Напоминание

урок по физике "Механические свойства твердых тел"


Автор: Смердова Тамара Витальевна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Красногорский колледж" Волоколамский филиал
Населённый пункт: г. Волоколамск Московская область
Наименование материала: Методическая работа
Тема: урок по физике "Механические свойства твердых тел"
Раздел: полное образование





Назад




Методическая разработка урока по физике "Механические свойства

твердых тел. Запас прочности"

Технологическая карта урока физики

Предмет: физика

Форма проведения: открытый урок

Количество учащихся в классе:

Тема урока: Механические свойства твердых тел. Запас прочности.

Место и роль урока в изучаемой теме: третий урок в разделе «Твердое тело».

Цели урока:

Обучающая:

продолжить изучение механических свойств твердых тел; повторить физическую величину напряжение, физическую суть характеристик:

предел упругости, предел прочности, запас прочности; закрепить знание формул и формировать умение применять их при решении расчётных ,

практических и жизненных задач.

Развивающая:

развивать логическое мышление, активизировать познавательный интерес путем введения в изучаемый материал интересных данных о

природе и человеке; практические навыки.

Воспитывающие:

готовить к сознательному выбору профессии на основе политехнических знаний; продолжить формирование представления о связи

физических знаний с природой и человеком.

Планируемые результаты:

Знания, умения, навыки:

знать: физическую величину— напряжение, физическую суть характеристик: предел упругости, предел прочности, запас прочности.

уметь: приводить примеры пластических и упругих деформаций, воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебный материал темы в

разных формах;

навыки: применять приобретенные знания умения для решения расчетных, практических и жизненных задач, обеспечение безопасности

жизнедеятельности человека и общества.

Тип урока: изучение нового материала и закрепления новых знаний.

Методы обучения: репродуктивный, частично – поисковый, наглядный, практический.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная, парная.

Вид контроля: самоконтроль индивидуальный, взаимоконтроль парный, контроль учителя.

Оборудование: два бруска, лист бумаги, штатив, набор грузов, исследуемый материал, компьютер.

Технологическая карта

Этап/

Методы и прием работы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат (ЗУН)

Решаемые задачи

ФОПД

1.Организационный.

Создание рабочей

доброжелательной

обстановки

Приветствует.

Определяет готовность

учащихся к работе

Проверяют готовность

своего рабочего места,

настраиваются на работу

Организация рабочего места.

Создание доброжелательной атмосферы

и делового настроя.

1.1 Формулирование

цели урока и

постановка

учебных задач.

Обеспечить

включение школьников в

совместную деятельность

по определению целей

учебного задания.

Фронтальная работа.

ФОПД:Коллективная

Задает вопросы,

оценивает готовность к

уроку.

- Что такое деформация?

-Какие виды деформации

вы знаете?

-При строительстве

различных сооружений,

конструировании машин

и механизмов должны

учитывать…. (Называет

тему урока)

Вопрос к классу:

- Как вы думаете, что

можно узнать о

прочности?

Формулирует цель урока:

Отвечают устно.

Готовность учащихся к совместной

деятельности: умение сформулировать

ответы на вопросы по содержанию;

Умение составить алгоритм действий .

Изучить механическое

свойство твердых тел -

прочность.

-Какую работу надо будет

выполнить, для

достижения главной цели

урока?

Фиксирует задачи для

учащихся на экране.

Знакомит с «Листом

сопровождения»

Инструктирует

(прочность)

Участвуют в диалоге.

Отвечают на

поставленный вопрос.

Участвуют в постановке

цели и определении задач

урока

Проговаривают задачи,

которые учащиеся

поставили для себя.

Учащиеся проговаривают

название этапов урока,

готовясь оценивать свою

работу в «Листе

сопровождения ».

Оценивают свою

деятельность на начальном

этапе урока

2.Подготовка к основному

этапу урока. Актуализация

знаний учащихся.

Установить знание

формул.

Работа с тестом.

Устранить пробелы

обнаруженные в ходе

проверки. Самопроверка,

взаимопроверка.

ФОПД: индивидуальная.

Организует

самостоятельную работу

в форме теста

(приложение №1)

Контролирует

правильность ответов

Выполняют

самостоятельную работу.

Проводят взаимопроверку.

Оценивают работу в

«Листе сопровождения».

Знать формулы: механическое

напряжение, относительное удлинение,

абсолютное удлинение, закон Гука,

коэффициент жесткости..Уметь:

систематизировать знания о

механических свойствах

тел,применять формулы и знания о

механических свойствах тел при решении

тестов, анализировать полученные

результаты, устранять пробелы

3.Изучение новой темы.

Изучить понятие «предел

прочности»,научить

строит график

зависимости нагрузки от

удлинения.

3.1Создание проблемной

ситуации.

ФОПД: коллективная

Создает проблемную

ситуацию на основе

задачи:

-Какой высоты можно

построить кирпичную

стену, если предел

прочности кирпича

составляет 1,5 10

7

Па, а

плотность кирпича 1800

кг/м

3

? Расчеты

показывают, что высота

стены должна быть более

800м.

Вопрос: можно ли

строить стену такой

высоты?

Нельзя, т.к. нижние

кирпичи начнут …

Рассказ учителя: Для

того, чтобы…

Участвуют в решении

проблемной ситуации,

рассуждают, делают

вывод.

(Нельзя, нижние кирпичи

начнут разрушаться)

Записывают определение,

формулу.

Знать определение - предел прочности,

запас прочности ,

уметь анализировать график зависимости

нагрузки от удлинения, находить

причинно-следственные связи.

3.2 Практическая работа

ФОПД; парная

Инструктаж по ТБ.

Практическая

работа(приложение

№2) .Цель: рассмотреть

Работают в парах,

проводят исследование,

строят график, делают

вывод.

Знать определения предела прочности,

запаса прочности ,

условия деформации твердых тел

механические свойства

твердого тела на примере

исследования

деформации растяжения

резинового жгута. По

полученным данным

построить график

зависимости нагрузки от

удлинения. Сделать

вывод.

Поставить балл за

выполнение

исследовательской

работы в лист

сопровождения.

Оценивают работу в

«Листе сопровождения»

Уметь: проводить эксперимент, находить

зависимость удлинения твердого тела от

нагрузки, строить и анализировать

график зависимости удлинения от

нагрузки , находить причинно-

следственные связи, формулировать

вывод

Развивать коммуникативные навыки.

Проведение физ. минуты

Выполняют физ. минутку

4.Первичное закрепление.

Установить

правильность и

осознанность изученного

материала

4.1Решение, объяснение

задачи у доски.

ФОПД: коллективная.

Предлагает решить

задачу, представленную

на интерактивной доске.

На интерактивной доске

представлено условие

задачи. После разбора

условия появляется на

доске запись «Дано…» и

предлагается ряд формул

для решения этой задачи.

Ученики поочереди

выходят к доске и

указывают нужную

формулу. Затем

самостоятельно в тетрадях

проводят необходимые

расчёты и один из

учеников представляет

свой вариант решения на

Знать формулу: механического

напряжения, ед.измерения, определение

предела прочности.

Уметь применять полученные знания при

решении задач,

выдвигать гипотезы, формулировать

вывод,

высказывать своё мнение, сравнивать

полученные результаты, моделировать

объект

этой же доске. остальные

дают оценку

представленного решения.

4.2Создание проблемной

ситуации.

ФОПД:парная

Вопрос к классу

От чего зависит

прочность?

Практическая работа

(приложение №3)

Цель: Найти способ

увеличения прочности

конструкции. Сделайте

вывод, Предлагает

оценить выполненную

работу в соответствии с

критериями,

представленными на

слайде (приложение №4).

Работают в паре,

участвуют в решении

поставленной проблемы.

Делают вывод

самостоятельно.

Оценивают выполнение

практической работы по

критериям

4.3.Сообщение учащегося

Смотрят презентацию,

слушают сообщение о

наиболее интересных

сооружениях в мире

Уметь работать с источниками

информации, перерабатывать и

предъявлять в различных формах

(сообщения, презентация)

5.Контроль знаний.

Установить

правильность и

осознанность изученного

материала, обеспечить

закрепление в памяти

Самостоятельное решение

разноуровневых задач.

ФОПД: индивидуальная

Для закрепления новой

темы предлагаю вам

самостоятельно решить

задачи. Вы можете

выбрать свой уровень.

Каждый уровень имеет

Выбирают свой вариант и

уровень задания.

Оценивают себя в «Листе

сопровождения»

Знать формулы: механического

напряжения, относительного

удлинения,абсолютного удлинения,

закон Гука, коэффициент жесткости.

Уметь систематизировать полученные

знания, применять формулы при решении

учащихся знаний и

способов действий

которые им необходимы

для выполнения заданий

завершающего контроля.

определенное количество

баллов(приложение №4)

задач,

Уметь выбирать уровень задания и

оценивать.

6.Задание на

домОбеспечить

понимание учащимися

цели, содержания, и

способов выполнения

Дает информацию о

домашнем задании,

объясняет, содержание и

объем домашней работы

Записывают домашнее

задание в дневник.

7.Подведение итогов

занятия: дать оценку

работы класса.

контроль, самооценка

ФОПД: индивидуальная

Определяет уровень

достижения

поставленных целей,

анализирует работу

класса.

Подводят итоги своей

деятельности в

соответствии с

заявленными целями

Знают физическую величину—

напряжение, физическую суть

характеристик: предел упругости, предел

прочности.

умеют приводить примеры пластических

и упругих деформаций, воспринимать,

перерабатывать и предъявлять учебный

материал темы в разных формах;

применяют приобретенные знания

умения для решения расчетных,

практических и жизненных задач.

8.Рефлексия

Выставление отметок по

итогам работы на уроке.

Оценивают свою работу на

уроке, выставляют оценки

в «Лист сопровождения».

Ученики просчитывают

количество набранных

баллов и выставляют

оценки за работу на уроке,

согласно предложенным

критериям.



В раздел образования