Напоминание

Работа воспитателя в речевом развитии дошкольников


Авторы: Силинская Елена Александровна, Лазарева Марина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Дюймовочка № 12 г Луховицы
Населённый пункт: Московская область. город Луховицы
Наименование материала: статья
Тема: Работа воспитателя в речевом развитии дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа воспитателя в речевом развитии дошкольников.

Неоспоримо важная роль в речевом развитии детей отводится

воспитателю

дошкольной

организации.

Учитель-логопед

занимается

развитием

и

совершенствованием

речевого

общения,

а

воспитатель

закрепляет

полученные

детьми

навыки.

Воспитатель

выполняет

коррекционные и общеобразовательные задачи.

Работа воспитателя должна носить многоаспектный характер и

направлена на развитие как речевых, так и внеречевых процессов. Особую

роль в коррекционно-развивающей работе воспитатель должен отводить

развитию мыслительных операций и высших психических функций. Такой

подход создает необходимую почву для формирования речи.

Немаловажно

создать

доброжелательную

обстановку

в

детском

коллективе, сформировать правильное отношение дошкольников друг к

другу и к окружающим, развить этические и нравственные представления.

Мотивировать ребенка на дальнейшее занятие помогает фиксация на

успехах, поэтому воспитатель должен крайне внимательно относиться к

психическому состоянию ребенка, обозначать все положительные изменения

на каждом занятии. Такое поведение помогает стать ребенку более

уверенным в своих силах, перестраивает отношение дошкольника к своему

дефекту, к самому себе и к окружающим.

Не

менее

важной

задачей

воспитателя

становится

ежедневное

наблюдение

за

речевой

деятельности

дошкольников,

контроль,

направленный на правильное использование поставленных и исправленных

учителем-логопедом звуков и усвоенных грамматических форм. Если

имеется необходимость, воспитатель исправляет неправильные моменты в

речи ребенка. В связи с этим, речь самого воспитателя должна служить

неоспоримым примером для дошкольников с общим недоразвитием речи,

она должна быть четкой, хорошо интонированной, внятной и выразительной.

В обязанности воспитателя входит наблюдение за тем, на каком уровне

закрепления звуков находится дошкольник и как он ими пользуется в

повседневной жизни.

Процессы развития речи и развития мелкой моторики взаимосвязаны,

поэтому воспитатель в течение дня должен предлагать детям различные

игры, развивающие тонкие движения пальцев – складывание мозаики,

застегивание и расстёгивание пуговиц, занятие с сенсорными ковриками,

рисование пальчиковыми красками.

Пополнение, уточнение и активизация словаря детей является важной

задачей в коррекционной работе воспитателя.

Воспитатель находится с

детьми в разнообразной обстановке: в раздевалке, спальне, игровой, в

умывальной комнате, поэтому, работая с дошкольниками в течение дня, в

отличие

от

учителя-логопеда,

он

имеет

возможность

постоянно

активизировать и закреплять новые слова, вводить их, тем самым, в

самостоятельную речь.

Еще

одна

важная

задача

это

систематический

контроль

за

поставленными звуками и за грамматической правильной речи детей.

Воспитатель обязан исправлять ошибки дошкольников не только в

процессе занятия, но и в течение всего дня. Исправления должны быть

доброжелательными и корректными.

Воспитатель должен знать несколько правил, касающихся исправления

ошибок во время занятия.

1.Занятие имеет ограничение по времени, поэтому долгие объяснения в

процессе НОД неуместны.

2.Ошибки нужно исправлять, привлекая внимание всех детей.

Развитие высших психических функций, а именно памяти и внимания,

тесно связано с развитие речи и является важной коррекционной задачей для

воспитателя. Развитие внимания и памяти является важной коррекционной

задачей.

Неоспоримо важно совершенствовать словесно-логическое, наглядно-

действенное и наглядно-образное мышление, т.к. развитие мышления влечет

за собою развитие речевых навыков.

Коррекционная работа воспитателя должна включать в себя развитие

артикуляционной

моторики.

Артикуляционную

гимнастику

следует

проводить утром и после дневного сна в течение 3-5 минут.

Решая коррекционные задачи, воспитатель не должен забывать об

общеобразовательных: обучение по всем разделам Программы, воспитание

по всем разделам Программы, работу с родителями.

Силинская Елена Александровна

Воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №12

«Дюймовочка» г. Луховицы Московской области



В раздел образования