Напоминание

М. М. Пришвин "Выскочка"


Автор: Пасхина Надежда Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ОШ №3 имени Сергея Сниткина
Населённый пункт: город Переславль - Залесский
Наименование материала: Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе.
Тема: М. М. Пришвин "Выскочка"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока литературного чтения в 4 классе М. М. Пришвин «Выскочка»

Цели и задачи ставятся для учителя.

Планируемые результаты — это те результаты, которые дети достигнут за этот конкретный урок. Планируемые результаты связаны с

целью и задачами урока, каждая из задач должна быть направлена на достижение какого-то результата. Приведём пример фрагмента

технологической карты, где эта взаимосвязь показана одинаковой заливкой.

Тема

М. М. Пришвин «Выскочка»

Цели

1. Знакомство с творчеством М.М.Пришвина и его произведением «Выскочка»;

2. Формирование регулятивных УУД, коммуникативных УУД и познавательных.

Задачи

1. -Познакомить с новым произведением М. Пришвина «Выскочка»;

- выяснить почему автор озаглавил произведение «Выскочка»

– развивать навыки смыслового чтения средствами технологии «Ромашка Блума»

- формировать навык работы с текстом.

2.

Организовать деятельность обучающихся по поиску путей решения проблемы.

3.

Обучать планированию предстоящей работы, постановке учебной задачи.

Вовлекать обучающихся в контрольно-оценочную деятельность

Планируемые результаты

Предметные:

- Познакомиться с новым произведением М. Пришвина «Выскочка»;

- Выяснить почему автор озаглавил произведение «Выскочка»

Личностные:

- формируем умение целенаправленной познавательной деятельности

- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией Метапредметные:

- Осуществляют поиск путей решения проблемы с помощью учителя.

- Определяют учебно-познавательную задачу при помощи учителя и сохраняют её до конца учебных

действий.

- Действуют по коллективно составленному плану.

- Оценивают результат своей деятельности на основе совместно выработанных критериев

Коммуникативные УУД

- умение слушать и понимать других

- умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

- умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

- умение определять цель деятельности на уроке

- умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

- умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационн

ый момент.

- Проверка

домашнего

задания

Дорогие ребята. Мы вновь открываем нашу мастерскую умного

чтения. Напомню вам её девиз: читать — это еще ничего не значит;

что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело. Так

учит нас великий К. Д. Ушинский.

- Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык. Давайте их

проверим:

Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают.

Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают.

Головка думает, а язычки говорят.

- Не допускайте, чтобы язык забегал вперёд ума. (Хилон)

– Как вы понимаете это? (Высказывания детей)

- Я в свою очередь, надеюсь, что сегодняшний день пройдет с

пользой для всех нас. У всех хорошее настроение. Все красивы и

здоровы. Начинаем наш урок!

Ребята, какое у вас было домашнее задание?

Сдайте тетради. (положите на край стола)

-Должны были:

1.подобрать

эпитеты,

к

слову, дружба.

2.

нарисовать

иллюстрацию к любому

отрывку и подписать её

словами текста

Д

В

Е

К

у

п

р

и

н

Р

Ш Р

Н С

А

Е

П

К

А

Я

Е

В

Н

А

я

Е

Д

А

Н

Н

А

Я

А

Я

К

Р

Е

Н

Н

Я

Я

Д

Ё

Ж

Н

А

Я

2. Актуализация

знаний учащихся.

-Мы с вами читаем произведения из раздела «Природа и мы».

-Что объединяет произведения этого раздела

- Давайте вспомним авторов, с чьими произведениями мы уже

познакомились в этом разделе ?

-Что объединяет произведения этого раздела?

-Сегодня на уроке мы продолжим чтение произведений из

раздела «Природа и мы». И отправимся в мир замечательного

писателя. А кто он вы сейчас отгадаете

Я зачитаю вам небольшие отрывки

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась

наконец-то перевести своих утят из лесу, в обход

деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко

разливалось, и прочное место для гнезда можно было

найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу.

(Ребята и утята)

Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа, она

-Каждый из рассказов

связан с природой, везде

присутствуют животные

- Д.Н. Мамин – Сибиряк

«Приёмыш», А.И. Куприн

«Барбос и Жулька».

- Каждый из рассказов

связан с природой, везде

присутствуют животные

3.«Открытие»

темы урокаи

формулирование

цели

- Планирование

урока

отвертывалась.

(Глоток молока)

« Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она

для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни...

Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь, горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит

охранять родину»

(Моя Родина)

-Назовите автора этих произведений. (М.М. Пришвин)

- Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним рассказом этого

автора. Он называется «Выскочка»

- Посмотрите на тему : М.М. Пришвин «Выскочка». (НА ДОСКЕ)

- Постарайтесь определить цель нашего урока

Сначала давайте спланируем нашу работу (НА ДОСКЕ)

Продолжить знакомство с творчеством М.Пришвина

Объяснить значение непонятных слов и выражений

Прочитать рассказ «Выскочка»

Проанализировать произведение.

Понять главную мысль произведения

Дать оценку своей работе.

Вы должны расставить в нужном порядке пункты плана, т к план

рассыпался.

М.М. Пришвин

1.

Продолжить

знакомство

с

творчеством

Пришвина

2.

Познакомиться

с

произведением

«Выскочка»

- Но сначала я предоставлю слово нашим ребятам, которые

подготовили небольшое сообщение о М. М. Пришвине.

Работа по теме

урока

1.

Биография

Пришвина

По 1 пункту плана я предоставлю слово ребятам

1 ученик: Есть

писатели, чьи книги

становятся друзьями с

ранних лет. К ним

относится М.М.

Пришвин.

Михаил Михайлович

прожил длинную жизнь,

81 год. Он заметил, что у

птиц и зверей, деревьев и

трав, есть свой язык,

могут разговаривать они,

совсем, как люди.

2 ученик: Этот

необыкновенный дар у

Пришвина от мамы.

Научила она вставать его

рано, до восхода солнца.

Когда природа

пробуждается и

открывает человеку свои

тайны.

3 ученик: Он получил

хорошее образование.

Работал агрономом, в

2.

Словарная

работа

Учитель:

Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что

писатель взял тебя за руку и повёл за собой. Ты увидишь, словно

своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше

любить и понимать природу.

Природа станет твоим другом. А когда у человека есть

настоящий друг, он становится умнее и добрее.

Рассказы М.М. Пришвина не только увлекают занимательной

историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с

природой станет чудесным открытием.

- Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».

- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?

Выскочка- это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы,

не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Выскочка– это человек, который выдвинулся (отличился, стал

заметным,

известным)

слишком

быстро

или

занял

видное

общественное положение не по заслугам. (СЛАЙД)

(Из «Толкового словаря» Ожегова).

В рассказе есть и другие непонятные слова. Я предлагаю сейчас вам

поработать в парах и соединить слово с его значением

Соедините слова и выражения с их значением:

Выводок

-

нашла подходящее

время(Словарь С.И.Ожегова )

течение нескольких лет

был сельским учителем,

библиотекарем. Писать

М. Пришвин начал в 30

лет. К этому времени у

него было накоплено

много разных

впечатлений.

4 ученик: Пришвин был

влюблён в свою Родину.

Все его произведения

проникнуты большой

любовью к природе.

Вместе с ним мы

радуемся звону весенней

капели, шелесту тающего

льда, первому зову

кукушки, доброму стуку о

кору дерева лесного

доктора – дятла.

Сородичи

Улучила

Поскакала дуром

С заскоком и с пыльцой в

голове

родственники.

– птенцы или детеныши

млекопитающих, ещё

живущие с матерью.

– не умная, глуповатая

- не попорядку, как попало, не

думая. (Словарь В.И. Даля)

Подберите синонимы к словам:

срам - разноцветный.

бдительность - стыд, позор

радужный – зоркость,

настороженность

Дети работают в парах.

За

каждый

правильный

ответ ставят себе плюсик.

3.

Первичное

чтение.

4.

Повторное

чтение и

анализ

-Это главные герои произведения. (СЛАЙД). Кто из них, по вашему

мнению, выскочка?

Текст читает учитель.

- Что скажете? Выскажите ваши общие впечатления о произведении.

-Что вас удивило?

-Что рассмешило?

1)Чтение 1 части с.92 – до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки:

скок, скок! – и к самому носу собаки»

Вопросы после 1 остановки.

- Какой породы была Вьюшка?

- Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность,

бдительность?

- Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Бия – Бьюшка –

Вьюшка, почему так менялась кличка? (название реки-любили,

ловкая)

-Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует

автор при описании Вьюшки? (сравнение)

2)Чтение 2 части до слов с.93 «- наступали шесть умных сорок»

Вопросы после 2 остановки.

(Высказывания учащихся:

произведение

понравилось, переживали

за главных героев..)

- Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти,

что сороки у неё утащили кость?

- Чем же отличалась одна из сорок?

-Как вы думаете нравилось ли это сородичам сороки?(они были

недовольны , возмущены, им было досадно)

-Зачитать как они её предупреждали, что они ей сказали?

-А как ответила им сорока, с каким настроением? (Задиристо,

хвастливо).

- Как про таких говорят?

3) Чтение 3 части до конца.

Вопросы после прочтения всего текста.

- Что же произошло между героями? (

Расскажите коротко.

Продолжим работу над анализом произведения в группах .

Вы должны распределить вопросы по группам и ответить на них. На

белых лепестках написан тип вопроса , а на разноцветных вопрос.

Каждому типу вопроса должен соответствовать свой вопрос.

(«Ромашка Блума»)

Как вы думаете, среди людей встречаются люди, которые похожи на

эту сороку?( СЛАЙД)

- Сформулируйте идею, которую хотел донести до нас автор? –

-Чему учит нас это произведение

- М. Пришвин нас предупреждает, что если вести себя как

выскочка, то можно сильно пострадать.

- Чувство зависти приводит человека к неприятностям, от него

следует избавляться.

Быть вместе, не делать

необдуманных поступков,

держаться друг за друга, а

не быть выскочкой).

Оценка своей

работы на уроке

Я старался и выполнял задания без ошибок

Работал активно, поднимал руку

Внимательно слушал ответы одноклассников

Я легко находил ответы.

Узнал для себя новое



В раздел образования