Автор: Быкова Елена Ивановна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр эстетического воспитания детей"
Населённый пункт: Удмуртская Республика, город Ижевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Принципы подбора музыкального материала в классе хореографии"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей»
Принципы подбора
музыкального материала в
классе хореографии.
(из опыта работы)
Составитель: Быкова Елена Ивановна,
концертмейстер
Ижевск, 2020
1
Введение
В процессе обучения классическому танцу учащихся детских школ
искусств, центров детского творчества, музыка играет одну из ведущих
ролей,
так
как
освоение
школы
классического
танца
на
хорошем
профессиональном
уровне
невозможно
без
грамотно
подобранного
музыкального материала, сопровождающего учебные занятия.
На занятиях с учащимися работает не только педагог-хореограф, но и
концертмейстер, который является равноправным участником учебного
процесса. В совместной творческой деятельности они должны выбирать
нотный материал для занятий таким образом, чтобы обучающиеся получали
не только хореографическое, но и музыкальное образование.
Грамотно составленный музыкальный материал учит детей слышать и
чувствовать музыку, понимать значение ее выразительных средств, а также
воспитывает осознанное отношение будущих артистов к музыкальному
произведению, формирует их эстетический вкус.
Педагогическая практика показывает, что существует ряд проблем,
которые затрудняют работу по правильному подбору нотного материала,
отвечающего современным требованиям музыкального оформления занятий.
Это и незнание концертмейстером названий движений классического танца и
специфических особенностей самого предмета, и отсутствие у педагога
хореографии необходимого музыкального образования. Важное значение
приобретает
также
психологическая
совместимость
педагогов.
Кроме
изучения танцевальных па, обучающиеся знакомятся на занятиях с лучшими
образцами классических произведений, в том числе и с музыкальными
фрагментами балетных спектаклей. Всё это помогает в последующей
2
постановочной
и
репетиционной
работе
воспринимать
музыку
и
хореографию как неразделимое целое.
Принципы подбора музыкального материала в классе
хореографии.
Музыкальные отрывки для оформления занятий классического танца
должны соответствовать следующим критериям:
1.
Принцип «квадратности»: число тактов в музыкальной фразе должно
быть равно степени числа 2 (4, 8, 16, 32). Это имеет особое значение на
начальном
этапе
проучивания,
когда
обучающиеся
выполняют
элементы в так называемом «чистом виде». Учебные комбинации чаще
всего выполняются «крестом», потому удобно, когда произведение
можно разбивать на музыкальные квадраты.
2.
Соответствие
темпа
и
ритмического
рисунка
характеру
хореографического движения. Например, такие упражнения, как rond
de jambe par terre, battement fondu, adagio, исполняются в медленном
темпе (largo, andante, lento), соответственно мелодия музыкального
сопровождения должна иметь лирический характер.
Упражнения battement tendu, battement tendu jete, battement frappe, grand
battement jete
выполняются
в
более
живом,
энергичном
темпе.
Для
аккомпанемента рекомендуется выбирать отрывки с бодрой мелодией и
четким ритмом.
3.
Наличие
вступительного
упражнения
preparation
(от
франц.,
подготовка, приготовление) и заключения. В начале комбинации - это
вступление, состоящее, как правило, из нескольких последних тактов
3
музыкального фрагмента. По окончании два заключительных аккорда
(например, доминантсептаккорд и тоническое трезвучие).
4.
Наличие «затакта», то есть выполнение танцевального движения не на
сильную долю такта (счет «раз»), а на «затакт» (счет «и»). Данный
критерий более актуален в средних и старших объединениях. Затакт
придает упражнению более акцентированный и четкий характер.
5.
Метроритмические особенности: при изучении нового движения,
особенно с детьми младшего возраста, мелкие длительности (восьмые,
шестнадцатые) можно исполнять в два раза медленнее, однако мелодия
должна звучать без искажений, быть понятной. При освоении
движения убыстряется темп исполнения.
6.
Учет возрастных особенностей обучающихся. На начальном этапе
обучения педагог рассказывает учащимся о взаимосвязи музыки и
хореографии, о влиянии ее характера и темпа на исполнение
танцевального движения, разъясняет важность роли музыкального
сопровождения
в
уроке
классического
танца.
Подбирать
аккомпанемент
для
данной
возрастной
категории
следует,
придерживаясь следующих правил: мелодия фрагментов должна быть
понятной и простой, не перегруженной различными музыкальными
«украшениями» форшлагами, трелями и др. Темп в большей части
комбинаций медленный, ритмический рисунок односложный.
С обучающимися среднего и старшего возраста, где учебный материал
постепенно усложняется, появляются разнообразные сочетания движений и
ускоряется темп исполнения, музыкальное оформление должно быть
направлено на развитие художественного вкуса обучающихся.
4
Примеры музыкального оформления урока классического
танца.
1. Plie (приседание). Медленное непрерывное текучее движение. Упражнение
развивает силу мышц ног и выворотность, проверяет правильность позиций и
постановку
корпуса.
Отлично
разогревает
мышцы,
подготавливает
к
следующим более сложным упражнениям. Музыкальные размеры: 3/4, 4/4.
Примеры:
В. Беккер. Лесная сказка
М. Глинка. Прощальный вальс
Ж. Косма. Опавшие листья
М. Легран, Э. Марне. Сиреневый вальс.
Цибулька. Грезы любви после бала
П. Чайковский. Вариация на тему рококо
2.
Bаttement tendu
(выдвижение ноги на носок). Натянутое движение,
развивающие силу голеностопного сустава и подъем стопы. Вырабатывает
натянутость всей ноги как в колене, так и в подъеме, и пальцах.
Музыкальный размер 2/4.
Примеры:
С. Джоплин. Рэгтайм
Ц. Кюи. Полька
Б. Сметана. Иринкина полька
Б. Сметана. Луизина полька
П. Чайковский. Вариация Зигфрида из балета «Лебединое озеро»
И. Штраус. Полька-Анна
5
3. Bаttement tendu jete (маленький бросок ноги на 25º). Натянутое движение с
броском. Воспитывают натянутость ноги в воздухе, развивают силу и
легкость, подвижность тазобедренного сустава. Музыкальный размер 2/4.
Примеры:
М. Глинка. Детская полька
Ф. Макарлд. Snowball ra
Н. Мясковский. Полька
П. Чайковский. Вариация феи Серебра из балета «Спящая красавица»
К. Черни. Этюд
3. Rond de jambe par terre (круговые движения ногой по полу). Развивает
эластичность и подвижность тазобедренного сустава. Часто это движение
заканчивают
перегибанием
корпуса
(port
de
bras),
поэтому
можно
использовать две мелодии, т.к. характер движений разный: первая часть –
ровная, умеренно чёткая, вторая часть – плавная.
Музыкальные размеры: 3/4, 4/4.
Примеры:
А. Верстовский. Вальс
М. Глинка. Романс Антониды из оперы «Иван Сусанин»
С. Майкапар. Колыбельная
Э. Назарет. Вальс
Р. Шуман. Колыбельная
4. Battement fondu
(тающий батман). Относится к плавным, достаточно
сложным движениям, основанное на равномерном сгибании и выпрямлении
опорной и работающей ноги. Воспитывает мягкость и плавность, развивает
эластичность мышц, координацию, выворотность. Темп музыки медленный,
тягучий. Музыкальные размеры: 3/4, 4/4.
6
Примеры:
С. Баневич. Вальс из музыки к сказке Х. К. Андерсена «Русалочка»
А. Грибоедов. Вальс
М. Титов. Вальс
П. Чайковский. Сладкая греза
Ф. Шуберт. Благородный вальс
5. Battements frappe (ударное, сильное движение). Отрабатывает быстрое и
энергичное сгибание и разгибание коленного сустава. Развивает ловкость и
силу стопы. Музыкальное сопровождение следует выбирать с четким,
отрывистым характером. Размер 2/4.
Примеры:
М. Глинка. Галоп
А. Даргомыжский. Славянский танец из оперы «Русалка»
Л. Делиб. Праздничный танец из балета «Коппелия»
П. Чайковский. Полька
Иозеф Штраус. Полька «Жокей»
6. Rond de jambe en l’air (круговое движение ногой по воздуху). Развивает
выворотность тазобедренного сустава, подвижность ноги от колена до стопы.
Характер мелодии спокойный, ровный. Музыкальные размеры: 2/4, 3/4.
Примеры:
В. Беллини. Фрагмент из оперы «Пират»
А. Глазунов. Мимическая сцена из балета «Раймонда»
Ш. Лекок. Гавот из оперетты «Дочь мадам Анго»
Н. Черепнин. Вальс из балета «Павильон Армиды»
Ф. Шопен. Вальс
7
7. Petit battements (маленький батман). Для музыкального сопровождения
хорошо подходит мелодия в характере
pizzicato (пиццикато)
− так
называемая тикающая, отрывистая мелодия, равномерное чередование
восьмых нот:
Примеры:
Л. Дюкомен. Полька,
Э. Хельстед. Женская вариация из балета «Праздник цветов в
Дженцано»
Л. Шитте. Этюд соч. 108, №8
И. Штраус. Полька-пиццикато
К. Фауст. Полька
8. Adagio
(адажио) – группа медленных движений. Развивает силу ног,
артистизм, закрепляет знание поз классического танца. Очень хорошо
использовать восходящие мелодии (они хорошо сочетаются с подъемом
ноги), а также арпеджированную фактуру аккомпанемента.
Примеры:
Р. Вагнер. Романс Вольфрама. Фрагмент из оперы «Тангейзер»
И. Дунаевский. Песня Анюты из кинофильма «Веселые ребята»
Ш. Гуно. Ария Валентина. Фрагмент из оперы «Фауст»
О. Туссен. Радость
Ф. Шопен. Забытый вальс
Ж.-М. Шнейцхоффер. Фрагмент из балета «Сильфида»
П. Чайковский. Серенада для струнного оркестра.
9. Grand battements (большие броски), сильное амплитудное движение ноги.
Развивает «балетный шаг», силу и легкость ног. Музыкальные размеры: 3/4,
4/4.
8
Примеры:
Дж. Верди. Фрагмент из оперы «Риголетто»
И. Дунаевский. Фокстрот
Б. Сметана. Студенческий марш
В. Герчик. Марш
Ц. Пуни. Марш из балета «Конек-горбунок»
На середине класса выполняются тот же порядок движений, поэтому выбор
аккомпанемента не отличается от звукового оформления экзерсиса станка.
Можно выбрать музыкальное сопровождение из выше предложенных
фрагментов композиций.
Один из разделов урока классического танца − allegro (прыжки). Необходимо
принять во внимание, что акцент в аккомпанементе приходится делать не на
прыжок, а на приземление. Музыкальный размер маленьких и средних
прыжков − 2/4, больших прыжков – 3/4. Выбор нотного материала
многообразен: польки и галопы, марши и вальсы, фрагменты балетных
спектаклей, инструментальная музыка и сочинения современных авторов.
Примеры:
М. Глинка. Контрданс «Монастырка»
Р. Глиэр. Концертный вальс
С. Кеттерер. Вальс ля бемоль мажор
Ф. Крейслер. Вальс
Л. Минкус «Вальсы» из балетов «Дон Кихот», «Пахита»
Л. Минкус. Вариация солистки из балета «Дон Кихот»
Л. Минкус. Вариация Гамзатти из балета «Баядерка»
Р. Планкетт. Корневильские колокола.
Ц. Пуни. Фрагмент из балета «Конек-Горбунок»
Ц. Пуни. Танец одушевленных фресок из балета «Конек- Горбунок»
9
И. Штраус. Виолетта
Ж.-М. Шнейцхоффер. Мужская вариация из балета «Сильфида»
Ю.Чичков. Полька
Э. Хельстед. Мужская вариация из
балета «Праздник цветов в
Дженцано» и др.
10
ПРИЛОЖЕНИЕ
Экзерсис у палки
1.
Plie по пяти позициям.
11
2. Battements tendus (24 такта по две четверти).
3. Ronds de jambes par terre и grands ronds de jambes jetes (8 тактов no
четыре четверти).
12
4. Battements fondus и frappes. (16 тактов по две четверти).
5. Ronds de jambes en l'air. (4 такта no четыре четверти).
13
6. Petits battements (8 тактов по две четверти).
14
7. Battements developpes (8 тактов по четыре четверти).
8 . Grands battements jetes (8 тактов по три восьмых).
Экзерсис на середине зала
1. demi-plie (16 тактов по три четверти).
15
3. Battements tendus (8 тактов по четыре четверти).
16
4
. Battements fondus и frappes (комбинированные) (8 тактов по две
четверти).
Большое adagio (4 такта по четыре четверти).
Allegro
17
3. Свободно танцевальная форма исполнения (16 тактов по две четверти).
18
19
20
Нотные образцы взяты из книги А. Я. Вагановой
«Основы классического танца»
Список литературы
1.
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л., 1964.
2.
Базарова Н. П. Классический танец. Методика четвертого и пятого года
обучения. − 2-е изд., − Л.: Искусство, 1984.
3.
Безуглая Г. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока
классического танца. Работа с репертуаром. Спб., 2005.
4.
Ваганова А. Я. Основы классического танца. Издание 6. Серия “Учебники
для вузов. Специальная литература” — СПб.: Издательство “Лань”, 2000.
5.
Головкина С. Н. Уроки классического танца в старших классах. М.:
Искусство, 1989.
6.
Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика, 2001.
7.
Костровицкая В. С., Писарев А. А. Школа классического танца. Л.:
Искусство, 1976
8.
Ладыгин Л. Методические рекомендации по музыкальному оформлению
уроков классического танца. М., 1980.
9.
Люблинский А. А. Теория и практика аккомпанемента: Метод. основы.
Л.: Музыка, 1972.
10.
Ревская Н. Классический танец. Музыка на уроке. Экзерсис. СПб, 2005г.
11.
Ярмолович Л. И. Принципы музыкального оформления урока
классического танца / под ред. В.И. Богданова-Березовского, 2-е изд. Л.:
Музыка, 1968.
21