Автор: Глаговская Татьяна Эдуардовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: АОУ школа №16
Населённый пункт: г. о. Долгопрудный
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность как основа формирования общеучебных умений и навыков
Раздел: среднее образование
Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно
исследовать основы изучаемого материала.
Питер Клайн
Когда я иду на урок, мне всегда хочется подарить детям праздник познания, увидеть блеск и
радость в их глазах, помочь преодолеть страх перед новым, неведомым, создать
психологический комфорт для каждого ученика, чтобы ему вновь и вновь хотелось
возвращаться за парту.
Что такое урок? Каким он должен быть для современных детей? Ведь ученик 21 века
отличается от школьников прошлого столетия. Да и образовательные стандарты ставят перед
нами новые задачи: формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать
и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать
действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю рабочих группах,
быть открытыми для новых мировых контактов и культурных связей, готовить школьников к
реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологическом обществе. Это задачи
достижения высокого уровня социальной компетенции, социального самоопределения,
конкурентоспособности и, следовательно, жизненного успеха.
Основная цель современного образования - научить школьника учиться. Иначе говоря,
УЧИТЬ СЕБЯ.
Одним из эффективных средств решения поставленных задач является проектная
деятельность.
Под проектом понимается «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для
достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках
выделенного бюджета».
Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности:
направленность на достижение конкретных целей;
координированное выполнение взаимосвязанных действий;
ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом;
в определенной степени неповторимость и уникальность
Проектная деятельность, по мнению психологов, помогает устранить несколько
проблемных особенностей детей младшего школьного возраста.
Возрастные особенности: слабость произвольного внимания
Пути решения через проектную деятельность: проектная деятельность позволяет
неоднократно включаться в работу и удерживать внимание ребенка.
Возрастные особенности: быстрое утомление при однообразной работе
Пути решения через проектную деятельность: предполагает разнообразные виды
деятельности: поиск, продумывание, рисование, общение, письмо и т. д.
Возрастные особенности: младшие школьники любят коллективные занятия, но у них
отсутствует навык совместной и самостоятельной деятельности
Пути решения через проектную деятельность: проектная деятельность предполагает
работу в паре, группе, коллективе всего класса, формирует коммуникативную компетентность
в сотрудничестве.
Возрастные особенности: начало осознания моральных устоев
Пути решения через проектную деятельность: учит быть собеседником, уважать мнение
других, помогать товарищам, формируется позитивная самооценка, самоуважение
1
Такая работа оптимально соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей
младшего школьного возраста.
Система проектной деятельности охватывает как урочную, так и внеурочную
деятельность. В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках,
во внеурочное время (через кружковую работу).
В связи с этим уроки и внеурочные мероприятия планируются с учетом постепенного
возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности.
Большинство видов работы, особенно на первых занятиях, представляет собой новую
интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они все больше приобретают
специфические черты проектной деятельности.
С моими учениками, первоклассниками, я начала работу с коллективных игр, которые
способствовали формированию коммуникативных компетенций. Затем проводилось
несколько тренировочных занятий на формирование умений самостоятельно и совместно
принимать решения, на решение творческих задач. Например: дорисуй предмет
самостоятельно. Затем аналогичное задание предлагалось группе детей: продолжи рассказ
на определенную тему, подбери слова (ассоциации). Еще одно из интересных занятий – это
постановка сказки по обозначенным ролям и т.д.
После того, как дети научились немного слушать, слышать своего одноклассника, принимать
общее решение, спокойно реагировать на замечания со стороны ребят, мы начали
постепенно заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Самым главным было
научить ставить перед собой задачи и давать ответы на мотивирующие вопросы. (Что мы
знаем? Что хотим узнать? Как можно это сделать? Что получилось? Что не получилось? Что
ещё нужно дополнить?).
Сначала работали над следующими типами проектов:
ознакомительно-ориентировочный (это тип проекта направлен на сбор информации о
каком-то объекте);
игровой (это могли быть игровые путешествия с конечным результатом, продуктом).
Затем перешли к исследовательским проектам (сформулирована проблема исследования,
осуществлено выдвижение гипотез, сделаны выводы, оформлены результаты). Следующий
этап - творческие проекты (в таких проектах следует договориться о планируемых
результатах и форме их представления).
2