Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
города
Абакана
«
Центр
развития
ребёнка
-
детский
сад
«
Дельфин
»
Тема
: «
Лунный
гость
»
старший
дошкольный
возраст
(
старшая
группа
)
Автор
:
Патрушева
Ольга
Леонидовна
,
воспитатель
Абакан
, 2016
Тема «Лунный гость»
(старший дошкольный возраст)
Цель:
Создание
социальной
ситуации
развития
в
процессе
познавательной деятельности
Задачи:
Создать
условия
для
освоения
детьми
первоначальных
измерительных
умений, используемых
в повседневной
жизни. Учить измерять
длину (отрезок прямой линии) с
помощью условной мерки;
С о з д а т ь
у с л о в и я
д л я
ф о р м и р о в а н и я
у м е н и й
классифицировать группу предметов по двум, трем
признакам,
умений
определять
признаки
геометрических
фигур с помощью знаков;
Создать условия для побуждения детей комментировать свои
действия, формировать умение аргументировать свою точку
зрения;
Создать условия для развития основ логического мышления,
внимания;
Создать условия для развития навыков сотрудничества;
Создать условия для формирования навыка самоконтроля и
самооценки;
Оборудование:
игрушка Лунтик,
«Портрет бабочки» из геометрических фигур;
набор геометрических фигур;
4-5 наборов цифр 1 -5;
набор «Блоки Дьенеша»;
набор «Колумбово яйцо»;
2 образца (дедушки Шера);
полоски в клетку (условная мерка);
макет 2 дорог4
лазерная указка
Предварительная работа :
просмотр мультфильма «Приключение Лунтика»
дидактические игры: «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша»
Словарная работа: условная мерка
Техническое оснащение:
мультимедийный проектор;
ноутбук;
диск с м/ф «Лунтик»;
музыкальный центр
Организация детских видов деятельности:
Общение ребёнка со взрослым;
Общение ребёнка со сверстниками;
Исследовательская деятельность (исследовательская практика)
Методы:
словесный;
наглядный;
частично-поисковый;
объяснительно- иллюстративный.
Ход деятельности
Психолог
о-
Организ
ация
рабочег
о
простра
нства
Деятельность взрослого
Деятель
ность
детей
педагогич
еские
условия/
Условия
социально
й
ситуации
развития
I.Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
В
группе
мульте
мидийн
ый
проект
ор с
включе
нным
экрано
м. На
экране
–
заставка
(смайли
к)
В
группе
играет
музыкал
ьное
сопрово
ждение
Игрушк
а
Лунтик
Взрослый не обращает внимание на
звуковой сигнал о сообщении
Дети
обраща
ются ко
взросл
о м у
с
вопрос
ами
Условия
для
проявления
поисковой
активности
-
Как
вы,
думаете,
от
кого
это
сообщение? Почему?
- Как можно узнать, правильны ли
ваши предположения?
Предпо
ложени
е и
ответы
детей
Условия
для
выражения
детьми
своих
мыслей.
Слайд1 - загадка:
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Его любят малыши.
- Ребята, вы знаете, что Лунтик так
же как и вы очень любит математику
и в свободное время часто решает
различные
задачи.
Сегодня
он
приготовил
несколько
заданий
для
вас и своих друзей, и предлагает вам
попробовать их выполнить.
Лунтик
II. Основная часть
После
того как
дети
высказа
ли свои
-Кто
хочет
попробовать
решить
задание Лунтика?
- А для кого кроме нас эти задания
приготовил Лунтик?
Ответы
детей
Условия
для
поддержки
(развития,
предпол
ожения
они
подходя
т к
Лунтику
и берут
из его
лап
задания
(схемы
дороже
к-
прилож
ение
№1)
Подход
ят к
столам
На
столах
распол
ожены:
счётны
е
палочк
и,
спички,
листы
бумаги
в
клеточ
ку, 4
карточк
и с
дорожк
ами
- Каких вы друзей Лунтика знаете?
- Кто знает где живут его друзья?
- А что это у Лунтика в лапах?
-Думаете,
что
теперь
нам
нужно
делать?
стимулиров
ания)
речевой
активности
Игра «Измерение дорожек»
-Как вы, думаете, по какой дорожке
Лунтик
быстрее
придёт
к
своим
друзьям?
-Как
вам
кажется,
какая
дорожка
короткая, а какая длинная?
- На сколько больше?
-
А
к а к
п р о в е р и т ь
н а ш и
предположения?
-Чем можно измерить дорожки?
-
Мож н о
и зм е р и ть
с п о с о б о м
«наложением»
(совмещением).
А
есть
ещё
один
способ
измерения.
Хотите узнать какой?
-
М о ж н о
и з м е р и т ь
п р е д м е т
«условной меркой», за мерку можно
взять любой предмет (палочку, нитку,
лист бумаги в клетку)
Сейчас
я
расскажу
вам
правила
измерения.
первое, что мы сделаем, выберем
мерку.
прикладываем
мерку
к
краю
полоски, которую мы измеряем
обязательно
отмечаем
конец
м е р к и ,
с д е л ат ь
э т о
м о ж н о
карандашом , поставив
отметку.
Теперь, если мы уберем мерку, нам
в с е
р а в н о
в и д н о ,
гд е
о н а
закончилась.
Мерка уложилась один раз. Чтобы
не
забыть,
давайте
поставим
фишку:
она
будет
нам
служить
напоминанием.
Предпол
ожения
и
рассужд
ения
детей.
Дети
предлаг
ают
соизмер
ить
полоски
друг с
другом.
Условия
для
развития
познавате
льных
интересов
и
поисковой
активност
и у детей
в
процессе
исследова
тельской
деятельно
сти
- Мы закончили измерять?
- Что надо делать дальше?
опять прикладываем мерку, к той
отметке, которую мы нарисовали,
о т м е ч а е м
к о н е ц
м е р к и
карандашом.
- Еще что важно не забыть сделать?
Что нам будет напоминать, что мерка
уложилась еще один раз полностью?
- Что обозначают 2 фишки?
Прикладывает в третий раз мерку к
полоске, обращает внимание на то,
чтобы конец измеряемой полоски
и
конец
мерки
совпали.
Даже
отметку негде нарисовать. Значит,
м ож н о
с к а з ат ь ,
ч т о
м е р к а
уложилась полностью. Ставит еще
одну фишку.Измерение закончено.
- Каков же результат?
-
Сколько
раз
мерка
уложилась
в
полоске, которую мы измеряли?
- Помните: каждый раз, когда мерка
укладыва лась
полно стью,
мы
с т а в и л и
ф и ш к у.
И зм е р и л и
–
поставили фишку. Опять измерили –
опять поставили. Как узнать, сколько
раз мерка уложилась?
- Обсуждаем как можно определить
результат измерения
Взрослый подключается поочередно
к работе каждой паре, уточняет, что
они
делают,
какой
результат
хотят
получить?
Самосто
ятельная
практич
еская
деятель
ность в
парах
(посчита
ть
палочки
)
Условия
для
взаимодей
ствия
детей
друг с
другом.
Лазерн
ая
указка
Ребята,
посмотрите,
кто
это
хочет
свами поиграть?
«Гимнастика
для
глаз»
(с
лазерной
указкой) Приложение№2
«Волшеб
ный
лучик»
Дети
глазами
Условия
для
психомотор
ного
раскрепоще
рисуют
фигуры,
которые
показыва
ет лучик
ния, смены
видов
деятельнос
ти
На
экране
проект
ора
домик
-
Посмотрите,
куда
привела
нас
тропинка?
Слайд№2
-Интересно, кто может жить в
этом домике?
Слайд№3
тропинка
привела
нас к
маленько
му
домику
Ответы
детей
-домик
дяди
Корнея
Условия
для
поддержки
(развития,
стимулиров
ания)
речевой
активности.
2
мешочк
а с
геомет
рическ
ими
фигура
ми
- Чем занимается дядя Корней?
-
Под
землей
много
драгоценных
камней.
Драгоценные
камни
все
одинаковой
формы?
На
ка ко й
предмет
из
«мира
математики»
похожи камни?
- А вы, какие формы геометрических
фигур знаете?
- Какие знакомые фигуры вы можете
назвать?
-
П о с м о т р и т е
ч т о
ж е
э т о ?
(драгоценности)
-
Кто
хочет
помочь
разобрать
драгоценные камни?
- Сколько мешочков? (2)
Что сделать, чтобынам было удобно
работать?
Предполо
жения и
рассужде
ния
детей
-дети
рассматр
ивают
мешочки
-Дети
делятся
на 2
команды
Условия
для
самостояте
льного
выбора
партнера по
деятельнос
ти
Условия
развития
коммуникат
ивных
навыков
2
мешочк
а, 2
набора
«Блоки
Дьене
ша» и
круги
Д/и «с блоками Дьенеша» и кругами
Эйлера
1 задание.
- в
красный
круг
положить
все
красные,
а
в
синий
круг
в с е
предметы без углов;
-в красный круг все треугольные, а в
синий – все фигуры маленькие
Дети –
выполня
ют
задание
в
команда
х
Условия
для
развития
основ
логическог
о
мышления,
внимания
и
Эйлера
Прило
жение
№3
2 задание - игры на отрицание-
- в красном круге: не большие, не
круглые, а в синем: все фигуры,не
синего цвета и не красного цвета.
поисковой
активности
у детей
Условия
для
взаимодейс
твия детей
друг с
другом
Музык
альное
сопров
ождени
е
-Ребята, посмотрите, кажется Лунтик
устал…
- Как вернуть ему заряд бодрости и
весёлое настроение?
Муз ы кал ьн ая
пауз а
« В е с ё л а я
зарядка»
Дети-
выполня
ют
движени
е по
тексту
Условия
для
психомотор
ного
раскрепоще
ния, смены
видов
деятельнос
ти
Карточ
ки с
нарисо
ванной
бабочк
ой из
геомет
рическ
их
фигур
Набор
ы цифр
(1,2,3,4
,5)
-Какое у вас настроение?
В ы
г о т о в ы
к
д а л ь н е й ш е м у
приключению?
-Ребята,
как
вы
думаете,
чтоещё
любит делатьЛунтик?
-Оночень любит рисовать,
-А вы любите?
-
Лунтик
пробовал
нарисовать
портрет
своей
подруги.
А
кто
подруга Лунтика? (бабочка)
Слайд №4 (Приложение№4)
- Посмотрите, что у него получилось,
(выставляется
портрет
бабочки
из
геометрических фигур)
-Лунтик
хочет,
чтобы
мы
помогли
ему ответить на его вопросы.
- Готовы?
- У Лунтика очень много друзей, а у
вас есть друзья? Выберите себе пару
с кем будите работать
- Из чего состоит бабочка? Какие
фигуры
здесь
есть?
(круг,
квадрат,
Предпол
ожения
и
рассужд
ения
детей
Самосто
ятельная
практич
еская
деятель
ность,
дети
пробуют
совмест
Условия
для
развития
коммуникат
ивной
деятельнос
ти
Условия
для
развития
самостояте
льности
инициатив
ы в игровой
овал, треугольник)
-
Сколько
квадратов
в
портрете?
В ы л о ж и т е
ц и ф р у
к о т о р а я
соответствует числу три.(3)
-
Сколько
кругов?
В ы л ож и т е
соответствующую цифру. (2)
-Сколько треугольников? (4)
- Ребята, бабочка не сразу становится
такой красивой, из кого она
превращается
-Какое геометрическое тело
напоминает тело гусеницы, (овал)
но и
согласов
анно
подбира
ть
цифру
соответс
твующу
ю числу
и
познавател
ьной
деятельнос
ти
Набор
ы
«Колум
бово
яйцо»
на
каждог
о
ребёнк
а
- Дети, кто из вас хочет нарисовать
портрет?
- Но не карандашом, а с помощью
геометрических фигур?
-Как
вы
думаете,
портрет
какого
друга мы будем выкладывать?
Вы узнаете из загадки:
В прошлом был он генерал,
И красавец и удал.
Он спасал когда-то мир.
Помнит то его мундир.
Слайд№5 ,6
- Правильно –это дедуля Шер
Предпол
ожения
и
рассужд
ения
детей.
(Деда
Шер)
Условия
для
выражени
я детьми
своих
мыслей
Дидактическая игра «Колумбово
яйцо»
Приложение №5
- внимательно рассмотрите рисунок и
постарайтесь
выложить
похожий
портрет
Самостоя
тельная
деятельн
ость
детей
Условия
для
развития
самостояте
льности и
инициатив
ы в
продуктивн
ойдеятельн
ости
III Заключительная часть
Лунтик
говорит,
что
все
его
задания
выполнены.
Условия
для
Картинк
а –
портрет
Кузи
Дети, вам понравилось помогать Лунтику?
-А что понравилось больше? Почему?
-
Чему
мы
сегодня
новому
научились?
Важно
ли
то,
что
мы
сегодня
узнали?
Думаете это нам пригодится в жизни?
-Что вам сегодня удалось сделать вместе в
командах?
- Лунтик говорит вам большое спасибо!
Он побежал рассказывать о вас и о своих
приключениях, своим друзьям. А кто его
лучший друг? (Кузя)
- Тогда Лунтика оставляем с друзьями, а
мы
возвращаемся
к
своим
друзья
и
расскажем им о своих приключениях. А
кто хочетможет выложить портрет Кузи,
чтоб ему не было обидно
поддержки
(развития,
стимулиров
ания)
речевой
активности.
Условия
для
формирова
ния
навыков
самоконтро
ля и
самооценки