Напоминание

"Детская литература как средство формирования нравственных норм у детей среднего дошкольного возраста"


Автор: Запрялова Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 108
Населённый пункт: г.Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов .
Тема: "Детская литература как средство формирования нравственных норм у детей среднего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ Детский сад 108

Мастер – класс для педагогов

«Детская литература как средство формирования нравственных норм у детей

среднего дошкольного возраста»

Подготовила и провела: Воспитатель I категории: Запрялова Е.С

Дзержинск 2020

Цель: передача опыта использования технологии «Сказкотерапия» в воспитании

нравственных норм у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Дать педагогам элементарные представления о назначении сказкотерапии, как

нетрадиционной форме работы с дошкольниками в воспитании нравственных

норм

2. Вызвать интерес к сказкотерапии, повысить профессиональную

компетентность педагогов в её применении.

3. Создать условия для включения всех участников в активную деятельность.

4. Создать позитивный эмоциональный настрой.

Вступление : Приветствую вас, коллеги! Как приятно видеть всех вас сегодня на

мастер-классе, посвященном духовно-нравственному воспитанию детей

дошкольного возраста через сказку.

Но, прежде чем мы начнем активно работать, давайте узнаем для чего мы

сегодня собрались.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

- Сложилась удачно ваша судьба,

В игрушки играете вечно вы? (да)

- Так вы педагоги, вот ваша стезя?

А девиз ваш: «Учиться везде и всегда?» (да)

- Скажите, хотели прийти вы сюда,

Чтоб что-то узнать, что-то взять для себя? (да)

- А может нам просто устроить обед?

Заманчиво было бы? Скажем мы (нет)

- Сейчас хочу слышать честный ответ,

Детей вы любите или нет? (да)

- Чтоб деткам своим быть подмогой всегда

Нужно быть всегда в тренде, правильно? (да)

- Кошмар нам знаком со студенческих лет,

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

- Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

- Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Можно начать.

Шаг 1 – Теоретический - Презентация опыта

Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной

культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в

проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие,

сопереживание, толерантность, готовность понять другого. Все чаще

наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между

людьми, что делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно

необходимым. Очень важно, чтобы дети умели сострадать другим людям, быть

милосердными. Я думаю в наших силах помочь детям задуматься над

поступками людей и понимать, почему нужно быть таким, поступать так, а не

иначе. Давая возможность детям раздумывать над поступками, мы развиваем их

самосознание.

Слайд 1:

Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно

основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло.

Язык сказки понятен ребенку, позволяет просто и доступно объяснить малышу

разницу между плохим и хорошим. Помогать усвоению детьми духовно-

нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие –

вражда, трудолюбие – лень, В сказках черпается первая информация о

взаимоотношениях между людьми. Именно народные сказки сохранили ту

общую человеческую мораль, которую, сегодня многие растеряли. В них

отражены «уникальные традиции и опыт творчества». При чтении и

разыгрывании сказок особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь

о взаимовыручке, восстановлении справедливости (как, например, в сказке

«Заюшкина избушка), торжестве правды над обманом -«Лисичка со скалочкой»,

об опасности зазнайства и стремления к «легкому хлебу»( «Заяц - хваста») , как

дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые

побеждают («Волк и семеро козлят). Сказка не дает прямых наставлений детям

– «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без

разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно

воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка

«Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка

«Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в

беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из

сложной ситуации. Наказ «слушаться родителей» звучит в сказках «Гуси -

лебеди». Страх и трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики»,

хитрость – в сказках «Лиса и журавль». Трудолюбие в народных сказках всегда

вознаграждается «Крошечка – Хаврошечка», мудрость восхваляется - «Мужик и

медведь». Забота о близком поощряется - «Бобовое зернышко.

Развивая перед детьми картину действенной упорной борьбы со злом,

угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной

цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное

торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей

сильных, бодрых, способных преодолеть трудности. Сказка учит жить. Без

сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все

желания.

Слайд 2:

С этой целью я использую в работе с детьми сказкотерапию.

Привлекательность сказкотерапии заключается в том, что, погружая ребёнка в

сказочную ситуацию, педагог легко может заинтересовать ребёнка решением

разного рода задач, способствующих его развитию. Сказка позволяет сделать

процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, ребёнок

эмоционально готов к восприятию нового: сосредоточен, вовлечён,

заинтересован.

Цели и задачи сказкотерапии:

Цель:

· активизация мышления

· расширение сознания ребенка

· совершенствование его взаимодействия с окружающим миром

· восстановление адекватного поведения ребенка с помощью различных

«сказочных» приемов.

Задачи:

1.Обучающие задачи

* снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

* развитие умения преодолевать трудности и страхи;

* выявление и поддержка творческих способностей;

* формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

* развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной

коммуникации;

* передача ребенку основных жизненных принципов и закономерностей.

Слайд 3: Сказкатерапия - язык души.

Время проведения сеанса. Занятия достаточно проводить один раз в неделю.

Наиболее подходит для такого общения время перед дневным сном. В младшей

и средней группе длительность ее не должна превышать 15-20 минут, а в

старшем дошкольном возрасте сказкотерапия может достигать до 25-30 минут.

Методы работы со сказкой. В комплексной сказкотерапии применяют

различные методы работы со сказкой: рассказывание, рисование, сочинение,

изготовление сказочных персонажей, театрализованное представление сказки и

др. Каждая из этих методик сказкотерапии имеет свои плюсы и свой

терапевтический эффект. Рисование (изотерапия) и сочинение сказки помогает

развить воображение, изготовление кукол – вырабатывает моторику рук,

действует успокаивающее и т.д.

Способ подачи сказочного материала:

· Можно рассказывать сказку, задавая вопросы ребенку в пиковых ситуациях:

«как ты думаешь, почему герой поступил так?», «тебе понравился его

поступок?», «как бы ты поступил на его месте?»

· Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее

небольшие фрагменты по очереди.

· Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку

на заданную тему.

· Еще одним вариантом может стать рассказывание известной сказки от лица

различных персонажей.

Правила работы:

Проводя занятия по сказкотерапии, педагог должен учитывать основные

правила работы:

1. Места для занятий должно быть много. На полу необходим больших размеров

ковер.

2. В процессе расслабления детям не рекомендуется двигаться, разговаривать,

задавать вопросы.

3. В ходе занятия детям периодически дается возможность говорить о своих

ощущениях, но иногда предлагается просто молча «послушать себя».

4. Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это - момент

волшебства, таинства, «наполнения собой».

5. Текст сказки образует связующее звено между упражнениями и создает

определенную атмосферу.

6. Все атрибуты сказок, любую наглядность можно варьировать и заменять

другими образами и предметами.

7. Необходимо помнить, что все выполняемое детьми, все их слова, движения

являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными.

Этапы работы со сказкой:

1. Ритуал «вхождения в сказку».

2. Чтение сказки. 3. Обсуждение сказки.

4. В конце занятия – ритуал «выхода из сказки».

5. Рефлексия

Рекомендации к применению сказкотерапии:

1. Нет противопоказаний. Психологи рекомендуют даже взрослым

периодически прибегать к методу сказкотерапии. Что уж говорить о влиянии

сказкотерапии на детей. На свете существует такое количество сказок, что

обязательно найдется вариант, который поможет справиться с конкретной

проблемой.

2. У разного возраста свои особенности.

· Для воспитания ребенка 3-5 лет лучше подбирать сказки, в которых четко

видно, кто хороший, а кто — плохой, где черное, и где — белое. Ребенок еще не

умеет различать нюансы и полутона. Стоит избегать сказок в которых

романтизируется образ жизни разбойника и т.п. — ребенок может вынести из

них не то, что вы ожидаете, и воспитание сказкой будет неэффективным.

Минутка вхождения в сказку «Сердце». ( стоя)

Я приглашаю Вас в путешествие, а помогать нам в путешествии будет наше…

сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее,

доверчивое и радостное. Я, думаю, что каждого из вас такое сердце. А теперь

положите правую ладонь на себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо

послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце… Попросите свое сердце

дать вам силу для путешествия по сказке. Молча про себя… получилось?

Молодцы. Поблагодарите свое сердечко.

Игра «Теплые сердечки»

Играющие берут сердечки, пишут на них пожелания любому участнику мастер

– класс, не подписывая их и кладут их в волшебный сундучок добра. А что с

ними будет потом, мы узнаем в конце нашего мастер – класса.

Шаг 2: Практический – « Кладовая сказок»

I. Ведущая: Полюбуйтесь, гости милые, что за диво дивное я вам приготовила.

(Показывает мешочек средней величины, на одной стороне аппликация –

веселое лицо, на другой – грустное. Мешочек завязан лентой.)

Кто угадает, что в мешке? Нипочем не догадаетесь! Мешок мой не простой: он

не полный и не пустой. Он и легкий, и тяжелый, он и грустный (показать

аппликации), и веселый! Хотите знать, что в нем?

Из-под города Рязани.

Покатились с горки сани,

Бабушка на передке.

Едет с мешком в руке!

Завязан мешок завязками…

С чем мешок-то?

Все: – Со сказками!

– А как они туда попали?

– А было это в старину,

Когда задумал дед Егор залезть на Луну,

Тогда сказки по воздуху летали,

Друг друга за крылышки хватали,

А я за ними на золотом коне скакала.

Да в мешок сказки собирала.

Это присказка, а сказка впереди будет…

– Бабушка, развяжи, бабушка, расскажи!

– Я и сама мешок открыть хотела, но не сумела!

Чтоб завязки развязать,

Загадки нужно отгадать.

Мне загадки отгадывать нравится,

Но без вас мне, ребята, не справиться!

Как отгадаем загадку,

Сразу увидим отгадку.

Все загадки отгадаем —

Сказку сказывать станем.

II. Сейчас проверим, как Вы знаете сказки.

Я начинаю сказку, а вы продолжайте.

Жили-были кот да ……..

Жили они в лесу, в избушке. Кот уходит в лес дрова рубить, а ….. одного

оставляют.

Уходит — строго наказывает:

Я пойду далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; когда придет

лиса, в окошко не выглядывай.

Проведала лиса, что кота дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и

запела:

Дети, помогите мне, пропойте песенку лисы:

Петушок, петушок —

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

- Как вы думаете, из какой сказки кот, лиса и петух? (Слайд )

- какая в сказке лиса?

- как вы догадались, что она хитрая?

- а петушок какой?

Следующая сказка :

(Добрый доктор __________!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор _________!)

- как называется эта сказка? « Доктор Айболит» ( Слайд )

-чему учит эта сказка?

-какой доктор Айболит?

-почему вы так считаете?

-хотели бы вы быть похожим на него? Почему?

Еще одна сказка:

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка _________.

Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и

__________. Пошла Машенька в лес с подружками. Кустик за кустик, да и

заблудилась. Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не откликаются.

- скажите, как называется эта сказка?

-чему она нас учит? « Маша и медведь» ( Слайд )

А теперь послушайте отрывок из казахской народной сказки:

Встретились как то богатый бай в теплой шубе на красивом коне и бедняк в

рванном халате на хромой кабыле. Бай очень замер, а бедняку не холодно,

потому что мороз в одну дырку влетает, а в другую вылетает.

-как называется эта сказка?

-кто главный ее герой?

-какой у него характер?

-какова мораль этой сказки? «Чудесная шуба» ( Слайд )

Название сказок вы знаете хорошо, а сможете ли вы угадать героев сказки? – Я

расскажу о том, почему это со мной случилось.

. Я круглый, пышный , мягкий. Немного озорной, по этому не послушался

родителей и убежал от них. Но я веселый и люблю петь. Я спел песню почти

всем жителям леса. Но одна рыжая красавица была голодна. Я ее пожалел и

прыгнул к ней на язычок, чтобы она меня съела. Иначе я бы зачерствел и стал

сухарем.(Русская народная сказка «Колобок»)( Слайд)

- Встретил голодный волк овцу.

-Овца, я тебя съем!

- Ну чтож, если такова моя участь, я согласна. Только разреши мне попращаться

со своими детьми.

Согласился глупый волк. А овца убежала в стадо и все рассказала пастуху.

Пастух пришел и отлупил волка «Глупый волк» ( Слайд )

-Выходит девочка и плачет .-Что с тобой ?»Как мне не плакать? Скоро батюшка

с матушкой вернутся. А я братца потеряла. Не углядела за ним»

(Русская народная сказка « Гуси –лебеди» (Слайд

- Герой этой сказки веселый человечек. Он все время, что- нибудь придумывает,

всегда находит выход из сложной ситуации. Он не любит подчиняться

девочкам. Автор сказки жил в Росси. У героя есть друзья и враги. Сделан из

необычного материала – дерева. ( «Буратино») (Слайд

Разминка»снежный ком»

Мы еще раз убедились, как хорошо вы знаете сказки.,

Пришло время волшебства. То что было чудом раньше, сейчас- самые

обыкновенные вещи.

Мы с Вами поиграем в слова.

Игра Я называю сказочный предмет. А вы должны догадаться. Во что

превратились эти чудеса

-Гусли- самогуды ( магнитофон) ( Слайд)

-Ступа ( самолет, ракета) ( Слайд))

- Чудо-зеркало - ( телевизор) (Слайд)

-Перо- жар- птицы –( лампа) –( Слайд)

-Клубок ниток указывающий дорогу..( компас) ( Слайд)

Рефлексия:

Ведущий: А теперь давайте вернемся к нашему волшебному сундучку. По

очереди вытаскиваем пожелания, читаем их и прикрепляем к этому большому

сердцу.( выполняют). Таким образом, наши маленькие сердца превратились в

одно большое, любящее сердце.

Обратная связь:

Уважаемые педагоги! Сегодня на мастер-классе, мы познакомились с понятием

«Сказкотерапия», рассмотрели основные этапы работы со сказкой. Считаете ли

вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями вы

можете поделиться?

Используемая литература:

1. Васькова О.Ф. Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи

дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2011 г.

2. Карпов А. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них

сказки. – Санкт-Петербург «Речь», 2008 г.

3. Короткова Л,Д. Духовно – нравственное воспитание средствами авторских

сказок

4. Сертакова Н.М.Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе

с детьми дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2012 г.

5. Т. Г. Перетяни. Специальная педагогика и коррекционная психология, 2010 г.



В раздел образования