Автор: Невежина Елена Васильевна
Должность: методист регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
Учебное заведение: КГАНОУ "Краевой центр образования"
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы с одаренными обучающихся в рамках учебного процесса и во внеурочной деятельности
Раздел: среднее образование
Статья на тему: «Организация работы с одаренными обучающихся в рамках
учебного процесса и во внеурочной деятельности».
В настоящее время, в качестве одного из главных направлений
государственной политики в области образования является стимулирование
развитие личности и одаренности.
Управление
развитием
детской
одаренности
в
образовательном
учреждении является тем рычагом, который нацелен на активизацию
руководящих работников, учителей предметников, классных руководителей,
ученического актива, детских коллективов, законных представителей, путем
создания всех необходимых условий для проявления и развития их
творческого потенциала в направлении деятельности с одаренными детьми.
Основной целью работы с одаренными детьми в рамках учебного
процесса и во внеурочной деятельности является организация различного
рода занятий, способствующих развитию личностных качеств обучающихся,
развитию талантов и способностей школьников.
Программа работы с одарёнными детьми объединяет блоки основного
и дополнительного образования через психолого-педагогический блок для
создания гарантированных возможностей с целью развития способностей
одаренных детей.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже на ступени
начального образования на основе наблюдения, изучения психологических
особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и
способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать
одним из важнейших аспектов деятельности образовательного учреждения.
Олимпиадное движение сегодня является одним из приоритетных
направлений, когда речь идет о работе с одаренными детьми. Участие
учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из
критериев оценки деятельности как образовательных учреждений, так и
деятельности педагога. Участие в олимпиадном движении для обучающихся,
очень важно, так как это: способствует их самореализации, расширяет и
углубляет
знания
в
определенной
предметной
области,
позволяет
определиться с выбором будущей профессии.
Цель работы с одаренными детьми в образовательном учреждении: создание
комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы
выявления,
поддержки
и
развития
одаренных
детей
в
условиях
образовательного пространства школы.
Одним из вариантов сопровождения развития одаренных детей в школе
является реализация программ внеурочной деятельности, составляющих
основную
образовательную
программу
начального,
среднего,
общего
образования
в
соответствии
с
ФГОС.
Перед
школой
стоит
задача
оптимизировать
образовательное
пространство,
хорошо
простроить
собственные возможности и посмотреть, какие ресурсы других организаций
можно использовать в реализации программ внеурочной деятельности для
одаренных детей. Нельзя забывать, что программа внеурочной деятельности
школы реализуется средствами внеклассных, внешкольных мероприятий, а
также дополнительного образования, организованного как в рамках самой
школы, так и в других организациях.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование создают условия
для выявления одаренных детей через непрерывную систему конкурсов,
олимпиад,
разработку
программ
адресного
мониторинга
динамики
достижений,
обучающихся
школы
различного
уровня,
формирование
портфолио их внеучебных достижений; создание компьютерного банка
образовательных программ, технологий работы с одаренными детьми.
При организации системы работы с одаренными детьми должны быть
решены следующие задачи:
- Выявление одаренных обучающихся на всех ступенях образования.
- Мотивировать детей заниматься внеурочной деятельностью по предмету
(участие в олимпиадах различного уровня, выполнение исследовательской
работы, создание проекта по предмету, участие в различных конкурсах и
проектах).
- Организовать учебный процесс таким образом, чтобы все дети, которые
хотели бы проявить себя, смогли это сделать.
- Создать информационную среду, призванную обеспечить все запросы
учащихся, возникающие в процессе подготовки к олимпиадам, создания
исследовательской работы или проекта, участия в различных конкурсах.
- Обеспечить психологическое сопровождение этих детей в разных аспектах.
- Поощрять детей, занимающихся внеурочной предметной деятельностью.
Формы работы, которые можно использовать, различны: индивидуальная,
групповая, наглядно – информационные формы.
Работа с одаренными обучающимися во внеурочной деятельности включает
следующие виды:
- предметные недели, конкурсы чтецов;
- научно-практические конференции;
- олимпиады по предмету;
- участие в конкурсах;
- участие в фестивалях;
- музыкально-литературные гостиные.
Важную
роль
играет
участие
в
различные
рода
конкурсах
исследовательских работ, где ребенок в максимальной степени проявляет
свои возможности.
Для
успешной
работы
с
одарёнными
детьми
также
необходимо
выстраивать работу, исходя из следующих принципов:
– дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;
– обеспечение внеурочной деятельности детей через увеличение количества
разноплановых кружков, через работу в научном обществе;
– усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной
работе с обучающимися.
Необходимо
отметить,
что
выявление
и
развитие
одаренных
обучающихся в школе осуществляется не только через факультативы,
кружки, конкурсы, олимпиады, но и через систему внеурочной работы.
Применение различных методик, приёмов и техник для повышения
эффективности работы с одарёнными детьми показало, что они не только
отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая
достижение
качественных
результатов
обучения,
но
и
приводят
к
повышению
мотивированности
обучающихся,
стимулированию
их
познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и
развитию способностей.
Проблема работы с одарёнными детьми в наше время актуальна и
одновременно очень сложна.
Система работы с одаренными детьми ставит своей целью создание
необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и
физических
способностей
детей
и
подростков
в
условиях
общеобразовательной школы. А внеурочная деятельность призвана помочь
таким детям лучше себя понять и, в полной мере, проявить эти способности.
Таким образом, практически любой педагог в своей деятельности
способен
создать
эффективную
систему
работы
с
одаренными
обучающимися.