Напоминание

Проект "Книга обо мне и для меня" для детей старшего дошкольного возраста


Автор: Печерская Ольга Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 25
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Книга обо мне и для меня" для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ

«КНИГА ОБО МНЕ И ДЛЯ МЕНЯ»

для старшего дошкольного возраста

Автор проекта: педагог-психолог первой квалификационной категории МБДОУ г. Иркутска

детского сада № 25 Печерская Ольга Владимировна.

Тип проекта: творческо-информационный, групповой.

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (разновозрастная группа для детей с

ТНР), педагог-психолог, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: средне-продолжительный (3 месяца).

Формы представления: презентация проекта, готовые книги, организация выставки.

Необходимые материалы и оборудование:

Тетради в клетку (18 листов) на каждого ребёнка;

Индивидуальные фото детей (портреты);

Фотоаппарат;

Столы и стулья;

Компьютер и принтер;

Проекционная система;

Текстовые редакторы;

Разнообразные художественные материалы: акварельные краски, карандаши,

фломастеры, восковые мелки, цветная бумага, цветной картон, клей-карандаш,

клей ПВА, ножницы детские и т.д.;

Материалы для творчества: пуговицы, мелкий бисер, фетр, атласные ленты,

журналы, газеты, ватные палочки, ваатные диски и т.д.

резиновый мяч;

мягкие игрушки;

клубок пряжи.

Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребёнка и тогда,

когда мы хотим научить его читать и писать.

Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы

познания, что он будет переживать, зависит весь

дальнейший путь к знаниям.

В. А. Сухомлинский.

Согласно исследованиям, среди дошкольников с ОНР по сравнению с детьми с нормальным

речевым развитием существенно преобладают те, для которых характерна заниженная

самооценка, что проявляется в большей тревожности и неуверенности в себе.

В среднем дети с речевыми нарушениями, проявляют большую по сравнению с детьми с

сохранной речью осторожность в оценке своих качеств. Для развития навыков адекватного

самооценивания

и

формирования

позитивной

Я-концепции

было

принято

решение

реализовать совместно с детьми проект «Книга обо мне и для меня».

Универсальность данного проекта состоит в том, что он может успешно реализовываться

психологами

дошкольных

образовательных

организаций

общей,

компенсирующей

и

комбинированной направленности общеобразовательных и специальных образовательных

организаций.

.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Цель проекта - создание условий для реализации потребности детей старшего дошкольного

возраста с ОНР в самопознании, формировании чувства самоценности, гармонизации образа

«Я».

Задачи:

o

Способствовать развитию навыков адекватного самооценивания и формирования

позитивной Я-концепции;

o

Удовлетворить потребность детей к самопознанию.

Реализация

проекта

осуществляется

через

интеграцию

образовательных

областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие».

Ожидаемые результаты:

В процессе реализации проекта дети научатся анализировать события своей жизни, расширят

своё мировосприятие, разовьют творческие способности, повысится самооценка детей, будет

сформировано позитивное отношение к себе и к окружающим людям, а главное станет

возможным надолго сохранить в памяти детские впечатления.

Критерии эффективности реализации проекта:

сохранение и укрепление эмоционального благополучия каждого ребенка;

увеличение показателей освоения проекта, заинтересованность.

ОСНОВА ПРОЕКТА – ФГОС ДО

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и

нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

становление

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции

собственных действий;

развитие

социального

и

эмоционального

интеллекта,

эмоциональной

отзывчивости, сопереживания;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей

семье;

формирование позитивных установок к различным видам творчества;

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий;

становление сознания;

развитие воображения и творческой активности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Образовательная область «Речевое развитие»:

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической

речи;

знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Виды деятельности детей для реализации проекта:

v.

Познавательно-исследовательская деятельность;

v.

Творческая;

v.

Коммуникативная.

НЕОБХОДИМЫЕ НАЧАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

Знания:

иметь некоторые представления о себе, своей семье, своем имени, своём

окружении, о возможных способах поиска информации.

Умения:

умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

умение задавать вопросы и отвечать на них;

владеть умениями и навыками изобразительной деятельности.

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЕКТЕ

Примечание: мы не знакомили родителей с целями и задачами проекта, так как готовый

продукт - книга будет презентована детьми по завершению проекта. Содержание книги –

сюрприз для родителей.

В ходе реализации проекта взаимодействие с родителями осуществляется по

следующим вопросам:

индивидуальные консультации в ходе проекта по интересующим их вопросам;

родительское собрание (подведение итогов и ознакомление с результатами

проекта).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Вводный этап:

1.

Изучение литературы по теме проекта;

2.

Подбор материалов для создания книг;

3.

Стартовая презентация для детей (знакомство с темой и планом проекта).

Основной этап:

1 неделя. Тема «Наши имена».

1.

Ритуал приветствия;

2.

Беседа о значении имени для человека;

3.

Игра «Моё имя похоже на…»;

4.

Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: рисование фломастерами

собственного имени;

5.

Рефлексия;

6.

Ритуал прощания.

2 неделя. Тема «Моя семья».

1.

Ритуал приветствия;

2.

Беседа о важности семьи, её составе, ценностях, внутрисемейных взаимоотношениях;

3.

Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: рисование цветными карандашами на

тему «Моя семья»;

4.

Рефлексия;

5.

Ритуал прощания.

3

неделя. Тема «Вот так мы любим отдыхать».

1.Ритуал приветствия;

2. Беседа о возможных способах досуга;

3. Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: рисование восковыми мелками с

элементами аппликации на тему «Наш семейный отдых»;

4. Рефлексия.

5. Ритуал прощания.

4 неделя. Тема «Я люблю…».

1.

Ритуал приветствия;

2.

Беседа о хобби;

3.

Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: рисование с элементами аппликации

на тему «Моё любимое занятие»;

4.

Рефлексия;

5.

Ритуал прощания.

5 неделя. Тема «Мои друзья».

1.

Ритуал приветствия;

2.

Беседа о ценности дружбы;

3.

Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: рисование акварельными красками на

тему «Мои друзья»;

4.

Рефлексия;

5.

Ритуал прощания.

6 неделя. Тема «Мой любимый цвет».

1.

Ритуал приветствия;

2.

Беседа о разнообразии цветовой гаммы и о значении цвета;

3.

Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: рисование гуашью на тему «Мои

друзья»;

4.

Рефлексия;

5.

Ритуал прощания.

7 неделя. Тема «Мои домашние питомцы».

1.

Ритуал приветствия;

2.

Беседа о домашних животных;

3.

Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: рисование цветными карандашами на

тему «Мой питомец»;

4.

Рефлексия;

5.

Ритуал прощания.

8 неделя. Тема «Моя любимая сказка».

1.

Ритуал приветствия;

2.

Беседа о сказке, её видах, смысле сказки для человека;

3.

Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: рисование цветными карандашами на

тему «Любимая сказка (мультфильм)»;

4.

Рефлексия;

5.

Ритуал прощания.

9 неделя. Тема «Мой детский сад».

1.

Ритуал приветствия;

2.

Беседа о том, зачем детям посещают детский сад. Рассказ о группах, работниках ДОУ

и т.д.;

3.

Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: создание коллажа на тему «Я в

детском саду»;

4.

Рефлексия;

5.

Ритуал прощания.

10 неделя. Тема «Моя мечта».

1.

Ритуал приветствия;

2.

Беседа о мечтах человека;

3.

Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: создание коллажа на тему «Я мечтаю

о…/желаю/хочу»;

4.

Рефлексия;

5.

Ритуал прощания.

11 неделя. Тема «Когда я стану взрослым, я хочу стать…»

1.

Ритуал приветствия;

2.

Беседа о важности самоопределения;

3.

Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: рисование с элементами аппликации

(ватные диски) на тему «Когда я вырасту, то стану…»;

4.

Рефлексия;

5.

Ритуал прощания.

12 неделя. Тема «Автопортрет».

1.

Ритуал приветствия;

2.

Беседа об адекватном восприятии человеком самого себя (адекватность самооценки);

3.

Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: рисование гуашью и ватными

палочками на тему «Посмотрите, это Я!»;

4.

Рефлексия;

5.

Ритуал прощания.

Заключительный (рефлексивный) этап.

1.

Анализ результативности реализации проекта;

2.

Оформление выставки в группе;

3.

Презентация изготовленных книг детьми.

Участники и их роль в реализации проекта:

Дети – участвуют в разных видах деятельности (познавательной, игровой,

практической);

Педагоги – осуществляют педагогический процесс, организуют деятельность детей и

родителей.



В раздел образования