Автор: Журавлева Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №93 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Ухта, Республика Коми
Наименование материала: Перспективное планирование по природному окружению и по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группы 6 – 7 лет компенсирующей направленности
Тема: методическая разработка
Раздел: дошкольное образование
Перспективное планирование по природному окружению и по экологическому воспитанию
в подготовительной к школе группы (6 – 7 лет) компенсирующей направленности
Месяц
неделя
тема
Программное содержание
источник
Сентябрь
1неделя
Мой любимый
детский сад
(мониторинг)
Образовательная
Ситуация
«Планета
Земля в
опасности!»
Дать детям представление о том, что планета Земля - это громадный
шар. Большая часть земного шара покрыта водой- океанами и морями.
Кроме воды, есть материки- твердая земля - суша, где живут люди.
Таких материков шесть: Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия,
Антарктида. На земном шаре есть два полюса: Северный и Южный. На
планете Земля обитает много живых существ: в океанах и морях живут
рыбы и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают
разные животные (наземные, водные, воздушные), живут люди. Всем
живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух.
Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух
стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы
спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее,
правильно с ней общаться
С.Н. Николаева.
«Юный
эколог»
(стр. 11)
2 неделя
Как я провел лето
(мониторинг)
Образовательная
ситуация
«Простые и
ценные камни в
природе»
Развивать у детей интерес к камням, сенсорное ощущения, умение
обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и
особенности (крепкий, гладкий, неровный, тяжелый и др.). Дать
представление о том, что камни в природе есть в земле, реках и морях,
поэтому их называют речными и морскими; их легко узнать: речные
камни неровные, разной формы, бывают с острыми углами; морские
камни всегда округлой формы, гладкие- такими их сделали морские
волны; камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому используются
в строительстве зданий, дорог, мостов и других сооружений. Дать первое
представление о ценных камнях, которые применяются для украшения
построек,
изготовления
памятников,
сувениров
(гранит,
мрамор),
показать изделия из драгоценных камней (женские украшения, броши,
браслеты и пр.).
С.Н. Николаева.
«Юный
эколог»
(стр. 29)
3 неделя
Золотая Осень
Образовательная
Ситуация
«Осень в гости к
Уточнять представления детей об осени, когда все в природе меняется
(уходит тепло, становится холоднее, небо пасмурное, часто идут дожди;
замирает
жизнь
среди
растений
и
животных:
вянут
травы,
С.Н.Николаева.
«Юный эколог»
(стр. 50
нам пришла»
расцвечиваются и опадают листья с деревьев и кустарников, перелетные
птицы улетают на юг, насекомые прячутся и замирают, животные в лесу,
в речках и прудах готовятся к зиме; люди осенью обирают урожай
овощей и фруктов); развивать художественное восприятие –умение
слушать литературные произведения, смотреть картины художников на
темы
осени;
пробуждать
стремление
выразить
себя
в
изобразительном творчестве
О.А.
Соломенникова
стр.
4 неделя
Фрукты
Образовательная
Ситуация
«Что нам осень
принесла?»
Расширять представления детей
о фруктах. Учить узнавать их и
правильно называть овощи. Формировать общие представления о пользе
овощей, о разнообразии блюд из них. Расширять представления о
способах
ухода
за
садово-огородными
растениями.
Формировать
желание делиться впечатлениями.
О.А.
Соломенникова,
стр.36
Октябрь
1 неделя
Овощи
Образовательная
Ситуация
«Вершки
и
корешки»
Расширять представления детей
об овощах родного края. Учить
узнавать их и
правильно
называть
овощи.
Формировать общие
представления о пользе овощей, о разнообразии блюд из них. Расширять
представления о способах ухода за садово-огородными растениями.
Формировать желание делиться впечатлениями.
О.А.
Соломенникова,
стр.36
2 неделя
Лес
–
наше
богатство (ягоды,
грибы,
деревья,
кустарники)
Образовательная
ситуация.
«Путешествие
в
кладовую
родного края»
Уточнять и расширять представление детей о лесе. (В лесу растет много
разных деревьев, кустарников, травянистых растений, лесных ягод и
грибов. В лесу живут разные животные: хищные звери (волк, лиса,
медведь, рысь, куница), животные, которые питаются растениями или
насекомыми (лось, заяц, белка, еж, лягушка, ящерица), лесные птицы
(сова, соловей, сорока, синица, дятел, клест), насекомые (муравьи, жуки,
гусеницы, комары). Лес- это общий дом для растений и животных,
которые в нем находят пищу, места для гнезд и нор. Леса бывают
разные. Смешанные- в них растут лиственные и хвойные деревья.
Бывают березовые, дубовые рощи, сосновый бор, тайга. Лес по-разному
выглядит в разное время года.
Всегда красив, поэтому многие
художники любят рисовать лес. Воспитывать у детей интерес к жизни
леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах
Горькова
Л.Г.
Обухова
Л.А.
«Комплексное
развитие
дошкольников»
с. 217
ПекпаевА.А.
«Родной край»
С.Н.
Николаева.
«Юный
эколог»
(стр. 57, 59)
3 неделя
Перелетные
птицы
Образовательная
Ситуация
«Пернатые
Формировать
представления
детей
о
перелетных
птицах.
Учить
отгадывать загадки. Развивать умение сравнивать, анализировать и
рассуждать (почему). Расширять представления о приспособлении
О.А.
Соломенникова,
стр 49
друзья»
животных к окружающей среде (перелетные птицы улетают в теплые
края.) Подводить к умению самостоятельно делать элементарные
выводы и умозаключения о жизнедеятельности животных. Формировать
у детей желание заботится о птицах.
4 неделя
Дикие животные
(подготовка к
зиме)
Образовательная
Ситуация
«Как лесные
звери готовятся к
зиме»
Дать детям представления о том, что лес –это среда обитания диких
животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год
(они находят пищу, устраивают гнездо, берлогу, выводят потомство;
осенью эти звери готовятся к жизни в зимний период: медведь
отъедается, подыскивает место для берлоги, поздней осенью залегает в
нее, белка делает запасы орехов, желудей, грибов). Развивать у детей
представления о последовательности событий в жизни лесных зверей –
от лета к зиме. Рассказать детям о диких животных, живущих в лесах
нашей
республики.
Подводить
к
умению
самостоятельно
делать
элементарные выводы и умозаключения о жизнедеятельности животных.
С.Н. Николаева.
«Юный эколог»
стр.110
Ноябрь
1 неделя
Мой город, моя
республика, моя
страна
Образовательная
ситуация
«Край родной -
заповедные места
Республики
Коми»
Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей
местности; показать. какие ценные, охраняемые виды растений и
животных произрастают и живут в нашем крае; воспитывать чувство
гордости и сопричастности к природным достопримечательностям
Республики Коми, пробуждать желание побывать в этих местах.
БондаренкоТ.М.«
Комплексные
занятия в детском
саду» с.395
2 неделя
Москва –столица
нашей Родины
«Цепочки в лесу»
Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса –
растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что
лес –это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг
без друга.
3 неделя
Моя семья,
семейные
традиции
Образовательная
ситуация «Через
добрые дела
можно стать
юным экологом»
Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах. Что
бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог- это
ребенок, который любит природу, заботится о живых существах
(растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие
условия жизни.
С.Н.Николаева.
«Юный эколог»
стр. 55
4 неделя
Я в мире человека
«Как люди
помогают лесным
обитателям»
Формировать у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в
зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности –зимней
подкормке животных. Воспитывать бережное отношение к лесу,
желание совершать хорошие поступки.
Воронкевич О.А.
«Добро
пожаловать в
экологию!» с.252
Декабрь
1 неделя
Зимующие птицы
Образовательная
ситуация:
«Покормите птиц
зимой»
Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами;
установить связи между формой клюва и питанием птиц; отметить
взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь
нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. Уточнить
представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли
человека в жизни зимующих птиц. Формировать обобщенное
представление о птицах как наземно- воздушных животных, которые
могут жить на земле и летать в воздухе. (Птицы летают, потому что у
них: 1) широкие крылья и хвост; 2) легкие перья с полным стержнем; 3)
плотные и жесткие маховые перья; 4) птицы легкие, так как едят
понемногу и часто.)
Воронкевич
О.А.«Добро
пожаловать в
экологию!»
(с.200)
С.Н. Николаева.
«Юный эколог»
стр. 108
2 неделя
Зима. Зимние
забавы
Образовательная
ситуация:
«Зимние явления
в природе»
Расширять представления детей о зимних изменениях в природе (холод,
мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом, очень мало света,
так как день короткий, небо чаще всего пасмурное. Растения и животные
по-разному приспособлены к жизни в зимнее время: деревья и
кустарники зимой стоят без листьев, не растут; лесные животные
зимуют каждый по-своему –медведь и еж спят, заяц и лось кормятся
корой и ветками, белка –своими запасами). Закреплять знания о зимних
месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней,
изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе
опытнической деятельности. Развивать познавательную активность,
творчество.
О.А.
Соломенникова,
стр. 57
3 неделя
Одежда, обувь,
головные уборы
Наблюдение:
«Снег он какой?»
Снег бывает разный. Цвет снега зависит от чистоты: белый- это чистый
снег; серый, бурый- очень грязный, такой бывает на проезжих дорогах;
цветной от цветного дыма из заводской трубы, это ядовитый снег. В
морозную погоду снег пушистый, легкий, искрится на солнце, скрипит
под ногами; в оттепель снег тяжелый. Мокрый, липнет к ногам и лыжам,
из него можно лепить снежки и скульптуры.
С.Н. Николаева.
«Юный эколог»
стр. 71
4 неделя
Новогодний
праздник
Наблюдение «Что
такое пар и когда
его можно
увидеть? »
Пар- это тоже вода: очень- очень маленькие капельки. Они легче
воздуха, поэтому водяной пар поднимается вверх. Вода в тепле
превращается в пар испаряется. Когда воду нагревают сильно, она
испаряется быстро. Воспитатель демонстрирует детям нагревающуюся
воду (в чайнике, кастрюле), обращает внимание на видимые струйки
С.Н. Николаева.
«Юный эколог»
стр. 74
пара и на то, что они поднимаются вверх. Делает вывод: вода может
быть не только жидкой, она становится твердой (льдом), если ее сильно
охлаждать (на морозе). Если ее нагреть, она становится паром. Когда
пара много, его видно, он беловатый, легкий- поднимается вверх.
Больше всего пара, когда вода кипит: его клубы вырываются из чайника.
Такой пар очень горячий, опасный- может обжечь тело. Когда вода
сильно испаряется, ее становится все меньше и меньше.
Воспитатель
наливает половину банки холодной воды, снаружи наклеивает яркую
цветную полоску бумаги- обозначение границы воды. Предлагает детям
сейчас и потом (в течение 2-3 дней) наблюдать, будет ли она испаряться
(появится ли пар).
Январь
1 неделя
Каникулы
2 неделя
Предметы быта.
Безопасное
обращение с
бытовыми
приборами.
Бытовая техника
Наблюдение
«Что
такое пар и когда
его
можно увидеть? »
Пар - это тоже вода: очень- очень маленькие капельки. Они легче воздуха,
поэтому водяной пар поднимается вверх. Вода в тепле превращается в пар-
испаряется. Когда воду нагревают сильно, она испаряется быстро.
Воспитатель демонстрирует детям нагревающуюся воду (в чайнике,
кастрюле), обращает внимание на видимые струйки пара и на то, что они
поднимаются вверх. Делает вывод: вода может быть не только жидкой, она
становится твердой (льдом), если ее сильно охлаждать (на морозе). Если ее
нагреть, она становится паром. Когда пара много, его видно, он беловатый,
легкий- поднимается вверх. Больше всего пара, когда вода кипит: его клубы
вырываются из чайника. Такой пар очень горячий, опасный- может обжечь
тело. Когда вода сильно испаряется, ее становится все меньше и меньше.
С.Н.Николаева.
«Юный эколог»
стр. 74
3 неделя
Мебель
Образовательная
ситуация
«Солнце,
Земля и другие
планеты»
Дать детям первоначальные элементарные представления о строении
Солнечной системы. (Солнце- это звезда: огромный горячий шар, имеет
высокую температуру, посылает во все стороны большое количество
тепла и света. Солнце постоянно вращается вокруг себя. Вокруг Солнца
вращаются планеты- твердые холодные шары. Они тоже огромные, но
значительно меньше Солнца. Ближе всех к Солнцу расположена планета
Меркурий, затем идет Венера, потом наша Земля, далее Марс и другие
планеты. Каждая планета вращается вокруг солнца по своей орбите.
Орбита- это путь планеты вокруг Солнца. У планеты Земля есть свой
С.Н.Николаева.
«Юный эколог»
стр. 67
спутник- это планета Луна, которая вращается вокруг Земли.)
4 неделя
Посуда/продукты
питания
Образовательная
ситуация
«Цепочки в
лесу»
Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса-
растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес
- это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без
друга.
С.Н. Николаева
«Юный эколог»
Стр.89
Февраль
1 неделя
Домашние
животные
Образовательная
ситуация
«Домашние
животные»
Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с
человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве; человек
заботится о домашних животных - создает им все необходимые условия
жизни. Показать, что домашние животные отличаются от дики - они не
приспособлены самостоятельно жить в лесу; не могут строить себе
гнездо, добывать корм, не могут хорошо защитить себя от врагов.
Упражнять умственные умения (объяснять, сравнивать, доказывать,
делать выводы, применять знания в новых ситуациях). Воспитывать
уважительное отношение к труду взрослых, работающих на ферме
Югора, Изваиль Коми республики.
С.Н. Николаева
«Юный эколог»
Стр.110
2 неделя
Домашние птицы
Образовательная
ситуация
«Домашние
птицы»
У
Расширять и систематизировать знания о домашних птицах, видеть
сходства и отличия, какую пользу приносят людям. Упражнять в умении
группировать птиц - домашние, лесные, городские. Воспитывать
уважительное отношение к труду взрослых, работающих на Зеленецкой
птицефабрике
Коми
республики.
Развивать
внимание,
память,
мышление, речь.
3 неделя
Транспорт
Наблюдение
«Снежинки очень
красивы»
(проводится во
время снегопада)
Снегопад бывает в пасмурную погоду. Крупные снежинки можно
рассмотреть на рукаве пальто, на варежке. Каждая снежинка- это узор из
шести лучиков. Узоры всех снежинок разные, они красивые. Снежинки-
это маленькие кристаллы льда. А все кристаллы создают узоры, поэтому
снежинки такие красивые. Кристаллы льда образуются из пара в
облаках. Иней на ветках красив, потому что это тоже узорные
кристаллы. Ветки в инее и красивые снежинки можно нарисовать. В
свободное время воспитатель предлагает детям индивидуально или
коллективно нарисовать на тонированной бумаге ветки в инее и
снежинки. Чтобы снежинки получились правильного строения и разных
С.Н. Николаева
«Юный эколог»
Стр. 79
узоров,
воспитатель
может
предложить
заранее
заготовленные
шестилучевые картонные трафареты трех размеров (5,7,10 см). Дети
обводят лучи, а узоры делают по своему усмотрению. Работы
вывешиваются на видном месте, чтобы могли видеть дети и родители.
4 неделя
Армия России
Образовательная
ситуация:
«Зима недаром
злится…..»
Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце
пробуждения
природы;
развивать
умение
замечать
нарастающие
изменения в неживой природе; закрепить знания о том, что в марте есть
день весеннего равноденствия; дать знания об изменениях в жизни
животных и птиц; воспитывать интерес к народному календарю.
Воронкевич О.А.
«Добро
пожаловать в
экологию!» с.234
Март
1 неделя
Праздник наших
мам
Образовательная
ситуация
«Цветы
для
мамы»
Расширять
представления
о
многообразии
комнатных
растений.
Развивать познавательный интерес к природе на примере знакомства с
комнатными
растениями.
Дать
элементарные
представления
о
размножении растений вегетативным способом. Учить высаживать
рассаду комнатных растений. Формировать заботливое и внимательное
отношение к близким людям. Формировать позитивное отношение к
труду, желание трудиться.
С.Н. Николаева.
«Юный эколог»
стр.102
О.А.
Соломенникова
стр.62
2 неделя
Ранняя весна
Образовательная
ситуация
«Весна пришла»
Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
Способствовать закреплению у детей умению устанавливать связь
между признаками в природе, используя объекты живой и неживой
природы, делать выводы, умозаключения, учить группировать предметы
методом исключения.
Формировать навыки культуры поведения в
природе, правильного взаимодействия с природой.
О.А. Воронкевич
«Добро
пожаловать в
экологию!»
с. 234, 257
3 неделя
Животные жарких
стран
Образовательная
ситуация
«Корабль
пустыни»
Углубить
представления
детей
о
многообразии
живых
существ,
населяющих
нашу
планету,
познакомить
с
жителем
пустыни
–
верблюдом, рассказать, как он приспособился к условиям жизни;
воспитывать бережное отношение к живой природе.
Бондаренко Т.М.
«Комплексные
занятия в детском
саду» с.371
Гризик Т.И.
«Познаю мир»
4 неделя
Водоемы, их
обитатели
Образовательная
ситуация:
«Чистая вода –
богатство
страны»
Расширять представления детей о видах, в которых существует вода в
окружающей среде. Расширять знания детей о роли воды в жизни
человека. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды.
Опыт с
водой, закрепить свойства воды
Апрель
1 неделя
В здоровом теле
здоровый дух
(предметы
гигиены, ЗОЖ)
«Наблюдения за
луком»
Уточнить представления детей о том, что из луковицы- репки можно
вырастить зеленый лук, если создать благоприятные условия, то есть
посадить в воду, поставить в теплое и светлое место. Зеленый лук
полезен людям (особенно зимой и весной), так как в нем много
витаминов. Чтобы проверить, когда лук лучше растет, луковицы можно
выращивать в разных условиях. Педагог рассматривает с детьми (в
зависимости от варианта опыта) 2-4 одинаковых луковицы. Обращает
внимание на сухие чешуйки, старые корни, плотность луковицы.
Обсуждает условия, при которых из луковиц будет расти зеленый лук.
Дети наклеивают на банки цветные кружки, обозначающие различное
сочетание условий, зарисовывают банки с луковицами на странице
календаря, ставят их в соответствующие места.
С.Н. Николаева.
«Юный эколог»
стр. 88
2 неделя
День
космонавтики
Образовательная
ситуация
«Земля
живая планета»
Уточнить представления детей о Солнечной системе; рассказать
уникальности Земли. (На ней есть жизнь (растения, животные, человек),
потому что на планете есть вода, воздух, тепло- эти условия нужны всем
живым существам. Земля- это дом для всех людей, его надо любить, не
разрушать, содержать в чистоте. На Земле разные условия, но везде есть
жизнь: в Арктике и Антарктике (территории, прилагающие к Северному и
Южному полюсам) очень холодно- и растений там нет, из животных
приспособились жить белые медведи , тюлени, пингвины. Люди постоянно
здесь не живут, на некоторое время сюда приезжают исследователи для
изучения погоды и природы. На земле много водного пространства (океанов
и морей)- там обитают киты, разные виды рыб, человек не живет под водой,
но спускается в морские глубины для исследования. На суше есть большие
пространства, покрытые лесами, - там среди деревьев живут разные
животные. Люди живут на суше в разных местах, но там, где есть пресная
(питьевая) вода. Такой разнообразной жизни нет ни на какой другой
планете Солнечной системы, потому что нигде нет таких условий.)
С.Н.Николаева.
«Юный эколог»
Стр. 89
3 неделя
Профессии/
орудия труда
Образовательная
Ситуация «Мой
родной край:
заповедные
места и
памятники
Познакомить детей с одним - двумя заповедниками, памятниками
природы своей местности, где расположен детский сад. Воспитывать
чувство гордости сопричастности к природным достопримечательностям
родного края, пробуждать желание побывать в этих местах.
С.Н.Николаева.
«Юный эколог»
(стр. 141)
природы»
4 неделя
Народные
промыслы
Наблюдение за
луком
Выявить изменения, которые произошли с луковицами за неделю,
зарисовать увиденное в календаре. Воспитатель сажает детей за общий
стол, ставит на стол одну баночку с луковицей. По цветным кружкам на
банке уточняет, какие условия были созданы этой луковице. Затем
предлагает детям внимательно осмотреть луковицу со всех сторон,
выявить изменения, которые с ней произошли. Дети обнаруживают
появившиеся
корни
(возможно,
и
проклюнувшуюся
зелень),
зарисовывают луковицу на странице календаря в полном соответствии с
увиденным. Аналогичным образом рассматриваются и другие луковицы.
Воспитатель не делает выводы, не спешит устанавливать связи, но
поддерживает
С.Н. Николаева.
«Юный эколог»
стр.91
Май
1 неделя
День Победы
Наблюдение за
ветками в вазе
Показать детям, что для срезанных веток создаются благоприятные
условия (теплое помещение, теплая вода). Свет на первых порах не
нужен. Эти условия должны повлиять на стояние веток. Зарисовать 2-3
ветки в вазе, точно передавая особенности их строения. Наблюдение
организуется в три этапа: ветки кладут в прохладное помещение и
отмечают, что в нем теплее. Чем на улице, поэтому ветки должны
оттаять. Затем помещают их в ванну и уточняют, что вода очень теплая-
она хорошо прогреет ветки снаружи и внутри, если сделать так, чтобы
она не остывала 8 часов. И наконец, ветки ставят в нормальные
комнатные условия.
С.Н.Николаева.
«Юный эколог»
стр. 101
2 неделя
Школа, школьные
принадлежности
Образовательная
ситуация
«Зеленая
служба»
Айболита -
весенний уход за
комнатными
растениями.
Учить детей определять по внешним особенностям растений их хорошее
или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы
ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что
есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и
засухоустойчивые растения; их можно узнать по внешним признакам:
светлая яркая окраска листьев выдает светолюбивые растения, темная-
теневыносливые; растения с толстыми листьями и стеблями запасают ее
и могут долго обходиться без воды; слабые, давно не цветущие растения
нуждаются в питательной почве, их надо пересадить.
С.Н. Николаева.
«Юный эколог»
стр. 118
3 неделя
Насекомые
Образовательная
ситуация:
Систематизировать представления детей о многообразии насекомых.
Учить
составлять
группы
по
разным
основаниям:
особенностям
(мониторинг)
«Шестиногие
малыши»
внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы). По местам
обитания (наземные, водные). По способу передвижения (летающие,
ползающие, прыгающие).
Закрепить знания об общих признаках
насекомых.
Учить устанавливать связи между особенностями внешнего
строения и способом передвижения, между внешним видом и способом
защиты от врагов, между способом передвижения и средой обитания.
Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
4 неделя
Скоро лето)
Образовательная
ситуация:
«Здравствуй
лето!»
Закрепить в сознании детей признаками лета, сезонные изменения в
природе, связанные с летним периодом. Воспитывать интерес к
изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего
мира. Развивать память, внимание, мышление, речь.
О.А. Скоролупова
«Лето»