Автор: Ефремова Инна Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Теремок" пгт Пижанка
Населённый пункт: пгт Пижанка, Кировской области
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Использование современных технологий в образовательном процессе как средство эффективной социализации ребёнка в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» ПГТ ПИЖАНКА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Использование современных технологий
в образовательном процессе как средство
эффективной социализации ребенка
в детском саду»
Ефремова Инна Геннадьевна,
старший воспитатель
пгт Пижанка, 2020 г.
«Использование современных технологий в образовательном процессе как
средство эффективной социализации ребенка в детском саду».
Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного
учреждения
в
соответствии
с
ФГОС
ДО
является
социально
-
коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и
методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной
деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей
дошкольного
возраста,
приобщение
их
к
социокультурным
нормам,
традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС
ДО являются следующие:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности.
2.
Развивать
социальный
и
эмоциональный
интеллект
детей,
их
эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного
общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки
к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме,
природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не умеют
контактировать
друг
с
другом,
выражать
свои
чувства,
не
развита
эмоциональная сфера. Неумолимо растет зависимость от телевизора и
компьютера.
Современным
дошкольникам
интересен
не
только
мир
предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем
мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие
стороны
жизни
человека,
использование
компьютера
расширяет
возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для
обогащения
его
кругозора.
Современные
дошкольники
стали
более
раскованными,
раскрепощёнными,
открытыми,
самостоятельными,
инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.
Поэтому необходимо стало использование и внедрение современных
технологий в социально - коммуникативное развитие ребенка.
Авторские технологии эффективной социализации ребенка в детском
саду позволяют системно реализовать ФГОС, в том числе развить у детей
саморегуляцию поведения, инициативность, ответственность и многие
другие важные качества 21 века. Овладение данной технологией так же дает
педагогам возможность реализовывать принципы преемственности между
ДОО и школой, создает коллектив единомышленников среди воспитателей,
родителей и детей. Данную технологию можно использовать в рамках любой
образовательной программы, реализующей принципы ФГОС.
Предлагаемая система социализации включает девять технологий,
которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно.
Четвертый год в своей работе мы используем предложенные Н.П.
Гришаевой технологии: «Ситуация месяца», «Клубный час», «Рефлексивный
круг», «Социальные акции».
Разрабатывая
модель
социализации
дошкольника
с
помощью
технологий эффективной социализации в ДОУ, утверждается тематический
план работы на учебный год. Тематическое планирование «Ситуаций
месяца»
сочетается
с
календарно-тематическим
планированием
образовательной
программы,
разработанной
на
основе
примерной
программы «От рождения до школы».
«Ежедневный (рефлексивный) круг» - технология направлена на
сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать
друг друга, развития умения выражать свои чувства и переживания
публично, умения анализировать и делать выводы. Проводится по теме
«Ситуации месяца». Например, по теме месяца «Я в мире человек» к неделе
«Дружба» «Как можно помириться?»
Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети
могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада,
соблюдая определённые правила, и по оговоренному сигналу возвращаются в
группу.
Основная цель – поддержка детской инициативы.
Основные задачи «Клубного часа»:
• воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
• развивать умения ориентироваться в пространстве;
• воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста,
уважительное отношение к окружающим;
• развивать умения проявлять инициативу в заботе об окружающих, с
благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
• развивать умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
• развивать умения вежливо выражать свою просьбу, благодарить за
оказанную услугу;
•
развивать
стремление
выражать
своё
отношение
к
окружающему,
самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
• развивать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
• поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими
детьми разнообразными впечатлениями
Данную технологию мы используем четвертый год, один раз в два
месяца
.
Может проводиться в различных формах: как образовательная
деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в
вечернее время.
«Социальная акция». Целью технологии является объединение усилий
педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а
также является тем средством и способом, который позволяет реально
включить родителей в жизнь детского сада.
Задача
технологии:
привлечь
и
объединить
всех
участников
образовательного процесса.
«Социальная
акция»
напрямую
связана
с
«Ситуацией
месяца»
тематически и методически, так как позволяет в полной мере развивать
саморегуляцию и самоопределение как у детей, так и взрослых в процессе её
проведения.
«Социальная акция» — есть современный способ привлечь и
объединить всех участников образовательного процесса. Поэтому каждая
акция начинается с информирования дошкольников и родителей о цели,
этапах и времени её проведения. На «Рефлексивном круге» дети обсуждают
свое участие в данном мероприятии, планируют свои действия и действия
своих родителей в осуществлении этого проекта.
В детском саду традиционно проводятся акции «Открытка ветерану», «Сдай
макулатуру – спаси дерево», «Берегите лес», «Добрая Вятка», «Наш дом -
Земля» и др.
С помощью данных технологий в рамках социализации происходит
формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть
принадлежность к той или иной группе людей (группа в детском саду,
кружок, или будущий школьник), а также что немаловажно у детей с
помощью данного компонента расширяются представления о социуме.
Использование педагогами современных технологий социализации;
соответствующая
развивающая
предметно-пространственная
среда
в
учреждении;
повышение
показателей
удовлетворенности
родителей
качеством образовательной деятельности ДОУ - способствует эффективной
социализации
дошкольников,
повышению
качества
образовательной
деятельности.