Напоминание

"Именительный и винительный падежи имен существительных" на основе принципов системно -деятельностного подхода


Автор: Корчагина Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " Гимназия141"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Тема: "Именительный и винительный падежи имен существительных" на основе принципов системно -деятельностного подхода
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему

«Именительный и винительный падежи имен существительных»

на основе принципов системно -деятельностного подхода

Составила :

Корчагина Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

МАОУ « СОШ №141 с УИОП»

Советского района

города Казани

Аннотация

В проекте представлена разработка к уроку русского языка в 4 классе на тему «Именительный и винительный

падежи имен существительных » на основе принципов системно - деятельностного подхода с учетом требований

ФГОС НОО. Разработка включает

технологическую карту урока. Разработка может быть полезна учителям

начальных классов, работающих по Образовательной системе «Школа 2100»

Актуальность проекта

ФГОС НОО предъявляет новые требования к структуре и содержанию урока, а также к достижению планируемых

результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при

подготовке к современному уроку, т.к. нет готовых технологических карт и методических разработок, отвечающих

всем требованиям.

Данная тема выбрана мною, как это одна из тем уроков русского языка в 4 классе, вызывающих частые затруднения у

учащихся.

2

Основная часть

Характеристика темы урока: «Именительный и винительный падеж имен существительных», урок ОНЗ

Цель проекта: разработка технологической карты урока

русского языка в 4 классе на тему «Именительный и

винительный падежи имен существительных», на основе принципов системно - деятельностного подхода,

направленного на формирование знаний

обучающихся об отличительных признаках имен существительных в

именительном и винительном падежах; умения по тексту определять падеж имени существительного и его роль в

предложении; навыков работы в паре, поиска и анализа информации по заданной проблеме.

Задачи проекта:

1. Изучить требования ФГОС НОО к достижению и оценке предметных и метапредметных результатов обучения,

а также актуальные методические рекомендации по разработке ТК уроков.

2. Разработать структуру и определить содержание технологической карты урока русского языка в 4 классе на

тему «Именительный и винительный падежи имен существительных» на основе Образовательной системы «

Школа 2100».

3. Разработать КИМы для оценки предметных результатов урока.

4.

Разработать

систему

творческих

(исследовательских,

познавательных,

развивающих,

комплексных,

интегрированных) заданий к уроку для оценки УУД обучающихся.

5.

Разработать дидактические материалы (презентацию, раздаточный материал и др.) к уроку для оценки УУД

обучающихся.

3

Планируемые результаты.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся:

определять именительный и винительный падежи

имен существительных, имеющих одинаковое

написание, в контексте;

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные –

развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования

различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою

точку зрения и оценку событий;

регулятивные – планирование, контроль, коррекция.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и со сверстниками в разных социальных ситуациях,

доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Место и роль темы в курсе.

В разделе « Изменение имен существительных по падежам» предусмотрено 10 уроков, данный урок №4 в теме.

Уровень изучения и усвоения материала – урок открытия новых знаний (ОНЗ), базовый уровень.

Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:

На изучение данной темы отводится 1 час, с закреплением на последующих уроках.

4

Ресурсы:

- книгопечатная продукция - учебник «Русский язык» 4 класс в двух частях, часть 1, под редакцией

Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В., Прониной О.В. ;

-дидактический материал к уроку в виде распечатанных текстов ( упр 131с 117) и заданий для самостоятельной

работы в первичном закреплении;

- компьютер, мультимедийный проектор, презентации или слайды к уроку;

Дидактический анализ и содержание материала

Задания 1, 2, 3- на постановку цели урока, мотивации, актуализацию знаний.

Формируются УУД - Познавательные:

осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: учатся находить сходства и различия объектов, делать выводы

Задание 4.

Открытие новых знаний по плану:1)подготовительная работа;2)определяем основной вопрос

урока;3)решаем проблему, открываем новые знания;4)Сравниваем свой вывод с авторским;5)применяем новые

знания, применяем умения.

Формируются УУД Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные

речевые высказывания.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания; учатся определять падежи

имен существительных в контексте, сравнение, анализ.

Регулятивные: усвоение правил определения Именительного и Винительного падежа имен существительных

Задание 5-Первичное закрепление во внешней речи

Задание 7-8: Систематизация знаний, заполнение таблицы, контроль, самопроверка.

5

Формируются УУДПознавательные:

Регулятивные: контроль, коррекция знаний

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Задание 9: Задание на рефлексию, составление таблицы-вывода по изученной теме.

Формируются УУД - Регулятивные: работа по алгоритму

Коммуникативные: групповая работа, обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые

высказывания.

Задание 10: Объяснение домашнего задания

Таблица 1

Технологическая карта урока русского языка (Образовательная система «Школа 2100») в 4 классе по теме

«Именительный и винительный падежи имен существительных»

N

п/п

Этап урока

и

вид

деятельности

Ресурсы Деятельность

Обучающихся

Форма

организации

учебной

деятельности

Содержание

материала

Формируемые

УУД

1.

Организацион-

ный момент

-

Настраиваются

на

продуктивную работу на

предстоящем уроке

коллективная

-Здравствуйте,

дети.

На

сегодняшнем

уроке русского языка

мы продолжим работу

по изучению раздела

ЛУУД

-Формируем

мотивацию

к

обучению

и

6

нашего

учебника

«Изменение

имен

существительных

по

падежам»

целенаправлен

ной

познавательно

й

деятельности.

2.

Постановка цели

и задач урока.

Мотивация

учебной

деятельности

учащихся

-

Формулируют

своими

словами

основную

проблему урока.

Уточняют

проблемную

задачу, которую предстоит

решить на уроке.

Дети вместе с учителем

составляют план работы на

уроке.

коллективная

-Знаем ли мы, чем

отличаются

слова

в

именительном падеже

от слов в винительном

падеже? (Нет)

(Как

отличить

именительный падеж

от винительного)

-Значит, сегодня на

уроке

мы

будем

изучать какую тему?

(Учиться

определять

падеж слов, имеющих

одинаковое

написание.

(Как

отличить И.п. от В.п.,

если

формы

совпадают и отвечают

на вопрос что?)

РУУД

Прогнозироват

ь предстоящую

работу .

КУУД

1.

Развиваем

умение

слушать

и

понимать

других.

2. Строить

речевое

высказывание

в соответствии

с

поставленным

и задачами.

7

3.

Актуализация

знаний

Запись

на

доске.

Учебни

к с 155-

156

Правильно

списывают

в

рабочую

тетрадь

слова,

предложения,

проверяют

написанное;

Отвечают

на

вопрос

учителя,

высказывают

свое предположение

Устно

вспоминают

вопросы

к

падежам

и

слова-помощники

Записывают из словарика

(с155-156)

6

слов,

начинающихся с буквы, в

минутке

чистописания;

ставят

ударение

в

этих

словах,

подчеркивают

карандашом

ошибкоопасное место;

индивидуально

Дата

Классная работа.

Минутка

чистописания

Ии Рр Дд

Вв Тт Пп

-Как

вы

думаете,

почему

именно

эти

буквы

мы

прописываем сегодня

на уроке?

Словарная работа

(Например:

Иногда,

ремонт,

десерт,

внутри,

традиция,

прогресс).

РУУД

1. Осуществля

ть

познавательну

ю

и

личностную

рефлексию.

КУУД

1.

Развиваем

умение

слушать

и

понимать

других.

4

Открытие

Учебни

– Что вы знаете об

РУУД

8

новых знаний.

1)подготовительн

ая работа

к

1) с. 116

упр

130

(предста

влено

происхо

ждение

названия

«именит

ельный»

падеж)

2)с 117

Упр 131

учебник

=

работаю

т

на

листочка

х,

где

распечат

ан текст

из

упражне

Читают текст учебника.

Отвечают на вопросы.

Высказывают

свое

предположение

о

правильном

ответе

на

вопрос.

Делают вывод о роли слов,

стоящих в именительном

падеже, в предложении.

(Имя

существительное

в

именительном

падеже

в

предложении

является

подлежащим.)

Приводят

примеры

употребления

имён

существительных

в

именительном падеже.

Делают

промежуточный

вывод:

как

отличить

подлежащее

от

второстепенного

члена

предложения?

(Подлежащие

обозначает

того,

кто

производит

действие,

это

лицо

Самостоятельн

о

коллективная

Беседа

после

чтения

именительном

падеже?

Почему

именительный падеж

получил

такое

название?

– Прочитайте об этом

текст и ответьте на

вопрос.

– На какие вопросы

вы нашли ответы в

тексте?

(Где

появилось

слово

«имя»?

Как

звучит

название этого падежа

в других языках? )

Отрывок

из

произведения

К.Паустовского

1. Развиваем

умение

высказывать

своё

предположени

е

на

основе

работы

с

материалом

учебника.

2.

Оценивать

учебные

действия

в

соответствии с

поставленной

задачей.

3. Прогнозиров

ать

предстоящую

работу .

4. Осуществля

ть

познавательну

ю

и

личностную

рефлексию.

КУУД

1.

Развиваем

умение

слушать

и

9

2)Определяем

основной вопрос

урока

3)Решаем

проблему,

открываем новые

знания

ния,

чтобы

подчерк

ивать

подлежа

щее

и

сказуемо

е, а не в

учебник

е

Учебни

к с 118

упр 132

(устно)

Учебни

к с 119

упр 133

(2-3

предлож

ения)

(предмет) – производитель

действия,

оно

тесно

связано со сказуемым.)

Подчеркивают подлежащее

и сказуемое.

Отвечают

на вопросы из

упражнения

Списывают

предложения;

подчеркивают

в

них

главные члены; указывают

падеж

выделенных

существительных;

Делают

вывод;

высказывают

предположения.

Диалог о споре героев

учебника о том, кто

прав в определении

падежа

2.Мы увидели этот

город ранним утром.

Город утопал в зелени

садов.

3.

Ребята

прочитали

рассказ

Паустовского

«Кот-

ворюга».

Этот

рассказ

рассмешил

всех.

понимать

других.

2. Строить

речевое

высказывание

в соответствии

с

поставленным

и задачами.

3. Оформлять

свои мысли в

устной форме.

10

5.

Первичное

закрепление

во

внешней речи

Работа

по

учебник

у

С. 120

Делают

вывод

самостоятельно;

Читают

авторский вывод

по учебнику;

Сравнивают свой вывод с

авторским;

Правило

ЛУУД

6.

Физминутка*

Интерак

тивная

доска

Выполняют

упражнения

для

снятия

мышечного

напряжения спины, глаз.

коллективная

7.

Включение

нового знания в

систему

знаний

и повторение

Учебни

к

С.121

упр 135

Учебни

к с 120

Списывают четверостишие

из учебника;

Надписывают

над

существительными падеж

Составляют схему-вывод -

краткую запись правила

Индивидуальн

ая,+запись на

доске

Князь

(И.п)

пошел,

забывши горе (В.п),

сел на башню (В.п) и

на море (В.п)

Стал

глядеть

он.

Море

(И.п)

вдруг

Всколыхалося

вокруг…

(Пушкин А.С)

Вывод

И.п.↔нет

предлогов↔подлежа

щее

11

В.п.↔предлоги

в,на,за,под,про,через

↔второстепенный

член предложения

8.

Самостоятельна

я

работа

с

самопроверкой

Учебни

к,

доска

эл.

Самостоятельно

списывают

по вариантам

(1в-2в

по

4

строки),

вставляют

пропущенные

буквы,

подчеркивают

изученные орфограммы и

определяют

падеж

выделенных

слов;

Проверяют

по

эталону

самостоятельно,

поменявшись

тетрадями

(образец

на

слайде

со

всеми

выполненными

заданиями)

индивидуальна

я

Упр136.

1в.

Нахмурилась

елка(Ип),

и

стало

темно.

Трещат

огоньки

догорая.

И

смотрит

из

снежного леса(Рп) в

окно(Вп)

Сквозь изморозь(Вп)

елка(Ип) другая.

2в.Лесная

дикарка(Ип)

стучится

в

стекло(Вп),

Нарядной

подруге

кивая.

Пусть доверху снегом

ее занесло,-

Она

и под

снегом

ЛУУД

12

(Тп)

живая!

(С.Маршак)

9.

Рефлексия

1)рефлексия

деятельности на

уроке;

2)рефлексия

содержания

материала

Рабочая

тетрадь

с

записям

и

Смотрят на свои записи в

тетради

и

отмечают

наиболее удачную запись;

Дописывают

несколько

слов

в

выбранное

предложение

индивидуальна

я

-Внимательно

посмотрите на

свои

записи в тетради за

урок. Выберите три

строки, которые вам

кажутся

красиво

написанными

и

поставьте

на

полях

звездочки.

-Допишите

предложения,

наиболее

точно

выражающие

ваше

состояние:

* Сегодня я узнал(а)

…..

научился

(научилась)…..

*Было

интересно

узнать, что ….

*Меня

удивило,

что…..

ЛУУД

самоанализ

13

*Было трудно …..

10.

Домашнее

задание

Учебни

к,

дневник

1)стр.

135.

упр

4

(из

раздела «Упражнения для

работы дома»

Читают задание

к этому

упражнению

и

выясняют

,что

им

необходимо сделать дома.

(При

возникновении

вопросов учитель на них

отвечает, поясняет)

2)Уметь

передать

содержание

правила

с

опорой на схему (с. 120).

14

Заключение

Данная работа – проектирование урока - построена с учетом методических рекомендаций и требований ФГОС НОО.

Разработана данная технологическая карта для проведения урока в 4 классе.

Определены содержание и структура урока в соответствии с требованиями к «Образовательной системе «Школа

2100» по учебнику « Русский язык» 4 класс в двух частях ,под редакцией Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В., Прониной О.В.,

часть 1 ; Издательство «Баллас»,Москва 2012

Данный проект урока могут использовать в работе учителя начальных классов, работающие по «Образовательной

системе «Школа 2100».

15

Литература

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под

ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».

2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009

- №4. - С18-22.

3. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011.

- № 6. – С10-17.

4.Методические рекомендации для учителей, работающих по учебникам «Школа 2100»Бунеев Р.Н

5.Интернет –ресурсы( сайт «Педсовет»)

16



В раздел образования