Авторы: Силинская Елена Александровна, Лазарева Марина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Дюймовочка № 12 г Луховицы
Населённый пункт: Московская область. город Луховицы
Наименование материала: статья
Тема: Работа воспитателя в речевом развитии дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Работа воспитателя в речевом развитии дошкольников.
Неоспоримо важная роль в речевом развитии детей отводится
воспитателю
дошкольной
организации.
Учитель-логопед
занимается
развитием
и
совершенствованием
речевого
общения,
а
воспитатель
закрепляет
полученные
детьми
навыки.
Воспитатель
выполняет
коррекционные и общеобразовательные задачи.
Работа воспитателя должна носить многоаспектный характер и
направлена на развитие как речевых, так и внеречевых процессов. Особую
роль в коррекционно-развивающей работе воспитатель должен отводить
развитию мыслительных операций и высших психических функций. Такой
подход создает необходимую почву для формирования речи.
Немаловажно
создать
доброжелательную
обстановку
в
детском
коллективе, сформировать правильное отношение дошкольников друг к
другу и к окружающим, развить этические и нравственные представления.
Мотивировать ребенка на дальнейшее занятие помогает фиксация на
успехах, поэтому воспитатель должен крайне внимательно относиться к
психическому состоянию ребенка, обозначать все положительные изменения
на каждом занятии. Такое поведение помогает стать ребенку более
уверенным в своих силах, перестраивает отношение дошкольника к своему
дефекту, к самому себе и к окружающим.
Не
менее
важной
задачей
воспитателя
становится
ежедневное
наблюдение
за
речевой
деятельности
дошкольников,
контроль,
направленный на правильное использование поставленных и исправленных
учителем-логопедом звуков и усвоенных грамматических форм. Если
имеется необходимость, воспитатель исправляет неправильные моменты в
речи ребенка. В связи с этим, речь самого воспитателя должна служить
неоспоримым примером для дошкольников с общим недоразвитием речи,
она должна быть четкой, хорошо интонированной, внятной и выразительной.
В обязанности воспитателя входит наблюдение за тем, на каком уровне
закрепления звуков находится дошкольник и как он ими пользуется в
повседневной жизни.
Процессы развития речи и развития мелкой моторики взаимосвязаны,
поэтому воспитатель в течение дня должен предлагать детям различные
игры, развивающие тонкие движения пальцев – складывание мозаики,
застегивание и расстёгивание пуговиц, занятие с сенсорными ковриками,
рисование пальчиковыми красками.
Пополнение, уточнение и активизация словаря детей является важной
задачей в коррекционной работе воспитателя.
Воспитатель находится с
детьми в разнообразной обстановке: в раздевалке, спальне, игровой, в
умывальной комнате, поэтому, работая с дошкольниками в течение дня, в
отличие
от
учителя-логопеда,
он
имеет
возможность
постоянно
активизировать и закреплять новые слова, вводить их, тем самым, в
самостоятельную речь.
Еще
одна
важная
задача
–
это
систематический
контроль
за
поставленными звуками и за грамматической правильной речи детей.
Воспитатель обязан исправлять ошибки дошкольников не только в
процессе занятия, но и в течение всего дня. Исправления должны быть
доброжелательными и корректными.
Воспитатель должен знать несколько правил, касающихся исправления
ошибок во время занятия.
1.Занятие имеет ограничение по времени, поэтому долгие объяснения в
процессе НОД неуместны.
2.Ошибки нужно исправлять, привлекая внимание всех детей.
Развитие высших психических функций, а именно памяти и внимания,
тесно связано с развитие речи и является важной коррекционной задачей для
воспитателя. Развитие внимания и памяти является важной коррекционной
задачей.
Неоспоримо важно совершенствовать словесно-логическое, наглядно-
действенное и наглядно-образное мышление, т.к. развитие мышления влечет
за собою развитие речевых навыков.
Коррекционная работа воспитателя должна включать в себя развитие
артикуляционной
моторики.
Артикуляционную
гимнастику
следует
проводить утром и после дневного сна в течение 3-5 минут.
Решая коррекционные задачи, воспитатель не должен забывать об
общеобразовательных: обучение по всем разделам Программы, воспитание
по всем разделам Программы, работу с родителями.
Силинская Елена Александровна
Воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №12
«Дюймовочка» г. Луховицы Московской области