Напоминание

Организация работы с одаренными обучающихся в рамках учебного процесса и во внеурочной деятельности


Автор: Невежина Елена Васильевна
Должность: методист регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
Учебное заведение: КГАНОУ "Краевой центр образования"
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы с одаренными обучающихся в рамках учебного процесса и во внеурочной деятельности
Раздел: среднее образование





Назад




Статья на тему: «Организация работы с одаренными обучающихся в рамках

учебного процесса и во внеурочной деятельности».

В настоящее время, в качестве одного из главных направлений

государственной политики в области образования является стимулирование

развитие личности и одаренности.

Управление

развитием

детской

одаренности

в

образовательном

учреждении является тем рычагом, который нацелен на активизацию

руководящих работников, учителей предметников, классных руководителей,

ученического актива, детских коллективов, законных представителей, путем

создания всех необходимых условий для проявления и развития их

творческого потенциала в направлении деятельности с одаренными детьми.

Основной целью работы с одаренными детьми в рамках учебного

процесса и во внеурочной деятельности является организация различного

рода занятий, способствующих развитию личностных качеств обучающихся,

развитию талантов и способностей школьников.

Программа работы с одарёнными детьми объединяет блоки основного

и дополнительного образования через психолого-педагогический блок для

создания гарантированных возможностей с целью развития способностей

одаренных детей.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже на ступени

начального образования на основе наблюдения, изучения психологических

особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и

способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать

одним из важнейших аспектов деятельности образовательного учреждения.

Олимпиадное движение сегодня является одним из приоритетных

направлений, когда речь идет о работе с одаренными детьми. Участие

учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из

критериев оценки деятельности как образовательных учреждений, так и

деятельности педагога. Участие в олимпиадном движении для обучающихся,

очень важно, так как это: способствует их самореализации, расширяет и

углубляет

знания

в

определенной

предметной

области,

позволяет

определиться с выбором будущей профессии.

Цель работы с одаренными детьми в образовательном учреждении: создание

комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы

выявления,

поддержки

и

развития

одаренных

детей

в

условиях

образовательного пространства школы.

Одним из вариантов сопровождения развития одаренных детей в школе

является реализация программ внеурочной деятельности, составляющих

основную

образовательную

программу

начального,

среднего,

общего

образования

в

соответствии

с

ФГОС.

Перед

школой

стоит

задача

оптимизировать

образовательное

пространство,

хорошо

простроить

собственные возможности и посмотреть, какие ресурсы других организаций

можно использовать в реализации программ внеурочной деятельности для

одаренных детей. Нельзя забывать, что программа внеурочной деятельности

школы реализуется средствами внеклассных, внешкольных мероприятий, а

также дополнительного образования, организованного как в рамках самой

школы, так и в других организациях.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование создают условия

для выявления одаренных детей через непрерывную систему конкурсов,

олимпиад,

разработку

программ

адресного

мониторинга

динамики

достижений,

обучающихся

школы

различного

уровня,

формирование

портфолио их внеучебных достижений; создание компьютерного банка

образовательных программ, технологий работы с одаренными детьми.

При организации системы работы с одаренными детьми должны быть

решены следующие задачи:

- Выявление одаренных обучающихся на всех ступенях образования.

- Мотивировать детей заниматься внеурочной деятельностью по предмету

(участие в олимпиадах различного уровня, выполнение исследовательской

работы, создание проекта по предмету, участие в различных конкурсах и

проектах).

- Организовать учебный процесс таким образом, чтобы все дети, которые

хотели бы проявить себя, смогли это сделать.

- Создать информационную среду, призванную обеспечить все запросы

учащихся, возникающие в процессе подготовки к олимпиадам, создания

исследовательской работы или проекта, участия в различных конкурсах.

- Обеспечить психологическое сопровождение этих детей в разных аспектах.

- Поощрять детей, занимающихся внеурочной предметной деятельностью.

Формы работы, которые можно использовать, различны: индивидуальная,

групповая, наглядно – информационные формы.

Работа с одаренными обучающимися во внеурочной деятельности включает

следующие виды:

- предметные недели, конкурсы чтецов;

- научно-практические конференции;

- олимпиады по предмету;

- участие в конкурсах;

- участие в фестивалях;

- музыкально-литературные гостиные.

Важную

роль

играет

участие

в

различные

рода

конкурсах

исследовательских работ, где ребенок в максимальной степени проявляет

свои возможности.

Для

успешной

работы

с

одарёнными

детьми

также

необходимо

выстраивать работу, исходя из следующих принципов:

– дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;

– обеспечение внеурочной деятельности детей через увеличение количества

разноплановых кружков, через работу в научном обществе;

– усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной

работе с обучающимися.

Необходимо

отметить,

что

выявление

и

развитие

одаренных

обучающихся в школе осуществляется не только через факультативы,

кружки, конкурсы, олимпиады, но и через систему внеурочной работы.

Применение различных методик, приёмов и техник для повышения

эффективности работы с одарёнными детьми показало, что они не только

отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая

достижение

качественных

результатов

обучения,

но

и

приводят

к

повышению

мотивированности

обучающихся,

стимулированию

их

познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и

развитию способностей.

Проблема работы с одарёнными детьми в наше время актуальна и

одновременно очень сложна.

Система работы с одаренными детьми ставит своей целью создание

необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и

физических

способностей

детей

и

подростков

в

условиях

общеобразовательной школы. А внеурочная деятельность призвана помочь

таким детям лучше себя понять и, в полной мере, проявить эти способности.

Таким образом, практически любой педагог в своей деятельности

способен

создать

эффективную

систему

работы

с

одаренными

обучающимися.



В раздел образования