Напоминание

"Педагогические технологии, применяемые на занятиях общепрофессиональных дисциплин в медицинском техникуме"


Авторы: Роппельт Лилия Амировна, Мингалеева Галина Минахасымовна
Должность: преподаватели общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: КГБПОУ "Красноярский медицинский техникум"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические технологии, применяемые на занятиях общепрофессиональных дисциплин в медицинском техникуме"
Раздел: высшее образование





Назад




Педагогические технологии, применяемые на занятиях

общепрофессиональных дисциплин в медицинском техникуме

Обучение

– это те изменения, которые происходят в студенте в

результате многопланового взаимодействия с учебным заведением. Оно

предполагает получение знаний, которые связаны с тем, что приходится

решать в реальной жизни. Учебный процесс должен быть ориентирован на

процессе обучения, на формирование у студентов определенного отношения

к деятельности, на формирование их реального поведения.

Метод (от греч. method – способ, путь к чему-либо) – способ реализации

деятельности

как

системы.

Обучение

это

организованная

учебно-

познавательная

деятельность

обучающихся

в

целях

усвоения

ими

содержания

образования.

Следовательно,

метод

это

способ

последовательного взаимодействия обучающих и обучаемых, направленный

на организацию усвоения содержания образования.

Направленность профессионального образования сегодня – становление

творческого

потенциала

личности

специалиста:

формирование

его

профессионального интереса, познавательных способностей, а главное –

креативного поля.

В последнее время, в Красноярском медицинском техникуме, широкое

распространение получило дистанционное обучение. Однако преподавание в

медицинском техникуме не возможно без традиционных и активных

методов, Они побуждают обучающихся к самостоятельному добыванию

знаний,

активизирующих

их

познавательную

деятельность,

развитие

мышления, формирование практических умений.

В своей педагогической деятельности (дисциплины «Генетика человека

с

основами

медицинской

генетики»,

«Основы

микробиологии»)

мы

используем:

Традиционные методы с применением приемов:

постановки проблемных вопросов при изложении нового материала;

обращение к наглядным средствам;

обучение с целью наблюдения и сравнения, самостоятельная работа

с книгой, справочной литературой.

Творчески воспроизводящие методы:

ответы на видоизмененные вопросы;

приведение собственных примеров;

выполнение самостоятельной работы;

выполнение творческих заданий.

Проблемно-поисковые методы:

проблемная лекция;

эвристическая беседа;

поисковая лабораторная работа (темы «Биологическая роль митоза и

мейоза», «Микробиологические методы исследования»);

творческие задания для самостоятельного исследования, например,

«Наследственные болезни обмена веществ», «Действие внешних

факторов среды на микроорганизмы»;

программированное обучение.

Постоянно отслеживаем новые тенденции в образовательном процессе, и

используем в своей работе различные педагогические технологии, такие как:

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения,

включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря

которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных

поставленных целей.

В

центре

внимания

педагогической

науки

находится

создание

личностно-ориентированных технологий обучения [2].

В личностно-ориентированной педагогике актуализированы методы

интерактивного обучения, которые обращены к способам управления

усвоением

знаний

и

опыта,

посредством

организации

человеческих

взаимодействий и отношений.

В своей практической деятельности применяем:

Инновационные технологии:

1.

Интерактивные

технологии

обучения,

т.к.

они

опираются

на

творческое, продуктивное мышление. Поведение и общение. При этом

процесс обучения организуется таким образом, что студенты учатся

общаться, учатся критически мыслить, решать проблемы. Выступаем в роли

тьютора, а не информатора. Студент становится субъектом воздействия.

Главная тактика – диалог педагога и студентов. Здесь применимы активные

методы обучения, как неиммитационные:

-

рефлексивный полилог (работа в микрогруппах, обсуждение) при

изучении

темы

«Наследственно

предрасположенные

болезни»,

«Иммунопрофилактика инфекционных болезней»;

-

метод фокус-группы или групповое фокусированное интервью в

учебных и исследовательских целях при подготовке и проведении семинара

«Медико-генетическое консультирование», «Учение об инфекции».

Отличительная особенность фокусированного интервью заключается в

следующем:

интервьюируемые лица являются участниками учебной или реальной

жизненной ситуации.

ситуацию

изучаю

заранее

для

выявления

наиболее

значимых

вопросов;

на основе предварительного анализа разрабатываю план проведения

интервью;

интервью направлено на получение от студентов их видения и

определения

ситуации

и

фокусируется

на

их

субъективных

переживаниях [1].

Обсуждение фокусируется на конкретной проблеме («направленное

интервью») и используется свобода формы высказываний обучающихся

согласно «ненаправленному интервью»

Получение субъективной информации при «столкновении» разных точек

зрения

позволяет

увидеть

обсуждаемые

проблемы

более

глубоко

и

разносторонне,

выявить

целый

комплекс

личностных

и

социально-

психологических проблем.

Иммитационные методы:

Решение задач (моделирование процесса транскрипции, биосинтеза

белка при изучении темы «Биохимические основы наследственности»;

-

моделирование наследования групп крови и резус-фактора (тема:

«Наследственные свойства крови»), наследования заболеваний по

менделирующим

признакам

(«Закономерности

наследования

признаков»).

Анализ конкретных ситуаций при изучении темы «Методы изучения

наследственности и изменчивости человека», «Аллергические реакции».

Этот метод позволяет:

-

привязать

обучение

к

реальности.

Студенты

знакомятся

с

реальными примерами;

-

они свободны в поиске путей анализа, идентификации и решения

проблемы, т.е. идет творческий поиск;

-

создается процесс обучения, т.к. студенты активно взаимодействуют

друг с другом, что имитирует коммуникативные зависимости;

-

в процессе разбора конкретной ситуации сами приходят к созданию

некоего обобщенного, имеющего концептуальный характер знания.

Анализ ситуации требует того, чтобы студенты сами ставили

вопросы и искали на них ответы, обобщая при этом представление о

способах решения задач.

Технологии проектного обучения.

Работа

студентов

над

проектом

является

самым

сильным

мотивирующим способом обучения.

Проекты, над которыми работают студенты: «Генетическая модель

старения», «Воздействие ИППП (инфекции передающиеся половым путем)

на наследственность человека» и др.

Компьютерные

технологии

и

технологии

мультимедиа

используются на лекциях, при разработке и защите студенческих проектов,

ВКР,

организации

самостоятельной

внеаудиторной

работы

студентов,

проведении тестирования, создании и защите плакатов по профилактике

наследственных и инфекционных болезней.

Что же связывает и объединяет современные педагогические технологии

и методы обучения?

Большинство используемых нами методов носит проблемный характер.

Они

наиболее

адекватны

логике

медицинского

(профессионального,

клинического) сознания и мышления, поэтому они предпочтительны в

период всего обучения студентов в техникуме.

По мере обучения должна возрастать степень самостоятельности т.е. в

начале обучения быть частично-поисковой, а затем приобретать не только

поисковый, но и в ряде случаев исследовательский характер. Функция

технологий состоит в том, чтобы сформировать у студентов:

-

способности

к

творческой

профессиональной

деятельности

и

потребность в ней, развить базовые мыслительные способности, рефлексию;

-

потребности в совершенствовании себя и окружения;

-

развить активную жизненную позицию

-

сформировать высокую мотивацию к работе [3].

Таким образом, педагогические технологии функционирует и в качестве

науки,

и

в

качестве

системы

способов,

принципов

и

регуляторов,

применяемых в обучении, а также в качестве реального процесса обучения.

Список литературы

1.

Гуслова,

М.Н.

Инновационные

педагогические

технологии:

Учебник / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2018. - 672 c.

2.

Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное

обучение / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2018. - 256 c

3.

Эрганова, Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном

обучении: Учебник / Н.Е. Эрганова. - М.: Академия, 2018. - 224 c.



В раздел образования