Автор: Кудымова Надежда Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №65"
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Кудымова Надежда Владимировна
МБОУ «СОШ №65»
г. Новокузнецк,2020г
Научные исследования и наблюдения говорят о том, что отношение человека к книге фор-
мируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение
читателя к книге активным или пассивным. Ученые сделали вывод, что в чтении для удоволь-
ствия есть нечто особенное, что способствует развитию человека, как профессионала. В настоя-
щее время у детей отсутствует желание и интерес к чтению книг. Книгу заменили телевидение и
интернет.
Родители замечают, что дети читают всё меньше и меньше, их трудно заставить читать
или вовсе не хотят читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребёнка
интерес к чтению.
Зачем нужно читать книги? Интересное, что, когда вы читаете книги по чуть-чуть каждый
день, в совокупности это складывается и неизбежно дает свой результат. Если каждый день
упорно познавать что-то новое маленькими порциями, то пройдет время и это маленькое станет
очень большим.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая
младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию чита-
тельской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью
в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения, приёмами работы с текстом, точнее форму-
лирует мысли, свободнее пишет, лучше владеет речью, пониманием прочитанного и прослушан-
ного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить, легче вступает
в контакт, у него большой объём памяти. Работу по формированию интереса к чтению книг необ-
ходимо проводить не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира,
математики, русского языка и во внеурочной деятельности.
Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя:
читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, соотносит, сравнивает со свои-
ми поступками и действиями, воссоздаёт их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.
Соприкасаясь с творчеством поэтов и писателей, приобщаясь к великим произведениям,
школьники учатся любить и понимать прочитанное. А любовь к чтению – это начало развития
своих литературных способностей.
Чтение и читательская деятельность в разных классах имеет свои особенности.
Формирование умения работать с книгой начинается с 1 класса. На подготовительном этапе
использую:
• рассматривание книги до чтения, которое определяет заинтересованность;
• как построена книга;
• прогнозирование (знакомство с названием произведения и предположение о чём он?);
• анализ иллюстрации (соотнесение с содержанием и заглавием произведения);
• выделение важнейших надписей на обложке (заглавие книги, фамилия автора);
• выделение тематики чтения (о животных, о растениях, о Родине, о детях, о приключениях);
• восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения;
• правила чтения для учащихся;
В процессе работы было замечено, что интерес к чтению, желание читать книги возникает
только в том случае, когда первоклассник свободно владеет осознанным чтением и у него разви-
ты учебно-познавательные мотивы. Для эффективной работы использую в системе специальные
упражнения:
• скороговорки;
• чтение вслух и про себя;
• жужжащее чтение, зрительные диктанты;
• чтение цепочкой;
• словарная работа;
Так же для работы с книгой помогают различные средства обучения:
• наглядные пособия;
• демонстрационные картины;
• учебные таблицы;
• иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений;
• книжная выставка;
• презентации;
Во 2классе, на начальном этапе круг чтения увеличиваю, совершенствую читатель-скую
самостоятельность, усложняю книжную выставку, рекомендательный плакат, знакомлю с терми-
нами:
• сборник - авторский и тематический;
• темы чтения;
• картотека;
• карточка на книгу;
• переплёт;
• корешок;
• содержание;
На этом этапе с детьми большое внимание уделяю читательской самостоятельности, опера-
тивной памяти (зрительные диктанты), продолжаю работу по формированию скорости чтения,
где использую приём жужжащего чтения.
К концу 2 года обучения значительно улучшается техника чтения, появляется интерес к чтению,
расширился читательский кругозор и познавательные интересы, появляется желание и умение
думать над книгой, ориентирование в книге достигло хороших результатов, выделились любо-
знательные читатели.
В 3 классе, на основном этапе главное состоит в том, чтобы обучить читателей приёмам
нахождения и использования доступной литературы для самостоятельного приобретения зна-
ний по заранее указанной теме, идёт расширение круга чтения: русская, современная и зарубеж-
ная детская книга, научно-познавательная, знакомство с детскими журналами, газетами, энцик-
лопедической литературой, освоение закономерных связей: автор-книга, тема-книга, жанр-книга,
знакомство с понятиями:
• титульный лист;
• предисловие;
• послесловие;
• аннотация;
К концу 3класса интерес к самостоятельному чтению детских книг, журналов, газет у
большинства детей становится устойчивым, так как читатели самостоятельно квалифицированно
и осмысленно подбирают доступную литературу разных видов и жанров для развития своего
кругозора, воспроизводят прочитанное по эпизодам, наблюдается глубина проникновения в
смысл книги, совершенствуется читательская память, воображение, чувство слова и эмоции, вы-
званные интересными переживаниями за героев, презентация книги.
В 4 классе, на заключительном этапе идёт формирование читательских предпочтений и
интересов уже полученных знаний за предыдущие годы обучения, и умений работать с книгой
самостоятельно, интерес направлен на книгу-объект, который вызывает у юных читателей поло-
жительные эмоции, расширяется работа по формированию навыка анализа и оценки содержания
книги, успешности обучения по всем учебным предметам, круг чтения увеличен: русская, совре-
менная, зарубежная детская книга, научно-познавательная и справочная литература для младше-
го школьного возраста, без ограничений в объёме, детская периодическая печать, историческая
литература, повести с документальной основой, приключенческая книга, книги о писателях, ху-
дожниках, освоение закономерных связей.
периодическая печать;
картотека;
каталог;
Для достижения необходимого уровня читательской компетентности использую но-
вые формы работы:
дискуссии;
литературные праздники;
конкурсы;
викторины;
элементы драматизации;
выпуск газет;
На заключительном этапе имею следующие результаты: значительно изменяется от-
ношение к книге и самостоятельному чтению у четвероклассников.
Обучающиеся:
Выражают желание читать книги самостоятельно-95 %
Знают, о чём хотят читать - 90%
Называют определённую книгу - 91%
Называют книгу правильно - 82%
Читают книги, соответствующему возрасту - 80%
Читают книги, рекомендованные учителем - 76%
Излагают грамотно прочитанное – 100%
Эти показатели говорят о том, что моя работа по формированию читательской грамот-
ности на протяжении четырёх лет даёт положительные результаты в результате системати-
ческой и целенаправленной работы. Ученики:
самостоятельно выбирают книги для чтения;
работают с разными источниками;
техника чтения - на выпуске 85% читают выше нормы;
владеют оперативной памятью и творческих мышлением;
правильно выбирают из текстов нужную информацию;
высказывают и оценивают прочитанное;
могут дать совет - рекомендацию о выборе книг;
Подводя итоги работы, отметим, что вопрос совершенствования читательской гра-
мотности детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения выступает
одним из важнейших в нынешней практике общеобразовательных учебных заведений.
Литература
1. Волошина П. Особенности уроков чтения и литературоведческая пропедевтика в началь-
ной школе. Пособие для студентов и учителей нач.классов. - Умань, 2014. - 126 с.
2. Зобнина, М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная шко-
ла./ М.А. Зобнина-2012. -No 8. -С. 35-43.
3.М.С. Васильева, М, И. Оморокова. Актуальные проблемы методики обучения чтению в на-
чальных классах [Текст] /М. С. Васильева, М. И. Оморокова // Москва: «Просвещение»,2007.
4.Агеева, Л.В.,Шелякина Н.А. Как привить любовь к чтению.-Статья.-Молодой ученый.-
2017.-№2