Напоминание

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся начальной школы.


Автор: Филиппи Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУСОШ№3
Населённый пункт: п.г.т. Безенчук
Наименование материала: Технологические основы формирования и развития функциональной грамотности обучающихся.
Тема: Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся начальной школы.
Раздел: начальное образование





Назад




Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности

обучающихся начальной школы

Задание №1.

Прочитайте текст, используя информацию текста, ответьте на вопросы.

Тематическая область: литературное чтение. Класс: 2.

Берёза.

Берёза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными берёзками. Своими раскидистыми ветвями она защищала их от ветра

и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Берёзки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие берёзки трепетали от страха. Берёза крепко

обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».

Не успела Берёза- мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в неё и опалила сердцевину ствола.

Берёза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить её, но она всё-таки стояла.

Ни на минуту Берёза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой

землёй снова засияло солнце, ствол Берёзы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось

разбить моё сердце. Мой поверженный ствол зарастёт мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нём никогда». С этими

словами ствол Берёзы -матери рухнул, не задев при падении ни одной из трёх тонкоствольных берёзок-дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные берёзки. А возле них лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набрёдете в лесу на

это место, сядьте отдохнуть на ствол Берёзы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы наверняка услышите, как

бьётся в нём материнское сердце...

(по М. Скребцовой)

1.О чём этот текст? Выбери правильный вариант ответа. Отметь его значком +

А. В тексте рассказывается о грозе.

В. В тексте рассказывается о берёзах.

С. В тексте рассказывается о любви матери к детям.

2. В каком разделе книги, может находиться этот рассказ?

А. «Ребятам о зверятах».

В. «Космические дали».

С. «Моя семья».

3.Озаглавь текст ( предложи 2 – 3 варианта заглавия).

А.____________________________

В._____________________________

С.____________________________

4. Вставь вместо пропусков подходящие по смыслу слова.

Берёза росла в……….. с ………… маленькими ………………- …………………… берёзками. Своими ………………. ветвямиона…………….. их

от ветра и дождя.

5. Соедини стрелками слово и его лексическое значение:

трепетать упавший , опрокинутый, поваленный

опалить испытать страх, ужас

поверженный обжечь со всех сторон

6. Подбери пословицу, которая раскрывает тему текста.

1. Мать кормит детей, как земля людей.

2.Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

3. Материнский гнев , что весенний снег, и много выпадет , да скоро растает.

7. Прочитай последний абзац. Напиши, о чём ты задумался после прочтения этого рассказа.

_________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос

Типовая задача для учащегося

Планируемый образовательный результат

1.О чём этот текст? Выбери правильный

вариант ответа. Отметь его значком +

А. В тексте рассказывается о грозе.

В. В тексте рассказывается о берёзах.

С. В тексте рассказывается о любви матери

к детям.

Раскрыть главный смысл данного текста,

выделять информацию.

Находит и выделяет необходимую информацию;

определяет главную мысль данного произведе –

ния.

2. В каком разделе книги, может находиться

этот рассказ?

А. «Ребятам о зверятах».

В. «Космические дали».

С. «Моя семья».

Сравнить произведения, которые могут быть

помещены в данный раздел с прочитанным

произведением.

Определяет и формулирует проблему, делает

вывод,

строит

рассуждения,

самостоятельно

решает проблему творческого характера.

3.Озаглавь текст (предложи 2 – 3 варианта

заглавия).

А.____________________________

В._____________________________

С.____________________________

Предложить заглавие на выбор.

Структурирует знания, выделяет информацию,

делает выводы.

4. Вставь вместо пропусков подходящие по

смыслу слова.

Берёза росла в……….. с …………

маленькими ………………-

…………………… берёзками. Своими

………………. ветвями она…………….. их

от ветра и дождя.

Находить необходимую информацию.

Осознаёт правильность речевого высказывания

в устной и письменной форме.

5. Соедини стрелками слово и его

лексическое значение:

трепетать упавший , опрокинутый,

опалить испытать страх, ужас

поверженный обжечь со всех сторон

Выявлять причинно – следственные связи,

анализировать.

Строит рассуждения, делает выводы. Выбирает

наиболее эффективные способы

решения

в

зависимости от конкретных условий.

6. Подбери пословицу, которая раскрывает

тему текста.

1. Мать кормит детей, как земля людей.

2.Материнская забота в огне не горит и в

воде не тонет.

3. Материнский гнев , что весенний снег, и

много выпадет , да скоро растает.

Осмыслить

текст,

извлечь

необходимую

информацию,

определить

тему

текста,

главную мысль.

Находит и выделяет необходимую информацию;

определяет главную мысль данного произведе –

ния.

7. Прочитай последний абзац. Напиши, о

чём ты задумался после прочтения этого

рассказа.

Анализировать,

интерпретировать

данные,

делать

выводы,

выстраивать

речевое

высказывание в устной и письменной форме.

Строит рассуждения; структурирует знания;

отстаивает

свою

точку

зрения.

Осознаёт

правильность речевого высказывания в устной

и письменной форме.

Ключ.

1 задание – 1 балл

2 задание – 2 балла

3 задание – 2 балла

4 задание – 1 балла

5 задание – три правильно указанные стрелочки - 3 балла

два правильно указанные стрелочки - 2 балла

одна правильно указанная стрелочка – 1 балл

6 задание – 3 балла

7 задание – 4 балл

Общее количество баллов: 16баллов

Продвинутый уровень – 16 баллов.

Высокий уровень – 13 - 15 баллов.

Средний уровень – 7 - 11 баллов

Низкий уровень – 1- 6 баллов.

Задание №2.

Прочитайте текст, используя информацию текста, ответьте на вопросы.

Тематическая область: окружающий мир. Класс: 2

Наука об окружающем мире

Трудно жить в мире, которого вы не знаете. Природа никогда не баловала человека. Проливные дожди, грозы, ураганы, стужа, зной,навод-

нения, землетрясения…Чтобы жить, человек с давних пор пытался познать законы природы, защищаться от грозных сил.Разные науки изучают

природу. Это и ботаника – наука о растениях, и зоология – наука о животных, и многое другое. Есть наука, которая исследует, как растения и

животные связаны друг с другом, как они приспособлены к природе и как сами влияют на неё. Наука эта зовётся Экология. Её название

произошло от греческого слова « ойкос», что значит «дом». Ведь природа это общий дом и для растений, и для животных, и для людей. Эта наука

не только помогает нам понять природу, но и учит, как её беречь.На языке древних греков насекомое называлось «энтомос». По этому слову

науку о насекомых назвали энтомологией. Учёные - энтомологи следят за жизнью насекомых в садах и лесах, отправляются за ними в горы и

пустыни и постоянно узнают что – то новое. Например, существует жук, который может похвастаться большими рогами, похожими на оленьи.

Длина жука8 мс, из них 3см занимают рога. Эту особенность приметили всюду, где он водится, и на всех языках его назвали одинаково – жук-

олень. ( по Г.В. Трафимовой)

1.Прочитай текст.Сколько логических частей в этом тексте? Запиши цифрой.

__________________________________________________________________________________________________________________________

2.Соедини стрелочками науки и то, что они изучают.

Экология Насекомые

ЗоологияКак беречь природу

Энтомология Животные

3.Определи «лишнее» слово в соответствии с прочитанным текстом и запиши его.

Энтомология изучает пчёл, жуков, муравьёв, цветы, насекомых.

________________________________________________________________________________________________________________________

4.Используя информацию из текста, запиши решение задачи и ответ на вопрос: Какова длина тела жука – оленя?

_____________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какая наука помогает понимать и беречь природу?

______________________________________________________________________________________________________________________________

6.Отметь неверное утверждение знаком +

А. Зоология изучает зверей, рыб, птиц.

В. Слово Экология пришло к нам из английского языка.

С. Энтомология изучает жизнь насекомых.

7.Используя дополнительную информацию, запиши решение задачи и ответь на вопрос: На сколько больше найденный в Европе жук, чем тот о

котором говорится в тексте? (В Европе был найден жук – олень, достигавший в длину 9 см.)

Вопрос

Типовая задача для учащегося

Планируемый образовательный

результат

1.Прочитай текст.Сколько логических частей

в этом тексте? Запиши цифрой.

Осмыслить

текст,

извлечь

необходимую

информацию из

текста ; определить основную

информацию;

определить

части;

предложить

конкретный выбор.

Выбирает наиболее эффективные способы

решения

в зависимости от конкретных

условий; предлагает конкретный выбор.

2.Соедини стрелочками науки и то, что они

изучают:

Экология Насекомые

Зоология Как беречь природу

Энтомология Животные

Выявлять причинно – следственные связи,

анализировать, рассуждать.

Строит

рассуждения,

делает

выводы.

Выбирает наиболее эффективные способы

решения

в зависимости от конкретных

условий.

3.Определи «лишнее» слово в соответствии с

прочитанным текстом и запиши его.

Энтомология изучает пчёл, жуков, муравьёв,

цветы, насекомых.

Выявлять

причинно

следственные

связи,

анализировать, осмыслить, рассуждать.

Строит рассуждения; структурирует

знания; отстаивает свою точку зрения.

4. .Используя информацию из текста, запиши

Находить и выделять необходимую информацию,

Строит рассуждения; структурирует

решение задачи и ответ на вопрос: Какова

длина тела жука – оленя?

предложить способ решения задачи.

знания; отстаивает свою точку зрения.

5.Какая наука помогает понимать и беречь

природу?

Находить и выделять необходимую информацию;

структурировать знания, делать выводы

Извлекает нужную информацию из текста;

строит рассуждения; высказывает и

обосновывает свою точку зрения.

6. Отметь неверное утверждение знаком +

А. Зоология изучает зверей, рыб, птиц.

В. Слово Экология пришло к нам из

английского языка.

С. Энтомология изучает жизнь насекомых.

Находить и выделять необходимую информацию;

структурировать

знания,

делать

выводы,

анализировать, рассуждать.

Строит

рассуждения,

делает

выводы.

Выбирает наиболее эффективные способы

решения

в зависимости от конкретных

условий.

7. Используя дополнительную информацию,

запиши решение задачи и ответь на вопрос:

На сколько больше найденный в Европе жук,

чем тот о котором говорится в тексте? (В

Европе был найден жук – олень, достигавший

в длину 9 см.)

Находить и выделять необходимую информацию,

предложить способ решения задачи.

Строит

рассуждения;

структурирует

знания; отстаивает свою точку зрения.

Ключ.

1 задание – 2 балла

2 задание – три правильные стрелочки - 3 балла

две – 2 балла

одна – 1 балл

3 задание – 2 балла

4 задание – 2 балла

5 задание – 1балл

6 задание – 2 балла

7 задание – 2балла

Общее количество баллов: 14 баллов

Продвинутый уровень – 14 баллов.

Высокий уровень – 11 - 13 баллов.

Средний уровень – 7 - 10 баллов

Низкий уровень – 1- 6 баллов.



В раздел образования