Напоминание

Формирование гражданской ответственности и избирательной культуры школьников.


Автор: Трофимова Татьяна Шайкульевна
Должность: педагог - библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ "Политехнический лицей"
Населённый пункт: г. Мирный, РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: Формирование гражданской ответственности и избирательной культуры школьников.
Раздел: среднее образование





Назад




1 Формирование гражданской ответственности и избирательной культуры школьников. Трофимова Т.Ш., педагог-библиотекарь Каждый выбирает для себя… Выборы, безусловно, важнейшее событие в жизни любого общества, любой страны. Как сложилась наша жизнь сегодня, какой она будет завтра, во многом зависит от выбора каждого из нас, от нашей гражданской позиции. Дети - наше будущее, потому формировать позитивное отношение к главным событиям страны необходимо со школьной скамьи. В своей повседневной работе, образовывая и воспитывая ребенка, формируя основы его правовой культуры, как части патриотического воспитания и просвещения, мы уже сегодня участвуем в созидании главного человека страны – гражданина. И эта важная миссия семьи и школы, а значит и школьной библиотеки. В течение многих лет целью воспитательной работы лицея было и остаётся создание условий для формирования и развития гармонично развитой личности, с основными социальными ценностями - нравственность, гражданственность и патриотизм. Воспитанию юного гражданина уделяется большая работа, которая проводится и учителями, и воспитательным отделом, и библиотекой. Поэтому на всех библиотечных мероприятиях мы говорим с детьми о том, что «Человек - это ряд поступков» (Гегель), об ответственности за каждое своё решение, проводим беседы, диспуты, круглые столы под девизом «Каждый выбирает для себя», где обсуждаем необходимость осознанного выбора. Говоря с ребятами об их правах и обязанностях, подчеркиваем: каждый решает сам с кем дружить, где и как проводить свободное время,
2 хорошо учиться или плохо, но именно от его решения, его выбора зависит, как сложится его дальнейшая судьба. Человек сам творит свою жизнь. Не случайно поэт Ю. Д. Левитанский сказал: «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку - каждый выбирает для себя». Помогая формированию гражданской позиции учащихся лицея, мы организуем и проводим мероприятия, связанные с важнейшими событиями школы, города, района, края, страны. (День выбора президента школы, Дни толерантности в классе и в школе, Дни Конституции, Празднование юбилея города, района, Республики). Библиотекой в партнерстве с учителями лицея уделяется серьезное значение правовому просвещению учащихся и в частности избирательному праву. В своей практике используем такие формы, как книжные выставки, диспуты, дискуссии, деловые игры, правовые уроки, уроки гражданственности, викторины, круглые столы, просмотры и обсуждение кинофильмов. Вопросам защиты прав детей в различных областях общественной жизни посвящены:  книжные выставки: «Я имею право…» - для младших классов; «Я – ребёнок, я – человек»; «Азбука права» - методическая выставка для классных руководителей; «Правовая культура» (5-7 классы), «Выборы - твой шаг в будущее» (8-11 классы), где представлены не только книги и брошюры, а так же журнальные и газетные публикации по данной тематике.  обзор литературы по правам детей, имеющейся в фондах библиотеки и Интернете.  мультимедийный обзор одной книги «Ваши права» для учащихся 3- 5 классов. С целью популяризации государственной символики, способствующей становлению гражданской позиции детей, воспитывая уважение к истории
3 Родины, проводим викторины и правовые игры. Особенно популярны у ребят интеллектуальные игры, викторины игровые программы, устные журналы. Одним из важнейших правовых принципов нашего государства является – уважение права и репутации других лиц, осуждение дискриминации. Политехнический лицей – многонациональная школа, калейдоскоп детских лиц со всех уголков разных стран, чтобы помочь нашим детям сблизиться провели цикл мероприятий о толерантности: диспуты о дружбе и любви, классные часы, беседы, обзоры: «Бесценный дружеский союз», «Всё начинается с любви» «В семье единой», «Вместе – целая страна», «Национальное изобилие». Ребята, разбившись на группы, представляли республику, край, народ. Буряты, украинцы, татары, евреи, якуты… Каждая группа готовила сообщение и презентацию о выдающихся людях, истории, обычаях и традициях, национальных костюмах, исполняли песни и танцы, легенды, притчи о происхождении края, народа. Выясняли дома родословную семьи, значение фамилии, имени, некоторые пытались создать своё генеалогическое древо с фотографиями предков (прабабушек и прадедушек). Дети искренне удивлялись, сколько нового они открыли для себя. По – новому стали смотреть и на себя, и на своих одноклассников. С ребятами начальных классов читали сказки народов мира. Цель - помочь школьникам быть терпимее и добрее к другим людям, рассказать о культуре других народов. Знакомое больше нравится. Мосты между людьми наводятся скорее и легче. Воспитание гражданина происходит путем усвоения многовекового опыта, накопленного человечеством в его лучших традициях и запечатленных в художественных произведениях величайших классиков: Некрасова, Достоевского, Короленко, Куприна и др. Пропагандируя интерес к книгам, организуем Громкие чтения по теме «Гражданином быть обязан». С малышами читали рассказ Л. Пантелеева «Честное слово», О мужестве, благородстве, честности маленького человека, для которого собственное
4 честное слово оказывается дороже всего. Ни холод, ни голод не могут поколебать его волю. Детскому восхищению не было предела, все ребята захотели быть похожими на этого мальчика. Говоря о необходимости законопослушания с целью предупреждения детской преступности и развенчивая так называемую тюремную романтику, мы организовали просмотр документальных фильмов «Детки в клетке»: «Атлян. Красная малолетка», «Икшанская колония для несовершеннолетних», «Малолетка», «Опыт креста». С экрана малолетние преступники с запоздалым раскаянием делятся свои горьким опытом и рассказывают о далеко несладкой жизни заключенных. Каждое мероприятие тщательно готовится, о них сообщается заранее на сайте лицея, в электронной учительской и объявлениях. О проведенных мероприятиях сообщается на сайте лицея, заметки размещаются либо детьми, либо организаторами, например: «Накануне празднования 20-летия Конституции РФ, в библиотеке лицея всю неделю проходили мероприятия, посвященные этой знаменательной дате, подготовленные Творческой мастерской. На абонементе красовалась выставка, ученикам были предложены классные часы и викторины, согласно, возрастных особенностей детей с 6 по 8 и с 9 по 11 классов. Для учащихся 6 классов провелась викторина «Что? Где? Когда?» с волчком за главным игровым столом и «вопросами» от известных знатоков телевизионного клуба. Все команды во главе с капитанами стремились набрать баллы и попасть за главный стол. Для остальных классов викторина проводилась немного в иной форме («Своя игра») по теме «Знатоки российской символики». Разбившись на команды, ребята отвоевывали право на звание лучшего игрока в упорной интеллектуальной борьбе. Искренне огорчались, когда выпадал номер вопроса с каверзным сюрпризом и заработанные баллы сгорали, и восторженно ликовали, если выпадал шанс удвоить баллы. Викторина
5 включала вопросы по российской символике от времен Ивана Грозного до настоящего. Растрогало ведущих исполнение гимна России участниками игры: Да, мы не Иваны Непомнящие, и наши дети гордятся своей Родиной и неплохо знают её историю. Значит, всё будет хорошо. Подводя итоги, путём тайного голосования (ребята опускали листочки со своим голосом в черный ящик), определили лучшего игрока». Современному молодому человеку необходимо знать свое государство, законы, свои права и обязанности и четко представлять значении выборов в жизни общества и страны. Поэтому, ставя перед собой задачу активного вовлечения молодых людей в политическую жизнь страны и формирования у них правовых понятий в области избирательного права, мы совместно с учителями лицея готовим и проводим мероприятия по правовому просвещению избирателей. Ценно, что дети получают новые знания, новые навыки, уверенность в себе, стремление стать лучше. Ребята учатся анализировать, обобщать, сопоставлять события и факты, вырабатывать собственную точку зрения, уважать мнение оппонентов, могут высказать свое мнение. Мы надеемся, что помогаем ребятам реализовать себя, свой творческий потенциал, и в будущем они не останутся в стороне от важнейших событий общества, а примут самое активное участие в жизни своей страны. Уверены, если мы, взрослые, научим детей разбираться в истинных человеческих ценностях, с детства видеть и ценить добродетели, то посеем зерна, прорастающие завтра толерантностью, ответственностью за судьбу своих ближних, своего края, страны.
6


В раздел образования