Напоминание

Программа по развитию вокальных способностей у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Феоктистова Елена Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №13
Населённый пункт: г. Полярный Мурманской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа по развитию вокальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ

ВОКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 13 «Ромашка» СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО зам. зав. по ВМР ______________Кудрина Е.Б. от « » 2015г. Педагогическим советом МБДОУ ДС № 13 Протокол № от « » 2015 г. Заведующей МБДОУ ДС № 1 ______________Смирнова Е.В. Приказ № от « » 2015 г.
Программа

Дополнительного образования детей

Художественно-эстетической направленности

Срок освоения: 2 года

Автор-составитель: музыкальный руководитель

Феоктистова Елена Николаевна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить» Сократ Человек наделён от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать своё отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и аппарата. Для того, чтобы певческий голос был красивым, свободным, полётным, завораживающим, необходимо постоянно его развивать. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству. В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребёнка. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе обучения вокалу дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы авторского мастерства. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся пением, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владением голосом даёт ребёнку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Однако, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определённой системы. Именно для того, чтобы ребёнок, наделённый способностью и тягой к творчеству, развитию вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, была разработана программа по развитию вокальных способностей. Новизна данной программы в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков, сопровождающаяся системой практических занятий.

Структура программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проходят два раза в неделю,
Цель программы:
Приобщение детей к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
Задачи программы:
1. Образовательные - обучать певческим навыкам, выразительному пению; - естественным образом тренировать мышцы гортани, голосовые связки; - приобщать к искусству пения; - учить пользоваться своим голосом, как музыкальным инструментом. 2. Развивающие - расширять диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности; - развивать и укреплять дыхательную систему; - развивать музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма; - развивать подвижность и гибкость голоса, звукообразование, высокую позицию звука и чистоту интонирования; - приобщать к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества); - формирование устойчивого интереса к пению. 3. Воспитательные
- создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Принципы педагогического процесса:
- принцип единства художественного и технического развития пения; - принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному; - принцип успешности; - принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья, сохранение здоровья ребёнка; - принцип творческого развития; - принцип доступности; - принцип ориентации на особенности и способности – природосообразности ребёнка; - принцип индивидуального подхода; - принцип практической направленности. В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся: - технология развивающего обучения; - технология индивидуализации обучения; - личностно-ориентированная технология; - технология компетентного и деятельностного подхода.

Методы обучения:
1. Наглядно-слуховой; 2. Наглядно-зрительный; 3. Репродуктивный. Ведущий приём обучения: демонстрация педагогом вокального исполнения.
Особенность данной программы:
- позволяет в условиях детского сада через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»; - ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей детей соразмерно личной индивидуальности; - содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развитие вокальных умений и навыков как небольшой группы обучающих, так и отдельно взятых детей. Программа рассчитана на 2 года обучения: первый год – дети с 5 до 6 лет, второй год – дети с 6 до 7 лет. Занятия проходят два раза в неделю, а также предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами. Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и итоговых результатов. Это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия детей в мероприятиях детского сада, городских, областных и всероссийских конкурсах.

Формы занятий:
- беседа (излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями); - практические занятия (освоение музыкальной грамоты, вокальных упражнений, разучивание песен); - занятие-постановка (развитие актёрских способностей, постановка концертного номера).
Структура занятия:
- теоретические знания; - дыхательная гимнастика; - речевые упражнения; - распевание; - пение вокализов; - работа над произведением; - анализ занятия; - задание на дом.

Ожидаемые результаты обучения

Первый год обучения

Знать

Уметь
- строение артикуляционного аппарата; - особенности и возможности певческого голоса; - гигиену певческого голоса; - понимать слова «петь мягко, нежно, легко». - правильно дышать: делать вдох, не поднимая плеч; - петь короткие фразы на одном дыхании; - в подвижных песнях делать быстрый вдох; - петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен; - петь лёгким звуком, без напряжения; - на звуке л я первой октавы правильно показать красивое индивидуальное звучание голоса; - петь выразительно, осмысленно.
Второй год обучения

Знать

Уметь
- соблюдать певческую установку; - жанры вокальной музыки; - основные типы голосов; - образцы вокальной музыки русских, зарубежных, современных композиторов, народное творчество; - название и написание нот, их длительностей, понятие «нотный стан», «скрипичный ключ». - точно повторить заданный звук; - петь чисто и слаженно в унисон; - петь чистым звуком легко и непринуждённо; - петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; - импровизировать и сочинять мелодии на заданные темы, интонации, стихотворные тексты.

Содержание программы
Учебно-тематический план Первый год обучения
Разделы

Теория

(часы)

Практика

(часы)

Пение как вид музыкальной

деятельности.
1.Понятие о сольном и ансамблевом пении. 1 2.Строение голосового аппарата. 1 1 3.Правила охраны голоса. 1 4.Вокально-певческая установка. 1 6
Формирование детского голоса.
1.Звукообразование 2 7 2.Певческое дыхание 2 8 3.Дикция и артикуляция. 1 8 4.Речевые игры и упражнения. 1 8 5.Вокальные упражнения. 2 12
Слушание музыкальных

произведений, разучивание и

исполнение песен.
1.Народная песня. 1 6 2 . П р о и з в е д е н и я р у с с к и х композиторов-классиков. 1 4 3 . П р о и з в е д е н и я с о в р е м е н н ы х отечественных композиторов. 1 14
4.Сольное пение. 8
Игровая деятельность,

театрализация.
1 6
Расширение музыкального

кругозора и формирование

музыкальной культуры.
4
Концертно-исполнительская

деятельность
1.Репетиции. 6 2.Концерты, выступления. 4
Итого
20 98 Второй год обучения
Разделы

Теория

(часы)

Практика

(часы)

Пение как вид музыкальной

деятельности.
1.Вокально-певческая установка 1 4 2 . С ц е н и ч е с к о г о д в и ж е н и я и художественного образа песни. 1 2 3.Соотношение движения и пения. 1 4
Совершенствование вокальных

навыков.
1.Пение с сопровождением и без. 1 9 2.Вокальные упражнения. 2 12
3.Артикуляционный аппарат. 1 9 4.Речевые игры и упражнения. 1 6 5.Дыхание, опора дыхания. 1 9
Слушание музыкальных

произведений, разучивание и

исполнение песен.
1.Народная песня. 1 6 2.Произведения ко м п о з и т о р о в - классиков. 1 4 3 . П р о и з в е д е н и я с о в р е м е н н ы х отечественных композиторов. 1 12 4.Призведения западно-европейских композиторов-классиков. 1 4 5.Сольное пение. 10
Формирование музыкальной

культуры и художественного вкуса
7 8
Концертно-исполнительская

деятельность
1.Репетиции. 8 2.Выступления, концерты, конкурсы. 6
Итого
21 119

Практическая реализация программы первого года обучения

Упражнения

Репертуар

На развитие дыхательной системы
«Ладошки», «Насос», «Повороты головы», «Ушки», «Носочки-пяточки».
На развитие речевого и певческого дыхания
«Заводим мотоцикл», «Взлетает самолёт», «Надуваем шарик», «Котёнок и шар», «Береги огонь», «Надуваем шарик».
На развитие артикуляции
«Ворон», «Филин», «Три сороки», «Щенок», «Вагоны», музыкальные скороговорки.
На развитие интонационного слуха
«Кукушка», «Скок-поскок», «Зимние забавы», «Тучка», Бубенчики», «Лесенка»
На развития звукообразования
«Колокол», «Саксофон», «Ладошка»,
На развитие певческого голоса
«Та-ра-рам», «Разговор на лугу», «Эхо», «пение по лесенкам», «Киса».
Практическая реализация программы второго года обучения

Упражнения

Репертуар

На развитие дыхательной системы
«Кошка», «Обними плечи», «»Маятник головой», «Рок-н- ролл», «Попрыгунчик».
На развитие речевого и певческого дыхания
«Змея», «Шум леса», «Стрекочет стрекоза», «Дыхание с о б ач к и » , « Ка р ат и с т ы » , « А х , ка ко й а р о м а т » , «Аквалангисты»
На развитие артикуляции
«Мы перебегали берега», «Мы не пели», «Карамель», «Да- дэ-ди», «От топота копыт», музыкальные скороговорки.

На развитие интонационного слуха
«Мы весёлые ребята», «Ми-я», «Дили-динь», «Рисуем голосок», Карабас и Буратино»
На развитие звукообразования
«Закрытый звук», «Звуковая дорожка», «Чистоговорка»
На развитие певческого голоса
«Вокализ», «Ёжик», «Чики-чики», «Тишина», «Мажор- минор», «Слонёнок», «Мячик»,
Обучение музыкальной грамоте

Тема

Количество

занятий
1.Знакомство с нотным станом, скрипичным ключом. 2 2.Нота «до». 1 3.Нота «ми». 1 4.Нота «фа». 1 5.Нота «соль». 1 6.Нота «ля». 1 7.Нота «си» 1 8.Длительности нот «целая и половинная». 2 9.Длительности нот «четверти и восьмые» 2 10.Длительности нот «шестнадцатые» 1 11.Мелодия. 2 12.Аккомпонемент. 2 13.forte и piano 2 14.legato и stacatto 2 15.Восходящее и нисходящее движение мелодии. 2 16.Мажор и минор. 4 Итого 27

Список используемой литературы:

1.
Белованова М. Азбука пения для самых маленьких/ Ростов-на-Дону «Феникс», 2011г.
2.
Емельянова В.В. Фонопедический метод развития голоса/ интернет-ресурсы
2.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду/ Москва, 2010 г.
3.
Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению/ С-П «Музыкальная палитра», 2005 г.
4.
Пилипенко Л. Постановка слуха/ Москва, 2013 г.
5.
Погребинская М. Музыкальные скороговорки/ С-П «Композитор», 2007 г.
6.
Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/ Москва «Айрис пресс», 2007 г.


В раздел образования