Напоминание

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе


Автор: Кудымова Надежда Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №65"
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО

ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Кудымова Надежда Владимировна

МБОУ «СОШ №65»

г. Новокузнецк,2020г

Научные исследования и наблюдения говорят о том, что отношение человека к книге фор-

мируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение

читателя к книге активным или пассивным. Ученые сделали вывод, что в чтении для удоволь-

ствия есть нечто особенное, что способствует развитию человека, как профессионала. В настоя-

щее время у детей отсутствует желание и интерес к чтению книг. Книгу заменили телевидение и

интернет.

Родители замечают, что дети читают всё меньше и меньше, их трудно заставить читать

или вовсе не хотят читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребёнка

интерес к чтению.

Зачем нужно читать книги? Интересное, что, когда вы читаете книги по чуть-чуть каждый

день, в совокупности это складывается и неизбежно дает свой результат. Если каждый день

упорно познавать что-то новое маленькими порциями, то пройдет время и это маленькое станет

очень большим.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая

младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию чита-

тельской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью

в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения, приёмами работы с текстом, точнее форму-

лирует мысли, свободнее пишет, лучше владеет речью, пониманием прочитанного и прослушан-

ного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить, легче вступает

в контакт, у него большой объём памяти. Работу по формированию интереса к чтению книг необ-

ходимо проводить не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира,

математики, русского языка и во внеурочной деятельности.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя:

читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, соотносит, сравнивает со свои-

ми поступками и действиями, воссоздаёт их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.

Соприкасаясь с творчеством поэтов и писателей, приобщаясь к великим произведениям,

школьники учатся любить и понимать прочитанное. А любовь к чтению – это начало развития

своих литературных способностей.

Чтение и читательская деятельность в разных классах имеет свои особенности.

Формирование умения работать с книгой начинается с 1 класса. На подготовительном этапе

использую:

• рассматривание книги до чтения, которое определяет заинтересованность;

• как построена книга;

• прогнозирование (знакомство с названием произведения и предположение о чём он?);

• анализ иллюстрации (соотнесение с содержанием и заглавием произведения);

• выделение важнейших надписей на обложке (заглавие книги, фамилия автора);

• выделение тематики чтения (о животных, о растениях, о Родине, о детях, о приключениях);

• восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения;

• правила чтения для учащихся;

В процессе работы было замечено, что интерес к чтению, желание читать книги возникает

только в том случае, когда первоклассник свободно владеет осознанным чтением и у него разви-

ты учебно-познавательные мотивы. Для эффективной работы использую в системе специальные

упражнения:

• скороговорки;

• чтение вслух и про себя;

• жужжащее чтение, зрительные диктанты;

• чтение цепочкой;

• словарная работа;

Так же для работы с книгой помогают различные средства обучения:

• наглядные пособия;

• демонстрационные картины;

• учебные таблицы;

• иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений;

• книжная выставка;

• презентации;

Во 2классе, на начальном этапе круг чтения увеличиваю, совершенствую читатель-скую

самостоятельность, усложняю книжную выставку, рекомендательный плакат, знакомлю с терми-

нами:

• сборник - авторский и тематический;

• темы чтения;

• картотека;

• карточка на книгу;

• переплёт;

• корешок;

• содержание;

На этом этапе с детьми большое внимание уделяю читательской самостоятельности, опера-

тивной памяти (зрительные диктанты), продолжаю работу по формированию скорости чтения,

где использую приём жужжащего чтения.

К концу 2 года обучения значительно улучшается техника чтения, появляется интерес к чтению,

расширился читательский кругозор и познавательные интересы, появляется желание и умение

думать над книгой, ориентирование в книге достигло хороших результатов, выделились любо-

знательные читатели.

В 3 классе, на основном этапе главное состоит в том, чтобы обучить читателей приёмам

нахождения и использования доступной литературы для самостоятельного приобретения зна-

ний по заранее указанной теме, идёт расширение круга чтения: русская, современная и зарубеж-

ная детская книга, научно-познавательная, знакомство с детскими журналами, газетами, энцик-

лопедической литературой, освоение закономерных связей: автор-книга, тема-книга, жанр-книга,

знакомство с понятиями:

• титульный лист;

• предисловие;

• послесловие;

• аннотация;

К концу 3класса интерес к самостоятельному чтению детских книг, журналов, газет у

большинства детей становится устойчивым, так как читатели самостоятельно квалифицированно

и осмысленно подбирают доступную литературу разных видов и жанров для развития своего

кругозора, воспроизводят прочитанное по эпизодам, наблюдается глубина проникновения в

смысл книги, совершенствуется читательская память, воображение, чувство слова и эмоции, вы-

званные интересными переживаниями за героев, презентация книги.

В 4 классе, на заключительном этапе идёт формирование читательских предпочтений и

интересов уже полученных знаний за предыдущие годы обучения, и умений работать с книгой

самостоятельно, интерес направлен на книгу-объект, который вызывает у юных читателей поло-

жительные эмоции, расширяется работа по формированию навыка анализа и оценки содержания

книги, успешности обучения по всем учебным предметам, круг чтения увеличен: русская, совре-

менная, зарубежная детская книга, научно-познавательная и справочная литература для младше-

го школьного возраста, без ограничений в объёме, детская периодическая печать, историческая

литература, повести с документальной основой, приключенческая книга, книги о писателях, ху-

дожниках, освоение закономерных связей.

периодическая печать;

картотека;

каталог;

Для достижения необходимого уровня читательской компетентности использую но-

вые формы работы:

дискуссии;

литературные праздники;

конкурсы;

викторины;

элементы драматизации;

выпуск газет;

На заключительном этапе имею следующие результаты: значительно изменяется от-

ношение к книге и самостоятельному чтению у четвероклассников.

Обучающиеся:

Выражают желание читать книги самостоятельно-95 %

Знают, о чём хотят читать - 90%

Называют определённую книгу - 91%

Называют книгу правильно - 82%

Читают книги, соответствующему возрасту - 80%

Читают книги, рекомендованные учителем - 76%

Излагают грамотно прочитанное – 100%

Эти показатели говорят о том, что моя работа по формированию читательской грамот-

ности на протяжении четырёх лет даёт положительные результаты в результате системати-

ческой и целенаправленной работы. Ученики:

самостоятельно выбирают книги для чтения;

работают с разными источниками;

техника чтения - на выпуске 85% читают выше нормы;

владеют оперативной памятью и творческих мышлением;

правильно выбирают из текстов нужную информацию;

высказывают и оценивают прочитанное;

могут дать совет - рекомендацию о выборе книг;

Подводя итоги работы, отметим, что вопрос совершенствования читательской гра-

мотности детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения выступает

одним из важнейших в нынешней практике общеобразовательных учебных заведений.

Литература

1. Волошина П. Особенности уроков чтения и литературоведческая пропедевтика в началь-

ной школе. Пособие для студентов и учителей нач.классов. - Умань, 2014. - 126 с.

2. Зобнина, М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная шко-

ла./ М.А. Зобнина-2012. -No 8. -С. 35-43.

3.М.С. Васильева, М, И. Оморокова. Актуальные проблемы методики обучения чтению в на-

чальных классах [Текст] /М. С. Васильева, М. И. Оморокова // Москва: «Просвещение»,2007.

4.Агеева, Л.В.,Шелякина Н.А. Как привить любовь к чтению.-Статья.-Молодой ученый.-

2017.-№2



В раздел образования