Автор: Савинова Елена Михайловна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: ГБОУСОШ с. Преполовенка м.р.Безенчукский Самарской области
Населённый пункт: с.Преполовенка м.р.Безенчукский Самарской области
Наименование материала: технологическая карта урока по алгебре в 8 классе
Тема: Решение квадратных уравнений.
Раздел: среднее образование
Савинова Елена Михайловна
Учитель математики
ГБОУ СОШ с.Преполовенка м.р.Безенчукский
Самарской области
2019-2020 учебный год
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: алгебра
Класс: 8
Тема и номер урока в теме:
Квадратные уравнения, 10 урок, (45 минут)
Базовый учебник: Алгебра. 8 класс. /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворов; под ред. С.А.
Теляковского. М: Просвещение, 2018г
Дата проведения: 27 января 2020г
Цель: обобщение знаний учащихся по способам решения квадратных уравнений.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
Систематизировать знания о видах квадратных уравнений; повторить понятия: квадратное уравнение, неполное
квадратное уравнение, приведённое квадратное уравнение, дискрименант; обобщить знания по способам решения
квадратных уравнений;
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
формировать способность к позитивному сотрудничеству, воспитывать ответственность и аккуратность;
формировать мотивацию к самосовершенствованию; развивать навыки самостоятельной работы;
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
развивать умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и ставить цели, планировать,
прогнозировать, контролировать и корректировать свою деятельность .
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, групповая технология, ИКТ.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран.
Технологическая карта к уроку по теме «Решение квадратных уравнений», 10 урок.
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Время
(в мин.)
УУД
1.Организа
ционный
момент
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех
сегодня видеть и надеюсь на совместную
плодотворную работу.
Создаёт благоприятный психологический настрой на
работу, организует внимание детей.
Включаются в
деловой ритм
урока.
2
Регулятивные:
организация рабочего
места, прогнозирование
своей деятельности
Личностные: мотивация
учения.
Коммуникативные:
Планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
2.Актуали
зация
опорных
знаний и
способов
действий.
Сегодня у нас последний урок по главе
«Квадратные уравнения» (Слайд 1)
Это одна из самых важных тем алгебры 8
класса, т.к. с решением квадратных уравнений вы
встретитесь и дальше не только в математике, но в
физике и химии. Как вы думаете чем мы сегодня
будем с вами заниматься на уроке? (Слайд 2).
Формулируют
задачи урока.
4
Регулятивные:
коррекция, оценка, как
осознание того, что уже
усвоено, умение
самостоятельно
адекватно анализировать
правильность
Ну что готовы? Начнем?
Определяет готовность к уроку с помощью проверки
выполнения домашнего задания:
-
Давайте проверим домашнее задание: каждый
из вас должен был решить пять уравнений. Сверим
ответы. Внимание на экран! (слайд 3)
Уравнения
Ответы
1 группа
х
2
+ 2х – 80 = 0
5х
2
– 11х + 2 = 0
2х
2
– 4х + 7 = 0
5х
2
= 9х + 2
х - 5 = х
2
- 25
(-10; 8)
(0,2; 2)
(корней нет)
(- 0,2; 2)
(- 4; 5)
2 группа
6х (2х +1) = 5х + 1
(х - 2)
2
= 3х - 8
15х
2
+17 = 15(х +1)
2
(х+4)(2х-1) = х(3х +11)
(2х +1)
2
+2 = 2 - 6х
2
(
1
4
;-
1
3
)
(3; 4)
(
1
15
)
(-2)
(корней нет)
-
Поставьте себе столько баллов, сколько
совпало ответов.
Проверяют и
оценивают свои
работы
выполнения действий и
вносить необходимые
коррективы
Личностные:
формирование
позитивной самооценки
Познавательные:
умение решать
квадратные уравнения с
помощью формул
корней кв. уравнения
3.Обобще
ние и
закрепле
ние
изученного
материала
1) Устная работа
- Поскольку речь у нас сегодня о квадратных
уравнениях, давайте вспомним, какие уравнения
называются квадратными? (Слайд 4)
- Какие из уравнений будут являться
квадратными? (Слайд 5)
1) -2х = 17 2) 5 - 3х = 0
Дают
определение
квадратного
уравнения
Ответ:
4
Познавательные:
анализ, синтез,
сравнение, обобщение,
умение осознанно и
произвольно строить
математическое речевое
высказывание в устной
3) 0,2х = -1 4) 2х
2
- 18 = 3х
5) 2х + 1 = 3х -1 6) х
2
- 6х +9 = 0
7) 2х
2
+ 8 = 0 8) 2х
2
- 3х = 0
9) х
3
- 4х = 0 10) х
2
- 4 = 0
- Теперь проверим как вы умеете определять
коэффициенты квадратного уравнения. (Слайд 6)
Уравнение
a
b
c
5х
2
+ 5х - 3 = 0
2х + 3х
2
- 4 = 0
3 + 4х + х
2
= 0
-2х
2
+ х = 1
4х
2
= 4х - 1
- Я предлагаю вам поиграть, как в детстве в игру
«Найди лишнее». Вам предстоит в каждой группе
уравнений выбрать лишнее и объяснить свой выбор
(Слайды 7 и 8)
Уравнения
Ответы
1
группа
2х
2
+ 4х – 7 = 0
9х
2
– 6х + 9 = 0
5х
2
– 2х = 0
7х
2
+ 10х - 9 = 0
2
группа
х
2
- 3х + 4 = 0
-5х
2
- х + 1 = 0
х
2
+ 6х + 7 = 0
4; 6; 7; 8; 10
Называют
коэффициенты
1.Лишнее третье
уравнение, так
как оно является
неполным
квадратным
уравнением
2.Лишнее второе
уравнение, так
как оно не
является
приведенным
форме
Регулятивные:
коррекция,
планирование
Коммуникативные:
выражение и
аргументация своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью
Личностные:
формирование
готовности к
самообразованию
х
2
+ 5х + 12 = 0
-
Теперь давайте проверим, насколько хорошо
каждый из вас умеет определять виды квадратных
уравнений. Вашему вниманию предлагается тест, в
котором нужно определить вид пяти предлагаемых
уравнений. Напротив каждого уравнения вы ставите
«плюс» в той колонке, какому виду оно принадлежит
(Слайд 9)
2) Тест
1 вариант
Уравнения
полно
е
непол
ное
Приве
дён
ное
Непр
иве
дённо
е
x
2
+ 8х + 3=0
6
x
2
+ 9= 0
x
2
– 3х = 0
-
x
2
+ 2х + 4 = 0
3х + 6
x
2
+7 = 0
2 вариант
Уравнения
полно
е
неполн
ое
Привед
ён
ное
Непри
ве
дённо
е
x
2
+ 8х =0
6
x
2
+ 9 х – 7 =0
x
2
– 3х + 15= 0
Выполняют тест
4
Коммуникативные:
учебное сотрудничество
с учителем и
сверстниками
Регулятивные:
коррекция, оценка
выполнения задания
Личностные:
формирование
готовности к
самообразованию
-
x
2
- 3х + 14 =0
3
x
2
- 6х = 0
-
Теперь обменяйтесь своими тестами с соседом
по парте. Посчитайте количество правильных
ответов (Слайд 10) и оцените работу своего соседа.
( Работа у доски)
- Давайте вспомним как мы решали неполные
квадратные уравнения
Задание на доске выполняют два ученика
1) 2х
2
+ 7х = 0 2) х
2
- 5 = 0
х
2
- 16 = 0 2х
2
+ 18 = 0
( Алгоритм решения квадратного уравнения )
- С неполными квадратными уравнениями мы
разобрались, а как решить полное квадратное
уравнение? (Слайды 11 и 12)
Проверяют и
оценивают работу
своего соседа по
парте
Два ученика
работают у доски,
остальные
решают в
тетрадях
Воспроизводят
алгоритм
решения
квадратного
уравнения
5
4.Релакса
ция
-
Ребята, пришло время немного отдохнуть.
Откиньтесь на спинку стула, опустите руки,
расслабьте тело, закройте глаза... и послушайте меня
( Из истории математики )
- Ребята, вы знаете, что математика – очень
древняя наука. Но уверена что, вы не знаете, когда
появились первые квадратные уравнения? Их решали
Слушают учителя
3
Коммуникативные:
умение слушать и
понимать речь других;
в Вавилоне еще до нашей эры. Но во всех найденных
клинописных текстах приводятся задачи с
решениями, записанные в виде рецептов, без
указания каким образом найдено решение. В Европе
квадратные уравнения стали известны только в 1202
году, когда итальянский ученый Леонард Фибоначи
изложил формулы для решения квадратных
уравнений. Правда, только в17 веке, благодаря
Исааку Ньютону и Рене Декарту, формулы приняли
современный вид.
-
Откройте глаза и посмотрите на экран (Слайд
13) где, вы увидите этих выдающихся ученых. И раз
мы
коснулись
истории
решения
квадратных
уравнений, то просто невозможно не вспомнить еще
одного ученого математика, как вы думаете кого я
имею ввиду? Франсуа Виета (Слайд14). Чем же он
знаменит?.
Отвечают на
вопрос
Коммуникативные:
Умение вступать в
диалог, участвовать в
коллективном
обсуждении вопроса
5.Обобще
ние и
закрепле
ние
изученного
материала
.
Теорема Виета для приведенного уравнения
(Слайд 15)
Теорема Виета в стихах для неприведенного
уравнения (Слайд 16)
7)Игра "Домино" (Слайд 17)
(Ответы: (3; 4) (-16;-2) (-2;7) (-3;-2) (2;6) (-4;-1)
(-1:6)
4) Работа по группам
Формулируют
теорему Виета
для приведенного
и неприведенного
уравнений
(Ответы: (3; 4)
(-16;-2) (-2;7)
(-3;-2) (2;6)
(-4;-1) (-1:6)
5
Регулятивные:
проявляют
познавательную
инициативу,
контролирую свои
действия
Познавательные:
самостоятельное
выполнение действий с
опорой на известный
- Теорию мы повторили, но, как сказал
А.В.Суворов: «Теория без практики мертва»,
поэтому предлагаю вам следующее задание –
внимание на экран – учащимся первой группы нужно
составить уравнение по его коэффициентам и решить
его (Слайд18)
Учащиеся второй группы вместе с учителем
решают уравнение с параметром:
х
2
- (1 - р)х - 2р -2р
2
= 0
А затем самостоятельно решают уравнение:
3х
2
- 10ах + 3а
2
= 0
- Ребята первой группы посмотрите на экран и
проверьте свои ответы (Слайд 19)
Работают в
группах
10
алгоритм
Личностные:
самооценка
6.Подведен
ие итогов.
Рефлексия.
-
Ребята, мы повторили все основные моменты
пройденной темы, подведем итоги урока. (Слайд 20)
1) 2х² – х + 3 = 0 5) х² - 9 = 0
2) х² + 2х + 1 = 0 6) 2х
2
– 5 = 0
3) х²- 5х + 6 = 0 7) 3х² - 6х = 0
4) -7х + 0,5 = 0 8) 49х² = 0
- Какие уравнения можно решить разложением
на множители, выделением квадрата двучлена,
извлечением квадратного корня?
- Какие уравнения можно решить путем
подбора?
- Какие уравнения можно решить по формуле
корней квадратного уравнения?
Оценки я объявлю на следующем уроке, после
проверки ваших работ.
Отвечают на
вопросы
4
Коммуникативные:
выражают свои мысли с
достаточной полнотой и
точностью,
аргументируют свое
мнение.
Личностные:
проводят самооценку,
учатся адекватно
принимать причины
успеха (неуспеха).
(Информация о домашнем задании)
- Ребята, у вас осталась не использована еще
одна карточка, возьмите ее – это ваше домашнее
задание
(Рефлексия )
- Наш урок подходит к концу. И в завершение
урока я хочу рассказать вам одну притчу.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека,
которые везли под горячим солнцем тележки с
камнями для строительства. Мудрец остановил их и
задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что
ты делал целый день?». Тот с ухмылкой ответил, что
целый день возил эти проклятые камни. У второго
спросил: «А что ты делал целый день?» Тот ответил:
«Я добросовестно выполнял свою работу» А третий
улыбнулся, его лицо засветилось радостью и
удовольствием: «А я принимал участие в
строительстве храма»
А теперь пусть каждый из вас сам оценит свою
работу на уроке.
Перед вами таблица с рисунками (Слайд 21).
Выберите себе тот, который, по-вашему мнению,
характеризует степень участия на уроке.
Кто работал как первый человек, т.е. решал весь
урок эти непонятные уравнения? – 1 рисунок.
Кто работал как второй человек, т.е.
добросовестно решал все уравнения? – 2 рисунок.
Просматривают
домашнее
задание, если есть
вопросы задают
их.
Учащиеся
отмечают на
карточке
рефлексии
соответствующий
рисунок
4
Регулятивные:
проводят рефлексию
своей деятельности.
Кто работал как третий человек, т.е.
приумножал свои знания? – 3 рисунок (Слайд 22.)
- Спасибо за урок! Всего доброго!