Автор: Квашина Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Васькинской ООШ
Населённый пункт: п. Васькино, г.о.Чехов, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Знаки препинания при однородных членах предложения, имеющих обобщающее слово"
Раздел: среднее образование
0
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Васькинская основная общеобразовательная школа
Знаки препинания при однородных
членах предложения, имеющих
обобщающее слово.
(урок русского языка в 5 классе)
Квашина Ирина Викторовна,
учитель русского языка
и литературы
1
Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения, имеющих
обобщающее слово.
Цель:
познакомить
учащихся
с
правилом
постановки
знаков
препинания в
предложениях с однородными членами, когда в нем есть обобщающее слово;
познакомить с условиями выбора этой пунктограммы.
Ход урока.
№
Содержание урока
Примечание
1.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня я бы хотела начать урок словами
Самуила Яковлевича Маршака:
И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим
поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный,
емкий, умный язык. В нем самом есть уже все элементы
искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка
слов, словесная живопись.
- Как вы понимаете это выражение?
- Как вы думаете, почему я начала урок с этого выражения?
Слайд № 1
2.
Проверка домашнего задания.
Упражнение 478, 479 (на выбор).
Русский язык. 5
кл. : учеб. для
общеобразоват.
учреждений /
M. М.
Разумовская [и
др.] ; под ред.
M. М.
Разумовской, П.
А. Леканта. - М.
: Дрофа, 2010.
3.
Актуализация опорных знаний.
1. Работа в группах.
Расставить знаки препинания, разобрать предложения.
1 группа.
В осеннем лесу мы можем увидеть багряные, алые,
оранжевые, коричневые листья клена.
Слайд № 2
2
Там лес и дол видении полны.
А.С.Пушкин
2 группа
Божьи коровки, стрекозы, бабочки, кузнечики радовались
солнцу и теплу.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Ф.И.Тютчев
3 группа
Гвоздики, розы, гладиолусы, астры выращивают в теплицах
цветоводы.
И воет, и свищет, и бьет, и шипит волна за волной.
В.А.Жуковский
2. Беседа с классом.
- Какие члены предложения называются однородными?
- Расскажите о постановке знаков препинания при однородных
членах предложения?
- Замените выделенные слова одним словом?
Такие слова, которые дают общее название предметам,
признакам называются обобщающими. Сегодня на уроке мы
познакомимся с вами с понятием «обобщающее слово».
Формулирование темы урока. Его целей.
Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 5
4.
Объяснение нового материала.
1. Работа в группах.
Разобрать предложения, определить части речи.
1 группа.
В осеннем лесу мы можем увидеть разноцветные листья клена:
багряные, алые, оранжевые, коричневые.
Слайд № 6
3
2 группа
Божьи коровки, стрекозы, бабочки, кузнечики – все
насекомые радовались солнцу и теплу.
3 группа
Разные цветы : гвоздики, розы, гладиолусы, астры -
выращивают в теплицах цветоводы.
2. Беседа с классом.
-Назовите обобщающее слово.
-Каким членом предложения является обобщающее слово?
-Какой часть речи оно является?
Вывод: обобщающее слово явлется тем же членом
предложения, той же частью речи (или местоимением), что
и однородные члены предложения.
Сделать вывод о постановке знаков препинания.
Составление схемы.
О: О, О, О.
О, О, О, - О.
О: О, О, О -
3. Работа с учебником.
Чтение правила.
Слайд № 7
5.
Работа над темой урока.
1. Работа с учебником.
Упражнение 484 (коллективно у доски).
2. Выполнение упражнений.
1. Закончите данные предложения, расставив правильно знаки
препинания.
1) С приходом осени улетают на юг птицы__
Слайд № 8
4
2) Многие грибы______растут в лесу.
3) Летом я прочитал разные книги__________
2. Физкультминутка.
Слушайте задания. Найдите на столе цветной лист. Что, нет его на
парте? Давайте поищем вместе.
Повернитесь назад и поищите на спинке стула. Нет?
Наклонитесь вправо и посмотрите по сторонам. Нет?
Наклонитесь влево и посмотрите по сторонам. Нет?
Тогда поищите ладошками под крышкой стула, поищите под
партой. Нашли? Вот и хорошо.
Разделение на группы.
3. Работа в группах.
1 группа
Списать, вставляя пропущенные буквы. Расставить знаки
препинания. Однородные члены подчеркнуть
На кустах и на тропинке
на м...лоденькой р...бинке
и на парковой качели
всюду вороны сидели
Ах, какое это чудо!
Лист?ев множество повсюду
(на) асфальте на скамье
просто на сырой земле.
2 группа
Дополнить предложения однородными членами; найти
обобщающее слово, выделить его, однородные члены
подчеркнуть, построить схему.
Все дышит первыми весенними запахами.
Из-за тумана я ничего не вижу.
Постепенно я различаю в темноте предметы.
Все слилось в каком-то волшебном концерте.
Слайд № 9
Слайд № 10
Слайд № 11
5
3. Графический диктант (самопроверка).
Ни дождь, ни ветер, ни холод — ничто не могло остановить
юных туристов. Дорога постоянно меняла уклон: то поднима-
лась вверх, то опускалась. Ребятам приходилось сложно в лю-
бое время: и утром, и вечером, и даже ночью. Но смелость,
умение дружить, терпение — лучшие человеческие качества по-
могли им в походе.
О, О, О, - О.
О: то О, то О.
О: и О, и О, и О.
О, О, О – О.
4. Кроссворд.
Отгадайте кроссворд. Составьте предложение со словами.
1) Раздел науки о языке, изучающий звучащую речь.
2) Раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и
предложений.
3)Словарный состав языка.
4) Раздел науки о языке, изучающий буквы.
Слайд № 12
Слайд № 13
6.
Подведение итогов урока (рефлексия).
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как высказывание, которое я прочитала вначале, связано с
уроком?
Слайд № 14
7.
Домашнее задание.
Упражнение на выбор 485 или 486.
6
1) Раздел науки о языке, изучающий
звучащую речь.
2) Раздел науки о языке, изучающий
строение словосочетаний и предложений.
3)Словарный состав языка.
4) Раздел науки о языке, изучающий буквы.
4)
3)
1)
2)
7
4)Г
3)Л
Р
1)Ф О
Н
Е
Т
И
К
А
К
Ф
С
И
2)С
И
Н
Т
А
К
С
И
С
К
А
А
8