Автор: Печерская Ольга Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 25
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Книга обо мне и для меня" для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ
«КНИГА ОБО МНЕ И ДЛЯ МЕНЯ»
для старшего дошкольного возраста
Автор проекта: педагог-психолог первой квалификационной категории МБДОУ г. Иркутска
детского сада № 25 Печерская Ольга Владимировна.
Тип проекта: творческо-информационный, групповой.
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (разновозрастная группа для детей с
ТНР), педагог-психолог, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: средне-продолжительный (3 месяца).
Формы представления: презентация проекта, готовые книги, организация выставки.
Необходимые материалы и оборудование:
Тетради в клетку (18 листов) на каждого ребёнка;
Индивидуальные фото детей (портреты);
Фотоаппарат;
Столы и стулья;
Компьютер и принтер;
Проекционная система;
Текстовые редакторы;
Разнообразные художественные материалы: акварельные краски, карандаши,
фломастеры, восковые мелки, цветная бумага, цветной картон, клей-карандаш,
клей ПВА, ножницы детские и т.д.;
Материалы для творчества: пуговицы, мелкий бисер, фетр, атласные ленты,
журналы, газеты, ватные палочки, ваатные диски и т.д.
резиновый мяч;
мягкие игрушки;
клубок пряжи.
Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка и тогда,
когда мы хотим научить его читать и писать.
Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы
познания, что он будет переживать, зависит весь
дальнейший путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский.
Согласно исследованиям, среди дошкольников с ОНР по сравнению с детьми с нормальным
речевым развитием существенно преобладают те, для которых характерна заниженная
самооценка, что проявляется в большей тревожности и неуверенности в себе.
В среднем дети с речевыми нарушениями, проявляют большую по сравнению с детьми с
сохранной речью осторожность в оценке своих качеств. Для развития навыков адекватного
самооценивания
и
формирования
позитивной
Я-концепции
было
принято
решение
реализовать совместно с детьми проект «Книга обо мне и для меня».
Универсальность данного проекта состоит в том, что он может успешно реализовываться
психологами
дошкольных
образовательных
организаций
общей,
компенсирующей
и
комбинированной направленности общеобразовательных и специальных образовательных
организаций.
.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Цель проекта - создание условий для реализации потребности детей старшего дошкольного
возраста с ОНР в самопознании, формировании чувства самоценности, гармонизации образа
«Я».
Задачи:
o
Способствовать развитию навыков адекватного самооценивания и формирования
позитивной Я-концепции;
o
Удовлетворить потребность детей к самопознанию.
Реализация
проекта
осуществляется
через
интеграцию
образовательных
областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие».
Ожидаемые результаты:
В процессе реализации проекта дети научатся анализировать события своей жизни, расширят
своё мировосприятие, разовьют творческие способности, повысится самооценка детей, будет
сформировано позитивное отношение к себе и к окружающим людям, а главное станет
возможным надолго сохранить в памяти детские впечатления.
Критерии эффективности реализации проекта:
сохранение и укрепление эмоционального благополучия каждого ребенка;
увеличение показателей освоения проекта, заинтересованность.
ОСНОВА ПРОЕКТА – ФГОС ДО
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных действий;
развитие
социального
и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости, сопереживания;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье;
формирование позитивных установок к различным видам творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий;
становление сознания;
развитие воображения и творческой активности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Образовательная область «Речевое развитие»:
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи;
знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Виды деятельности детей для реализации проекта:
v.
Познавательно-исследовательская деятельность;
v.
Творческая;
v.
Коммуникативная.
НЕОБХОДИМЫЕ НАЧАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
Знания:
иметь некоторые представления о себе, своей семье, своем имени, своём
окружении, о возможных способах поиска информации.
Умения:
умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
умение задавать вопросы и отвечать на них;
владеть умениями и навыками изобразительной деятельности.
УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЕКТЕ
Примечание: мы не знакомили родителей с целями и задачами проекта, так как готовый
продукт - книга будет презентована детьми по завершению проекта. Содержание книги –
сюрприз для родителей.
В ходе реализации проекта взаимодействие с родителями осуществляется по
следующим вопросам:
индивидуальные консультации в ходе проекта по интересующим их вопросам;
родительское собрание (подведение итогов и ознакомление с результатами
проекта).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Вводный этап:
1.
Изучение литературы по теме проекта;
2.
Подбор материалов для создания книг;
3.
Стартовая презентация для детей (знакомство с темой и планом проекта).
Основной этап:
1 неделя. Тема «Наши имена».
1.
Ритуал приветствия;
2.
Беседа о значении имени для человека;
3.
Игра «Моё имя похоже на…»;
4.
Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: рисование фломастерами
собственного имени;
5.
Рефлексия;
6.
Ритуал прощания.
2 неделя. Тема «Моя семья».
1.
Ритуал приветствия;
2.
Беседа о важности семьи, её составе, ценностях, внутрисемейных взаимоотношениях;
3.
Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: рисование цветными карандашами на
тему «Моя семья»;
4.
Рефлексия;
5.
Ритуал прощания.
3
неделя. Тема «Вот так мы любим отдыхать».
1.Ритуал приветствия;
2. Беседа о возможных способах досуга;
3. Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: рисование восковыми мелками с
элементами аппликации на тему «Наш семейный отдых»;
4. Рефлексия.
5. Ритуал прощания.
4 неделя. Тема «Я люблю…».
1.
Ритуал приветствия;
2.
Беседа о хобби;
3.
Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: рисование с элементами аппликации
на тему «Моё любимое занятие»;
4.
Рефлексия;
5.
Ритуал прощания.
5 неделя. Тема «Мои друзья».
1.
Ритуал приветствия;
2.
Беседа о ценности дружбы;
3.
Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: рисование акварельными красками на
тему «Мои друзья»;
4.
Рефлексия;
5.
Ритуал прощания.
6 неделя. Тема «Мой любимый цвет».
1.
Ритуал приветствия;
2.
Беседа о разнообразии цветовой гаммы и о значении цвета;
3.
Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: рисование гуашью на тему «Мои
друзья»;
4.
Рефлексия;
5.
Ритуал прощания.
7 неделя. Тема «Мои домашние питомцы».
1.
Ритуал приветствия;
2.
Беседа о домашних животных;
3.
Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: рисование цветными карандашами на
тему «Мой питомец»;
4.
Рефлексия;
5.
Ритуал прощания.
8 неделя. Тема «Моя любимая сказка».
1.
Ритуал приветствия;
2.
Беседа о сказке, её видах, смысле сказки для человека;
3.
Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: рисование цветными карандашами на
тему «Любимая сказка (мультфильм)»;
4.
Рефлексия;
5.
Ритуал прощания.
9 неделя. Тема «Мой детский сад».
1.
Ритуал приветствия;
2.
Беседа о том, зачем детям посещают детский сад. Рассказ о группах, работниках ДОУ
и т.д.;
3.
Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: создание коллажа на тему «Я в
детском саду»;
4.
Рефлексия;
5.
Ритуал прощания.
10 неделя. Тема «Моя мечта».
1.
Ритуал приветствия;
2.
Беседа о мечтах человека;
3.
Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: создание коллажа на тему «Я мечтаю
о…/желаю/хочу»;
4.
Рефлексия;
5.
Ритуал прощания.
11 неделя. Тема «Когда я стану взрослым, я хочу стать…»
1.
Ритуал приветствия;
2.
Беседа о важности самоопределения;
3.
Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: рисование с элементами аппликации
(ватные диски) на тему «Когда я вырасту, то стану…»;
4.
Рефлексия;
5.
Ритуал прощания.
12 неделя. Тема «Автопортрет».
1.
Ритуал приветствия;
2.
Беседа об адекватном восприятии человеком самого себя (адекватность самооценки);
3.
Работа в тетрадях «Книга обо мне и для меня»: рисование гуашью и ватными
палочками на тему «Посмотрите, это Я!»;
4.
Рефлексия;
5.
Ритуал прощания.
Заключительный (рефлексивный) этап.
1.
Анализ результативности реализации проекта;
2.
Оформление выставки в группе;
3.
Презентация изготовленных книг детьми.
Участники и их роль в реализации проекта:
Дети – участвуют в разных видах деятельности (познавательной, игровой,
практической);
Педагоги – осуществляют педагогический процесс, организуют деятельность детей и
родителей.