Автор: Светлана Михайловна Сокол
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Подсосновский детский сад "Солнышко"-филиал МБОУ"Подсосновская СОШ"
Населённый пункт: с.Подсосново
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Сказочные лабиринты игры" В.В.Воскобовича
Раздел: дошкольное образование
Сокол Светлана Михайловна
План-конспект родительского собрания для родителей детей
дошкольного возраста
Структура плана-конспекта
Обоснование актуальности темы: Вопрос полноценного развития
познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного
возраста по-прежнему остается актуальным. Доказано, что интенсивное
развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успешность обучения
детей в школе. Не для кого не секрет, что у родителей большая
загруженность, в следствии чего, дома дети часто играют в «бесполезные»
компьютерные игры, пока родители заняты своими делами. Этим мастер-
классом мы хотим показать родителям альтернативу. То есть показать те
игры, которые будут детям не менее интересны, чем компьютерные и при
этом способствовать их полноценному развитию.
Цель родительского собрания
Познакомить
родителей
с
технологией
интенсивного
развития
интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты
игры» В.В.Воскобовича, в основу которой положена идея направленности
интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который
получается при решении проблемных и творческих задач.
Задачи родительского собрания
Создать условия для совместной деятельности с родителями на
мастер-классе
Повысить родительскую компетентность в вопросах организации
совместных с детьми развивающих игр и упражнений
Учить применять развивающие игры в организации игрового
взаимодействия с помощью игрового материала В.В. Воскобовича.
Способствовать развитию положительных эмоций родителей в
интеллектуальной деятельности
Формирование практических навыков родителей в игровой
деятельности через участие в мастер - классе
Форма: мастер - класс
Возраст детей: подготовительная группа
Оборудование
и
оформление:
игры
«Квадрат
Воскобовича»,
«Прозрачный квадрат», картинки героев – малыш Гео, ворон Метр, незримка
Всюсь, Околесик, китёнок Тимошка; «Геовизор», «Чудо – крестики 2 -
трафарет»; листы бумаги, простые карандаши, гелевые ручки; листы –
схемы, образцы рисунков заданий , ИКТ: ноутбук, проектор.
Литература для подготовки к собранию :
1.Воскобович В. В. Технология интенсивного интеллектуального
развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты». СПб.:
НИИ «Гириконд», 2000.
2.Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим
играм В. Воскобовича Практическое пособие для воспитателей и методистов
ДОУ – Воронеж- ИП Лакоценин Н. А.. 2012-190с.
3.
Развивающие
игры
Воскобовича:
Сборник
методических
материалов/ Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера,
2015. – 128с. – (Библиотека Воспитателя).
4.Харько Т. Г., Воскобович «Сказочные лабиринты игры» Игровая
технология
интеллектуально-творческого
развития
детей
3-7
лет.
Производитель: Развивающие игры Воскобовича, 110с
Продолжительность собрания: 30 – 35 минут
План подготовки и проведения
1.Организационный момент - вступительное слово.
2.Игра «Дерево желаний»
3.Практическое занятие с родителями «Двуцветный квадрат».
4.Ознакомление родителей с играми В.В. Воскобовича
5.Ознакомление родителей с «Воспитание поликультурной личности –
ориентир по подпрограммы «Воспитание и знание»
6.Проведение рефлексии «Свободный отчет»
7.Итог собрания.
Конспект родительского собрания
Организационный момент
Добрый вечер, уважаемые родители моих любимых воспитанников.
Сталкивались ли вы с тем, что к приобретённым вами игрушкам и играм дети
быстро теряют интерес, попросту забрасывают их и просят Вас дать им Ваш
телефон для того, чтобы поиграть в него? (Ответы родителей).
Безусловно, мы - родители часто сталкиваемся с этой проблемой.
Хотите узнать, как и чем можно занять ребенка дома? Тогда начнем.
Представляем Вашему вниманию новую игровую технологию «Сказочные
лабиринты игры» Воскобовича.
Поскольку говорить сегодня мы будем об играх, то предлагаю вам тоже
включиться
в
игру
« «Дерево
ожидания»
Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с
каким
настроением,
мыслями
вы
пришли
в
игру?
У Вас на столах лежат листочки пожалуйста напишите на них в двух словах
то, что вы ожидаете получить от нашей вами встречи.
Теперь немного о ее создании.
Вячеслав Вадимович Воскобович житель Санкт — Петербурга, в
прошлом
физик,
инженер,
изобретатель.
Получая
образование
по
специальности инженер-физик, он даже не предполагал, что ему придется
погрузиться в педагогику.
Отец двоих детей. Именно они и вдохновили его на изобретение новых
развивающих пособий. Так как рождение его детей пришлось на нелегкое
время перестройки, где в магазинах были только пустые полки, ни о каких
развивающих пособиях не было и речи, трудно было достать даже обычную
пирамидку.
Кроме того, как родитель он обратил внимание на отношение своих
детей к игрушкам, которые все были как бы "одноразовыми". Дети сначала
проявляли интерес к новым игрушкам. Но после двух трёх игр, когда ребёнок
всё уже знал об игрушке, она становилась ему неинтересной. И Воскобович
решил попробовать сам придумать игры и игрушки, которые будут
интересны не только его сыновьям, но и их ровесникам.
Автор хотел сделать такие игрушки, которые были бы интересны не
один раз: не поиграл и забросил, а чтобы раз за разом в одной и той же игре
открывались новые возможности. И это ему с успехом удалось. Созданные
им игры помогают не только разнообразить времяпрепровождение детей, но
и способствуют их полноценному развитию.
Народная мудрость гласит: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы
он начал думать». А что лучше подготовит ребенка-дошкольника к будущей
жизни? Безусловно – это игра. Как воспитатель, я использую многие игры
В.В.
Воскобовича,
направленные
на
развитие
мелкой
моторики,
воображения, мышления, внимания, памяти, речи. Сегодня я познакомлю Вас
с
некоторыми
из
них.
Для
проведения
практического
занятия
нам
понадобятся такие игры, как:«Квадрат Воскобовича»,
«Геовизор», «Чудо
крестики - 2», «Нетающие льдинки»
Начнем
с
квадрата
Воскобовича
(оборудование:
квадраты
Воскобовича)
Данную
игру
еще называют
«Вечное
оригами»
или
«Квадрат-
трансформер». Название говорит само за себя «Квадрат» можно легко
трансформировать, за счёт мягкой основы, создавая разнообразные объемные
и плоские фигуры, как по предложенным схемам, так и придумывать
собственные образы.
Обратите внимание, у Вас на столе, есть вот такой квадрат. Давайте
поближе рассмотрим данное пособие.
Да это же к нам в гости пожаловал его величество ВОЛШЕБНЫЙ
ДВУХЦВЕТНЫЙ КВАДРАТ и сегодня он нас приглашает в игровое
путешествие в сказку. Он очень хочет с вами поиграть. Наш волшебный
квадрат какой большой или маленький? Давайте превратим его в маленький.
Сложите его пополам, а потом еще пополам. Что получилось?
- Предлагаю вам послушать сказку:
В самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме жила
совсем обычная семья: мама Трапеция, папа Прямоугольник, и их сынишка
Квадрат. Братишек и сестричек у него не было, но зато был дедушка
Четырехугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко,
потому, что добираться до него надо было по суше, по воде и даже по
воздуху. Дедушка Четырехугольник часто писал письма. Однажды папа
сказал, что вчера он снова получил от дедушки письмо. Дедушка передает
всем привет, желает всем доброго здоровья и спрашивает, кем его любимый
внук Квадрат мечтает стать:
После завтрака мама с папой ушли на работу, а квадрат остался один
дома. «Интересно кем я могу стать?» - вспомнил квадрат дедушкино письмо
и подошел к зеркалу. На него смотрел обыкновенный квадрат, у которого все
стороны равны и все углы тоже были ровны. «Всюду одинаковый ни чем не
примечательный, - То ли дело домик во дворе: такой стройный, такой
нарядный! Вот если бЯ мог стать домиком!» квадрат подумал об этом робко
и вдруг почувствовал, что уголки его пришли в движение, и он как то
необычно сложился. Квадрат снова посмотрел в зеркало и увидел домик.
(Показ манипуляций с квадратом)Конечно, он этому немного удивился, и он
снова превратился в квадрат. И тут квадрат вспомнил Новогодний праздник,
пушистую нарядную ёлку и почему то большую конфету. Она висела среди
нарядных игрушек и была ничуть не хуже их «Вот бы мне стать конфетой», -
подумал Квадрат и снова почувствовал, как его уголки зашевелились – он
превратился в конфету. Так что же получается, я могу стать кем захочу…
А теперь наш квадрат превратиться в дом-теремок.
Сделайте квадрат
большим. Положите зеленой стороной к себе, и согните 2 верхних угла –
получился зеленый дом с красной крышей. Молодцы! Теперь превратите
квадрат в конфету
Переверните квадрат красной стороной к себе, сложите пополам и
загните верхний уголок. Молодцы, вот и мышка
стала в теремке жить
поживать, да чай распивать.
Обратите внимание, почти к каждой игре есть сопровождение, схемы.
Откройте схемы сложения и ознакомьтесь с правилами работы и
условными обозначениями. Теперь выберите любую фигуру попробуйте ее
сложить…
Назовите, какие фигуры у вас получились? Эта игра развивает:
сенсорные способности (умение дифференцировать предметы по форме,
размеру и цвету), пространственному расположению частей;
- умение конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь
пооперационной схемой или собственным замыслом.- внимание, память,
пространственное и логическое мышление;
- воображение, творческие способности;
- мелкую моторику рук.
- активный словарный запас математическими терминами. Согласитесь,
такое маленькое пособие, а сколько возможностей оно открывает.
Попробуем поиграть с другими.
Скажите вы любите подарки? А хотели бы вы получить в подарок, какой ни
будь волшебный предмет? Тогда предлагаю вам послушать ещё одну сказку:
«Подарок хранителя озера Айс» (оборудование: прозрачные квадраты)
Познакомьтесь это малыш Гео – главный герой сказок Воскобовича
(показываю картинку)
По приказу царя малыш Гео отправляется в Фиолетовый лес за
золотыми плодами. Сказочные приключения, новые знания ожидают малыша
Гео впереди. Малышу часто помогает Ворон Метр. (показываю картинку)
Если долго идти по Фиолетовому Лесу в сторону высоких гор, то по пути
непременно
встретится
Озеро
Айс.
Хранитель
озера
-
главный
НезримкаФиолетого Леса. (показываю Всюсь)
Когда то давным-давно
появились
на озере
Айс волшебные
Нетающие льдинки. (показываю квадраты) Тайну их знал только хранитель
озера, которого никто из филонцев никогда не видел.
-
Как вы думаете, кто такие филонцы? Правильно это жители
Фиолетового леса.
- А почему лес именно фиолетовый? (фиолетовый цвет достаточно
хорошо активизирует детское мышление. Он хорошо влияет на нервную
систему, повышает творческий
потенциал
и даже излечивает от
бессонницы.)
Продолжим нашу сказку…
Ходила молва, что с помощью этих льдинок он превращался в кого
угодно: и в дракона, и в рыбку, и даже самолет. Немудрено, что все филонцы
мечтали получить волшебные Льдинки у Хранителя Озера.
Так начинаются удивительные приключения с нетающими льдинками
озера Айс.Сейчас я предлагаю их рассмотреть. С помощью этих льдинок
можно составлять различные фигуры, это можно делать 2 способами -
наложение и приложение.
При складывании квадратов пластинки накладываются друг на друга
всей плоскостью.При наложении пластинок друг на друга не допускается
совмещение (пересечение) цветных элементов.
- Положите пред собой прозрачные квадраты, рассмотрите не них,
найдите такую фигуру …(показ)
- Как вы думаете, какую геометрическую фигуру надо добавить, чтобы
получился непрозрачный квадрат?
(После того как выскажут свои
предположения – вывести на экран второй элемент)
- Какую часть от целого квадрата она составляет? Большую или
меньшую.
- Из каких частей сложен этот квадрат (равных, неравных)?
- Придумайте и сложите свой квадрат из двух равных частей.
- Сколько вариантов складывания из 2-х равных частей у вас
получилось? (2 квадрата)
- А теперь сложите квадрат из трех различных фигур, например таких,
как на рисунке.
-Придумайте и сложите свои квадраты из трех частей. Сколько их
получилось?
- Обратите внимание сколько вариантов складывания квадрата из трёх
частей возможно.
Молодцы!
Хранитель
озера
Айс
превратился
в
самолет.
Попробуйте
сконструировать его, глядя на экран.
Затем хранитель озера Айс превратился в кубок.
Кубок появился не спроста. Вы справились с заданиями. Малыш Гео
благодарит Вас за помощь и говорит, что вас ждут ещё встречи с
интересными сказочными героями Фиолетового леса.
Это простое, на мой взгляд пособие способствует успешному освоению
детьми эталонов формы; развивает навыки счёта, отсчитывания нужного
количества элементов; знакомит детей с пространственными отношениями и
величиной, соотношением целого и части; совершенствуют память и
воображение у детей, развивает речь, через пересказ сказочных историй,
придумывание своих рассказов; аргументацию правильности своих решений;
предоставляет огромные возможности детям и взрослым для реализации
собственных творческих идей.
- Как вы думаете, чему учат в школе волшебства? В школе Волшебства
учат чудесам и превращениям. Самая любимая игра будущих волшебников –
«Геовизор». (оборудование: «геовизоры», листы бумаги, простые карандаши
или гелевые ручки)
Устройство игрового пособия (сопровождается показом)
Экран «Геовизора»
Координатная сетка
Точки координатной сетки (Отверстия в экране)
Подложка
Лист бумаги
- Положите перед собой данное игровое пособие
Кто сумеет без ошибок выполнить трудное задание с его помощью, тот
легко совершит магическое превращение. Ведь недаром говорит волшебная
мудрость: «Трудно в учении – легко в превращении». В школе волшебников
учатся Околесик (показываю) и четверо его друзей - гномы Разделяй –
Объединяй, Увеличь – Уменьши, Крути - Верти, Появись - Исчезни.
Положите перед собой «Геовизоры»,(выставляем на магнитную доску)
вложите лист бумаги, возьмите простой карандаш.
У Гнома Разделяй – Объединяй появилась кошка Мурлыка, но гном
Появись – Исчезни спрятал ее. Давайте поможем
гному Разделяй –
Объединяй найти кошку Мурлыку. Помогут нам координаты, которые я буду
называть, вы отмечаете карандашом точки на экране «геовизора».
Ф4 – Ф2 – К2 – К4 – Ж2 –З3 –Г2 –Ф4
Достаньте лист и соедините точки по порядку.
Какие
геометрические
фигуры
пришлось
объединить
будущему
волшебнику, чтобы получилась кошка?
1-
квадрат
3 - треугольника
А сейчас дорисуйте полностью всю кошку: мордочку, туловище, лапы
и хвост.
Как вы думаете во что ещё можно превратить фигуру, которая
изначально получилась на геовизоре? (ответы)Увлекательно, правда?
Задание для самостоятельного выполнения: вложите новый лист в
«Геовизор». Будущий маг Увеличь – Уменьши решил поиграть с квадратами
– увеличить их. Сначала сделал самый маленький, затем побольше, еще
больше. Попробуйте назвать координаты самого маленького квадрата (Ф1 –
К1 – З1- Г1) Нарисуйте его. Какой будет следующий? (Ф2 – К2 – З2- Г2).
Нарисуйте самый большой квадрат. Назовите его координаты. Ф4 – К4 – З4-
Г4. На что похожа данная фигура? Ваши предположения.
(Показываюготовый образец)
Данная
игра
- даёт представление о пространственных отношениях, количественном
счете;
- симметрии, системе координат, делении целого на равные и неравные
части
- развивает умение решать логико-математические задачи, внимание,
память,
мышление,
воображение
и
творческие
способности,
мелкую
моторику руки.
Познакомьтесь это Китенок - Тимошка. (показываю) (оборудование:
Трафареты, гелевые ручки, простые карандаши)
Китенок - Тимошка очень любит веселиться и играть, а самая любимая
игра, «Чудо - крестики » (показываю) - это своеобразный трафарет. У него
много друзей и когда они приходят к Китенку Тимошке в гости, они играют в
«Чудо – крестики - это интересный конструктор». С помощью него можно
придумать самые разные фигуры. Человечки и драконы, принцессы и
бабочки – посмотрите, вот они оживают на наших листах - схемах. А еще вы
можете строить свои собственные фигурки, создавать разных зверей, города
и цветы – что угодно! Попробуйте скорее, и вы увидите, как это весело!
Положите перед собой листы – схемы.
- Обратите внимание на листы – схемы. Изображения на листах
помощниках разные. Как вы думаете почему?
Изображения различаются по размеру и уровню сложности: на белой
части – схематические изображения реального размера (соответствует
размеру деталей конструктора – 1 уровень сложности); на цветном же фоне
расположены уменьшенные схемы, собирать по которым сложнее, и
составлять фигуру нужно не на самой схеме, но рядом с ней (2 уровень
сложности); а 3 - уровень угадать по контуру из каких фигур собрано данное
изображение; затем переходите к самому сложному- к уменьшенным
силуэтным схемам. (4 уровень).
Дорогие родители, попробуйте собрать фигуру рыцаря или принцессы,
схемы которых находятся перед вами. Используем цветные ручки и большие
листы бумаги.
А теперь давайте раскрасим наши рисунки, но раскрашивать будем
необычно, а штриховать будем разными цветами и в разном направлении.
Можно раскрашивать красками, мелками, дополнять рисунок так как
вы хотите. Ребёнку предоставляется полная свобода творчества.
- Понравилось играть с «чудо крестиками»?
Потому что конструирование – это всегда:
- Развитие мелкой моторики и координации «глаза – рука».
- Сенсорное развитие (учет формы и размера элемента).
– Математическое развитие (учет количества элементов, их взаимного
расположения и соединения).
– Развитие мышления (работа со схемами, анализ изображения и его
синтез)
– Развитие творческих способностей (речи, воображения, расширение
словарного запаса)
- Молодцы!
Давайте зачитаем что вы написали на листочках в начале нашей
встречи , оправдались ли ваши ожидания ?
Рефлексия «Свободный отчет».
Продолжите фразу:
• Я благодарен сегодняшней встрече……
• Я благодарен своим педагогам……
• Я благодарен родителям моей группы…..
• Я благодарен своему ребенку….
• Я благодарен себе…..
Вывод: Сегодня, когда информация подается нашим детям буквально
в «готовом» виде, крайне важно, чтобы еще в юном возрасте создать условия
для того, чтобы электроника (ТВ, планшеты, телефоны, приставки) не стали
для ребенка любимым источником знаний. Развивающие игры Воскобовича
для дошкольников станут в этом отличными помощниками.
Закончить свое выступление я бы хотела совами Е.А. Покровского
«Давайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с
тем приносит им громадную пользу».
Приложение
Ворон Метр
Малыш Гео
Незримка Всюсь
Околесик
Китенок Тимошка