Авторы: Роппельт Лилия Амировна, Мингалеева Галина Минахасымовна
Должность: преподаватели общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: КГБПОУ "Красноярский медицинский техникум"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические технологии, применяемые на занятиях общепрофессиональных дисциплин в медицинском техникуме"
Раздел: высшее образование
Педагогические технологии, применяемые на занятиях
общепрофессиональных дисциплин в медицинском техникуме
Обучение
– это те изменения, которые происходят в студенте в
результате многопланового взаимодействия с учебным заведением. Оно
предполагает получение знаний, которые связаны с тем, что приходится
решать в реальной жизни. Учебный процесс должен быть ориентирован на
процессе обучения, на формирование у студентов определенного отношения
к деятельности, на формирование их реального поведения.
Метод (от греч. method – способ, путь к чему-либо) – способ реализации
деятельности
как
системы.
Обучение
–
это
организованная
учебно-
познавательная
деятельность
обучающихся
в
целях
усвоения
ими
содержания
образования.
Следовательно,
метод
–
это
способ
последовательного взаимодействия обучающих и обучаемых, направленный
на организацию усвоения содержания образования.
Направленность профессионального образования сегодня – становление
творческого
потенциала
личности
специалиста:
формирование
его
профессионального интереса, познавательных способностей, а главное –
креативного поля.
В последнее время, в Красноярском медицинском техникуме, широкое
распространение получило дистанционное обучение. Однако преподавание в
медицинском техникуме не возможно без традиционных и активных
методов, Они побуждают обучающихся к самостоятельному добыванию
знаний,
активизирующих
их
познавательную
деятельность,
развитие
мышления, формирование практических умений.
В своей педагогической деятельности (дисциплины «Генетика человека
с
основами
медицинской
генетики»,
«Основы
микробиологии»)
мы
используем:
Традиционные методы с применением приемов:
постановки проблемных вопросов при изложении нового материала;
обращение к наглядным средствам;
обучение с целью наблюдения и сравнения, самостоятельная работа
с книгой, справочной литературой.
Творчески воспроизводящие методы:
ответы на видоизмененные вопросы;
приведение собственных примеров;
выполнение самостоятельной работы;
выполнение творческих заданий.
Проблемно-поисковые методы:
проблемная лекция;
эвристическая беседа;
поисковая лабораторная работа (темы «Биологическая роль митоза и
мейоза», «Микробиологические методы исследования»);
творческие задания для самостоятельного исследования, например,
«Наследственные болезни обмена веществ», «Действие внешних
факторов среды на микроорганизмы»;
программированное обучение.
Постоянно отслеживаем новые тенденции в образовательном процессе, и
используем в своей работе различные педагогические технологии, такие как:
Технология обучения – это способ реализации содержания обучения,
включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря
которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных
поставленных целей.
В
центре
внимания
педагогической
науки
находится
создание
личностно-ориентированных технологий обучения [2].
В личностно-ориентированной педагогике актуализированы методы
интерактивного обучения, которые обращены к способам управления
усвоением
знаний
и
опыта,
посредством
организации
человеческих
взаимодействий и отношений.
В своей практической деятельности применяем:
Инновационные технологии:
1.
Интерактивные
технологии
обучения,
т.к.
они
опираются
на
творческое, продуктивное мышление. Поведение и общение. При этом
процесс обучения организуется таким образом, что студенты учатся
общаться, учатся критически мыслить, решать проблемы. Выступаем в роли
тьютора, а не информатора. Студент становится субъектом воздействия.
Главная тактика – диалог педагога и студентов. Здесь применимы активные
методы обучения, как неиммитационные:
-
рефлексивный полилог (работа в микрогруппах, обсуждение) при
изучении
темы
«Наследственно
предрасположенные
болезни»,
«Иммунопрофилактика инфекционных болезней»;
-
метод фокус-группы или групповое фокусированное интервью в
учебных и исследовательских целях при подготовке и проведении семинара
«Медико-генетическое консультирование», «Учение об инфекции».
Отличительная особенность фокусированного интервью заключается в
следующем:
интервьюируемые лица являются участниками учебной или реальной
жизненной ситуации.
ситуацию
изучаю
заранее
для
выявления
наиболее
значимых
вопросов;
на основе предварительного анализа разрабатываю план проведения
интервью;
интервью направлено на получение от студентов их видения и
определения
ситуации
и
фокусируется
на
их
субъективных
переживаниях [1].
Обсуждение фокусируется на конкретной проблеме («направленное
интервью») и используется свобода формы высказываний обучающихся
согласно «ненаправленному интервью»
Получение субъективной информации при «столкновении» разных точек
зрения
позволяет
увидеть
обсуждаемые
проблемы
более
глубоко
и
разносторонне,
выявить
целый
комплекс
личностных
и
социально-
психологических проблем.
Иммитационные методы:
Решение задач (моделирование процесса транскрипции, биосинтеза
белка при изучении темы «Биохимические основы наследственности»;
-
моделирование наследования групп крови и резус-фактора (тема:
«Наследственные свойства крови»), наследования заболеваний по
менделирующим
признакам
(«Закономерности
наследования
признаков»).
Анализ конкретных ситуаций при изучении темы «Методы изучения
наследственности и изменчивости человека», «Аллергические реакции».
Этот метод позволяет:
-
привязать
обучение
к
реальности.
Студенты
знакомятся
с
реальными примерами;
-
они свободны в поиске путей анализа, идентификации и решения
проблемы, т.е. идет творческий поиск;
-
создается процесс обучения, т.к. студенты активно взаимодействуют
друг с другом, что имитирует коммуникативные зависимости;
-
в процессе разбора конкретной ситуации сами приходят к созданию
некоего обобщенного, имеющего концептуальный характер знания.
Анализ ситуации требует того, чтобы студенты сами ставили
вопросы и искали на них ответы, обобщая при этом представление о
способах решения задач.
Технологии проектного обучения.
Работа
студентов
над
проектом
является
самым
сильным
мотивирующим способом обучения.
Проекты, над которыми работают студенты: «Генетическая модель
старения», «Воздействие ИППП (инфекции передающиеся половым путем)
на наследственность человека» и др.
Компьютерные
технологии
и
технологии
мультимедиа
используются на лекциях, при разработке и защите студенческих проектов,
ВКР,
организации
самостоятельной
внеаудиторной
работы
студентов,
проведении тестирования, создании и защите плакатов по профилактике
наследственных и инфекционных болезней.
Что же связывает и объединяет современные педагогические технологии
и методы обучения?
Большинство используемых нами методов носит проблемный характер.
Они
наиболее
адекватны
логике
медицинского
(профессионального,
клинического) сознания и мышления, поэтому они предпочтительны в
период всего обучения студентов в техникуме.
По мере обучения должна возрастать степень самостоятельности т.е. в
начале обучения быть частично-поисковой, а затем приобретать не только
поисковый, но и в ряде случаев исследовательский характер. Функция
технологий состоит в том, чтобы сформировать у студентов:
-
способности
к
творческой
профессиональной
деятельности
и
потребность в ней, развить базовые мыслительные способности, рефлексию;
-
потребности в совершенствовании себя и окружения;
-
развить активную жизненную позицию
-
сформировать высокую мотивацию к работе [3].
Таким образом, педагогические технологии функционирует и в качестве
науки,
и
в
качестве
системы
способов,
принципов
и
регуляторов,
применяемых в обучении, а также в качестве реального процесса обучения.
Список литературы
1.
Гуслова,
М.Н.
Инновационные
педагогические
технологии:
Учебник / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2018. - 672 c.
2.
Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное
обучение / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2018. - 256 c
3.
Эрганова, Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном
обучении: Учебник / Н.Е. Эрганова. - М.: Академия, 2018. - 224 c.