Автор: Корчагина Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " Гимназия141"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Тема: "Именительный и винительный падежи имен существительных" на основе принципов системно -деятельностного подхода
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему
«Именительный и винительный падежи имен существительных»
на основе принципов системно -деятельностного подхода
Составила :
Корчагина Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
МАОУ « СОШ №141 с УИОП»
Советского района
города Казани
Аннотация
В проекте представлена разработка к уроку русского языка в 4 классе на тему «Именительный и винительный
падежи имен существительных » на основе принципов системно - деятельностного подхода с учетом требований
ФГОС НОО. Разработка включает
технологическую карту урока. Разработка может быть полезна учителям
начальных классов, работающих по Образовательной системе «Школа 2100»
Актуальность проекта
ФГОС НОО предъявляет новые требования к структуре и содержанию урока, а также к достижению планируемых
результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при
подготовке к современному уроку, т.к. нет готовых технологических карт и методических разработок, отвечающих
всем требованиям.
Данная тема выбрана мною, как это одна из тем уроков русского языка в 4 классе, вызывающих частые затруднения у
учащихся.
2
Основная часть
Характеристика темы урока: «Именительный и винительный падеж имен существительных», урок ОНЗ
Цель проекта: разработка технологической карты урока
русского языка в 4 классе на тему «Именительный и
винительный падежи имен существительных», на основе принципов системно - деятельностного подхода,
направленного на формирование знаний
обучающихся об отличительных признаках имен существительных в
именительном и винительном падежах; умения по тексту определять падеж имени существительного и его роль в
предложении; навыков работы в паре, поиска и анализа информации по заданной проблеме.
Задачи проекта:
1. Изучить требования ФГОС НОО к достижению и оценке предметных и метапредметных результатов обучения,
а также актуальные методические рекомендации по разработке ТК уроков.
2. Разработать структуру и определить содержание технологической карты урока русского языка в 4 классе на
тему «Именительный и винительный падежи имен существительных» на основе Образовательной системы «
Школа 2100».
3. Разработать КИМы для оценки предметных результатов урока.
4.
Разработать
систему
творческих
(исследовательских,
познавательных,
развивающих,
комплексных,
интегрированных) заданий к уроку для оценки УУД обучающихся.
5.
Разработать дидактические материалы (презентацию, раздаточный материал и др.) к уроку для оценки УУД
обучающихся.
3
Планируемые результаты.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся:
определять именительный и винительный падежи
имен существительных, имеющих одинаковое
написание, в контексте;
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные –
развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
регулятивные – планирование, контроль, коррекция.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и со сверстниками в разных социальных ситуациях,
доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Место и роль темы в курсе.
В разделе « Изменение имен существительных по падежам» предусмотрено 10 уроков, данный урок №4 в теме.
Уровень изучения и усвоения материала – урок открытия новых знаний (ОНЗ), базовый уровень.
Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:
На изучение данной темы отводится 1 час, с закреплением на последующих уроках.
4
Ресурсы:
- книгопечатная продукция - учебник «Русский язык» 4 класс в двух частях, часть 1, под редакцией
Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В., Прониной О.В. ;
-дидактический материал к уроку в виде распечатанных текстов ( упр 131с 117) и заданий для самостоятельной
работы в первичном закреплении;
- компьютер, мультимедийный проектор, презентации или слайды к уроку;
Дидактический анализ и содержание материала
Задания 1, 2, 3- на постановку цели урока, мотивации, актуализацию знаний.
Формируются УУД - Познавательные:
осуществляют поиск необходимой информации.
Регулятивные: учатся находить сходства и различия объектов, делать выводы
Задание 4.
Открытие новых знаний по плану:1)подготовительная работа;2)определяем основной вопрос
урока;3)решаем проблему, открываем новые знания;4)Сравниваем свой вывод с авторским;5)применяем новые
знания, применяем умения.
Формируются УУД Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные
речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания; учатся определять падежи
имен существительных в контексте, сравнение, анализ.
Регулятивные: усвоение правил определения Именительного и Винительного падежа имен существительных
Задание 5-Первичное закрепление во внешней речи
Задание 7-8: Систематизация знаний, заполнение таблицы, контроль, самопроверка.
5
Формируются УУД – Познавательные:
Регулятивные: контроль, коррекция знаний
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга.
Задание 9: Задание на рефлексию, составление таблицы-вывода по изученной теме.
Формируются УУД - Регулятивные: работа по алгоритму
Коммуникативные: групповая работа, обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые
высказывания.
Задание 10: Объяснение домашнего задания
Таблица 1
Технологическая карта урока русского языка (Образовательная система «Школа 2100») в 4 классе по теме
«Именительный и винительный падежи имен существительных»
N
п/п
Этап урока
и
вид
деятельности
Ресурсы Деятельность
Обучающихся
Форма
организации
учебной
деятельности
Содержание
материала
Формируемые
УУД
1.
Организацион-
ный момент
-
Настраиваются
на
продуктивную работу на
предстоящем уроке
коллективная
-Здравствуйте,
дети.
На
сегодняшнем
уроке русского языка
мы продолжим работу
по изучению раздела
ЛУУД
-Формируем
мотивацию
к
обучению
и
6
нашего
учебника
«Изменение
имен
существительных
по
падежам»
целенаправлен
ной
познавательно
й
деятельности.
2.
Постановка цели
и задач урока.
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся
-
Формулируют
своими
словами
основную
проблему урока.
Уточняют
проблемную
задачу, которую предстоит
решить на уроке.
Дети вместе с учителем
составляют план работы на
уроке.
коллективная
-Знаем ли мы, чем
отличаются
слова
в
именительном падеже
от слов в винительном
падеже? (Нет)
(Как
отличить
именительный падеж
от винительного)
-Значит, сегодня на
уроке
мы
будем
изучать какую тему?
(Учиться
определять
падеж слов, имеющих
одинаковое
написание.
(Как
отличить И.п. от В.п.,
если
формы
совпадают и отвечают
на вопрос что?)
РУУД
Прогнозироват
ь предстоящую
работу .
КУУД
1.
Развиваем
умение
слушать
и
понимать
других.
2. Строить
речевое
высказывание
в соответствии
с
поставленным
и задачами.
7
3.
Актуализация
знаний
Запись
на
доске.
Учебни
к с 155-
156
Правильно
списывают
в
рабочую
тетрадь
слова,
предложения,
проверяют
написанное;
Отвечают
на
вопрос
учителя,
высказывают
свое предположение
Устно
вспоминают
вопросы
к
падежам
и
слова-помощники
Записывают из словарика
(с155-156)
6
слов,
начинающихся с буквы, в
минутке
чистописания;
ставят
ударение
в
этих
словах,
подчеркивают
карандашом
ошибкоопасное место;
индивидуально
Дата
Классная работа.
Минутка
чистописания
Ии Рр Дд
Вв Тт Пп
-Как
вы
думаете,
почему
именно
эти
буквы
мы
прописываем сегодня
на уроке?
Словарная работа
(Например:
Иногда,
ремонт,
десерт,
внутри,
традиция,
прогресс).
РУУД
1. Осуществля
ть
познавательну
ю
и
личностную
рефлексию.
КУУД
1.
Развиваем
умение
слушать
и
понимать
других.
4
Открытие
Учебни
– Что вы знаете об
РУУД
8
новых знаний.
1)подготовительн
ая работа
к
1) с. 116
упр
130
(предста
влено
происхо
ждение
названия
«именит
ельный»
падеж)
2)с 117
Упр 131
учебник
=
работаю
т
на
листочка
х,
где
распечат
ан текст
из
упражне
Читают текст учебника.
Отвечают на вопросы.
Высказывают
свое
предположение
о
правильном
ответе
на
вопрос.
Делают вывод о роли слов,
стоящих в именительном
падеже, в предложении.
(Имя
существительное
в
именительном
падеже
в
предложении
является
подлежащим.)
Приводят
примеры
употребления
имён
существительных
в
именительном падеже.
Делают
промежуточный
вывод:
как
отличить
подлежащее
от
второстепенного
члена
предложения?
(Подлежащие
обозначает
того,
кто
производит
действие,
это
лицо
Самостоятельн
о
коллективная
Беседа
после
чтения
именительном
падеже?
–
Почему
именительный падеж
получил
такое
название?
– Прочитайте об этом
текст и ответьте на
вопрос.
– На какие вопросы
вы нашли ответы в
тексте?
(Где
появилось
слово
«имя»?
Как
звучит
название этого падежа
в других языках? )
Отрывок
из
произведения
К.Паустовского
1. Развиваем
умение
высказывать
своё
предположени
е
на
основе
работы
с
материалом
учебника.
2.
Оценивать
учебные
действия
в
соответствии с
поставленной
задачей.
3. Прогнозиров
ать
предстоящую
работу .
4. Осуществля
ть
познавательну
ю
и
личностную
рефлексию.
КУУД
1.
Развиваем
умение
слушать
и
9
2)Определяем
основной вопрос
урока
3)Решаем
проблему,
открываем новые
знания
ния,
чтобы
подчерк
ивать
подлежа
щее
и
сказуемо
е, а не в
учебник
е
Учебни
к с 118
упр 132
(устно)
Учебни
к с 119
упр 133
(2-3
предлож
ения)
(предмет) – производитель
действия,
оно
тесно
связано со сказуемым.)
Подчеркивают подлежащее
и сказуемое.
Отвечают
на вопросы из
упражнения
Списывают
предложения;
подчеркивают
в
них
главные члены; указывают
падеж
выделенных
существительных;
Делают
вывод;
высказывают
предположения.
Диалог о споре героев
учебника о том, кто
прав в определении
падежа
2.Мы увидели этот
город ранним утром.
Город утопал в зелени
садов.
3.
Ребята
прочитали
рассказ
Паустовского
«Кот-
ворюга».
Этот
рассказ
рассмешил
всех.
понимать
других.
2. Строить
речевое
высказывание
в соответствии
с
поставленным
и задачами.
3. Оформлять
свои мысли в
устной форме.
10
5.
Первичное
закрепление
во
внешней речи
Работа
по
учебник
у
С. 120
Делают
вывод
самостоятельно;
Читают
авторский вывод
по учебнику;
Сравнивают свой вывод с
авторским;
Правило
ЛУУД
6.
Физминутка*
Интерак
тивная
доска
Выполняют
упражнения
для
снятия
мышечного
напряжения спины, глаз.
коллективная
7.
Включение
нового знания в
систему
знаний
и повторение
Учебни
к
С.121
упр 135
Учебни
к с 120
Списывают четверостишие
из учебника;
Надписывают
над
существительными падеж
Составляют схему-вывод -
краткую запись правила
Индивидуальн
ая,+запись на
доске
Князь
(И.п)
пошел,
забывши горе (В.п),
сел на башню (В.п) и
на море (В.п)
Стал
глядеть
он.
Море
(И.п)
вдруг
Всколыхалося
вокруг…
(Пушкин А.С)
Вывод
И.п.↔нет
предлогов↔подлежа
щее
11
В.п.↔предлоги
в,на,за,под,про,через
↔второстепенный
член предложения
8.
Самостоятельна
я
работа
с
самопроверкой
Учебни
к,
доска
эл.
Самостоятельно
списывают
по вариантам
(1в-2в
по
4
строки),
вставляют
пропущенные
буквы,
подчеркивают
изученные орфограммы и
определяют
падеж
выделенных
слов;
Проверяют
по
эталону
самостоятельно,
поменявшись
тетрадями
(образец
на
слайде
со
всеми
выполненными
заданиями)
индивидуальна
я
Упр136.
1в.
Нахмурилась
елка(Ип),
и
стало
темно.
Трещат
огоньки
догорая.
И
смотрит
из
снежного леса(Рп) в
окно(Вп)
Сквозь изморозь(Вп)
елка(Ип) другая.
2в.Лесная
дикарка(Ип)
стучится
в
стекло(Вп),
Нарядной
подруге
кивая.
Пусть доверху снегом
ее занесло,-
Она
и под
снегом
ЛУУД
12
(Тп)
живая!
(С.Маршак)
9.
Рефлексия
1)рефлексия
деятельности на
уроке;
2)рефлексия
содержания
материала
Рабочая
тетрадь
с
записям
и
Смотрят на свои записи в
тетради
и
отмечают
наиболее удачную запись;
Дописывают
несколько
слов
в
выбранное
предложение
индивидуальна
я
-Внимательно
посмотрите на
свои
записи в тетради за
урок. Выберите три
строки, которые вам
кажутся
красиво
написанными
и
поставьте
на
полях
звездочки.
-Допишите
предложения,
наиболее
точно
выражающие
ваше
состояние:
* Сегодня я узнал(а)
…..
*Я
научился
(научилась)…..
*Было
интересно
узнать, что ….
*Меня
удивило,
что…..
ЛУУД
самоанализ
13
*Было трудно …..
10.
Домашнее
задание
Учебни
к,
дневник
1)стр.
135.
упр
4
(из
раздела «Упражнения для
работы дома»
Читают задание
к этому
упражнению
и
выясняют
,что
им
необходимо сделать дома.
(При
возникновении
вопросов учитель на них
отвечает, поясняет)
2)Уметь
передать
содержание
правила
с
опорой на схему (с. 120).
14
Заключение
Данная работа – проектирование урока - построена с учетом методических рекомендаций и требований ФГОС НОО.
Разработана данная технологическая карта для проведения урока в 4 классе.
Определены содержание и структура урока в соответствии с требованиями к «Образовательной системе «Школа
2100» по учебнику « Русский язык» 4 класс в двух частях ,под редакцией Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В., Прониной О.В.,
часть 1 ; Издательство «Баллас»,Москва 2012
Данный проект урока могут использовать в работе учителя начальных классов, работающие по «Образовательной
системе «Школа 2100».
15
Литература
1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под
ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».
2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009
- №4. - С18-22.
3. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011.
- № 6. – С10-17.
4.Методические рекомендации для учителей, работающих по учебникам «Школа 2100»Бунеев Р.Н
5.Интернет –ресурсы( сайт «Педсовет»)
16