Автор: Пасхина Надежда Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ОШ №3 имени Сергея Сниткина
Населённый пункт: город Переславль - Залесский
Наименование материала: Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе.
Тема: М. М. Пришвин "Выскочка"
Раздел: начальное образование
Конспект урока литературного чтения в 4 классе М. М. Пришвин «Выскочка»
Цели и задачи ставятся для учителя.
Планируемые результаты — это те результаты, которые дети достигнут за этот конкретный урок. Планируемые результаты связаны с
целью и задачами урока, каждая из задач должна быть направлена на достижение какого-то результата. Приведём пример фрагмента
технологической карты, где эта взаимосвязь показана одинаковой заливкой.
Тема
М. М. Пришвин «Выскочка»
Цели
1. Знакомство с творчеством М.М.Пришвина и его произведением «Выскочка»;
2. Формирование регулятивных УУД, коммуникативных УУД и познавательных.
Задачи
1. -Познакомить с новым произведением М. Пришвина «Выскочка»;
- выяснить почему автор озаглавил произведение «Выскочка»
– развивать навыки смыслового чтения средствами технологии «Ромашка Блума»
- формировать навык работы с текстом.
2.
Организовать деятельность обучающихся по поиску путей решения проблемы.
3.
Обучать планированию предстоящей работы, постановке учебной задачи.
Вовлекать обучающихся в контрольно-оценочную деятельность
Планируемые результаты
Предметные:
- Познакомиться с новым произведением М. Пришвина «Выскочка»;
- Выяснить почему автор озаглавил произведение «Выскочка»
Личностные:
- формируем умение целенаправленной познавательной деятельности
- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией Метапредметные:
- Осуществляют поиск путей решения проблемы с помощью учителя.
- Определяют учебно-познавательную задачу при помощи учителя и сохраняют её до конца учебных
действий.
- Действуют по коллективно составленному плану.
- Оценивают результат своей деятельности на основе совместно выработанных критериев
Коммуникативные УУД
- умение слушать и понимать других
- умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
- умение оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные УУД
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
- умение определять цель деятельности на уроке
- умение принимать и сохранять учебную цель и задачу
- умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль
Этап
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационн
ый момент.
- Проверка
домашнего
задания
Дорогие ребята. Мы вновь открываем нашу мастерскую умного
чтения. Напомню вам её девиз: читать — это еще ничего не значит;
что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело. Так
учит нас великий К. Д. Ушинский.
- Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык. Давайте их
проверим:
Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают.
Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают.
Головка думает, а язычки говорят.
- Не допускайте, чтобы язык забегал вперёд ума. (Хилон)
– Как вы понимаете это? (Высказывания детей)
- Я в свою очередь, надеюсь, что сегодняшний день пройдет с
пользой для всех нас. У всех хорошее настроение. Все красивы и
здоровы. Начинаем наш урок!
Ребята, какое у вас было домашнее задание?
Сдайте тетради. (положите на край стола)
-Должны были:
1.подобрать
эпитеты,
к
слову, дружба.
2.
нарисовать
иллюстрацию к любому
отрывку и подписать её
словами текста
Д
В
Е
К
у
п
р
и
н
Р
Ш Р
Н С
А
Е
П
К
А
Я
Е
В
Н
А
я
Е
Д
А
Н
Н
А
Я
А
Я
К
Р
Е
Н
Н
Я
Я
Д
Ё
Ж
Н
А
Я
2. Актуализация
знаний учащихся.
-Мы с вами читаем произведения из раздела «Природа и мы».
-Что объединяет произведения этого раздела
- Давайте вспомним авторов, с чьими произведениями мы уже
познакомились в этом разделе ?
-Что объединяет произведения этого раздела?
-Сегодня на уроке мы продолжим чтение произведений из
раздела «Природа и мы». И отправимся в мир замечательного
писателя. А кто он вы сейчас отгадаете
Я зачитаю вам небольшие отрывки
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась
наконец-то перевести своих утят из лесу, в обход
деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко
разливалось, и прочное место для гнезда можно было
найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу.
(Ребята и утята)
Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа, она
-Каждый из рассказов
связан с природой, везде
присутствуют животные
- Д.Н. Мамин – Сибиряк
«Приёмыш», А.И. Куприн
«Барбос и Жулька».
- Каждый из рассказов
связан с природой, везде
присутствуют животные
3.«Открытие»
темы урокаи
формулирование
цели
- Планирование
урока
отвертывалась.
(Глоток молока)
« Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она
для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни...
Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь, горы.
А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит
охранять родину»
(Моя Родина)
-Назовите автора этих произведений. (М.М. Пришвин)
- Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним рассказом этого
автора. Он называется «Выскочка»
- Посмотрите на тему : М.М. Пришвин «Выскочка». (НА ДОСКЕ)
- Постарайтесь определить цель нашего урока
Сначала давайте спланируем нашу работу (НА ДОСКЕ)
Продолжить знакомство с творчеством М.Пришвина
Объяснить значение непонятных слов и выражений
Прочитать рассказ «Выскочка»
Проанализировать произведение.
Понять главную мысль произведения
Дать оценку своей работе.
Вы должны расставить в нужном порядке пункты плана, т к план
рассыпался.
М.М. Пришвин
1.
Продолжить
знакомство
с
творчеством
Пришвина
2.
Познакомиться
с
произведением
«Выскочка»
- Но сначала я предоставлю слово нашим ребятам, которые
подготовили небольшое сообщение о М. М. Пришвине.
Работа по теме
урока
1.
Биография
Пришвина
По 1 пункту плана я предоставлю слово ребятам
1 ученик: Есть
писатели, чьи книги
становятся друзьями с
ранних лет. К ним
относится М.М.
Пришвин.
Михаил Михайлович
прожил длинную жизнь,
81 год. Он заметил, что у
птиц и зверей, деревьев и
трав, есть свой язык,
могут разговаривать они,
совсем, как люди.
2 ученик: Этот
необыкновенный дар у
Пришвина от мамы.
Научила она вставать его
рано, до восхода солнца.
Когда природа
пробуждается и
открывает человеку свои
тайны.
3 ученик: Он получил
хорошее образование.
Работал агрономом, в
2.
Словарная
работа
Учитель:
Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что
писатель взял тебя за руку и повёл за собой. Ты увидишь, словно
своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше
любить и понимать природу.
Природа станет твоим другом. А когда у человека есть
настоящий друг, он становится умнее и добрее.
Рассказы М.М. Пришвина не только увлекают занимательной
историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с
природой станет чудесным открытием.
- Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».
- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?
Выскочка- это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы,
не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.
- Обратимся к толковому словарю Ожегова.
Выскочка– это человек, который выдвинулся (отличился, стал
заметным,
известным)
слишком
быстро
или
занял
видное
общественное положение не по заслугам. (СЛАЙД)
(Из «Толкового словаря» Ожегова).
В рассказе есть и другие непонятные слова. Я предлагаю сейчас вам
поработать в парах и соединить слово с его значением
Соедините слова и выражения с их значением:
Выводок
-
нашла подходящее
время(Словарь С.И.Ожегова )
течение нескольких лет
был сельским учителем,
библиотекарем. Писать
М. Пришвин начал в 30
лет. К этому времени у
него было накоплено
много разных
впечатлений.
4 ученик: Пришвин был
влюблён в свою Родину.
Все его произведения
проникнуты большой
любовью к природе.
Вместе с ним мы
радуемся звону весенней
капели, шелесту тающего
льда, первому зову
кукушки, доброму стуку о
кору дерева лесного
доктора – дятла.
Сородичи
Улучила
Поскакала дуром
С заскоком и с пыльцой в
голове
– родственники.
– птенцы или детеныши
млекопитающих, ещё
живущие с матерью.
– не умная, глуповатая
- не попорядку, как попало, не
думая. (Словарь В.И. Даля)
Подберите синонимы к словам:
срам - разноцветный.
бдительность - стыд, позор
радужный – зоркость,
настороженность
Дети работают в парах.
За
каждый
правильный
ответ ставят себе плюсик.
3.
Первичное
чтение.
4.
Повторное
чтение и
анализ
-Это главные герои произведения. (СЛАЙД). Кто из них, по вашему
мнению, выскочка?
Текст читает учитель.
- Что скажете? Выскажите ваши общие впечатления о произведении.
-Что вас удивило?
-Что рассмешило?
1)Чтение 1 части с.92 – до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки:
скок, скок! – и к самому носу собаки»
Вопросы после 1 остановки.
- Какой породы была Вьюшка?
- Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность,
бдительность?
- Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Бия – Бьюшка –
Вьюшка, почему так менялась кличка? (название реки-любили,
ловкая)
-Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует
автор при описании Вьюшки? (сравнение)
2)Чтение 2 части до слов с.93 «- наступали шесть умных сорок»
Вопросы после 2 остановки.
(Высказывания учащихся:
произведение
понравилось, переживали
за главных героев..)
- Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти,
что сороки у неё утащили кость?
- Чем же отличалась одна из сорок?
-Как вы думаете нравилось ли это сородичам сороки?(они были
недовольны , возмущены, им было досадно)
-Зачитать как они её предупреждали, что они ей сказали?
-А как ответила им сорока, с каким настроением? (Задиристо,
хвастливо).
- Как про таких говорят?
3) Чтение 3 части до конца.
Вопросы после прочтения всего текста.
- Что же произошло между героями? (
Расскажите коротко.
Продолжим работу над анализом произведения в группах .
Вы должны распределить вопросы по группам и ответить на них. На
белых лепестках написан тип вопроса , а на разноцветных вопрос.
Каждому типу вопроса должен соответствовать свой вопрос.
(«Ромашка Блума»)
Как вы думаете, среди людей встречаются люди, которые похожи на
эту сороку?( СЛАЙД)
- Сформулируйте идею, которую хотел донести до нас автор? –
-Чему учит нас это произведение
- М. Пришвин нас предупреждает, что если вести себя как
выскочка, то можно сильно пострадать.
- Чувство зависти приводит человека к неприятностям, от него
следует избавляться.
Быть вместе, не делать
необдуманных поступков,
держаться друг за друга, а
не быть выскочкой).
Оценка своей
работы на уроке
Я старался и выполнял задания без ошибок
Работал активно, поднимал руку
Внимательно слушал ответы одноклассников
Я легко находил ответы.
Узнал для себя новое