ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Комарова Ольга Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 93 комбинированного вида" Населённый пункт: г Электроугли Наименование материала: статья Тема: ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Раздел: дошкольное образование
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Комарова Ольга Алексеевна
В каждом возрасте человеку должна быть предоставлена возможность
овладения
опытом
организации
собственного
внутреннего
мира,
опытом
свободного и ответственного выбора ценности, поступка, решения.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период
начальной
социализации
ребенка,
приобщения
его
к
миру
культуры,
общечеловеческим ценностям, время установления начальных отношений с
ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и
собственным внутренним миром.
К сожалению, многие родители и педагоги полагают, что ребенок с самого
начала
должен
приспособиться
к
социальным
условиям
взрослого
мира.
Однако,
психологи
давно
доказали,
что
ребенок
обладает
иными
возможностями,
чем
взрослый
и
поэтому
он
не
может
приспособиться
к
социальной
жизни,
не
получив
для
этого
никакой
непосредственной
подготовки.
В
этой
связи
взрослый,
не
понимая
закономерности
развития
субъективной
реальности
ребенка,
часто
вынужден
прибегать
к
средствам
принуждения, которые в свою очередь, вызывают сопротивление ребенка и
вредят его развитию, раскрытию в максимальной степени его личностного
потенциала.
В педагогической практике коллектива МБДОУ «Детский сад
№93
комбинированного
вида»
накоплен
достаточный
опыт
по
развитию
рефлексивных способностей у детей старшего дошкольного возраста. В данном
опыте
представлена
возможность
совместного
проживания
и
установления
жизненного сообщества свободных, равных отношений детей друг с другом и с
взрослыми. Педагог выстраивает свою деятельность на основе диалогичного
общения.
Дети,
совместно
с
педагогом,
учатся
проявлять
интерес
к
нравственному, духовному и душевному миру людей, его обогащению; изучают
возможности
и
механизмы
развития
внутреннего
мира
человека;
учатся
оценивать поступки с позиции их позитивного влияния на кого-либо или на что-
либо;
понимать
другие
точки
зрения,
разрешать
конфликты
с
позиции
ненасилия,
общаться
с
позиции
равноправия
между
людьми,
идти
на
компромисс. Педагог воспринимает себя как часть детского коллектива и учится
вместе
с
воспитанниками,
что
способствует
установлению
естественных
доверительных отношений.
В
специально
подготовленной
образовательной
среде,
имея
право
на
определённые
виды
свободы
в
различных
видах
деятельности,
ребёнок
дошкольного возраста постепенно приобщается к миру социальных отношений.
Важное
значение
для
дошкольника
имеют
именно
те
виды
деятельности,
которые
дают
ребёнку
возможность
самостоятельно
приобщаться
к
социальному миру людей в реальном плане.
Одним
из
эффективных
средств
в
развитии
социальных
чувств
и
эмоционального
мира
ребёнка
является,
на
наш
взгляд,
проведение
рефлексивных кругов.
Основная
задача
рефлексивных
кругов
заключается
в
том,
чтобы
не
заставлять, не подавлять, не ломать ребёнка, а помочь ему стать самим собой
через познание себя и других людей. Если ребенок примет себя со всеми
своими слабостями и недостатками, признает их и одновременно поймет свои
сильные стороны, тогда он продвинется вперед.
Таким образом, отличие рефлексивных кругов от традиционных методов
обучения, которые обращаются в основном только к интеллекту, заключается в
том, что они затрагивают личность ребёнка, его мысли, чувства, переживания.
Правильно
организованный
рефлексивный
круг
обогащает
детей
душевной
теплотой, чуткостью и уважением друг к другу.
Рефлексивные круги создают коммуникативные условия для того, чтобы
слушать другого человека, говорить перед другими, управлять, сотрудничать.
Данная
программа
реализуется
в
рамках
основной
образовательной
деятельности
детского
сада
и
предназначена
для
детей
5-7
лет
(старшего
дошкольного возраста).
Упражнения
дают
ребенку
шанс
на
реализацию
его
внутренней
потребности,
способствуют
устранению
капризов
и
постепенной
выработке
умения управлять не только своими движениями, но и своим поведением.
Умение владеть собой, управлять своими эмоциями и сиюминутными
порывами
–
одна
из
основных
предпосылок
позитивного
социального
поведения.