Напоминание

эколого-краеведческое воспитание старших дошкольников


Автор: Мезинова Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 79 "Светлячок"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: Картотека дидактических игр
Тема: эколого-краеведческое воспитание старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Картотека дидактических игр эколого-краеведческому

воспитанию старших дошкольников

"Волшебный поезд"
1 вариант. Цель: закрепить и систематизировать представления детей о растениях, произрастающих в родном краю (деревьях, кустарниках, цветах, лекарственных растениях). Среди набора объектов есть не соответствующий растительности края. Материал. Поезд, вырезанный из картона (в каждом вагоне по 5 окон); карточки с изображением различных растений края. Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд" и карточки с изображением различных растений. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам только растения, произрастающие в нашем крае (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый правильно разместит «пассажиров» по вагонам, станет победителем. 2 вариант. Цель: закрепить и систематизировать представления детей диких животных родного края и местах их обитания. Среди набора объектов есть не соответствующие обитателям края. Материал. Поезд, вырезанный из картона (в каждом вагоне по 5 окон); карточки с изображением различных животных края. Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд", каждый вагон соответствует какому-нибудь месту обитания, и карточки с изображением различных диких животных обитающих в крае. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир, и он соответствовал месту обитания. Тот, кто первый правильно разместит «пассажиров» по вагонам, станет победителем. 3 вариант. Цель: закрепить и систематизировать представления детей о перелётных и зимующих птицах родного края. Среди набора объектов есть не соответствующие обитателям края. Материал. Поезд, вырезанный из картона (в каждом вагоне по 5 окон); карточки с изображением различных птиц. Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд", каждый вагон для перелётных или зимующих птиц, и карточки с изображением различных птиц. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир, и он соответствовал перелётным или зимующим птицам нашего края. Тот, кто первый правильно разместит «пассажиров» по вагонам, станет победителем.
"Когда это бывает?"
Цель: уточнять и углублять знания детей о временах года, на признаках региона. Ход игры.
1 вариант.
Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.

2

вариант.
Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами.
«Собери урожай»
Цель: учить различать дары полей, садов. Помочь собрать урожай труженикам полей, вычленив не произрастающие в крае. Ход игры. Детям предлагается собрать отдельно овощи, фрукты, колоски, выставляя их перед соответствующими сюжетными картинками. Рассматривая картинки, дети составляют рассказ о том, как выращивают тот или иной урожай.
Игры с элементами моделирования

«Живое – не живое»
Цель: научить детей определять живую и не живую природу; выкладывать схемы живой и не живой природы. Определять, что относится к растительному, животному миру. Оборудование: схемы – модели, карточки. Ход игры. Дети раскладывают карточки с живой и не живой природой, называя их. Выкладывают модели растительного и животного мира. Устанавливают взаимосвязи между ними.
«В зимней столовой»
Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах края и их названия. Развивать умение подражать их повадкам. Оборудование: силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка. Ход игры. Воспитатель закрепляет силуэты птиц на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают из звукам, изображают, как они летают, прыгают.
«Кто, где живет?»
Цель: закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями. Оборудование: карты с изображением разных сред обитания животных, картинки с изображение животных. Ведущий раздает всем игрокам карты с изображением моделей различных сред обитания животных (вода, воздух, земля). Затем поочередно достает маленькие картинки с изображением зверей, птиц, рыб, насекомых и предлагает их детям. Дети закрывают пустые квадраты на карте маленькими картинками в соответствии с моделью на своей карте. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
«Знаешь ли ты?..»
Цель: обогащение словаря за счет названий животных, закреплять знания моделей. Ход игры.
Готовятся фишки. В первом ряду – звери, во втором – птицы, в третьем рыбы, в четвертом – насекомые. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает, выложивший, больше фишек.
«Лесной многоэтажный дом»
Цель: углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса. Материал: модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных; фишки. Ход игры I вариант. Воспитатель дает детям задания расселить животных на 4 ярусах смешанного леса. II вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку. Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.


В раздел образования