Автор: Васильева Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №40
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы по развитию речи с детьми ОВЗ в контексте ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Организация работы по развитию речи с детьми ОВЗ
в контексте ФГОС ДО
Речь - великая сила: она убеждает, обращает, принуждает.
Р. Эмерсон
Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку
познать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать
их для передачи последующим поколениям.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как
«узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление,
воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения,
познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям
воспитания и обучения.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка,
становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым
условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в
максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному
языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения
встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для
полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения
данной проблемы ежегодно в годовой план ДОО включаются задачи речевого развития
дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные
мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического
процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития
детей.
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач нашего
детского сада, в нашем детском саду создана компенсирующая группа для детей с
нарушениями речи (диагнозом ОНР 1-3 уровня, ФФН, у некоторых детей диагноз
Дизартрия).
Разнообразие методов обучения и организация детской деятельности приобретает в
логопедической работе особое значение. Не секрет, что она предполагает достаточно
много однообразных упражнений, нацеленных на отработку и закрепление тех или иных
речевых конструкций. Поэтому от методической грамотности учителя – логопеда,
специалистов и воспитателя, их желания и способности найти разные, непохожие один на
другой способы организации детской деятельности и общения в этих условиях напрямую
зависят сроки, характер и результат коррекционной работы.
Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет
поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с
максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:
создание развивающей предметно-пространственной среды;
целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым
развитием детей во всех видах детской деятельности;
повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития
дошкольников;
изучение состояния устной речи детей;
участие родителей в речевом воспитании детей.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева.
Мы постарались организовать развивающее пространство группы так, чтобы каждый
ребёнок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели.
Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных
занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной
активности, что предупреждает умственное утомление, способствует
здоровьесбережению. Кроме того, создавая коррекционно-развивающую среду группы,
мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной,
подвижной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности.
Компенсирующая группа представляет собой "сказочную страну", в которой дети учатся
красивой и правильной речи. Каждый центр группы отграничен от остального
пространства с помощью мебели или воздушного зонирования и имеет своего радушного
хозяина, способного многому научить детей.
Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы
дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в
движении и в общении. Компенсирующая группа оснащена современным игровым
оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный
материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и
провоцирующий речевую активность.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в группе
оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию.
Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для
организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных
упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого
выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования
грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой
моторики.
В работе с детьми применяются игровые технологии, цель которых развивать
фонематические процессы у дошкольников с нарушением речи. Опыт показывает, что
реализация системы использования игровых технологий повышает эффективность
предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов. В процессе
специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми позволяет методически
обогатить само понятие «коррекционно-речевой процесс» как интересную, разнообразную
и одновременно – целенаправленную и систематическую совместную деятельность
ребенка и педагога – самые разные речевые упражнения и игры, беседы, рассматривание
картинок и книжных иллюстраций, предметно-практическую, театрализованную
деятельность и др.
Но для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно
только занятий с учителем - логопедом. Необходимы дополнительные упражнения с
воспитателем группы детского сада, родителями. Мы разработали план мероприятий для
профилактики и коррекции нарушений речи детей, начиная со средней группы:
Развитие артикуляционной моторики;
Развитие мелкой моторики и координации движений;
Обогащение словарного запаса;
Формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
Формирование грамматического строя речи;
Формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой;
Обучение грамоте.
Изучив множество различных методик, предложений, мы разработали методические
рекомендации и пособия для воспитателей по использованию артикуляционной
гимнастики в детском саду, куда вошли:
- требования к выполнению артикуляционной гимнастики;
- «Сказки о Веселом Язычке», стихи для артикуляционной гимнастики, различные
веселые истории и приключения Язычка;
- упражнения для губ, динамические, статические упражнения для языка (с описанием
положения артикуляционных органов при выполнении этих упражнений);
- комплексы артикуляционных упражнений для основных групп звуков: свистящих,
шипящих, сонорных. Со всеми этими материалами воспитатели, были ознакомлены на
педагогическом совете, для них проводились консультации и для родителей проводились
общие и индивидуальные консультации.
Взаимодействие специалистов ДОО включает в себя, прежде всего осознание педагогами
себя как части команды единомышленников, объединенных одними целями и задачами
работы с детьми.
Положительную роль в работе с детьми, в коррекционной группе, играют совместные
занятия учителя - логопеда и инструктора по физической культуре. Объединяются две
образовательные области: «физическое развитие» и «речевое развитие». Данный принцип
является инновационным для дошкольного образования и обязывает коренным образом
перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза,
объединения образовательных областей, который предполагает получение единого
целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных
качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.
При правильной интеграции физического и речевого развития можно не только укрепить
здоровье, но и скорректировать имеющиеся нарушения моторики, предупредить
формирование неправильных двигательных стереотипов.
Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,
положительную роль играют совместные занятия учителя- логопеда и музыкального
руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального
фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение
эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более
интенсивной адаптации детей.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова,
движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и
регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную
деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые
функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую
функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы
запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум
направлениям: коррекционно-развивающее; информационно-консультативное.
Осуществляя свою работу учитель - логопед, и музыкальный руководитель учитывают:
структуру речевого нарушения;
индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;
всесторонне развивают личность дошкольника.
И учитель - логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к
проведению совместных занятий с детьми.
Одним из существенных факторов повышения результативности работы педагогов
является включение в нее родителей, других членов семьи. В период дошкольного детства
семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего
дошкольное учреждение. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в
семье необходимых мероприятий коррекционной направленности значительно пополняют
репертуар возможностей воспитателя.
Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно
решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в
свою работу. Помощь родителей в обучении правильной речи просто необходима.
Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным;
педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в
нем родителей, которые все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во
время занятий с учителем - логопедом и воспитателями, закрепляют их в повседневной
жизни.
Задача педагогов в работе с детьми с ОВЗ состоит в том, чтобы помочь родителям
осознать свою роль в процессе развития, выбрать правильное направление домашнего
обучения, вооружить определенными знаниями, умениями и некоторыми приемами
преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием задания для
домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
Формы взаимодействия с родителями включает в себя:
родительские собрания
групповые консультации
беседы
индивидуальные беседы об особенностях развития их ребенка
анкетирование
проведения совместных мероприятий
показ открытых занятий
информационные выставки
Первое собрание для родителей проводится в июне, когда компенсирующая группа
скомплектована. В доступной форме объясняем родителям суть речевого дефекта детей.
Первая встреча позволяет установить контакт с родителями, где происходит сбор
анамнеза, цель которого:
1. Выявить сведений о ребенке, его психическом и физиологическом состоянии на
момент его рождения и развития в раннем детстве.
2. Выяснить в каких условиях воспитывался ребенок и его наследственность.
Второе родительское собрание проводится в конце сентября по результатам
обследования логопеда и воспитателей группы. На этом собрании родители знакомятся с
выводами педагогов и состоянием знаний детей в различных видах деятельности.
Учитель-логопед дает рекомендации по организации ежедневных занятий с ребенком
дома и по индивидуальной тетради. В этой тетради, родители, после занятий с ребенком
оставляют свою подпись, по которой можно проследить, занимаются родители с ребенком
дома или нет.
Третье родительское собрание проводится в январе. На собрании, совместно с
воспитателями, информируем родителей, об итогах обучения детей за истекший срок. На
этом собрании учитель-логопед проводит открытое занятие.
Четвертое родительское собрание проводится в мае по итогам коррекционного обучения
и заключения ПМПК. На собрании даются рекомендации на лето по закреплению
полученных знаний. Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе с
воспитателями и родителями, являются консультации. Это своеобразный всеобуч
родителей.
Темы консультаций могут быть следующие:
Артикуляционная гимнастика.
Развитие мелкой моторики
Речевые игры дома.
Учите ребенка запоминать.
Постановка и автоматизация отдельных групп звуков.
Обучение детей с ОНР.
Готовность детей к звуковому анализу.
Обучение детей грамоте с ОНР
Пальцы помогают говорить
Обогащение словаря ребенка.
Комплекс артикуляционной гимнастики
Упражнения пальчиковой гимнастики, и другие
Консультации могут быть фронтальные и индивидуальные.
Родители в течение года могут посещать занятия, проводимые учителем-логопедом,
воспитателями, специалистами.
В уголке для родителей, создан экран звукопроизношения, где выставляются фишки, по
мере постановки и исправления звуков речи каждого ребенка, размещена папка –
передвижка, в которой можно посмотреть и вспомнить, какие упражнения нужно
проводить с ребенком дома, выставляются книги, рекомендованные для занятий с
ребенком, существует «тетрадь связи логопеда с родителями», где учитель - логопед
записывает задания на дом по выполнению и закреплению знаний, полученных на
фронтальных занятиях. Проводятся родительские «пятиминутки», где учитель - логопед
показывает, как нужно заниматься с ребенком дома.
Для работы с родителями составлен перспективный план с целью
1. пропагандировать необходимость коррекционной работы.
2. обучать родителей:
правильному проведению артикуляционной гимнастики и пальчиковой
гимнастики.
приемам постановки звуков, их автоматизации и дифференциации.
развитию памяти, внимания, мышления.
Только совместная работа учителя - логопеда, специалистов, воспитателей и родителей,
направленная на осуществление общих задач, дает основание рассчитывать на
положительные результаты.
Мы всегда должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему
высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его
поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее
гармонично развита.