Напоминание

Проектная деятельность как основа формирования общеучебных умений и навыков


Автор: Глаговская Татьяна Эдуардовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: АОУ школа №16
Населённый пункт: г. о. Долгопрудный
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность как основа формирования общеучебных умений и навыков
Раздел: среднее образование





Назад




Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно

исследовать основы изучаемого материала.

Питер Клайн

Когда я иду на урок, мне всегда хочется подарить детям праздник познания, увидеть блеск и

радость в их глазах, помочь преодолеть страх перед новым, неведомым, создать

психологический комфорт для каждого ученика, чтобы ему вновь и вновь хотелось

возвращаться за парту.

Что такое урок? Каким он должен быть для современных детей? Ведь ученик 21 века

отличается от школьников прошлого столетия. Да и образовательные стандарты ставят перед

нами новые задачи: формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать

и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать

действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю рабочих группах,

быть открытыми для новых мировых контактов и культурных связей, готовить школьников к

реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологическом обществе. Это задачи

достижения высокого уровня социальной компетенции, социального самоопределения,

конкурентоспособности и, следовательно, жизненного успеха.

Основная цель современного образования - научить школьника учиться. Иначе говоря,

УЧИТЬ СЕБЯ.

Одним из эффективных средств решения поставленных задач является проектная

деятельность.

Под проектом понимается «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для

достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках

выделенного бюджета».

Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности:

направленность на достижение конкретных целей;

координированное выполнение взаимосвязанных действий;

ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом;

в определенной степени неповторимость и уникальность

Проектная деятельность, по мнению психологов, помогает устранить несколько

проблемных особенностей детей младшего школьного возраста.

Возрастные особенности: слабость произвольного внимания

Пути решения через проектную деятельность: проектная деятельность позволяет

неоднократно включаться в работу и удерживать внимание ребенка.

Возрастные особенности: быстрое утомление при однообразной работе

Пути решения через проектную деятельность: предполагает разнообразные виды

деятельности: поиск, продумывание, рисование, общение, письмо и т. д.

Возрастные особенности: младшие школьники любят коллективные занятия, но у них

отсутствует навык совместной и самостоятельной деятельности

Пути решения через проектную деятельность: проектная деятельность предполагает

работу в паре, группе, коллективе всего класса, формирует коммуникативную компетентность

в сотрудничестве.

Возрастные особенности: начало осознания моральных устоев

Пути решения через проектную деятельность: учит быть собеседником, уважать мнение

других, помогать товарищам, формируется позитивная самооценка, самоуважение

1

Такая работа оптимально соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей

младшего школьного возраста.

Система проектной деятельности охватывает как урочную, так и внеурочную

деятельность. В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках,

во внеурочное время (через кружковую работу).

В связи с этим уроки и внеурочные мероприятия планируются с учетом постепенного

возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности.

Большинство видов работы, особенно на первых занятиях, представляет собой новую

интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они все больше приобретают

специфические черты проектной деятельности.

С моими учениками, первоклассниками, я начала работу с коллективных игр, которые

способствовали формированию коммуникативных компетенций. Затем проводилось

несколько тренировочных занятий на формирование умений самостоятельно и совместно

принимать решения, на решение творческих задач. Например: дорисуй предмет

самостоятельно. Затем аналогичное задание предлагалось группе детей: продолжи рассказ

на определенную тему, подбери слова (ассоциации). Еще одно из интересных занятий – это

постановка сказки по обозначенным ролям и т.д.

После того, как дети научились немного слушать, слышать своего одноклассника, принимать

общее решение, спокойно реагировать на замечания со стороны ребят, мы начали

постепенно заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Самым главным было

научить ставить перед собой задачи и давать ответы на мотивирующие вопросы. (Что мы

знаем? Что хотим узнать? Как можно это сделать? Что получилось? Что не получилось? Что

ещё нужно дополнить?).

Сначала работали над следующими типами проектов:

ознакомительно-ориентировочный (это тип проекта направлен на сбор информации о

каком-то объекте);

игровой (это могли быть игровые путешествия с конечным результатом, продуктом).

Затем перешли к исследовательским проектам (сформулирована проблема исследования,

осуществлено выдвижение гипотез, сделаны выводы, оформлены результаты). Следующий

этап - творческие проекты (в таких проектах следует договориться о планируемых

результатах и форме их представления).

2



В раздел образования