Автор: Мусаева Нина Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Пичаевская СОШ"
Населённый пункт: село Пичаево Пичаевский район Тамбовская область
Наименование материала: рабочая программа курса внеурочной деятельности
Тема: "Проектная деятельность"
Раздел: среднее образование
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности в 9
классе " Проектная деятельность"
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения
ксобственным поступкам; сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду;
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоенность социальных норм, правил поведения в школе, на уроке;
развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия России,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности;
умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
владение основами самоконтроля, самооценки;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и
письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение,
участвовать в обсуждении прочитанного;
овладение отдельными навыками смыслового чтения текста, формирование умений
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
осознание значимости чтения и изучения литературы; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа
и человечества.
Курс внеурочной деятельности «Проектная деятельность» реализуется в форме
интеллектуального клуба.
Вид деятельности: познавательный.
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть
организованы следующие мероприятия:
выставки творческих работ учащихся;
конференции по защите исследовательских проектов и научно-исследовательских работ.
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение. Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как
ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
Реферат как научная работа.
Реферирование. Реферат, его виды: библиографические
рефераты
(информативные,
индикативные,
монографические,
обзорные,
общие,
специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые
слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура
учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата,
актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
Практическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности
темы, проблемы.
Способы получения и переработки информации (2 ч). Виды источников информации.
Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды
аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические.
Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды
тезисов, последовательность написаниятезисов. Конспект, правила конспектирования.
Цитирование: общие требования кцитируемому материалу; правила оформления цитат.
Рецензия, отзыв.
Практическая работа № 2. Использование каталогов и поисковых программ.
Проект. Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное
обеспечение.
Виды
проектов:
практико-ориентированный,
исследовательский,
информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов.
Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
Практическая работа № 3 . Работа над проектом.
Исследовательская работа. Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы
исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы,
обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее
актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и
конкретных
задач
предпринимаемого
исследования
(практическое
задание
на
дом:
сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет
исследования). Работа над основной частью исследования: составление индивидуального
рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы
исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне
исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и
др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и
др.). Результаты исследовательской работы: таблицы, иллюстрации; анализ, выводы,
заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
Практическая работа № 4. Работа над введением научного исследования.
Практическая работа № 5.
Работа над основной частью исследования. Создание
компьютерной презентации.
Публичное выступление
Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и
личность.
Практическая работа №6. Публичное выступление.
В ходе освоения программы «Проектная деятельность» целенаправленно формируются
универсальные учебные действия (УУД):
проектировочные
исследовательские
информационные
кооперативные
Осмысливание
задачи, планирование
этапов предстоящей
деятельности,
прогнозирование
последствий
деятельности.
Выдвижение
предположения,
установление
причинно –
следственных связей,
поиск нескольких
вариантов решения
проблемы.
Самостоятельный
поиск необходимой
информации (в
энциклопедиях, по
библиотечным
каталогам, в
Интернете), поиск
недостающей
информации у
взрослых (учителя,
руководителя
проекта,
специалиста),
структурирование
информации,
выделение главного.
Взаимодействие с
участниками проекта,
оказание
взаимопомощи в
группе в решении
общих задач, поиск
компромиссного
решения.
коммуникативные
экспериментальные
рефлексивные
презентационные
Формирование
умения слушать и
понимать других,
вступать в диалог,
задавать вопросы,
участвовать в
дискуссии, выражать
себя.
Организация своего
рабочего места,
подбор необходимого
оборудования, подбор
и приготовление
материалов,
проведение
собственного
эксперимента,
наблюдение за ходом
эксперимента,
измерение
параметров,
осмысление
полученных
результатов.
Осмысливание
собственной
действительности
(её хода и
промежуточных
результатов),
осуществление
самооценки.
Построение устного
сообщения о
проделанной работе,
выбор различных
средств наглядности
при выступлении,
навыки
монологической
речи, ответы на
незапланированные
вопросы.
Тематическое планирование курса
«Проектная деятельность»
9 класс 1 час в неделю (34 часа в год)
№ п/п
Кол-во
часов
Тема
Введение (2 часа)
1
1
Образование как ценность. Роль науки в развитии общества.
2
Особенности научного познания.
Реферат как научная работа (2 часа)
3
1
Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки.
4
1
Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема,
предмет и объект.
Способы получения и переработки информации (2 часа)
5
1
Виды источников информации.
6
1
Использование каталогов и поисковых программ. Рецензия, отзыв.
Проект (10 часов)
7
1
Особенности и структура проекта. Критерии оценки. Этапы работы над
проектом
8
1
Виды проектов
9
1
Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально.
10
1
Составление плана работы. Сбор материалов, информации.
11
1
Выбор формы реализации проекта. Самооценка своей деятельности
12-13
2
Оформление проекта в выбранной форме
14-15
2
Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме
16
1
Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта
Исследовательская работа (13 часов)
17
1
Структура, этапы исследовательской работы.
18
1
Работа над введением научного исследования: выбор темы,
обоснование ее актуальности.
19-20
2
Методы исследования
21-22
2
Работа с научными источниками литературы. Формирование культуры
научного исследования.
23-24
2
Результаты исследовательской работы: таблицы, иллюстрации; анализ,
выводы, заключение.
25
1
Обсуждение основных требований к оформлению исследовательских
работ.
26-27
2
Тезисы и компьютерная презентация
28-29
2
Отзыв. Рецензия
Публичное выступление (5 часов)
30
1
Публичное выступление на трибуне и личность
31
1
Культура выступления. Ораторское искусство. Подготовка и
презентация защитной речи.
32-33
2
Защита исследовательских работ
34
1
Подведение итогов школьной научно-практической конференции.
Анализ результатов
Календарно – тематическое планирование
курса внеурочной деятельности в 9 классе
"Проектная деятельность"
(34 часа, 1 час в неделю)
№ п/
п
Тема занятия
Дата по
плану
Дата
фактического
проведения
Примечания
Введение (2 часа)
1
Образование как ценность.
Роль науки в развитии
общества.
2
Особенности научного
познания.
Реферат как научная работа (2 часа)
3
Структура учебного
реферата. Этапы работы.
Критерии оценки.
4
Тема, цель, задачи реферата,
актуальность темы.
Проблема,
предмет и объект.
Способы получения и переработки информации (2 часа)
5
Виды источников
информации.
6
Использование каталогов и
поисковых программ.
Рецензия, отзыв.
Проект (10 часов)
7
Особенности и структура
проекта. Критерии оценки.
Этапы работы над проектом
8
Виды проектов
9
Включение в проектную
деятельность в группе или
индивидуально.
10
Составление плана работы.
Сбор материалов,
информации.
11
Выбор формы реализации
проекта. Самооценка своей
деятельности
12-13 Оформление проекта в
выбранной форме
14-15 Защита проекта в
индивидуальной или
коллективной форме
16
Формы продуктов проектной
деятельности и презентация
проекта
Исследовательская работа (13 часов)
17
Структура, этапы
исследовательской работы.
18
Работа над введением
научного исследования:
выбор темы, обоснование ее
актуальности.
19-20 Методы исследования
21-22 Работа с научными
источниками литературы.
Формирование культуры
научного исследования.
23-24 Результаты
исследовательской работы:
таблицы, иллюстрации;
анализ, выводы, заключение.
25
Обсуждение основных
требований к оформлению
исследовательских работ.
26-27 Тезисы и компьютерная
презентация
28-29 Отзыв. Рецензия
Публичное выступление (5 часов)
30
Публичное выступление на
трибуне и личность
31
Культура выступления.
Ораторское искусство.
Подготовка и презентация
защитной речи.
32-33 Защита исследовательских
работ
34
Подведение итогов школьной
научно-практической
конференции. Анализ
результатов