Формирование гражданской ответственности и избирательной культуры школьников.
Автор: Трофимова Татьяна Шайкульевна Должность: педагог - библиотекарь Учебное заведение: МБОУ "Политехнический лицей" Населённый пункт: г. Мирный, РС(Я) Наименование материала: статья Тема: Формирование гражданской ответственности и избирательной культуры школьников. Раздел: среднее образование
1
Формирование гражданской ответственности и избирательной культуры
школьников.
Трофимова Т.Ш.,
педагог-библиотекарь
Каждый выбирает для себя…
Выборы, безусловно, важнейшее событие в жизни любого общества,
любой страны.
Как сложилась наша жизнь сегодня, какой она будет завтра, во многом
зависит от выбора каждого из нас, от нашей гражданской позиции.
Дети - наше будущее, потому формировать позитивное отношение к
главным событиям страны необходимо со школьной скамьи.
В своей повседневной работе, образовывая и воспитывая ребенка,
формируя
основы
его
правовой
культуры,
как
части
патриотического
воспитания и просвещения, мы уже сегодня участвуем в созидании главного
человека
страны – гражданина. И эта важная миссия семьи и школы, а
значит и школьной библиотеки.
В течение многих лет целью воспитательной работы лицея было и
остаётся
создание
условий
для
формирования
и
развития
гармонично
развитой личности, с
основными социальными ценностями - нравственность,
гражданственность и патриотизм.
Воспитанию юного гражданина
уделяется большая работа, которая
проводится
и
учителями,
и
воспитательным
отделом,
и
библиотекой.
Поэтому на всех библиотечных мероприятиях мы говорим с детьми о том,
что «Человек - это ряд поступков» (Гегель), об ответственности за каждое
своё
решение,
проводим
беседы,
диспуты,
круглые
столы
под
девизом
«Каждый выбирает для себя», где обсуждаем необходимость осознанного
выбора. Говоря с ребятами об их
правах и обязанностях, подчеркиваем:
каждый решает сам с кем дружить, где и как проводить свободное время,
2
хорошо учиться или плохо, но именно от его решения, его выбора зависит,
как сложится его дальнейшая судьба. Человек сам творит свою жизнь. Не
случайно поэт Ю. Д. Левитанский сказал:
«Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя».
Помогая формированию гражданской позиции
учащихся
лицея, мы
организуем и проводим мероприятия, связанные с важнейшими событиями
школы, города, района, края, страны. (День выбора президента школы, Дни
толерантности в классе и в школе, Дни Конституции, Празднование юбилея
города, района, Республики). Библиотекой в партнерстве с учителями лицея
уделяется
серьезное
значение
правовому
просвещению
учащихся
и
в
частности избирательному
праву.
В своей практике используем такие
формы,
как
книжные
выставки,
диспуты,
дискуссии,
деловые
игры,
правовые
уроки,
уроки
гражданственности,
викторины,
круглые
столы,
просмотры и обсуждение кинофильмов.
Вопросам защиты прав детей в различных областях общественной
жизни посвящены:
книжные выставки: «Я имею право…» - для младших классов;
«Я – ребёнок, я – человек»;
«Азбука
права»
-
методическая
выставка
для
классных руководителей; «Правовая культура» (5-7 классы), «Выборы -
твой шаг в будущее» (8-11 классы), где представлены не только книги и
брошюры, а так же журнальные и газетные публикации по данной тематике.
обзор литературы по правам детей, имеющейся в фондах библиотеки и
Интернете.
мультимедийный обзор одной книги «Ваши права» для учащихся 3- 5
классов.
С целью популяризации государственной символики, способствующей
становлению гражданской позиции детей, воспитывая уважение к истории
3
Родины, проводим
викторины и правовые игры. Особенно
популярны у
ребят
интеллектуальные игры, викторины
игровые программы, устные
журналы.
Одним из важнейших правовых принципов нашего государства является –
уважение права и репутации других лиц, осуждение дискриминации.
Политехнический лицей – многонациональная школа, калейдоскоп детских
лиц со всех уголков разных стран, чтобы помочь нашим детям сблизиться
провели цикл мероприятий о толерантности:
диспуты о дружбе и любви,
классные
часы,
беседы,
обзоры:
«Бесценный
дружеский
союз»,
«Всё
начинается
с
любви»
«В
семье
единой»,
«Вместе
–
целая
страна»,
«Национальное
изобилие».
Ребята,
разбившись
на
группы,
представляли
республику, край, народ. Буряты, украинцы, татары, евреи, якуты… Каждая
группа готовила сообщение и презентацию о выдающихся людях, истории,
обычаях и традициях, национальных костюмах, исполняли песни и танцы,
легенды,
притчи
о
происхождении
края,
народа.
Выясняли
дома
родословную семьи, значение фамилии, имени, некоторые пытались создать
своё
генеалогическое
древо
с
фотографиями
предков
(прабабушек
и
прадедушек). Дети искренне удивлялись, сколько нового они открыли для
себя. По – новому стали смотреть и на себя, и на своих одноклассников.
С ребятами начальных классов читали сказки народов мира. Цель - помочь
школьникам быть терпимее и добрее к другим людям, рассказать о культуре
других народов. Знакомое больше нравится. Мосты между людьми наводятся
скорее и легче.
Воспитание гражданина происходит путем усвоения многовекового опыта,
накопленного человечеством в его лучших традициях и запечатленных в
художественных
произведениях
величайших
классиков:
Некрасова,
Достоевского, Короленко, Куприна и др. Пропагандируя интерес к книгам,
организуем
Громкие
чтения по теме «Гражданином быть обязан». С
малышами читали рассказ Л. Пантелеева «Честное слово», О
мужестве,
благородстве,
честности
маленького
человека,
для
которого
собственное
4
честное
слово
оказывается
дороже
всего.
Ни
холод,
ни
голод
не
могут
поколебать его волю. Детскому восхищению не было предела, все ребята
захотели быть похожими на этого мальчика.
Говоря о необходимости законопослушания с целью
предупреждения
детской
преступности
и
развенчивая
так
называемую
тюремную
романтику,
мы
организовали
просмотр
документальных
фильмов
«Детки
в
клетке»:
«Атлян.
Красная
малолетка»,
«Икшанская
колония для несовершеннолетних», «Малолетка», «Опыт креста». С экрана
малолетние преступники
с запоздалым раскаянием делятся свои горьким
опытом и рассказывают о далеко несладкой жизни заключенных.
Каждое мероприятие тщательно готовится, о них сообщается заранее
на сайте лицея, в электронной учительской и объявлениях.
О проведенных мероприятиях сообщается на сайте лицея, заметки
размещаются либо детьми, либо организаторами,
например: «Накануне
празднования 20-летия Конституции РФ, в библиотеке лицея всю неделю
проходили
мероприятия,
посвященные
этой
знаменательной
дате,
подготовленные
Творческой
мастерской.
На
абонементе
красовалась
выставка, ученикам были предложены классные часы и викторины, согласно,
возрастных особенностей детей с 6 по 8 и с 9 по 11 классов. Для учащихся 6
классов провелась викторина «Что? Где? Когда?»
с волчком за главным
игровым столом и «вопросами»
от известных знатоков телевизионного
клуба.
Все команды во главе с капитанами стремились набрать баллы и
попасть за главный стол.
Для остальных классов викторина проводилась немного в иной
форме («Своя игра») по теме «Знатоки российской символики». Разбившись
на команды, ребята отвоевывали право на звание лучшего игрока в упорной
интеллектуальной борьбе.
Искренне
огорчались, когда выпадал номер
вопроса
с
каверзным
сюрпризом
и
заработанные
баллы
сгорали,
и
восторженно ликовали,
если
выпадал шанс удвоить баллы. Викторина
5
включала вопросы по российской символике от времен Ивана Грозного до
настоящего. Растрогало ведущих исполнение гимна России
участниками
игры: Да, мы не Иваны Непомнящие, и наши дети гордятся своей Родиной
и неплохо знают её историю. Значит, всё будет хорошо.
Подводя итоги, путём тайного голосования (ребята опускали листочки со
своим голосом в черный ящик), определили лучшего игрока».
Современному молодому человеку необходимо знать свое государство,
законы, свои права и обязанности и четко представлять значении выборов в
жизни общества и страны. Поэтому, ставя перед собой задачу активного
вовлечения молодых людей в политическую жизнь страны и формирования у
них правовых понятий в области избирательного права, мы совместно с
учителями
лицея
готовим
и
проводим
мероприятия
по
правовому
просвещению избирателей.
Ценно, что дети получают новые знания, новые навыки, уверенность в
себе,
стремление
стать
лучше. Ребята учатся
анализировать, обобщать,
сопоставлять события и факты, вырабатывать собственную точку зрения,
уважать
мнение
оппонентов,
могут
высказать
свое
мнение.
Мы надеемся, что помогаем ребятам реализовать себя, свой творческий
потенциал, и в будущем они не останутся в стороне от важнейших событий
общества, а примут самое
активное
участие
в жизни своей страны.
Уверены, если мы, взрослые,
научим
детей разбираться в истинных
человеческих ценностях, с детства видеть и ценить добродетели, то посеем
зерна, прорастающие завтра толерантностью, ответственностью за судьбу
своих ближних, своего края, страны.
6