Автор: Болдырев Станислав Вячеславович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ №2
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Доклад
Тема: "Проблемы графического обозначения некоторых приемов игры на балалайке"
Раздел: дополнительное образование
Доклад на тему:
«Проблемы графического обозначения некоторых приемов игры
на балалайке»
Автор:
Преподаватель МБУ ДО
ДМШ №2 Волгограда
Болдырев С.В.
Волгоград 2020г.
План
1. Введение;
2. Проблемы графического обозначения некоторых приемов игры
на балалайке;
3. Заключение.
1. Введение
В современном исполнительстве на балалайке используется большое
количество приемов игры. Это позволяет ярко и убедительно исполнять
музыку различных эпох и стилей.
За
последние
шестьдесят
лет
исполнительство
на
балалайке
развивалось
достаточно
динамично.
Расширились
художественные
возможности инструмента. Этому способствовало становление системы
профессионального образования исполнителей.
Есть, вместе с тем, и факторы замедляющие дальнейшее развитие
современного балалаечного исполнительского искусства. Один из таких
факторов - отсутствие унифицированной системы условных обозначений
штрихов
и
приемов,
которые
в
настоящее
время
применяются
в
исполнительстве на балалайке.
Бытующие ныне обозначения еще весьма и весьма далеки от
совершенства, в них очень много разночтений, что, естественно, порождает
немало недоразумений и сложностей, сказывается на практике самым
отрицательным образом.
2. Проблема графического обозначения некоторых приемов игры на
балалайке
Для указания на направления удара в литературе встречаются
различные условные обозначения:
В «Самоучителе игры на балалайке» А.С.Илюхина (М.,1971г); в сборнике
«Русские
народные
песни»
Б.С.Трояновского
(М.,1962г);
работе
Ю.Н.Шишакова
«Инструментовка
для
оркестра
русских
народных
инструментов» (М.,1970г) и многих других изданиях применяются такие,
например, обозначения: Удар вниз – \/, Удар вверх – /\
Ю.Шишаков. Концерт для балалайки. П.ч.
(М.,1960)
В сборнике П.И.Нечепоренко «Пять пьес для балалайки с фортепиано»
(М.,1950), в других работах этого автора, а также в изданных в последнее
время обработках народных песен А.Б.Шалова и О.Н.Глухова применены
такие обозначения: Удар вниз – П, Удар вверх – \/
П.Нечепоренко. «От села до села»
Встречаются и такие варианты обозначений:
а) Сборник «Вальсы В.В.Андреева» под редакцией А.Н.Лачинова и
Н.Бекназарова (М.,1959): Удар вниз – \/, Удар вверх - П
В.В.Андреев. Вальс «Фавн»
б) Сборник «Пьесы для балалайки с фортепиано», составитель П.Полуянов
(М.,1947): Удар вниз – П, Удар вверх -
Обработка М.Рожкова
«Я с комариком плясала»
в) Фантазия на темы оперы Визе «Кармен» в обработке Б.Феоктистова
(М.,1963): Удар вниз - /\, Удар вверх - \/
Не все приведенные варианты нашли распространение. В настоящее
время балалаечники пользуются в основном тремя видами записи этих
обозначений:
Один из них заимствован из скрипичных обозначений направления
движения смычка: П - удар сверху вниз, \/ - удар снизу вверх
Такими
знаками
пользуются
последователи
исполнительской
школы
народного артиста РСФСР П.И.Нечепоренко. Достоинство этих знаков в том,
что они имеют разную конфигурацию. Это отвечает основному назначению
условных обозначений - наглядности.
У
части
педагогов
и
исполнителей
существует
мнение
о
нецелесообразности использования таких знаков, как сугубо скрипичных и
якобы громоздких и неудобных для быстрой записи. Эти музыканты
предлагают создавать знаки, отличные от всех других и применяемые только
при игре на домре и балалайке.
С этим трудно согласиться. Скрипичные знаки, существующие многие
десятки лет и наглядно указывающие на противоположные движения
смычка, не противоречат любым другим аналогичным движениям, будь то
разжим и сжим меха у баяна, удары по струнам медиатором на домре или
пальцем на балалайке.
Cвоё
применение
получил
и
следующий
вариант
условных
обозначений:
\/ - удар по струнам сверху вниз.
/\ - удар по струнам снизу вверх.
Противоположное направление углов здесь также наглядно указывает
на удары по струнам сверху и снизу. Но эти знаки имеют существенный
недостаток. Непрерывно чередуясь, они при чтении с листа из-за одинаковой
конфигурации сливаются в однообразную цепочку и быстро утомляют глаза.
Для того чтобы эти знаки рельефнее различались между собой, иногда
выделяют одну из сторон угла:
\/
-
удар сверху
/\
- удар снизу
Выделение одной из сторон знака несомненно способствует большей
наглядности, но данный вариант можно было бы улучшить. Все выделенные
стороны у этих знаков имеют одинаковый наклон, что создаёт однообразие
для зрительного восприятия. При рельефном же выделении только правых
сторон знаков этот недостаток зглаживается, так как выделенные линии
чередуются в противоположном друг другу направлении, тем самым более
наглядно указывая на удары сверху и снизу.
\//\\/ \//\\/ \//\\/
И третий вариант - система разработанная кафедрой народных
инструментов Киевской консерватории.
Еще в 30-е годы в Киевской Государственной консерватории им.
П.И.Чайковского профессором М.М.Гелисом был предложен кардинально
новый способ графических начертаний условных обозначений. Творчески
переосмыслив богатый опыт других видов исполнительства (особенно
скрипичного и фортепианного). М.М.Гелис разработал систему штрихов и их
обозначений применительно к специфике народных инструментов. Эта
система, по мнению авторов, предусматривает «устранение путаницы в
обозначениях штрихов и по возможности упрощение техники их записи».
Авторы предлагают отказаться от всех вариантов знаков, кроме отобранных
ими.
По системе профессора М.М.Гелиса условные обозначения ударов
«вниз» и «вверх» стали обозначать прямыми черточками с наклоном в 45
градусов: вправо - удар «вниз» - (
/
),и влево - удар «вверх» (
\
).
Наклон черточки вправо, как бы имитирует поворот кисти правой руки
вправо (что фактически и происходит при ударе вниз) и наоборот.
Эти обозначения легко запоминаются, оно предельно просты, в них меньше
«работы» при письме, что видно на таких примерах:
Е.Зубцов «Венгерский танец»
Система «черточек» легла в основу почти всех условных
обозначений
приемов
игры
правой
руки
балалаечника.
Исключение
составляют лишь обозначения для 2, 3 и 4-го пальцев,
заимствованные из гитарной литературы.
/
- удар указательным пальцем вниз.
\
- удар (или щипок) указательным пальцем вверх,
- удар (или щипок) большим пальцем.
- щипок средним пальцем.
- щипок безымянным пальцем.
- щипок мизинцем.
- малая дробь.
- большая дробь.
- обратная дробь.
- арпеджио.
Точки, условно обозначающие пальцы, должны быть чуть крупнее
точек, обозначающих штрих «стаккато».
При необходимости, знаками
/
или
\
можно указать также, в каком
направлении желательно исполнить арпеджио, сверху вниз или снизу вверх.
Пишется: Исполняется:
- глиссандо большим пальцем правой руки (палец скользит со
струны на струну вниз).
- глиссандо указательным, либо средним пальцем правой руки
(палец скользит со струны на струну вверх).
Суть всех споров и разногласий по обозначению указательного пальца
правой руки «вниз» и «вверх», как наиболее встречающийся. Для удобства
таблица трех систем:
Первый вариант: вниз - V , вверх - П .
Второй вариант: вниз - П , вверх - V .
Третий вариант: вниз -
\
, вверх -
/
.
Для того чтобы прийти к единому мнению, нужно найти взгляд на
проблему. Профессор Е.Г.Блинов считал, что главным требованием является
простота и удобство написания и максимально точное указание приемов
игры.
Профессор
П.И.Нечепоренко
–
был
за
систему
скрипичных
обозначений,
которая
проверена
многолетним
использованием.
Этот
аргумент можно оспорить, так как у скрипачей есть и другие взгляды по
условным обозначениям. Профессор А.А.Горбачев считает, что главное это
удобство в восприятии условных обозначений, и опираясь на законы
восприятия он утверждает, что знаки разные по форме будут восприниматься
легче (разные по положению в пространстве).
Если говорить об оркестровом чтении партий, то приоритет отдается
легкости восприятия, если говорить о педагогической работе в начальном и
среднем звене, то приоритет будет отдаваться удобству написания. Именно
это является причиной бытования нескольких систем обозначений.
3. Заключение
В современной музыкальной литературе все ещё появляются старые
виды обозначений.
Систему условных обозначений необходимо неотлагательно привести в
порядок. Пора решительно отказаться от многих случайных, недостаточно
конкретных, а порой и неверных терминов и символов, и прийти к единому
мнению по обозначению приёмов игры и штрихов в классе балалайки.
Список литературы:
1. Программа для средних специальных учебных заведений искусств по
специальности №2104 «Народные инструменты» (балалайка) Екатеринбург
1993г. Автор - Е.Г.Блинов
2. О системе условных обозначений в нотной записи для балалайки,
(методическая рекомендация) Свердловск 1983г. Е.Г.Блинов
3.
Методика
обучения
игре
на
народных
инструментах.
«Обозначение
балалаечных
штрихов»
А.Б.Шалов
Ленинград
1975г.
4. Информационный бюллетень «Народник» №3 - 1995г.№2- 1996г.
5. Программа специального класса балалайки для вузов. Сост. А.А.Горбачев -
2003г.