Автор: Филиппи Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУСОШ№3
Населённый пункт: п.г.т. Безенчук
Наименование материала: Технологические основы формирования и развития функциональной грамотности обучающихся.
Тема: Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся начальной школы.
Раздел: начальное образование
Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности
обучающихся начальной школы
Задание №1.
Прочитайте текст, используя информацию текста, ответьте на вопросы.
Тематическая область: литературное чтение. Класс: 2.
Берёза.
Берёза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными берёзками. Своими раскидистыми ветвями она защищала их от ветра
и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Берёзки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие берёзки трепетали от страха. Берёза крепко
обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
Не успела Берёза- мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в неё и опалила сердцевину ствола.
Берёза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить её, но она всё-таки стояла.
Ни на минуту Берёза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой
землёй снова засияло солнце, ствол Берёзы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось
разбить моё сердце. Мой поверженный ствол зарастёт мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нём никогда». С этими
словами ствол Берёзы -матери рухнул, не задев при падении ни одной из трёх тонкоствольных берёзок-дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные берёзки. А возле них лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набрёдете в лесу на
это место, сядьте отдохнуть на ствол Берёзы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы наверняка услышите, как
бьётся в нём материнское сердце...
(по М. Скребцовой)
1.О чём этот текст? Выбери правильный вариант ответа. Отметь его значком +
А. В тексте рассказывается о грозе.
В. В тексте рассказывается о берёзах.
С. В тексте рассказывается о любви матери к детям.
2. В каком разделе книги, может находиться этот рассказ?
А. «Ребятам о зверятах».
В. «Космические дали».
С. «Моя семья».
3.Озаглавь текст ( предложи 2 – 3 варианта заглавия).
А.____________________________
В._____________________________
С.____________________________
4. Вставь вместо пропусков подходящие по смыслу слова.
Берёза росла в……….. с ………… маленькими ………………- …………………… берёзками. Своими ………………. ветвямиона…………….. их
от ветра и дождя.
5. Соедини стрелками слово и его лексическое значение:
трепетать упавший , опрокинутый, поваленный
опалить испытать страх, ужас
поверженный обжечь со всех сторон
6. Подбери пословицу, которая раскрывает тему текста.
1. Мать кормит детей, как земля людей.
2.Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
3. Материнский гнев , что весенний снег, и много выпадет , да скоро растает.
7. Прочитай последний абзац. Напиши, о чём ты задумался после прочтения этого рассказа.
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос
Типовая задача для учащегося
Планируемый образовательный результат
1.О чём этот текст? Выбери правильный
вариант ответа. Отметь его значком +
А. В тексте рассказывается о грозе.
В. В тексте рассказывается о берёзах.
С. В тексте рассказывается о любви матери
к детям.
Раскрыть главный смысл данного текста,
выделять информацию.
Находит и выделяет необходимую информацию;
определяет главную мысль данного произведе –
ния.
2. В каком разделе книги, может находиться
этот рассказ?
А. «Ребятам о зверятах».
В. «Космические дали».
С. «Моя семья».
Сравнить произведения, которые могут быть
помещены в данный раздел с прочитанным
произведением.
Определяет и формулирует проблему, делает
вывод,
строит
рассуждения,
самостоятельно
решает проблему творческого характера.
3.Озаглавь текст (предложи 2 – 3 варианта
заглавия).
А.____________________________
В._____________________________
С.____________________________
Предложить заглавие на выбор.
Структурирует знания, выделяет информацию,
делает выводы.
4. Вставь вместо пропусков подходящие по
смыслу слова.
Берёза росла в……….. с …………
маленькими ………………-
…………………… берёзками. Своими
………………. ветвями она…………….. их
от ветра и дождя.
Находить необходимую информацию.
Осознаёт правильность речевого высказывания
в устной и письменной форме.
5. Соедини стрелками слово и его
лексическое значение:
трепетать упавший , опрокинутый,
опалить испытать страх, ужас
поверженный обжечь со всех сторон
Выявлять причинно – следственные связи,
анализировать.
Строит рассуждения, делает выводы. Выбирает
наиболее эффективные способы
решения
в
зависимости от конкретных условий.
6. Подбери пословицу, которая раскрывает
тему текста.
1. Мать кормит детей, как земля людей.
2.Материнская забота в огне не горит и в
воде не тонет.
3. Материнский гнев , что весенний снег, и
много выпадет , да скоро растает.
Осмыслить
текст,
извлечь
необходимую
информацию,
определить
тему
текста,
главную мысль.
Находит и выделяет необходимую информацию;
определяет главную мысль данного произведе –
ния.
7. Прочитай последний абзац. Напиши, о
чём ты задумался после прочтения этого
рассказа.
Анализировать,
интерпретировать
данные,
делать
выводы,
выстраивать
речевое
высказывание в устной и письменной форме.
Строит рассуждения; структурирует знания;
отстаивает
свою
точку
зрения.
Осознаёт
правильность речевого высказывания в устной
и письменной форме.
Ключ.
1 задание – 1 балл
2 задание – 2 балла
3 задание – 2 балла
4 задание – 1 балла
5 задание – три правильно указанные стрелочки - 3 балла
два правильно указанные стрелочки - 2 балла
одна правильно указанная стрелочка – 1 балл
6 задание – 3 балла
7 задание – 4 балл
Общее количество баллов: 16баллов
Продвинутый уровень – 16 баллов.
Высокий уровень – 13 - 15 баллов.
Средний уровень – 7 - 11 баллов
Низкий уровень – 1- 6 баллов.
Задание №2.
Прочитайте текст, используя информацию текста, ответьте на вопросы.
Тематическая область: окружающий мир. Класс: 2
Наука об окружающем мире
Трудно жить в мире, которого вы не знаете. Природа никогда не баловала человека. Проливные дожди, грозы, ураганы, стужа, зной,навод-
нения, землетрясения…Чтобы жить, человек с давних пор пытался познать законы природы, защищаться от грозных сил.Разные науки изучают
природу. Это и ботаника – наука о растениях, и зоология – наука о животных, и многое другое. Есть наука, которая исследует, как растения и
животные связаны друг с другом, как они приспособлены к природе и как сами влияют на неё. Наука эта зовётся Экология. Её название
произошло от греческого слова « ойкос», что значит «дом». Ведь природа это общий дом и для растений, и для животных, и для людей. Эта наука
не только помогает нам понять природу, но и учит, как её беречь.На языке древних греков насекомое называлось «энтомос». По этому слову
науку о насекомых назвали энтомологией. Учёные - энтомологи следят за жизнью насекомых в садах и лесах, отправляются за ними в горы и
пустыни и постоянно узнают что – то новое. Например, существует жук, который может похвастаться большими рогами, похожими на оленьи.
Длина жука8 мс, из них 3см занимают рога. Эту особенность приметили всюду, где он водится, и на всех языках его назвали одинаково – жук-
олень. ( по Г.В. Трафимовой)
1.Прочитай текст.Сколько логических частей в этом тексте? Запиши цифрой.
__________________________________________________________________________________________________________________________
2.Соедини стрелочками науки и то, что они изучают.
Экология Насекомые
ЗоологияКак беречь природу
Энтомология Животные
3.Определи «лишнее» слово в соответствии с прочитанным текстом и запиши его.
Энтомология изучает пчёл, жуков, муравьёв, цветы, насекомых.
________________________________________________________________________________________________________________________
4.Используя информацию из текста, запиши решение задачи и ответ на вопрос: Какова длина тела жука – оленя?
_____________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какая наука помогает понимать и беречь природу?
______________________________________________________________________________________________________________________________
6.Отметь неверное утверждение знаком +
А. Зоология изучает зверей, рыб, птиц.
В. Слово Экология пришло к нам из английского языка.
С. Энтомология изучает жизнь насекомых.
7.Используя дополнительную информацию, запиши решение задачи и ответь на вопрос: На сколько больше найденный в Европе жук, чем тот о
котором говорится в тексте? (В Европе был найден жук – олень, достигавший в длину 9 см.)
Вопрос
Типовая задача для учащегося
Планируемый образовательный
результат
1.Прочитай текст.Сколько логических частей
в этом тексте? Запиши цифрой.
Осмыслить
текст,
извлечь
необходимую
информацию из
текста ; определить основную
информацию;
определить
части;
предложить
конкретный выбор.
Выбирает наиболее эффективные способы
решения
в зависимости от конкретных
условий; предлагает конкретный выбор.
2.Соедини стрелочками науки и то, что они
изучают:
Экология Насекомые
Зоология Как беречь природу
Энтомология Животные
Выявлять причинно – следственные связи,
анализировать, рассуждать.
Строит
рассуждения,
делает
выводы.
Выбирает наиболее эффективные способы
решения
в зависимости от конкретных
условий.
3.Определи «лишнее» слово в соответствии с
прочитанным текстом и запиши его.
Энтомология изучает пчёл, жуков, муравьёв,
цветы, насекомых.
Выявлять
причинно
–
следственные
связи,
анализировать, осмыслить, рассуждать.
Строит рассуждения; структурирует
знания; отстаивает свою точку зрения.
4. .Используя информацию из текста, запиши
Находить и выделять необходимую информацию,
Строит рассуждения; структурирует
решение задачи и ответ на вопрос: Какова
длина тела жука – оленя?
предложить способ решения задачи.
знания; отстаивает свою точку зрения.
5.Какая наука помогает понимать и беречь
природу?
Находить и выделять необходимую информацию;
структурировать знания, делать выводы
Извлекает нужную информацию из текста;
строит рассуждения; высказывает и
обосновывает свою точку зрения.
6. Отметь неверное утверждение знаком +
А. Зоология изучает зверей, рыб, птиц.
В. Слово Экология пришло к нам из
английского языка.
С. Энтомология изучает жизнь насекомых.
Находить и выделять необходимую информацию;
структурировать
знания,
делать
выводы,
анализировать, рассуждать.
Строит
рассуждения,
делает
выводы.
Выбирает наиболее эффективные способы
решения
в зависимости от конкретных
условий.
7. Используя дополнительную информацию,
запиши решение задачи и ответь на вопрос:
На сколько больше найденный в Европе жук,
чем тот о котором говорится в тексте? (В
Европе был найден жук – олень, достигавший
в длину 9 см.)
Находить и выделять необходимую информацию,
предложить способ решения задачи.
Строит
рассуждения;
структурирует
знания; отстаивает свою точку зрения.
Ключ.
1 задание – 2 балла
2 задание – три правильные стрелочки - 3 балла
две – 2 балла
одна – 1 балл
3 задание – 2 балла
4 задание – 2 балла
5 задание – 1балл
6 задание – 2 балла
7 задание – 2балла
Общее количество баллов: 14 баллов
Продвинутый уровень – 14 баллов.
Высокий уровень – 11 - 13 баллов.
Средний уровень – 7 - 10 баллов
Низкий уровень – 1- 6 баллов.