Автор: Паращевина Екатерина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: д.Ботово, Череповецкий район, Вологодская область
Наименование материала: Методические рекомендации для родителей
Тема: "Игры на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации для родителей:
«Игры на развитие фонематических процессов у детей
старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка:
Методическая разработка представляет собой методические рекомендации
по формированию фонематических процессов у старших дошкольников.
Данная проблема является одной из наиболее актуальных в речевом
развитии ребенка. Недостаточность фонематического слуха проявляется
особенно ярко в школе при обучении письму и чтению. А эти навыки в
дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого
обучения.
В работе описано теоретико – методическое обоснование проблемы. В
качестве приложения в методической разработке представлены примеры
игр по формированию фонематических процессов у детей.
Целевая аудитория: родители воспитанников старшей группы.
Цель методической разработки: повышение компетентности родителей в
вопросах развития фонематических процессов у детей.
Задачи:
1.Обосновать актуальность проблемы развития фонематических процессов
у детей.
2. Познакомить родителей воспитанников с играми и упражнениями,
направленными на развитие фонематических процессов, которые можно
организовать в домашних условиях.
3. Дать рекомендации по правильной организации и проведению игр на
развитие фонематических процессов дома.
План разработки:
I. Теоретическое обоснование проблемы развития фонематических
процессов у дошкольников.
II. Практические рекомендации по развитию фонематических процессов у
ребенка дома.
III. Примеры игр на развитие фонематических процессов старших
дошкольников.
I. Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно
научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка
нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может
помешать овладению процессами чтения и письма
Каждый человек знает, что такое «слух», и какое значение он имеет.
Но не все знают, что "слухов” у человека, по крайней мере, три.
Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего
мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, хлопанье
форточки и т. д.
Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку
наслаждаться прекрасной музыкой.
Третий – речевой, который и содержит в себе тот самый
особый, фонематический слух. Но для чего же нужен ребёнку этот слух?
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи.
При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное
произношение у детей от 4 лет и старше. Нарушение фонематического
слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает названия букв,
пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме наблюдается
замена букв, обозначающих звонкие звуки, на глухие - оглушение и
наоборот озвончение (бочка-почка, зайка-сайка, дом-том, замена твёрдых
на мягкие и наоборот (дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов).
Слух бывает неречевой и речевой:
Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных
шумов.
Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи.
Он является основой для понимания смысла сказанного.
Ребёнок растет и начинает осваивать разговорную речь,
хороший фонематический слух станет основой для верного понимания
смысла сказанного. При несформировавшемся механизме речевого
звукоразличения ребёнок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он
услышал – что-то точно, а что-то очень
приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или
в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто
становится немного иностранцем.
Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых
впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом:
прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру,
ритмической структуре, слушать и понимать звуки.
Речевой слух не возникает сам собой даже при наличии острого
природного слуха: его нужно целенаправленно развивать, поскольку он
способствует формированию фонематического слуха, а с ним связаны
овладение чёткой речью и грамотность письма. Сосредоточиться на звуке -
очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и
понимать речь, но как лучше научить этому ребёнка? Конечно с помощью
игры, ведь играя, малыш понимает мир гораздо легче и быстрее.
Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому
научить. А помогут в этом специальные игры, в которые вы
можете поиграть с ребенком дома.
По разным причинам у многих детей, имеющих нормальный
физиологический слух, не вырабатывается привычка прислушиваться к
речи. Они не могут определить из каких звуков состоит слово; путают
слова, близкие по звучанию; не могут выделить начальный и конечный
звуки в слове и т. д.
Дети, посещающие логопедическую группу, в той или иной степени
страдают нарушением фонематического слуха. Это приводит к
недостаткам звукопроизношения.
С самого раннего возраста надо «показывать» ребенку, что речь, слова
состоят из отдельных звуков, воспитывать умение слушать и слышать.
Воспитывая внимание и интерес к речи, нужно научить ребенка
определять, есть ли такой-то звук в слове, где он находится, выделять
первый и последний звук. Эти знания и умения могут быть усвоены только
в процессе обучения под руководством взрослых. Для этого важно, чтобы
не только педагоги в детском саду, а еще и родители дома помогали
ребенку осваивать эти умения.
II.Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное
понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для
малыша игра с мамой - самый радостный и комфортный способ познать
мир. Игра радует ребёнка, доставляет ему удовольствие. В игре дети по
своей воле, подражая взрослым, берут на себя их роли. Иногда по-своему,
творчески развивают сюжет, по-своему используют игровой материал,
игрушки. Содержательные творческие игры возникают на основе развития
наблюдательности, памяти, мышления, воспитания чувств, интересов,
развития воображения.
Один из важных сторон развития речи ребенка дома – развитие
фонематических процессов. Хорошо развитый фонематический слух
позволяет ребенку не только овладеть полноценной звучащей речью, но и
приобрести достаточно устойчивые навыки общения с помощью родного
языка.
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале
неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.
III.Игры для развития фонематических процессов построены по принципу
от простого к сложному.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение
на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития
фонематического слуха.
Предложите ребёнку послушать звуки за окном и ответить на вопросы: что
ты слышишь, что шумит? Деревья, ветер, дождь, что гудит? (машина) и т.
д. Затем предложите внимательно послушать и определить, какие звуки
доносятся из соседней комнаты, коридора, подъезда, кухни - шум воды,
скрип двери, бытовые приборы, и т. д.
- Игра «Под аккомпанемент газеты»
В этой игре дети должны хорошенько навострить уши, чтобы различить и
истолковать относительно тихие шумы. Не удивляйтесь тому, что можно
играть с таким будничным предметом, как газета.
Сейчас мы будем играть с газетой и заставлять ее издавать разные звуки:
шуршать газетой, отрывать от газеты кусочек - медленно и плавно, резко-
быстро; скомкать газету и разгладить её.
Сначала всё проделываем с открытыми глазами, а потом с закрытыми,
ребёнок должен будет угадать действие, и произвести точно такой же звук.
Положите лист газеты на пол и станьте на него.
Попробуйте бесшумно пройти по бумаге. Вы можете это сделать?..
Ощутите ногами, какова газета на ощупь.
Теперь подвигайте ногами так, чтобы газета шуршала. Попробуйте сделать
это по-разному - как получится.
Например, можно свернуть газету до размеров А4 и ударить ею по
ладошке. Очень интересный звук получится, если вы будете быстро-
быстро трясти свернутой газетой. Она будет звучать, как трещотка, а дети
будут «танцевать» под эту «музыку». Можете сделать и еще что-то, если
ребятам интересно и они готовы продолжать).
- Игра «Угадай, что звучало». На столе несколько предметов чашка,
бокал, газета, вилка, звучащие игрушки. Предлагаем ребенку внимательно
послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем
закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас
звенит или гремит.
Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог
догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если
возможно трогать, брать в руки. Затем выполнять упражнения с
закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на
зрение.
- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки
крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку
потряхиваемого мешочка, что там внутри.
- Игра «Громкие подсказки». Педагог прячет игрушку, которую ребенок
должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в
ладоши). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана
игрушка, — удары громкие, если он удаляется — тихие.
- Игра «Где позвонили?» Ребёнок закрывает глаза взрослый тихо встаёт
слева, справа, позади, звенит в колокольчик. Ребёнок должен, не открывая
глаз показать рукой, где звенит
- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук
колокольчика, бубна, свистка.
- Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков.
Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В
усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
- Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и
голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
- Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять
определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
- Игра «Три медведя». Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать,
кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос
средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Произнести одну из фраз
за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию
слов.
- Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со
сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет
предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
- Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и
называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота,
ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он
услышит правильный вариант произношения.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.
- Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и
длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги.
Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на,
отхлопывая слоги.
- Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-
па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит
лишний (другой) слог.
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что
слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.
- Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук
жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а
ребенок отгадывает, кто его издает.
- Игра «Охотники». Взрослый предлагает детям научиться ловить звуки.
Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»):
положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» - сесть прямо,
услышав нужный звук в ряду других звуков.
Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда
слышит заданную фонему.
ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.
- Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а
ребенок на слух определяет и называет их количество.
- Игра «Чудесная удочка» На конце нитки у маленькой самодельной
удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько
картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок
достаёт картинку и называет первый, последний звук.
- Игра «Придумать слова на заданный звук».
Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч,
улитка, иголка и т. п., затем согласные
Варианты игры: 1. Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые
начинаются с заданного звука.
2.По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с
заданного звука.
- Игра «Отвечай – не торопясь». Предложить несколько заданий на
сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять
определённые звуки в словах.
• Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
• Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний
звук слова нос (собака, свинья)
• Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук –
а (Маша, машина, муха)
• Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот,
ром, рог)
• Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука
п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
• Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши,
книга, ручка, кубики)
А в заключении хочется сказать:
Будьте всегда дружелюбны и уважительны к ребенку!
Он должен чувствовать, что занятия – не скучная неизбежная
повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он
обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте
терпеливы при неудачах.
Литература:
- Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.
- Краузе Е.Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции
звукопроизношения. – М.: «Первое сентября», 2013.
- Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок»
М.«Просвещение»1988г.
- Максаков А.И, Тумакова Г.А.. «Учите, играя» М.Мозайка-Синтез 2006г.
- Молчанова Е.Г.: 300 игр для развития слухового внимания ребенка
Феникс.2018г.
- Невская В.П. Речевые игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2013.
- Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом»
М.Мозайка-Синтез 2006г.
- Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи». 2008г.