Напоминание

Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая"


Автор: Беляева Надежда Филипповна
Должность: учитель русского языка и литературы высшей категории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 17
Населённый пункт: г. Ижевск
Наименование материала: Конспект урока в 11 классе: Народные основы поэтики Есенина
Тема: Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая"
Раздел: полное образование





Назад




Тема: Народные основы поэтики Есенина Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» Цель: Раскрыть суть народных основ творчества Есенина. Проанализировать поэтический текст на основе целостного восприятия. Задачи: продолжить обучение анализу поэтического текста; закрепить знания о тропах и их роли в речи; усвоить новые знания об изобразительно-вырази- тельных средствах и стилистических фигурах; Развивать умение исследовать текст, творческое воображение, коммуникатив- ные навыки. Помочь увидеть и почувствовать не только образную сторону произведения, ее смысл, но и красоту слова. Методы и приемы: - мультимедийная презентация; - прослушивание романса в музыкальном исполнении; - опережающее домашнее задание; - эвристическая беседа; - проблемные задания и вопросы; - творческое задание Формы работы: - групповая; - индивидуальная. Оборудование: портреты Есенина, иллюстрации к творчеству, опорные схе- мы, таблицы Ход урока
1.

Организационный момент
проверка готовности к уроку, выявление от- сутствующих.
2.

Слово учителя. Постановка цели
: На предыдущем уроке мы познакомились с жизнью и творчеством Сергея Есенина, с художественным миром поэта. Сегодня узнаем об особенностях изображения природы, о символике цвета и деревьев и сквозных образах в его стихотворениях и проанализируем сущность народных основ поэтики Есенина на примере стихотворения, ставшего романсом, «Отговорила роща золотая». Запись темы урока.
Слово учителя:
Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием рус- ской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. Как говорил сам поэт, чувство родины в его поэ- зии- основное чувство. Любовь к живой природе – это свидетельство глуби- ны, особой чуткости есенинского дара.
-
Как

же Есенин изображал природу? В чем особенность его отноше-

ния к природе?
Давайте послушаем. (Сообщение подготовленного учени- ка)
- Мир природы в стихах Есенина богат красками. Что символизируют

эти цвета? Какова символика деревьев в есенинских стихах? Какие

образы являются постоянными, сквозными?
Давайте послушаем ребят, подготовивших сообщения. (Выступления зара- нее подготовившихся ребят).
Вывод:
образы цвета и образы дерева в поэзии Есенина связаны с фольк- лорным мировоззрением поэта; в них выразились древние крестьянские представления о единстве бытия, о том, что растения, животные и человек – дети единой матери-природы, символом которой является дерево. Есе- нинские цвета - это цвета народных вышивок и росписей, древнерусской иконописи, где они несут определенный эмоциональный и символический смысл. -
Теперь обратимся к стихотворению «Отговорила роща золотая»,

попытаемся найти в нем основные черты есенинской поэзии и опреде-

лим идею.
Объяснение нового.
3.
Сначала послушаем его в варианте песни-романса. (Прослушивание песни в исполнении группы «Реликт». Песня звучит на фоне мультимедийной презентации по теме стихотворения.) А сейчас послушаем стихотворение в полном объеме. (Читает заранее под- готовленный ученик.)
Беседа:
- Какие чувства, ощущения, ассоциации у вас появились во время прослу- шивания и после? (Учащиеся делятся своими впечатлениями.)
4.

Теперь мы постараемся вникнуть в художественное содержание стихо-

творения.
Для этого каждая группа получает свое задание. В течение 5 минут вы долж- ны подготовить развернутый ответ на полученные вопросы и выступить. Задания для групп. 1 группа. 1. Разделите стихотворение на возможные части. 2. Как и с помощью чего осуществляется связь между частями. 3. Выделите особенности композиции.
2 группа. 1. Найдите сквозные образы. В чем заключается их символическое значение. 2. Выделите ключевые слова. Как они влияют на раскрытие смысла стихотворе - ния? 3 группа. 1. Найдите и выделите слова, обозначающие цвет. В чем заключает- ся их симво- лическое значение? 2. Как и почему меняется настроение лирического героя. Определи- те рифму и размер 4 группа. 1. В чем заключается идея стихотворения? Является ли стихотворе- ние пейзаж- ной зарисовкой или имеет глубокий философский смысл? Аргу - ментируйте свой ответ.
5.

Эвристическая беседа.
- Продолжаем вникать в художественное содержание стихотворения.
Обратите внимание на первую строку.
- Какой образ возникает перед нами? (Возникает образ рощи.) - Что символизирует этот образ? Просто ли это роща? (Роща – это лириче - ский герой, сам поэт, его поэзия.) Слово учителя: Мы уже с первых строк почувствовали, что это не просто роща (пейзаж), а лирическое раскрытие состояния души самого поэта.
- Какие средства художественной выразительности помогают уловить

это

состояние

и

настроение?

(эпитеты,

метафоры,

олицетворения,

сравнения).
Найдите в тексте эпитеты (роща золотая, печально пролетая, юности веселой, необычный эпитет «широкий месяц» и т.д.), метафоры (души сиреневая цветь, костер рябины красной; время, ветром разметая, сгребет их все в один ненужный ком), олицетворения (отговорила роща, грезит конопляник). -
Что символизирует эпитет «золотая»? (это символ кратковременно-

сти жизни).

- Какая стилистическая фигура подчеркивает соединение противопо-

ложных чувств в лирическом герое? (антитеза: веселым – печально)

- Какая речевая фигура придает особую выразительность в 1 строфе,

подчеркивая ощущение безвозвратности, ухода?
(инверсия: отговорила роща..) - Есть ли еще инверсии в стихотворении? (Почти все построено на инвер- сии.) - Каков эмоциональный тон всего стихотворения?
Конечно, грустный, печальный, о веселом только воспоминания. Но это прошлое не исчезло, оно незримо присутствует в душе лирического героя - самого поэта. -
Перечитайте 2 строфу. Назовите ключевые образы
. (Дом, странник, голубой пруд). Образ дома, странника, даже конопляника проходит через многие стихотворения поэта. В них выражены мысли о жизни, о судьбе че- ловека на земле. Какие же это мысли? ( О краткости жизни. Дом-родина – это что-то прочное, человек уходит, а дом остается. Об ушедшем человеке, так же как и мать о сыне, грустит природа). -
В какой строфе появляется образ странника рядом с образами вечно-

сти (природы)?
С этим образом связана динамика лирического сюжета – возникает образ дороги, мгновения, времени, который созвучен с лермонтовским «Выхожу один я на дорогу». Параллелизм помогает почувствовать вселенский за- кон: природа вечна, а мы в ней путники: «каждый в мире странник». Жизнь –дорога, человек – путник.
- Как нарисованы в 3-4 строфе прошлое и настоящее? С какими обра-

зами связаны?
(Прошлое – души сиреневую цветь: сирень весна, душа – юность). (Насто- ящее – голая равнина, одинокий странник, печальные журавли; цвета зо- лото, красный – цвета увядания создают тревожное настроение).
- А каково же отношение героя к прошлому? Ему в самом деле не

жаль прошлого? О чем говорит трижды повторенное «не жаль»?
(Этот повтор убеждает нас в обратном. Все наполнено острейшей жалостью, то- ской по уходящей жизни.) -Какая развернутая метафора подчеркивает эту боль, трагизм? (Костер ря- бины красной… никого не может согреть.) - Смысл стихотворения составляют не только значения слов, образы, но и звучащее слово – звуковые образы.
Какой прием использует автор в 4

строфе, прием, усиливающий ощущение трагизма?
(повтор «р» - алли- терация.) В единстве образов, звучащего слова, музыки стиха – суть стихотворения Есенина.
- Как меняется чувство тоски и одиночества в 5 строфе?
(Чувство тра- гизма затухает, наступает грустное примирение, светлая грусть. Отрица- ния «не обгорят», «не пропадет» звучат как утверждения.) Ведь уход жизни – закон природы, это гармония мира. Вспомните Пушки- на «Печаль моя светла». Для Есенина человек, поэзия и природа – одно це- лое. Листья дерева и слова поэта соединяются в один образ. И с жизнью
поэт прощается по-пушкински светло, негромко, вполголоса: «Скажите так, что роща золотая отговорила милым языком».
- В чем же основной смысл стихотворения?
Закончите фразу: Поэт утверждает…величие жизни. Говорит о непреходя- щей ценности прекрасного прошлого, которое продолжает жить в душе в самые трагическое моменты. Прошлое и настоящее освещают друг друга: на юности лежит отблеск печального настоящего, а нынешнее состояние вобрало в себя красоту «юности веселой». Выслушать несколько ответов учащихся. В чем современное звучание стихотворения Есенина? Дом.задание: по выбору сделать анализ стихотворений: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Мы теперь уходим понемногу…». Охарактеризовать звучание основных мотивов лирики Есе- нина по опорным схемам .

Тема:

Односоставные предложения. Виды односоставных предложений
.
Цель урока

:
Познакомить с основными видами односоставных предложе- ний.
Задачи:

Образовательные:
-показать роль односоставных предложений в речи, их значение и грамма- тическую специфику. -формировать умение отличать односоставные предложения от двусоставных.
Развивающие:
- развивать устную речь, умение исследовать текст, творческое воображение, самостоятельность, умение работать в паре.
Воспитательные:
- культуру речи, уважительное отношение к языку, к мнению товарище
Тип урока:
изучение новых знаний.
Оборудование:
раздаточный материал (тексты), ТСО, опорные таблицы, схе- мы. Ход урока
1.Организационный момент.
Постановка цели: Ребята, мы закончили изучение простого двусоставного предложения .Сегодня мы начинаем изучать раздел синтаксиса – односо- ставные предложения; познакомимся с основными видами односоставных предложений, понаблюдаем за тем, какова роль, значение и грамматиче- ская специфика односоставных предложений в речи. Поупражняемся в умении отличать односоставные предложения от двусоставных. Запишите число, классная работа и тему урока.
2. Актуализация опорных знаний.
Чтобы начать изучение нового, проведем небольшую игру-разминку «Да - нет». 1. Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий строение с/с и предложений (да) 2. Словосочетание – это два или более слов, отвечающих на один и тот же во- прос (нет) 3. Составное именное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и су- ществительного (нет) 4. Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и ин- финитива (да) 5. Предложение, в отличие от с/с, обладает смысловой и интонационной за- конченностью (да) 6. По цели высказывания предложения бывают восклицательные и невоскли- цательные (нет) 7. По количеству грамматических основ предложения бывают простые и сложные (да)…
8. Двусоставными называются предложения, в которых две грамматические основы (нет)… - Поменяйтесь листочками с ответами: да – нет. Оцените ответ товарища по критериям (критерии даны на доске): без ошибок – «5»; 2 ошибки –«4»; 3-4 ошибки –«3»; больше 4-х – «2»;. А сейчас прокомментируем вслух. (Один ученик отвечает повторно на вопросы, по которым допущены ошибки.). Листочки с оценками сдайте. Б) Запишем предложение – отрывок из стихотворения Тютчева: ( у доски один ученик) Неохотно и несмело Солнце вышло на поля, Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля - Объясните орфограммы. (Не с наречиями).- - Какое это предложение по структуре? Назовите грамматические основы ча- стей. (Солнце вышло; прогремело; принахмурилась земля.) - Какие изобразительные приемы (тропы) использовал Тютчев для создания образа? (олицетворение, метафора). А каков порядок слов во 3-й части предложения? Как называется такой порядок? (инверсия) Для чего он исполь- зуется? - Как называются предложения, где есть оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое? (Двусоставное) - Если предложение с двумя главными членами называется двусоставным, как вы думаете, как называются предложения с одним главным членом? (Од- носоставные)
3. Объяснение нового.
Сегодня мы рассмотрим односоставные предложения. Исследование текста. - Определите грамматическую основу в предложениях из отрывков произве- дений Есенина, Пушкина (фрагменты демонстрируются на экране), назовите, какой частью речи выражены и формы выражения. А) Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Б) Мороз и солнце; день чудесный! В) Мне не спится, нет огня… Г) Обряд известный угощенья: Несут на блюдечках варенья, На столик ставят вощаной Кувшин с брусничною водой…
- Вы заметили, что не во всех предложениях грамматическая основа включает в себя оба главных члена. Мешает ли это понять мысль? (Нет.)Как такие предложения называются?. - В каком предложении отсутствующий главный член понятен, очевиден? (Еду…) - Какое подлежащее здесь единственно возможное? Почему? (Я. Это подле- жащее подсказано окончанием сказуемого. Оно как бы «живет» в этом окон- чании.) - А в каком предложении отсутствующий главный член (подлежащее) не ва- жен? (Несут на блюдечках). Не важно, кто несет, важно само действие. - В каком предложении вообще не может быть подлежащего (Тихо. Мне не спится; нет огня), или сказуемого? (Мороз и солнце…) Здесь просто называ- ется факт, явление. - Назовите вид сказуемого в предложении
День чудесный
. (составное имен- ное с нулевой связкой). Мы рассмотрели разные примеры односоставных предложений, а какие это виды - изучите самостоятельно по учебнику и заполните таблицу.
4. Самостоятельное изучение теоретического материала в учебнике.
Односоставные предложения Предложения с главным членом – сказуемым Предложения с главный членом – подлежащим - Проверьте с образцом. - По таблице расскажите, опираясь на вопросы у. 115, на какие две группы де- лятся односоставные предложения? Как называются предложения с главным членом сказуемым? Назовите эти виды. Как называются односоставные предложения с главным членом подлежащим – существительным?
5. Закрепление
. - У вас на столах распечатан текст. Прочитайте его. Выпишите односостав- ные предложения, в том числе и части сложных, постарайтесь определить их тип, опираясь на материалы учебника, таблицу. Подчеркните главные члены. На доске с обратной стороны выполняют двое: 1 абзац, 2 абзац .
К ночи становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржа- ным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо са- дового вала. Голоса в деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, еще раз пробежишь в сад. Шурша по сухой листве, доберешься до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь. - Прочитайте выписанные предложения, называя грамматическую основу. Объясните пунктуацию в предложениях. 6. Графический диктант. Внимательно слушайте предложения и составьте только схемы. У доски (за доской) один ученик. Зима, и уже холодно. Морозно поутру в степи. Наступила пора расставаться. В дверь несильно постучали, и в комнату вошла невысокая девушка.
Домашнее задание по выбору:
1. Творческое задание. Напишите небольшую миниатюру на тему: «Поздняя осень в лесу», используя односоставные предложения. Можно начать так: Поздняя осень…. В лесу торжественно и… 2. Из художественных произведений выписать 5-7 односоставных предложе- ний, определите их вид. 3. Упр. 114 Подведение итогов: Что для вас сегодня было новым? Для чего нужно уметь употреблять в речи односоставные предложения? Что придают речи односо- ставные предложения, в чем они помогают? Спасибо за работу на уроке. Объявление оценок.
Графический диктант. У доски (за доской) пишет 1 ученик. - А сейчас небольшой графический диктант. Составьте только схемы предло- жений. 1) Весна, и уже тепло. 2) Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил. 3)Люблю зимний лес. 4)Строят школу. 5)Меня знобит. К ночи становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржа- ным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо са- дового вала. Голоса в деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, еще раз пробежишь в сад. Шурша по сухой листве, доберешься до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.
Самоанализ урока Выбор данной темы соответствует тематическому планированию и откры- вает начало изучения раздела синтаксиса «Односоставные предложения». Урок опирается на знания предыдущих тем, в особенности на знания о двусо- ставном предложении; закрепляет знание терминов, понятий, навыки грамма- тического разбора и умение анализировать текст с точки зрения использова- ния изобразительно-выразительных средств; вводит новые понятия: односо- ставные предложения, предложения глагольные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, обобщенно-личные, назывные предложе- ния. Рассматриваемые на уроке вопросы необходимы в дальнейшем изуче- нии курса синтаксиса. Это урок изучения новых знаний. Цель урока
:
Познакомить с основными видами односоставных предложе- ний. Задачи: Образовательные: -показать роль односоставных предложений в речи, их значение и грамма- тическую специфику. -формировать умение отличать односоставные предложения от двусоставных. Развивающие: - развивать устную речь, умение работать с учебником, умение исследовать текст, творческое воображение, самостоятельность, умение работать в паре. Воспитательные: - воспитывать культуру речи, уважительное отношение к языку, к мнению то- варищей. На данном уроке упор был сделан на развивающие задачи. Одна из основ- ных задач современного образования – научить детей учиться . Важно не только усвоить знания, но и овладеть способами их приобретения. Решить эту задачу позволяет самостоятельная исследовательская работа на уроке. Поэтому при изучении новых знаний для исследования и нахождения в тек- сте необходимых элементов языка демонстрировались фрагменты из художе- ственных произведений, где учащиеся должны были находить как двусостав- ные, так и односоставные предложения, в том числе в составе сложных. За- тем учащиеся самостоятельно изучили теоретический материал, заполнив впоследствии обобщающую таблицу, по которой должны были построить свой монологический ответ – лингвистический текст. А на этапе закрепления учащимся был дан текст с разными синтаксическим конструкциями, из кото- рого учащиеся должны были выписать только односоставные. Эта форма ра- боты организует поиск ученика, в результате которого обеспечивается усвое- ние каждым учеником основного программного материала. Выбранная структура урока соответствует поставленным задачам, все эта- пы логически связаны между собой: в ходе актуализации опорных знаний проведена игра «Змейка», обеспечен взаимоконтроль, введено новое поня- тие и осуществлен переход к изучению новых знаний. При изучении новых
знаний в целях обеспечения общего контроля усвоения учащимся дается оди- наковый текст. Изучение темы предполагает использование словесных, исследователь- ских методов обучения, в соответствии с которыми и отобраны задания- упражнения. Контроль усвоения знаний осуществлялся в форме графического диктанта и игрового приема: «Соотнеси рисунки с группами односоставных предложе- ний. Средства обучения: компьютерная минипрезентация, раздаточный мате- риал-тексты, таблицы, учебник Разумовской М.М. . Физкультминутка не предусмотрена, потому что чередование устной и письменной видов деятельности обеспечивает работоспособность класса в течение всего урока. В конце урока проведена рефлексия, подведены итоги, объявлены оценки. Задачи, поставленные на уроке, выполнены; дифференцированное домаш- нее задание способствует дальнейшему закреплению знаний и развитию творчества учащихся.

Самоанализ урока


Выбор темы соответствует тематическому планированию, являясь одной из первых тем литературы 20-х годов, рекомендованных программой для моно- графического изучения. Урок опирается на знания предыдущей темы «Очерк жизни и творчества Сергея Есенина», закрепляет ранее полученные на уро- ках литературы и русского языка знания. Тип урока комбинированный.
Цель урока:

Раскрыть
суть народных основ творчества Есенина. Про- анализировать поэтический текст на основе целостного восприятия.
Задачи
:
продолжить обучение
анализу поэтического текста; закрепить знания о тропах и их роли в речи; усвоить новые знания об изобразительно- выразительных средствах и стилистических фигурах;
Развивать
умение исследовать текст, творческое воображение, коммуника- тивные навыки. Воспитывать интерес к поэтическому слову. Помочь увидеть и почувствовать не только образную сторону произведения, ее смысл, но и красоту слова. Для достижения главной цели – постичь суть народных основ творчества Есенина – на уроке главный акцент был сделан на развивающие задачи, была организована групповая деятельность учащихся с опережающим домашним заданием, использована эвристическая беседа, предусматривающая проблем- ные вопросы и задания, творческое задание. При формировании групп учитывались как личные интересы, так и знания и коммуникативные навыки учащихся. В каждой группе назначен ведущий консультант, руководивший деятельностью всей группы, следивший за актив- ностью членов группы. При коллективном обсуждении вопросов, в ходе кото- рого высказывался каждый член группы, складывался общий результат. Обобщенный вариант коллективной деятельности был представлен в форме устного выступления от каждой группы. Следующий этап анализа проходил в форме эвристической беседы, позво- лившей углубить знания по изучаемой теме. В конце урока было дано творческое задание: сформулировать философ- ский смысл стихотворения. Выбранные формы и приемы работы наиболее соответствуют достижению поставленных на уроке задач. Методы , приемы и технолгии, использованные на уроке: - ИКТ-технологии :мультимедийная презентация; - элементы французских мастерских; - прослушивание романса в музыкальном исполнении; - опережающее домашнее задание; - эвристическая беседа; - проблемные задания и вопросы; - творческое задание
Формы работы: - групповая; - индивидуальная Оборудование: портреты Есенина, иллюстрации к творчеству, опорные схе- мы, таблицы. Активность и работоспособность учащихся была обеспечена за счет груп- повой формы работы, опережающего домашнего задания, проблемных вопро- сов, способных вызвать интерес учащихся, желание поиска. Цели и задачи, поставленные на уроке, выполнены.


В раздел образования