Напоминание

"Проблемы графического обозначения некоторых приемов игры на балалайке"


Автор: Болдырев Станислав Вячеславович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ №2
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Доклад
Тема: "Проблемы графического обозначения некоторых приемов игры на балалайке"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад на тему:

«Проблемы графического обозначения некоторых приемов игры

на балалайке»

Автор:

Преподаватель МБУ ДО

ДМШ №2 Волгограда

Болдырев С.В.

Волгоград 2020г.

План

1. Введение;

2. Проблемы графического обозначения некоторых приемов игры

на балалайке;

3. Заключение.

1. Введение

В современном исполнительстве на балалайке используется большое

количество приемов игры. Это позволяет ярко и убедительно исполнять

музыку различных эпох и стилей.

За

последние

шестьдесят

лет

исполнительство

на

балалайке

развивалось

достаточно

динамично.

Расширились

художественные

возможности инструмента. Этому способствовало становление системы

профессионального образования исполнителей.

Есть, вместе с тем, и факторы замедляющие дальнейшее развитие

современного балалаечного исполнительского искусства. Один из таких

факторов - отсутствие унифицированной системы условных обозначений

штрихов

и

приемов,

которые

в

настоящее

время

применяются

в

исполнительстве на балалайке.

Бытующие ныне обозначения еще весьма и весьма далеки от

совершенства, в них очень много разночтений, что, естественно, порождает

немало недоразумений и сложностей, сказывается на практике самым

отрицательным образом.

2. Проблема графического обозначения некоторых приемов игры на

балалайке

Для указания на направления удара в литературе встречаются

различные условные обозначения:

В «Самоучителе игры на балалайке» А.С.Илюхина (М.,1971г); в сборнике

«Русские

народные

песни»

Б.С.Трояновского

(М.,1962г);

работе

Ю.Н.Шишакова

«Инструментовка

для

оркестра

русских

народных

инструментов» (М.,1970г) и многих других изданиях применяются такие,

например, обозначения: Удар вниз – \/, Удар вверх – /\

Ю.Шишаков. Концерт для балалайки. П.ч.

(М.,1960)

В сборнике П.И.Нечепоренко «Пять пьес для балалайки с фортепиано»

(М.,1950), в других работах этого автора, а также в изданных в последнее

время обработках народных песен А.Б.Шалова и О.Н.Глухова применены

такие обозначения: Удар вниз – П, Удар вверх – \/

П.Нечепоренко. «От села до села»

Встречаются и такие варианты обозначений:

а) Сборник «Вальсы В.В.Андреева» под редакцией А.Н.Лачинова и

Н.Бекназарова (М.,1959): Удар вниз – \/, Удар вверх - П

В.В.Андреев. Вальс «Фавн»

б) Сборник «Пьесы для балалайки с фортепиано», составитель П.Полуянов

(М.,1947): Удар вниз – П, Удар вверх -

Обработка М.Рожкова

«Я с комариком плясала»

в) Фантазия на темы оперы Визе «Кармен» в обработке Б.Феоктистова

(М.,1963): Удар вниз - /\, Удар вверх - \/

Не все приведенные варианты нашли распространение. В настоящее

время балалаечники пользуются в основном тремя видами записи этих

обозначений:

Один из них заимствован из скрипичных обозначений направления

движения смычка: П - удар сверху вниз, \/ - удар снизу вверх

Такими

знаками

пользуются

последователи

исполнительской

школы

народного артиста РСФСР П.И.Нечепоренко. Достоинство этих знаков в том,

что они имеют разную конфигурацию. Это отвечает основному назначению

условных обозначений - наглядности.

У

части

педагогов

и

исполнителей

существует

мнение

о

нецелесообразности использования таких знаков, как сугубо скрипичных и

якобы громоздких и неудобных для быстрой записи. Эти музыканты

предлагают создавать знаки, отличные от всех других и применяемые только

при игре на домре и балалайке.

С этим трудно согласиться. Скрипичные знаки, существующие многие

десятки лет и наглядно указывающие на противоположные движения

смычка, не противоречат любым другим аналогичным движениям, будь то

разжим и сжим меха у баяна, удары по струнам медиатором на домре или

пальцем на балалайке.

Cвоё

применение

получил

и

следующий

вариант

условных

обозначений:

\/ - удар по струнам сверху вниз.

/\ - удар по струнам снизу вверх.

Противоположное направление углов здесь также наглядно указывает

на удары по струнам сверху и снизу. Но эти знаки имеют существенный

недостаток. Непрерывно чередуясь, они при чтении с листа из-за одинаковой

конфигурации сливаются в однообразную цепочку и быстро утомляют глаза.

Для того чтобы эти знаки рельефнее различались между собой, иногда

выделяют одну из сторон угла:

\/

-

удар сверху

/\

- удар снизу

Выделение одной из сторон знака несомненно способствует большей

наглядности, но данный вариант можно было бы улучшить. Все выделенные

стороны у этих знаков имеют одинаковый наклон, что создаёт однообразие

для зрительного восприятия. При рельефном же выделении только правых

сторон знаков этот недостаток зглаживается, так как выделенные линии

чередуются в противоположном друг другу направлении, тем самым более

наглядно указывая на удары сверху и снизу.

\//\\/ \//\\/ \//\\/

И третий вариант - система разработанная кафедрой народных

инструментов Киевской консерватории.

Еще в 30-е годы в Киевской Государственной консерватории им.

П.И.Чайковского профессором М.М.Гелисом был предложен кардинально

новый способ графических начертаний условных обозначений. Творчески

переосмыслив богатый опыт других видов исполнительства (особенно

скрипичного и фортепианного). М.М.Гелис разработал систему штрихов и их

обозначений применительно к специфике народных инструментов. Эта

система, по мнению авторов, предусматривает «устранение путаницы в

обозначениях штрихов и по возможности упрощение техники их записи».

Авторы предлагают отказаться от всех вариантов знаков, кроме отобранных

ими.

По системе профессора М.М.Гелиса условные обозначения ударов

«вниз» и «вверх» стали обозначать прямыми черточками с наклоном в 45

градусов: вправо - удар «вниз» - (

/

),и влево - удар «вверх» (

\

).

Наклон черточки вправо, как бы имитирует поворот кисти правой руки

вправо (что фактически и происходит при ударе вниз) и наоборот.

Эти обозначения легко запоминаются, оно предельно просты, в них меньше

«работы» при письме, что видно на таких примерах:

Е.Зубцов «Венгерский танец»

Система «черточек» легла в основу почти всех условных

обозначений

приемов

игры

правой

руки

балалаечника.

Исключение

составляют лишь обозначения для 2, 3 и 4-го пальцев,

заимствованные из гитарной литературы.

/

- удар указательным пальцем вниз.

\

- удар (или щипок) указательным пальцем вверх,

- удар (или щипок) большим пальцем.

- щипок средним пальцем.

- щипок безымянным пальцем.

- щипок мизинцем.

- малая дробь.

- большая дробь.

- обратная дробь.

- арпеджио.

Точки, условно обозначающие пальцы, должны быть чуть крупнее

точек, обозначающих штрих «стаккато».

При необходимости, знаками

/

или

\

можно указать также, в каком

направлении желательно исполнить арпеджио, сверху вниз или снизу вверх.

Пишется: Исполняется:

- глиссандо большим пальцем правой руки (палец скользит со

струны на струну вниз).

- глиссандо указательным, либо средним пальцем правой руки

(палец скользит со струны на струну вверх).

Суть всех споров и разногласий по обозначению указательного пальца

правой руки «вниз» и «вверх», как наиболее встречающийся. Для удобства

таблица трех систем:

Первый вариант: вниз - V , вверх - П .

Второй вариант: вниз - П , вверх - V .

Третий вариант: вниз -

\

, вверх -

/

.

Для того чтобы прийти к единому мнению, нужно найти взгляд на

проблему. Профессор Е.Г.Блинов считал, что главным требованием является

простота и удобство написания и максимально точное указание приемов

игры.

Профессор

П.И.Нечепоренко

был

за

систему

скрипичных

обозначений,

которая

проверена

многолетним

использованием.

Этот

аргумент можно оспорить, так как у скрипачей есть и другие взгляды по

условным обозначениям. Профессор А.А.Горбачев считает, что главное это

удобство в восприятии условных обозначений, и опираясь на законы

восприятия он утверждает, что знаки разные по форме будут восприниматься

легче (разные по положению в пространстве).

Если говорить об оркестровом чтении партий, то приоритет отдается

легкости восприятия, если говорить о педагогической работе в начальном и

среднем звене, то приоритет будет отдаваться удобству написания. Именно

это является причиной бытования нескольких систем обозначений.

3. Заключение

В современной музыкальной литературе все ещё появляются старые

виды обозначений.

Систему условных обозначений необходимо неотлагательно привести в

порядок. Пора решительно отказаться от многих случайных, недостаточно

конкретных, а порой и неверных терминов и символов, и прийти к единому

мнению по обозначению приёмов игры и штрихов в классе балалайки.

Список литературы:

1. Программа для средних специальных учебных заведений искусств по

специальности №2104 «Народные инструменты» (балалайка) Екатеринбург

1993г. Автор - Е.Г.Блинов

2. О системе условных обозначений в нотной записи для балалайки,

(методическая рекомендация) Свердловск 1983г. Е.Г.Блинов

3.

Методика

обучения

игре

на

народных

инструментах.

«Обозначение

балалаечных

штрихов»

А.Б.Шалов

Ленинград

1975г.

4. Информационный бюллетень «Народник» №3 - 1995г.№2- 1996г.

5. Программа специального класса балалайки для вузов. Сост. А.А.Горбачев -

2003г.



В раздел образования