Напоминание

Конспект непосредственно образовательной деятельности: речевое развитие. Возраст: 6-7 лет дети с тяжёлым нарушением речи, второй год обучения Тема: Пересказ рассказа "Трясогузка" лексическая тема "Весна. Перелётные птицы"


Автор: Иванова Галина Гурьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №3 "Родничок" Цивильского района Чувашской Республики
Населённый пункт: Чувашская Республика, г.Цивильск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект непосредственно образовательной деятельности: речевое развитие. Возраст: 6-7 лет дети с тяжёлым нарушением речи, второй год обучения Тема: Пересказ рассказа "Трясогузка" лексическая тема "Весна. Перелётные птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект непосредственно образовательной деятельности: речевое развитие.

Возраст: 6-7 лет (дети с тяжёлым нарушением речи, второй год обучения)

Тема: Пересказ рассказа «Трясогузка» (лексическая тема «Весна. Перелётные

птицы»)

Цель: Формирование навыка подробного пересказа короткого текста с

использованием графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей понимать содержание текста и отражать это

понимание в речи. Обогащать представления детей об образе жизни перелётных птиц

весной. Формировать зрительный контроль правильности составления рассказа.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие: Развивать умения отвечать на вопросы предложениями из 4-5 слов,

связную

речь,

слуховое

внимание,

мышление,

память.

Закрепить

понятие

«предложение».

Воспитательные: Воспитывать интерес к птицам, их образу жизни весной.

Словарная работа:

Активизировать слова: «перелётные птицы», «гнездо»,

«птенчики»;

обогащать словарный запас: введение слов «вылупятся», «оперятся», выражений «лёд

разбивает», «добывает корм».

Материал и оборудование:

Картинки перелётных птиц: грач, скворец, цапля,

журавль, кукушка, трясогузка; мультимедийная презентация «Птицы весной: белая

трясогузка»; сюжетные картинки трясогузки; графические схемы к тексту;

Предварительная работа: Составление рассказа детьми по картинкам и опорным

словам на тему «Ранняя весна»,

рассматривание иллюстраций перелётных птиц,

наблюдение за птицами на прогулке, просмотр видеофильм телерадиокомпании «Мир

Белогорья» «Живая азбука. Белая трясогузка», обыгрывание дидактических игр

«Угадай, кто это?», «Кто больше подберёт действий», составление графических схем к

рассказам.

Методы и приёмы:

- словесные: чтение текста, беседа по содержанию (вопросы), лексико-грамматические

упражнения, пересказ;

-

наглядные:

рассматривание

иллюстраций,

рассматривание

графических

схем,

просмотр презентации;

- практические: составление графического плана рассказа.

Ход. Организационный момент.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, о ком мы говорим на этой неделе?

Показ иллюстраций перелётных птиц. Как ласково назовём грача (грачик), скворца

(скворушка),

журавля

(журавушка),

цаплю

(цапелька),

кукушку

(кукушечка),

трясогузку (трясогузочка). Как, одним словом мы их назовём? Почему их называют

«перелётные птицы»?

Воспитатель предлагает детям посмотреть мультимедийную презентацию «Птицы

весной: Белая трясогузка».

Просмотр мультимедийной презентации « Птицы весной: Белая трясогузка».

Чтение текста «Трясогузка» (авторский текст). Воспитатель предлагает детям

послушать рассказ «Трясогузка».

Наступила долгожданная весна. Ярко светит ласковое солнце. Таит рыхлый снег.

Побежали звонкие ручейки. По реке пошёл лёд. В это время с тёплых краёв прилетают

трясогузки. Они весело бегают и трясут своим хвостиком. Поэтому птичке дали

название трясогузка.

В кустах на берегу реки трясогузка построит гнездо. Сюда птичка отложит 5-6 яиц.

Скоро из них вылупятся пискливые птенчики.

С утра до вечера трясогузка будет добывать корм. Поймав мошку или комара, птичка

летит к гнезду и суёт их в рот голодным птенчикам.

Как только птенцы подрастут и оперятся, они вылетят из гнезда. Вместе с мамой-

трясогузкой будут летать, гулять и громко кричать: «Ци-зи! Ци-зи!»

Беседа по содержанию текста. Развитие диалогической речи.

- Когда прилетают трясогузки? (добиваться от детей полных ответов).

- Почему птичке дали название трясогузка?

- Где птичка построит своё гнездо?

- Чем кормит трясогузка своих птенчиков?

- Как долго трясогузка будет кормить птенчиков?

- Что происходит, когда птенчики оперятся?

Словарная работа. Игра «Трудные слова»

- Ребята, что означает слово «вылупятся»? (выйдут из яйца)

- Птенчики «пискливые» - значит у них очень тоненький голосок. Птенчики какие?

- «Добывать корм», что значит делать, как по вашему? (доставать, искать еду).

- Сначала птенчики слабенькие, голенькие, затем у них появляются пёрышки. Значит,

они оперились. Предложить детям повторить это слово.

Физкультминутка.

Предложить детям встать погулять, полетать, покричать «Ци-зи. Ци-зи».

Игра «Где находится трясогузка?» (подобрать нужные предлоги «на», «по», «к»,

«из», «в», «с»).

Вспомните и перечислите короткие слова (предлоги), с которыми мы познакомились

(ответы детей).

Предложить детям взять картинку и подобрать нужный предлог:

Примерные предложения: Трясогузка бегает … воде;

- трясогузка гуляет … снегу;

- трясогузка сидит … ветке;

- трясогузка подлетела … гнезду;

- трясогузка сидит … гнезде;

- трясогузка вылетела … гнезда;

- трясогузка сидит … птенчиком.

Повторное чтение рассказа. По ходу чтения выставляются картинки солнца, ручейка,

ледохода, трясогузки, гнезда, птенчики в гнезде, комара или мошки.

Составление графического плана рассказа.

Познакомить детей с графическими схемами и предложить составить графический план

рассказа.

Пересказ рассказа.

Предложить детям пересказать рассказ индивидуально, по цепочке с наглядной опорой

в виде графических схем.

Итог. Оценка работы детей.

- Как называется рассказ, с которым вы сегодня познакомились?

- Что нового вы узнали о жизни трясогузки?

- Чей рассказ понравился вам больше?



В раздел образования