Картотека дидактических игр эколого-краеведческому
воспитанию старших дошкольников
"Волшебный поезд"
1
вариант.
Цель: закрепить
и
систематизировать
представления
детей
о
растениях, произрастающих в родном краю (деревьях, кустарниках, цветах,
лекарственных растениях). Среди набора объектов есть не соответствующий
растительности края.
Материал. Поезд, вырезанный из картона (в каждом вагоне по 5 окон);
карточки с изображением различных растений края.
Ход
игры: На
столе
перед
детьми
лежит
"поезд"
и
карточки
с
изображением
различных
растений.
Воспитатель.
Перед
вами
поезд
и
пассажиры.
Их
нужно
разместить
по
вагонам
только
растения,
произрастающие в нашем крае (в первом - кустарники, во втором - цветы и
т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый
правильно разместит «пассажиров» по вагонам, станет победителем.
2 вариант. Цель: закрепить и систематизировать представления детей
диких животных родного края и местах их обитания. Среди набора объектов
есть не соответствующие обитателям края.
Материал. Поезд, вырезанный из картона (в каждом вагоне по 5 окон);
карточки с изображением различных животных края.
Ход
игры: На
столе
перед
детьми
лежит
"поезд",
каждый
вагон
соответствует какому-нибудь месту обитания, и карточки с изображением
различных диких животных обитающих в крае. Воспитатель. Перед вами
поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам так, чтобы в каждом
окне был виден один пассажир, и он соответствовал месту обитания. Тот, кто
первый правильно разместит «пассажиров» по вагонам, станет победителем.
3 вариант. Цель: закрепить и систематизировать представления детей о
перелётных и зимующих птицах родного края. Среди набора объектов есть не
соответствующие обитателям края.
Материал. Поезд, вырезанный из картона (в каждом вагоне по 5 окон);
карточки с изображением различных птиц.
Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд", каждый вагон
для
перелётных или зимующих птиц, и карточки с изображением
различных
птиц. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по
вагонам
так,
чтобы
в
каждом
окне
был
виден
один
пассажир,
и
он
соответствовал перелётным или зимующим птицам нашего края. Тот, кто
первый правильно разместит «пассажиров» по вагонам, станет победителем.
"Когда это бывает?"
Цель: уточнять и углублять знания детей о временах года, на признаках
региона.
Ход игры.
1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах
или прозе о временах года, а дети отгадывают.
2
вариант. Воспитатель
называет
время
года,
а
дети
по
очереди
отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то
затрудняется, взрослый помогает вопросами.
«Собери урожай»
Цель:
учить
различать
дары
полей,
садов.
Помочь
собрать
урожай
труженикам полей, вычленив не произрастающие в крае.
Ход игры.
Детям
предлагается
собрать
отдельно
овощи,
фрукты,
колоски,
выставляя
их
перед
соответствующими
сюжетными
картинками.
Рассматривая картинки, дети составляют рассказ о том, как выращивают тот
или иной урожай.
Игры с элементами моделирования
«Живое – не живое»
Цель:
научить
детей
определять
живую
и
не
живую
природу;
выкладывать схемы живой и не живой природы. Определять, что относится к
растительному, животному миру.
Оборудование: схемы – модели, карточки.
Ход игры.
Дети раскладывают карточки с живой и не живой природой, называя их.
Выкладывают
модели
растительного
и
животного
мира.
Устанавливают
взаимосвязи между ними.
«В зимней столовой»
Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах края и их названия.
Развивать умение подражать их повадкам.
Оборудование: силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
Ход игры.
Воспитатель
закрепляет
силуэты
птиц
на
ветке,
обращает
внимание
детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и
показать,
как
она
кричит.
Дети
называют
птиц,
подражают
из
звукам,
изображают, как они летают, прыгают.
«Кто, где живет?»
Цель: закреплять умение детей систематизировать животных по среде
обитания. Формировать навык пользования моделями.
Оборудование: карты с изображением разных сред обитания животных,
картинки с изображение животных.
Ведущий
раздает
всем
игрокам
карты
с
изображением
моделей
различных сред обитания животных (вода, воздух, земля). Затем поочередно
достает маленькие картинки с изображением зверей, птиц, рыб, насекомых и
предлагает их детям. Дети закрывают пустые квадраты на карте маленькими
картинками в соответствии с моделью на своей карте. Тот из детей, кто
первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
«Знаешь ли ты?..»
Цель: обогащение словаря за счет названий животных, закреплять знания
моделей.
Ход игры.
Готовятся фишки. В первом ряду – звери, во втором – птицы, в третьем
рыбы, в четвертом – насекомые. Играющие поочередно называют сначала
зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд.
Выигрывает, выложивший, больше фишек.
«Лесной многоэтажный дом»
Цель: углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить
представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.
Материал:
модель
с
изображением
4
ярусов
смешанного
леса
(почвенного,
травянистого,
кустарникового,
древесного);
силуэтные
изображения животных; фишки.
Ход игры
I вариант. Воспитатель дает детям задания расселить животных на 4
ярусах смешанного леса.
II вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их
обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить,
почему
они
так
считают.
Кто
первый
находит
ошибку
и
исправляет
ее,
получает фишку.
Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше
фишек.