Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Комарова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 93 комбинированного вида"
Населённый пункт: г Электроугли
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад





ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Комарова Ольга Алексеевна В каждом возрасте человеку должна быть предоставлена возможность овладения опытом организации собственного внутреннего мира, опытом свободного и ответственного выбора ценности, поступка, решения. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческим ценностям, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. К сожалению, многие родители и педагоги полагают, что ребенок с самого начала должен приспособиться к социальным условиям взрослого мира. Однако, психологи давно доказали, что ребенок обладает иными возможностями, чем взрослый и поэтому он не может приспособиться к социальной жизни, не получив для этого никакой непосредственной подготовки. В этой связи взрослый, не понимая закономерности развития субъективной реальности ребенка, часто вынужден прибегать к средствам принуждения, которые в свою очередь, вызывают сопротивление ребенка и вредят его развитию, раскрытию в максимальной степени его личностного потенциала. В педагогической практике коллектива МБДОУ «Детский сад №93 комбинированного вида» накоплен достаточный опыт по развитию рефлексивных способностей у детей старшего дошкольного возраста. В данном опыте представлена возможность совместного проживания и установления жизненного сообщества свободных, равных отношений детей друг с другом и с взрослыми. Педагог выстраивает свою деятельность на основе диалогичного общения. Дети, совместно с педагогом, учатся проявлять интерес к нравственному, духовному и душевному миру людей, его обогащению; изучают возможности и механизмы развития внутреннего мира человека; учатся оценивать поступки с позиции их позитивного влияния на кого-либо или на что- либо; понимать другие точки зрения, разрешать конфликты с позиции ненасилия, общаться с позиции равноправия между людьми, идти на компромисс. Педагог воспринимает себя как часть детского коллектива и учится вместе с воспитанниками, что способствует установлению естественных доверительных отношений. В специально подготовленной образовательной среде, имея право на определённые виды свободы в различных видах деятельности, ребёнок дошкольного возраста постепенно приобщается к миру социальных отношений. Важное значение для дошкольника имеют именно те виды деятельности,
которые дают ребёнку возможность самостоятельно приобщаться к социальному миру людей в реальном плане. Одним из эффективных средств в развитии социальных чувств и эмоционального мира ребёнка является, на наш взгляд, проведение рефлексивных кругов. Основная задача рефлексивных кругов заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать ребёнка, а помочь ему стать самим собой через познание себя и других людей. Если ребенок примет себя со всеми своими слабостями и недостатками, признает их и одновременно поймет свои сильные стороны, тогда он продвинется вперед. Таким образом, отличие рефлексивных кругов от традиционных методов обучения, которые обращаются в основном только к интеллекту, заключается в том, что они затрагивают личность ребёнка, его мысли, чувства, переживания. Правильно организованный рефлексивный круг обогащает детей душевной теплотой, чуткостью и уважением друг к другу. Рефлексивные круги создают коммуникативные условия для того, чтобы слушать другого человека, говорить перед другими, управлять, сотрудничать. Данная программа реализуется в рамках основной образовательной деятельности детского сада и предназначена для детей 5-7 лет (старшего дошкольного возраста). Упражнения дают ребенку шанс на реализацию его внутренней потребности, способствуют устранению капризов и постепенной выработке умения управлять не только своими движениями, но и своим поведением. Умение владеть собой, управлять своими эмоциями и сиюминутными порывами – одна из основных предпосылок позитивного социального поведения.


В раздел образования