Автор: Косинова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Васькинской ООШ
Населённый пункт: п. Васькино, г.о.Чехов, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль школьного музея в патриотическом воспитании современных школьников"
Раздел: начальное образование
0
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Васькинская основная общеобразовательная школа
Роль школьного музея в
патриотическом воспитании
современных школьников.
Новые музейные технологии.
Косинова Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
1
Роль школьного музея
в патриотическом воспитании современных школьников.
Патриотическое
воспитание
подрастающего
поколения
всегда
являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и
юность — самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное
формирование у обучающихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из
важнейших черт всесторонне развитой личности. У
школьников
должно
вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к
его
великим
свершениям
и
достойным
страницам
прошлого.
Многое
требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Музей
–
это
хранитель
памяти,
а
историческая
память
важна
и
необходима – во все времена и в любом государстве.
Любви к Родине нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом.
Для этого нужна соответствующая деятельность обучающихся. Поисково-
исследовательская деятельность школьника – основная форма краеведческой
работы
на
базе
музея.
И
в
этом
школьный
музей
–
одно
из
самых
действенных орудий воспитания патриотизма, любви к своей земле.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании
музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров,
конференций способствует заполнению их досуга. Во-первых, в процессе
исследовательской
деятельности
обучающиеся
овладевают
различными
приемами
и
навыками
краеведческой
и
музейной
профессиональной
деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных
дисциплин,
не
предусмотренных
школьной
программой.
Кроме
того,
обучающиеся постигают азы исследовательской деятельности. Во-вторых,
музейная работа позволяет развивать качества так необходимые в жизни:
коммуникабельность и речь, умение общаться с людьми разных возрастов и
социальных групп, формировать ответственность и инициативность. Учит
правильно
организовать
свободное
время.
А
это
уже
нравственные
категории.
Школьный
музей
не
должен
ограничиваться
одной
поисковой
деятельностью. К работе музея относятся конференции, митинги, конкурсы
2
патриотической
песни,
фольклорные
праздники,
митинги,
вечера
встреч
выпускников
школы.
Такой
широкий
спектр
позволяет
привлечь
к
активной деятельности многих школьников и помогает превратить школьный
музей в центр гражданско-патриотического воспитания.
Любовь к Родине незаметна. О ней не кричат на всех углах. Она
рождается от щемящего чувства причастности к тому, что происходило до
тебя и будет происходить после. От веры, что история твоей школы, твоего
города, история нашей страны - твоя личная история. Вот почему так важен
настоящий живой школьный музей.
Таким образом, именно школьный музей играет огромную роль в
воспитании
у
подрастающего
поколения
таких
качеств,
как
гражданственность и патриотизм, способствует развитию их гражданской
компетентности, самостоятельности.
Главное,
что
дает
школьный
музей,
духовное, нравственное воспитание, чего так не хватает сегодня, учит не
быть «Иваном, не помнящим родства», любить свои корни, свою Родину,
гордиться
подвигами
своих
земляков
и
брать
с
них
пример.
Помогает
ребенку прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, помогает
задуматься
над
тем,
что
его
окружает:
над
семейной
реликвией
и
собственной родословной, кто он есть и зачем живет, что он оставит своим
потомкам.
Интерактивные и мультимедийные технологии в музее
Внедрение мультимедийных и интерактивных технологий в музейное
пространство - тема, всё больше набирающая популярность. И как любая
растущая отрасль, имеет ряд моментов, о которых ведутся жаркие споры.
Нужно
ли
привносить
технику
в
пространство
музея,
такое
традиционное и душевное? Ответ неоднозначен.
«Нет» - если мультимедиа живет своей жизнью внутри музея (или
просто "стоит", а не живет вовсе), а при этом еще и выглядит как "куча
телевизоров/металла".
И
безусловное
«Да»!
-
если
мультимедиа
-
хорошо
продуманный
инструмент,
несущий
информационно-познавательный
и
впечатляющий
эффект.
Важно
не
увлекаться
технологиями
ради
технологий,
привлекать
внимание, но не отвлекать посетителя от музейного предмета.
3
Чем мультимедиа может помочь музею
1) Добавить в восприятие впечатление.
При
общей
информационной
загруженности
общества,
яркая
подача
информации об экспонате или музейной теме в виде авторских инсталляций
с
применением
мультимедиа-технологий
позволяет
оставить
в
памяти
больше впечатлений о предмете и в целом создать более заинтересованное
ощущение от посещения музея (Пример - интерактивная мультимедийная
книга с «оживающими» страницами)
2
) Запоминающимся и наглядным образом показать те предметы, которые
вживую показать невозможно.
Есть
масса
экспонатов,
которые
сложно
или
невозможно
показать
посетителю
в
реальности
(т.к.
хранятся
в
фондах/
утеряны/слишком
маленького
или
большого
размера
и
т.д.).
Здесь
на
помощь
приходят
инсталляции. То же касается и рассказа о процессах, которые невозможно
смоделировать в условиях музейного пространства.
3) Донести в наглядной форме разную информацию для разной аудитории.
Профессиональный экскурсовод не будет одинаково вести рассказ для
старшеклассников и малышей, для профессионалов и любителей, для тех, кто
пришёл в музей первый раз и тех, кто хочет услышать что-то новое. То же
касается и мультимедийных инсталляций индивидуального использования.
Каждый может выбрать себе тот контент, который наиболее соответствует
его интересам.
4) Осуществлять коммуникацию с посетителем
Как видно, мультимедиа - это совсем не только «экраны и тач-панели»,
а
разнообразный,
яркий
инструмент,
который
при
умелом
обращении
обогатит музейную экспозицию, а самое главное, усилит интерес посетителя
к теме экспозиции.
Остаётся добавить, что интерактивные инсталляции в музее - это лишь
часть общей картины. Важно гармоничное сочетание многих элементов -
мультимедиа, интерактив, свет, звуковое сопровождение, дизайн интерьера, -
всё должно быть собрано в единую картину.