Напоминание

"Игры на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Паращевина Екатерина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: д.Ботово, Череповецкий район, Вологодская область
Наименование материала: Методические рекомендации для родителей
Тема: "Игры на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации для родителей:

«Игры на развитие фонематических процессов у детей

старшего дошкольного возраста»

Пояснительная записка:

Методическая разработка представляет собой методические рекомендации

по формированию фонематических процессов у старших дошкольников.

Данная проблема является одной из наиболее актуальных в речевом

развитии ребенка. Недостаточность фонематического слуха проявляется

особенно ярко в школе при обучении письму и чтению. А эти навыки в

дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого

обучения.

В работе описано теоретико – методическое обоснование проблемы. В

качестве приложения в методической разработке представлены примеры

игр по формированию фонематических процессов у детей.

Целевая аудитория: родители воспитанников старшей группы.

Цель методической разработки: повышение компетентности родителей в

вопросах развития фонематических процессов у детей.

Задачи:

1.Обосновать актуальность проблемы развития фонематических процессов

у детей.

2. Познакомить родителей воспитанников с играми и упражнениями,

направленными на развитие фонематических процессов, которые можно

организовать в домашних условиях.

3. Дать рекомендации по правильной организации и проведению игр на

развитие фонематических процессов дома.

План разработки:

I. Теоретическое обоснование проблемы развития фонематических

процессов у дошкольников.

II. Практические рекомендации по развитию фонематических процессов у

ребенка дома.

III. Примеры игр на развитие фонематических процессов старших

дошкольников.

I. Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно

научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка

нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может

помешать овладению процессами чтения и письма

Каждый человек знает, что такое «слух», и какое значение он имеет.

Но не все знают, что "слухов” у человека, по крайней мере, три.

Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего

мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, хлопанье

форточки и т. д.

Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку

наслаждаться прекрасной музыкой.

Третий – речевой, который и содержит в себе тот самый

особый, фонематический слух. Но для чего же нужен ребёнку этот слух?

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи.

При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное

произношение у детей от 4 лет и старше. Нарушение фонематического

слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает названия букв,

пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме наблюдается

замена букв, обозначающих звонкие звуки, на глухие - оглушение и

наоборот озвончение (бочка-почка, зайка-сайка, дом-том, замена твёрдых

на мягкие и наоборот (дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов).

Слух бывает неречевой и речевой:

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных

шумов.

Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи.

Он является основой для понимания смысла сказанного.

Ребёнок растет и начинает осваивать разговорную речь,

хороший фонематический слух станет основой для верного понимания

смысла сказанного. При несформировавшемся механизме речевого

звукоразличения ребёнок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он

услышал – что-то точно, а что-то очень

приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или

в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто

становится немного иностранцем.

Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых

впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом:

прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру,

ритмической структуре, слушать и понимать звуки.

Речевой слух не возникает сам собой даже при наличии острого

природного слуха: его нужно целенаправленно развивать, поскольку он

способствует формированию фонематического слуха, а с ним связаны

овладение чёткой речью и грамотность письма. Сосредоточиться на звуке -

очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и

понимать речь, но как лучше научить этому ребёнка? Конечно с помощью

игры, ведь играя, малыш понимает мир гораздо легче и быстрее.

Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому

научить. А помогут в этом специальные игры, в которые вы

можете поиграть с ребенком дома.

По разным причинам у многих детей, имеющих нормальный

физиологический слух, не вырабатывается привычка прислушиваться к

речи. Они не могут определить из каких звуков состоит слово; путают

слова, близкие по звучанию; не могут выделить начальный и конечный

звуки в слове и т. д.

Дети, посещающие логопедическую группу, в той или иной степени

страдают нарушением фонематического слуха. Это приводит к

недостаткам звукопроизношения.

С самого раннего возраста надо «показывать» ребенку, что речь, слова

состоят из отдельных звуков, воспитывать умение слушать и слышать.

Воспитывая внимание и интерес к речи, нужно научить ребенка

определять, есть ли такой-то звук в слове, где он находится, выделять

первый и последний звук. Эти знания и умения могут быть усвоены только

в процессе обучения под руководством взрослых. Для этого важно, чтобы

не только педагоги в детском саду, а еще и родители дома помогали

ребенку осваивать эти умения.

II.Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное

понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для

малыша игра с мамой - самый радостный и комфортный способ познать

мир. Игра радует ребёнка, доставляет ему удовольствие. В игре дети по

своей воле, подражая взрослым, берут на себя их роли. Иногда по-своему,

творчески развивают сюжет, по-своему используют игровой материал,

игрушки. Содержательные творческие игры возникают на основе развития

наблюдательности, памяти, мышления, воспитания чувств, интересов,

развития воображения.

Один из важных сторон развития речи ребенка дома – развитие

фонематических процессов. Хорошо развитый фонематический слух

позволяет ребенку не только овладеть полноценной звучащей речью, но и

приобрести достаточно устойчивые навыки общения с помощью родного

языка.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале

неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.

III.Игры для развития фонематических процессов построены по принципу

от простого к сложному.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение

на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития

фонематического слуха.

Предложите ребёнку послушать звуки за окном и ответить на вопросы: что

ты слышишь, что шумит? Деревья, ветер, дождь, что гудит? (машина) и т.

д. Затем предложите внимательно послушать и определить, какие звуки

доносятся из соседней комнаты, коридора, подъезда, кухни - шум воды,

скрип двери, бытовые приборы, и т. д.

- Игра «Под аккомпанемент газеты»

В этой игре дети должны хорошенько навострить уши, чтобы различить и

истолковать относительно тихие шумы. Не удивляйтесь тому, что можно

играть с таким будничным предметом, как газета.

Сейчас мы будем играть с газетой и заставлять ее издавать разные звуки:

шуршать газетой, отрывать от газеты кусочек - медленно и плавно, резко-

быстро; скомкать газету и разгладить её.

Сначала всё проделываем с открытыми глазами, а потом с закрытыми,

ребёнок должен будет угадать действие, и произвести точно такой же звук.

Положите лист газеты на пол и станьте на него.

Попробуйте бесшумно пройти по бумаге. Вы можете это сделать?..

Ощутите ногами, какова газета на ощупь.

Теперь подвигайте ногами так, чтобы газета шуршала. Попробуйте сделать

это по-разному - как получится.

Например, можно свернуть газету до размеров А4 и ударить ею по

ладошке. Очень интересный звук получится, если вы будете быстро-

быстро трясти свернутой газетой. Она будет звучать, как трещотка, а дети

будут «танцевать» под эту «музыку». Можете сделать и еще что-то, если

ребятам интересно и они готовы продолжать).

- Игра «Угадай, что звучало». На столе несколько предметов чашка,

бокал, газета, вилка, звучащие игрушки. Предлагаем ребенку внимательно

послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем

закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас

звенит или гремит.

Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог

догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если

возможно трогать, брать в руки. Затем выполнять упражнения с

закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на

зрение.

- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки

крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку

потряхиваемого мешочка, что там внутри.

- Игра «Громкие подсказки». Педагог прячет игрушку, которую ребенок

должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в

ладоши). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана

игрушка, — удары громкие, если он удаляется — тихие.

- Игра «Где позвонили?» Ребёнок закрывает глаза взрослый тихо встаёт

слева, справа, позади, звенит в колокольчик. Ребёнок должен, не открывая

глаз показать рукой, где звенит

- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук

колокольчика, бубна, свистка.

- Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков.

Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В

усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

- Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и

голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

- Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять

определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

- Игра «Три медведя». Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать,

кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос

средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Произнести одну из фраз

за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию

слов.

- Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со

сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет

предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

- Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и

называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота,

ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он

услышит правильный вариант произношения.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

- Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и

длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги.

Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на,

отхлопывая слоги.

- Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-

па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит

лишний (другой) слог.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что

слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

- Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук

жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а

ребенок отгадывает, кто его издает.

- Игра «Охотники». Взрослый предлагает детям научиться ловить звуки.

Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»):

положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» - сесть прямо,

услышав нужный звук в ряду других звуков.

Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда

слышит заданную фонему.

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

- Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а

ребенок на слух определяет и называет их количество.

- Игра «Чудесная удочка» На конце нитки у маленькой самодельной

удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько

картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок

достаёт картинку и называет первый, последний звук.

- Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч,

улитка, иголка и т. п., затем согласные

Варианты игры: 1. Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые

начинаются с заданного звука.

2.По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с

заданного звука.

- Игра «Отвечай – не торопясь». Предложить несколько заданий на

сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять

определённые звуки в словах.

• Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.

• Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний

звук слова нос (собака, свинья)

• Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук –

а (Маша, машина, муха)

• Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот,

ром, рог)

• Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука

п (Петя подарил Павлику пирамидку.)

• Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши,

книга, ручка, кубики)

А в заключении хочется сказать:

Будьте всегда дружелюбны и уважительны к ребенку!

Он должен чувствовать, что занятия – не скучная неизбежная

повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он

обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте

терпеливы при неудачах.

Литература:

- Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.

- Краузе Е.Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции

звукопроизношения. – М.: «Первое сентября», 2013.

- Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок»

М.«Просвещение»1988г.

- Максаков А.И, Тумакова Г.А.. «Учите, играя» М.Мозайка-Синтез 2006г.

- Молчанова Е.Г.: 300 игр для развития слухового внимания ребенка

Феникс.2018г.

- Невская В.П. Речевые игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2013.

- Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом»

М.Мозайка-Синтез 2006г.

- Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи». 2008г.



В раздел образования