Автор: Локтионова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: город Железногорск, Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеурочное занятие по математике 2 класс
Раздел: начальное образование
Занятие
по внеурочной деятельности
во 2в классе
Тема: «Путешествие в страну «Заниматика»
Форма занятия: игровая
Цели:
Обучающая:
• систематизация и закрепление знаний, умений и навыков;
• активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия
каждого из них в процессе работы;
Развивающая:
развитие познавательного интереса к математике;
развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания.
Воспитывающая:
воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;
воспитывать аккуратность, точность и внимательность при работе.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
формировать вычислительные навыки;
совершенствовать умение решать задачи.
Формируемые УУД:
Познавательные:
-совершенствовать вычислительные навыки, приёмы сложения и вычитания с
переходом через десяток;
-совершенствовать умение решать текстовые и геометрические задачи
Коммуникативные
:
-формировать умение работать в группе,
находить общее решение, умение
аргументировать своё предложение;
-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу,
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Регулятивные:
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные:
-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности
учебной деятельности.
Оборудование:
карта Заниматики, разноцветный куб;
конверты с заданиями;
мультимедийная презентация.
Ход занятия
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в удивительную страну –
страну мудрецов, которая носит название «Заниматика». Кто из вас догадался,
какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны?
СЛАЙД 1
Дети: «Заниматика» – это занимательная математика.
Учитель: Правильно!
Сегодня на занятии
Затеи, и задачи.
Игры, шутки-всё для вас:
Пожелаем всем удачи,
За работу в добрый час.
Учитель: А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с первым
появлением числа? Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились
без счёта. В те далёкие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него
5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке».
И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию
того, что различные группы предметов- «5 пальцев», «5 яблок», «5 домов» –
имеют общее свойство: одинаковую численность, которую можно выразить с
помощью понятия «5». Так появились числа.
Но прошло ещё много времени, прежде чем люди научились записывать числа
цифрами на бумаге.
СЛАЙД 2
Написание арабских цифр состояло из отрезков прямых линий, где
количество углов соответствовало величине знака, потом углы сгладились и
появились привычные нам цифры.
Один из величайших греческих математиков древности Пифагор считал, что
числа очень важны для жизни людей.
Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4
Дети: Миром управляют числа.
Учитель: Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример,
решить задачу, сравнивать и многое другое. Все эти знания нам пригодятся в
нашем путешествии по стране занимательной математики.
Успех работы сегодня зависит от быстроты и точности вашего счёта, и
поэтому начнём путешествие с разминки.
«Разминка».
Задачи-загадки:
.
Муравьишка шел домой,
Вёз в тележке груз такой:
Две травинки, две былинки,
Три тяжёлые хвоинки.
Сколько разных вещей
Вёз в тележке муравей? (7)
На коньках катались дети.
Всех их вместе было десять.
Семь мальчишек среди них.
А девчонок? Сколько их? (3)
Очень дружно мы живём,
В школьном хоре все поём:
Маша, Коля, Аллочка,
Света, Таня, Галочка,
Два Серёжи и Марат.
Сколько всего в хоре ребят? (9)
Тишка – кот такой плутишка,
Очень рыбу любит Тишка.
На рыбалке побывал,
Шесть пескариков поймал,
Щуки две и два ерша.
Жизнь у Тишки хороша!
Кто быстрее сосчитал,
Сколько рыбок кот поймал? (10)
Сколько ног у жука? (6)
Сколько ног у паука? (8)
Сколько ушей у трёх мышей? (6)
Сколько лап у двух медвежат? (8)
Учитель: Молодцы, вижу, вы готовы отправиться в путь. Путеводителем по
стране Заниматике будет разноцветный куб. Цвет, который выпадет на кубе,
покажет цвет сектора, на котором вы будете демонстрировать свои знания в
области математики.
Итак, выбираем первый сектор (бросаем куб, играем в секторе выпавшего цвета).
СЛАЙД 5
сектор 1 «Игры с палочками».
Из 10 палочек сложите 3 одинаковых квадрата
Как сложить из 7 палочек 3 треугольника?
Учитель: Вы успешно справились с первым заданием,
(на карте пройденный сектор отмечаем смайликом
)
и сейчас продолжим наше путешествие (выбираем следующий сектор)
сектор 2 «Математический ручеёк».
Нам выпал сектор «Математический ручеёк». У каждого ряда на столе лист
бумаги, на котором вы друг за другом решаете примеры. Посмотрим, чей ручеёк
течёт по правильному руслу.
Ручеёк тронулся. В путь!
2 × 3
14 ÷ 2
24 ÷ 4
5 × 6
45 ÷ 5
4 × 7
- Чей ряд доволен своим ручейком. Чей ручеёк оказался самым спокойным?
Кто плыл против течения? (Учитель выслушивает детей.)
Бросаем кубик.
СЛАЙД 6
сектор 3 «Природа и математика».
«Математика – это язык, на котором написана книга природы». Давайте на
минутку заглянем в зимний лес.
Какое животное рассказывает о себе так: «Мы зимой живём поодиночке. Весь
день особенно в сумерки, рыщем по лесу. Главная наша пища – мелкие грызуны:
мыши - полёвки. Такую охоту люди называют мышкованием. А помогает нам в
этом отличный слух».
- О ком идёт речь? (о лисе.)
СЛАЙД 7,8
- А вам интересно, на каком расстоянии лиса слышит мышиный писк?
Для этого выполним задание.
СЛАЙД 9
Ребусы:
100лица;
ме100;
и100рия;
100рона;
100лб.
- Какое число вам встретилось? (100)
Да, на расстоянии 100 метров лиса слышит свою добычу.
- Сколько в числе 100 десятков? (10)
- Сотен? (1)
Молодцы, прикрепляем смайлик и продолжаем путешествие
сектор 4 «Геометрия».
Сценка.
Автор:
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший-квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
Квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Автор:
Тот кричит ему:
Треугольник:
«Смотри, ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!»
Автор:
Но Квадрат ответил:
Квадрат:
«Брат!
Я же старше, я – квадрат».
Автор:
И сказал ещё нежней:
Квадрат:
«Неизвестно, кто нужней!»
Автор:
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
Треугольник:
«Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснёшься без углов!»
Автор:
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата.
Онемел… стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Учитель: Почему стало больше углов? (стало больше сторон; был квадрат, а стал
восьмиугольник)
Откройте конверт, вы видите фигуру. Посчитайте все треугольники.
(правильный ответ на слайде)
СЛАЙД 10,11
Задание: Сколько на чертеже различных треугольников?
Учитель: С геометрическими заданиями вы успешно справились. И делаем
следующий шаг.
сектор 5 «Игра».
Учитель: Математика сложная и серьёзная наука, но в ней есть место игре и
шуткам. Нам выпал сектор «Игра». Давайте поиграем.
Игра «Весёлый бой».
Перед вами таблица с цифрами (у каждого конверт с заданием). Ваша задача
зачеркнуть по порядку цифры. Итак, кто быстрее и правильнее.
Задачи-шутки.
На узенькой дорожке плясали осьминожки.
10 дочек – осьминожек и сыночков 10 тоже.
Пришёл папа – осьминог,
5 детишек уволок.
Сколько деток – осьминожек
Плясать остались на дорожке. (15)
Стоит в поле дуб, а на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы.
Сколько слив ты можешь собрать?
По небу летали воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц
летало?
Сколько концов у трёх с половиной палок?
СЛАЙД 13
Учитель: Молодцы, вы успешно справились и с этим заданием. Продолжаем
путешествие.
СЛАЙД 14
сектор 6 «Поиск закономерностей»
Учитель: Вам необходимо найти закономерность, проследить, как получается
каждое следующее число и
назвать в каждый ряд ещё по 1 числу:
1)
0, 2, 4, 6, 8, ….
2)
1, 4, 7, 10, ….
3)
1, 2, 4, 8, ….
Найдите связь между числами заполните свободные кружки
Итог занятия.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора пройдены, все
задания выполнены. Я уверена, что после выполнения такого количества
разнообразных заданий, вы стали ещё сообразительнее, находчивее.
Интересно было?
Действительно, математика – интересная, многогранная, занимательная и,
полезная наука. А когда придёт время выбирать профессию, вы поймёте, что на
земле нет такой специальности, где бы вам не пригодились знания по математике.
Предлагаю вернуться в высказыванию Пифагора, с которого мы начали наше
занятие. Как вы думаете, действительно ли числа важны для человека? Где мы их
используем?
Ребята, наше путешествие по увлекательной стране занимательной
математики не закончилось, на следующем занятии мы его продолжим и узнаем
ещё много интересного о числах и их значении в жизни человека.
А теперь давайте улыбнемся и тем самым поблагодарим друг друга за
интересное и увлекательное путешествие по стране «Заниматике» (собирают
смайлик)
Всем спасибо за работу!