""Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"".
Автор: Остапова Галина Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с 67 Населённый пункт: город Киселевск, Кемеровская область Наименование материала: Статья из опыта работы. Тема: ""Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"". Раздел: дошкольное образование
Организация предметно-развивающей речевой
среды в младшей группе по ФГОС ДОУ.
Важная составляющая в развитии речи младших дошкольников - это создание
предметно-развивающей речевой среды. В своей группе строим предметно-
пространственную среду в соответствии с ФГОС.
Одним из условий полноценного речевого развития является грамотно
организованная развивающая предметно-пространственная среда. Среда должна
быть:
1.
Содержательно-насыщенной.
2.
Трансформируемой.
3.
Полифункциональной
4.
Вариативной.
5.
Доступной.
6.
Безопасной.
В 1-й младшей группе должны быть яркие игрушки разных размеров, предметные
картинки с доступным для детей сюжетом,книги для чтения и рассматривания.
Во 2-й младшей группе можно уже выделить отдельную зону с играми и
материалами по развитию речи.
Это наборы сюжетных картинок, предметные картинки, дидактические игры, игрушки
для развития мелкой моторики, художественная литература, различные виды театра.
Театр - это один из любимых видов деятельности детей. Наши дети умеют
драматизировать сказки: “Теремок”, “Курочка Ряба”,’Репка” и др.
Широко используем театр кукол бибабо,пальчиковый театр и театр на фланели.
Театральная деятельность способствует развитию интонационной выразительности
речи, вызывает положительные эмоции, интерес к перевоплощению.
В музыкальном уголке собраны различные музыкальные инструменты,помогающие
развивать музыкальный слух детей. Используем их в дидактических играх
“Послушаем, что слышно”, “Угадай, что звучит”, “Громче-тише постучи”.
Дети охотно играют на музыкальных инструментах и в подвижные игры с их
использованием, например, “Жмурка с колокольчиком”, “Веселый бубен”.
В группе создан центр сенсорного развития, который способствует развитию мелкой
моторики,тактильных ощущений,зрительного восприятия,слуховых анализаторов,
обоняния и развития всех психических процессов. Здесь собраны крупные мозаики,
пазлы, пирамидки, игрушки-вкладыши, шнуровки, трафареты и др.
В группе оформлен книжный уголок. Разнообразные художественные произведения
оказывают большое влияние на развитие речи детей. Знакомим детей со сказками,
рассказами, беседуем о прочитанном, учим стихотворения. Дети самостоятельно
рассматривают иллюстрации в книгах.
Для развития правильного физиологического дыхания используем такие игрушки и
тренажеры, как : вертушки, дудочки, надувные шарики,султанчики, бабочки, снежинки,
листочки на ниточках, мыльные пузыри.
Немаловажную роль в речевом развитии имеет взаимодействие с музыкальным
работником на музыкальных занятиях. Танцы, игры с пением, музыкальные
упражнения, развивают у детей внимание к речи, т.к. они должны выполнять те или
иные действия, движения в соответствии с инструкцией взрослого. Разучивание и
пение песенок развивает речь, а игра на музыкальных инструментах - слуховое
восприятие детей.
На занятиях по физкультуре, при подборе подвижных игр,физкультурный работник
учитывает тему,которую дети изучают в данный момент. Например: тема “Транспорт” -
подвижные игры “Воробушки и автомобиль”, “Самолеты”, “Поезд”; тема ”Весна” -
“Птички в гнездышках”, “Солнышко и дождик”; тема “Домашние птицы”,значит игры
“Наседка и цыплята”, “Петушок” и т.д.
Значительным фактором в развитии речевой среды является работа с родителями.
Для них предлагается следующая развивающая зона - приёмная, целью которой
является создание единого общества педагогов и родителей.
Она включает в себя:
1.
Информационные стенды с рекомендациями педагогов, консультациями,
памятками.
2.
Папки-раскладушки с рекомендациями по организации режима, досуга детей,
материалы для игр и домашних заданий.
Для больших возможностей развития речи малышей нами была создана
картотека физминуток, мирилок, стихов, чистоговорок, пальчиковых игр, которые мы
активно применяемых в динамических паузах, на занятиях, в утреннее время, перед
обедом, полдником и др. режимных моментах - умывании, одевании, подготовке ко сну.
Богатые возможности для развития речи имеют сюжетные картинки и настольно-
печатные игры. Они позволяют учить детей правильно называть, изображенные
предметы, группировать предметы по форме, размеру, назначению.
Для своевременного развития речи надо как можно раньше приучать детей к
совместной игре. Игровой центр позволяет создавать условия для творческой
деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации
игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений, в которых происходит их
непосредственное речевое общение. Игровые уголки оснащены атрибутами для
сюжетно-ролевых игр с учётом возрастных особенностей детей..
В заключение хочу сказать, что построение предметной среды - это внешнее
условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную
деятельность ребёнка и должна выполнять образовательную, воспитывающую,
организационную, коммуникативную функции.