воспитательные
- создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Принципы педагогического процесса:
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья, сохранение здоровья ребёнка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности – природосообразности ребёнка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В
основу
разработки
программы
положены
технологии,
ориентированные
на
формирование
общекультурных
компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- технология компетентного и деятельностного подхода.
Методы обучения:
1.
Наглядно-слуховой;
2.
Наглядно-зрительный;
3.
Репродуктивный.
Ведущий приём обучения: демонстрация педагогом вокального исполнения.
Особенность данной программы:
- позволяет в условиях детского сада через дополнительное образование расширить возможности образовательной
области «Вокальное искусство»;
-
ориентирована
на
развитие
творческого
потенциала
и
музыкальных
способностей
детей
соразмерно
личной
индивидуальности;
- содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной
траектории, развитие вокальных умений и навыков как небольшой группы обучающих, так и отдельно взятых детей.
Программа рассчитана на 2 года обучения: первый год – дети с 5 до 6 лет, второй год – дети с 6 до 7 лет. Занятия
проходят два раза в неделю, а также предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и итоговых результатов. Это наблюдение педагога
в ходе занятий, анализ подготовки и участия детей в мероприятиях детского сада, городских, областных и всероссийских
конкурсах.
Формы занятий:
- беседа (излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами,
наглядными пособиями, презентациями);
- практические занятия (освоение музыкальной грамоты, вокальных упражнений, разучивание песен);
- занятие-постановка (развитие актёрских способностей, постановка концертного номера).
Структура занятия:
- теоретические знания;
- дыхательная гимнастика;
- речевые упражнения;
- распевание;
- пение вокализов;
- работа над произведением;
- анализ занятия;
- задание на дом.
Ожидаемые результаты обучения
Первый год обучения
Знать
Уметь
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать слова «петь мягко, нежно, легко».
- правильно дышать: делать вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из
песен;
- петь лёгким звуком, без напряжения;
- на звуке л я первой октавы правильно показать красивое
индивидуальное звучание голоса;
- петь выразительно, осмысленно.
Второй год обучения
Знать
Уметь
- соблюдать певческую установку;
- жанры вокальной музыки;
- основные типы голосов;
-
образцы
вокальной
музыки
русских,
зарубежных,
современных композиторов, народное творчество;
- название и написание нот, их длительностей, понятие
«нотный стан», «скрипичный ключ».
- точно повторить заданный звук;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- петь чистым звуком легко и непринуждённо;
-
петь
на
одном
дыхании
более
длинные
музыкальные
фразы;
- импровизировать и сочинять мелодии на заданные темы,
интонации, стихотворные тексты.
Содержание программы
Учебно-тематический план
Первый год обучения
Разделы
Теория
(часы)
Практика
(часы)
Пение как вид музыкальной
деятельности.
1.Понятие
о
сольном
и
ансамблевом
пении.
1
2.Строение голосового аппарата.
1
1
3.Правила охраны голоса.
1
4.Вокально-певческая установка.
1
6
Формирование детского голоса.
1.Звукообразование
2
7
2.Певческое дыхание
2
8
3.Дикция и артикуляция.
1
8
4.Речевые игры и упражнения.
1
8
5.Вокальные упражнения.
2
12
Слушание музыкальных
произведений, разучивание и
исполнение песен.
1.Народная песня.
1
6
2 . П р о и з в е д е н и я
р у с с к и х
композиторов-классиков.
1
4
3 . П р о и з в е д е н и я
с о в р е м е н н ы х
отечественных композиторов.
1
14
4.Сольное пение.
8
Игровая деятельность,
театрализация.
1
6
Расширение музыкального
кругозора и формирование
музыкальной культуры.
4
Концертно-исполнительская
деятельность
1.Репетиции.
6
2.Концерты, выступления.
4
Итого
20
98
Второй год обучения
Разделы
Теория
(часы)
Практика
(часы)
Пение как вид музыкальной
деятельности.
1.Вокально-певческая установка
1
4
2 . С ц е н и ч е с к о г о
д в и ж е н и я
и
художественного образа песни.
1
2
3.Соотношение движения и пения.
1
4
Совершенствование вокальных
навыков.
1.Пение с сопровождением и без.
1
9
2.Вокальные упражнения.
2
12
3.Артикуляционный аппарат.
1
9
4.Речевые игры и упражнения.
1
6
5.Дыхание, опора дыхания.
1
9
Слушание музыкальных
произведений, разучивание и
исполнение песен.
1.Народная песня.
1
6
2.Произведения
ко м п о з и т о р о в -
классиков.
1
4
3 . П р о и з в е д е н и я
с о в р е м е н н ы х
отечественных композиторов.
1
12
4.Призведения
западно-европейских
композиторов-классиков.
1
4
5.Сольное пение.
10
Формирование музыкальной
культуры и художественного вкуса
7
8
Концертно-исполнительская
деятельность
1.Репетиции.
8
2.Выступления, концерты, конкурсы.
6
Итого
21
119
Практическая реализация программы первого года обучения
Упражнения
Репертуар
На развитие дыхательной системы
«Ладошки»,
«Насос»,
«Повороты
головы»,
«Ушки»,
«Носочки-пяточки».
На развитие речевого и певческого дыхания
«Заводим
мотоцикл»,
«Взлетает
самолёт»,
«Надуваем
шарик»,
«Котёнок
и
шар»,
«Береги
огонь»,
«Надуваем
шарик».
На развитие артикуляции
«Ворон»,
«Филин»,
«Три
сороки»,
«Щенок»,
«Вагоны»,
музыкальные скороговорки.
На развитие интонационного слуха
«Кукушка»,
«Скок-поскок»,
«Зимние
забавы»,
«Тучка»,
Бубенчики», «Лесенка»
На развития звукообразования
«Колокол», «Саксофон», «Ладошка»,
На развитие певческого голоса
«Та-ра-рам»,
«Разговор
на
лугу»,
«Эхо»,
«пение
по
лесенкам», «Киса».
Практическая реализация программы второго года обучения
Упражнения
Репертуар
На развитие дыхательной системы
«Кошка», «Обними плечи», «»Маятник головой», «Рок-н-
ролл», «Попрыгунчик».
На развитие речевого и певческого дыхания
«Змея»,
«Шум
леса»,
«Стрекочет
стрекоза»,
«Дыхание
с о б ач к и » ,
« Ка р ат и с т ы » ,
« А х ,
ка ко й
а р о м а т » ,
«Аквалангисты»
На развитие артикуляции
«Мы перебегали берега», «Мы не пели», «Карамель», «Да-
дэ-ди», «От топота копыт», музыкальные скороговорки.
На развитие интонационного слуха
«Мы
весёлые
ребята»,
«Ми-я»,
«Дили-динь»,
«Рисуем
голосок», Карабас и Буратино»
На развитие звукообразования
«Закрытый звук», «Звуковая дорожка», «Чистоговорка»
На развитие певческого голоса
«Вокализ»,
«Ёжик»,
«Чики-чики»,
«Тишина»,
«Мажор-
минор», «Слонёнок», «Мячик»,
Обучение музыкальной грамоте
Тема
Количество
занятий
1.Знакомство с нотным станом, скрипичным ключом.
2
2.Нота «до».
1
3.Нота «ми».
1
4.Нота «фа».
1
5.Нота «соль».
1
6.Нота «ля».
1
7.Нота «си»
1
8.Длительности нот «целая и половинная».
2
9.Длительности нот «четверти и восьмые»
2
10.Длительности нот «шестнадцатые»
1
11.Мелодия.
2
12.Аккомпонемент.
2
13.forte и piano
2
14.legato и stacatto
2
15.Восходящее и нисходящее движение мелодии.
2
16.Мажор и минор.
4
Итого
27
Список используемой литературы:
1. Белованова М. Азбука пения для самых маленьких/ Ростов-на-Дону «Феникс», 2011г.
2. Емельянова В.В. Фонопедический метод развития голоса/ интернет-ресурсы
2. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду/ Москва, 2010 г.
3. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению/ С-П «Музыкальная палитра», 2005 г.
4. Пилипенко Л. Постановка слуха/ Москва, 2013 г.
5. Погребинская М. Музыкальные скороговорки/ С-П «Композитор», 2007 г.
6. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/ Москва «Айрис пресс», 2007 г.