Напоминание

Организация работы по развитию речи с детьми ОВЗ в контексте ФГОС ДО


Автор: Васильева Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №40
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы по развитию речи с детьми ОВЗ в контексте ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация работы по развитию речи с детьми ОВЗ

в контексте ФГОС ДО

Речь - великая сила: она убеждает, обращает, принуждает.

Р. Эмерсон

Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку

познать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать

их для передачи последующим поколениям.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как

«узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление,

воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения,

познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям

воспитания и обучения.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка,

становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым

условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в

максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному

языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения

встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для

полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения

данной проблемы ежегодно в годовой план ДОО включаются задачи речевого развития

дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные

мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического

процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития

детей.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач нашего

детского сада, в нашем детском саду создана компенсирующая группа для детей с

нарушениями речи (диагнозом ОНР 1-3 уровня, ФФН, у некоторых детей диагноз

Дизартрия).

Разнообразие методов обучения и организация детской деятельности приобретает в

логопедической работе особое значение. Не секрет, что она предполагает достаточно

много однообразных упражнений, нацеленных на отработку и закрепление тех или иных

речевых конструкций. Поэтому от методической грамотности учителя – логопеда,

специалистов и воспитателя, их желания и способности найти разные, непохожие один на

другой способы организации детской деятельности и общения в этих условиях напрямую

зависят сроки, характер и результат коррекционной работы.

Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет

поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с

максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

создание развивающей предметно-пространственной среды;

целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым

развитием детей во всех видах детской деятельности;

повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития

дошкольников;

изучение состояния устной речи детей;

участие родителей в речевом воспитании детей.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева.

Мы постарались организовать развивающее пространство группы так, чтобы каждый

ребёнок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели.

Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных

занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной

активности, что предупреждает умственное утомление, способствует

здоровьесбережению. Кроме того, создавая коррекционно-развивающую среду группы,

мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной,

подвижной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности.

Компенсирующая группа представляет собой "сказочную страну", в которой дети учатся

красивой и правильной речи. Каждый центр группы отграничен от остального

пространства с помощью мебели или воздушного зонирования и имеет своего радушного

хозяина, способного многому научить детей.

Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы

дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в

движении и в общении. Компенсирующая группа оснащена современным игровым

оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный

материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и

провоцирующий речевую активность.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в группе

оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию.

Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для

организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных

упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого

выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования

грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой

моторики.

В работе с детьми применяются игровые технологии, цель которых развивать

фонематические процессы у дошкольников с нарушением речи. Опыт показывает, что

реализация системы использования игровых технологий повышает эффективность

предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов. В процессе

специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми позволяет методически

обогатить само понятие «коррекционно-речевой процесс» как интересную, разнообразную

и одновременно – целенаправленную и систематическую совместную деятельность

ребенка и педагога – самые разные речевые упражнения и игры, беседы, рассматривание

картинок и книжных иллюстраций, предметно-практическую, театрализованную

деятельность и др.

Но для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно

только занятий с учителем - логопедом. Необходимы дополнительные упражнения с

воспитателем группы детского сада, родителями. Мы разработали план мероприятий для

профилактики и коррекции нарушений речи детей, начиная со средней группы:

Развитие артикуляционной моторики;

Развитие мелкой моторики и координации движений;

Обогащение словарного запаса;

Формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

Формирование грамматического строя речи;

Формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой;

Обучение грамоте.

Изучив множество различных методик, предложений, мы разработали методические

рекомендации и пособия для воспитателей по использованию артикуляционной

гимнастики в детском саду, куда вошли:

- требования к выполнению артикуляционной гимнастики;

- «Сказки о Веселом Язычке», стихи для артикуляционной гимнастики, различные

веселые истории и приключения Язычка;

- упражнения для губ, динамические, статические упражнения для языка (с описанием

положения артикуляционных органов при выполнении этих упражнений);

- комплексы артикуляционных упражнений для основных групп звуков: свистящих,

шипящих, сонорных. Со всеми этими материалами воспитатели, были ознакомлены на

педагогическом совете, для них проводились консультации и для родителей проводились

общие и индивидуальные консультации.

Взаимодействие специалистов ДОО включает в себя, прежде всего осознание педагогами

себя как части команды единомышленников, объединенных одними целями и задачами

работы с детьми.

Положительную роль в работе с детьми, в коррекционной группе, играют совместные

занятия учителя - логопеда и инструктора по физической культуре. Объединяются две

образовательные области: «физическое развитие» и «речевое развитие». Данный принцип

является инновационным для дошкольного образования и обязывает коренным образом

перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза,

объединения образовательных областей, который предполагает получение единого

целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных

качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.

При правильной интеграции физического и речевого развития можно не только укрепить

здоровье, но и скорректировать имеющиеся нарушения моторики, предупредить

формирование неправильных двигательных стереотипов.

Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,

положительную роль играют совместные занятия учителя- логопеда и музыкального

руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального

фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение

эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более

интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова,

движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и

регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную

деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые

функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую

функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы

запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум

направлениям: коррекционно-развивающее; информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу учитель - логопед, и музыкальный руководитель учитывают:

структуру речевого нарушения;

индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;

всесторонне развивают личность дошкольника.

И учитель - логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к

проведению совместных занятий с детьми.

Одним из существенных факторов повышения результативности работы педагогов

является включение в нее родителей, других членов семьи. В период дошкольного детства

семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего

дошкольное учреждение. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в

семье необходимых мероприятий коррекционной направленности значительно пополняют

репертуар возможностей воспитателя.

Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно

решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в

свою работу. Помощь родителей в обучении правильной речи просто необходима.

Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным;

педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в

нем родителей, которые все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во

время занятий с учителем - логопедом и воспитателями, закрепляют их в повседневной

жизни.

Задача педагогов в работе с детьми с ОВЗ состоит в том, чтобы помочь родителям

осознать свою роль в процессе развития, выбрать правильное направление домашнего

обучения, вооружить определенными знаниями, умениями и некоторыми приемами

преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием задания для

домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Формы взаимодействия с родителями включает в себя:

родительские собрания

групповые консультации

беседы

индивидуальные беседы об особенностях развития их ребенка

анкетирование

проведения совместных мероприятий

показ открытых занятий

информационные выставки

Первое собрание для родителей проводится в июне, когда компенсирующая группа

скомплектована. В доступной форме объясняем родителям суть речевого дефекта детей.

Первая встреча позволяет установить контакт с родителями, где происходит сбор

анамнеза, цель которого:

1. Выявить сведений о ребенке, его психическом и физиологическом состоянии на

момент его рождения и развития в раннем детстве.

2. Выяснить в каких условиях воспитывался ребенок и его наследственность.

Второе родительское собрание проводится в конце сентября по результатам

обследования логопеда и воспитателей группы. На этом собрании родители знакомятся с

выводами педагогов и состоянием знаний детей в различных видах деятельности.

Учитель-логопед дает рекомендации по организации ежедневных занятий с ребенком

дома и по индивидуальной тетради. В этой тетради, родители, после занятий с ребенком

оставляют свою подпись, по которой можно проследить, занимаются родители с ребенком

дома или нет.

Третье родительское собрание проводится в январе. На собрании, совместно с

воспитателями, информируем родителей, об итогах обучения детей за истекший срок. На

этом собрании учитель-логопед проводит открытое занятие.

Четвертое родительское собрание проводится в мае по итогам коррекционного обучения

и заключения ПМПК. На собрании даются рекомендации на лето по закреплению

полученных знаний. Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе с

воспитателями и родителями, являются консультации. Это своеобразный всеобуч

родителей.

Темы консультаций могут быть следующие:

Артикуляционная гимнастика.

Развитие мелкой моторики

Речевые игры дома.

Учите ребенка запоминать.

Постановка и автоматизация отдельных групп звуков.

Обучение детей с ОНР.

Готовность детей к звуковому анализу.

Обучение детей грамоте с ОНР

Пальцы помогают говорить

Обогащение словаря ребенка.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Упражнения пальчиковой гимнастики, и другие

Консультации могут быть фронтальные и индивидуальные.

Родители в течение года могут посещать занятия, проводимые учителем-логопедом,

воспитателями, специалистами.

В уголке для родителей, создан экран звукопроизношения, где выставляются фишки, по

мере постановки и исправления звуков речи каждого ребенка, размещена папка –

передвижка, в которой можно посмотреть и вспомнить, какие упражнения нужно

проводить с ребенком дома, выставляются книги, рекомендованные для занятий с

ребенком, существует «тетрадь связи логопеда с родителями», где учитель - логопед

записывает задания на дом по выполнению и закреплению знаний, полученных на

фронтальных занятиях. Проводятся родительские «пятиминутки», где учитель - логопед

показывает, как нужно заниматься с ребенком дома.

Для работы с родителями составлен перспективный план с целью

1. пропагандировать необходимость коррекционной работы.

2. обучать родителей:

правильному проведению артикуляционной гимнастики и пальчиковой

гимнастики.

приемам постановки звуков, их автоматизации и дифференциации.

развитию памяти, внимания, мышления.

Только совместная работа учителя - логопеда, специалистов, воспитателей и родителей,

направленная на осуществление общих задач, дает основание рассчитывать на

положительные результаты.

Мы всегда должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему

высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его

поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее

гармонично развита.



В раздел образования