Напоминание

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ


Автор: Карьянова Дарья Константиновна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ЦДО "Успех"
Населённый пункт: город Белгород,Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ
Раздел: дополнительное образование





Назад




РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНО-

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ

В Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в

Российской

Федерации»

определены

основные

понятия,

которые

характеризуют всю образовательную систему нашей страны:

Образование, которое представляет собойединый целенаправленный

процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом

и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а

также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных

установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и

сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,

физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения

его образовательных потребностей и интересов.

Воспитание, которое представляет собой деятельность, направленную

на

развитие

личности,

создание

условий

для

самоопределения

и

социализации

обучающегося

на

основе

социокультурных,

духовно-

нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в

интересах человека, семьи, общества и государства

Обучение, которое представляет собой

целенаправленный процесс

организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями,

навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию

способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной

жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в

течение всей жизни.[13, 154]

Вышеперечисленные

компоненты

образовательной

системы

синкретично соединяются в таком понятии, как учебная деятельность.

Учебная деятельность представляет собой ведущую деятельность,

которая активно осуществляется в школьном возрасте. Под ведущей

деятельностью в психологии понимается такая деятельность, в процессе

которой происходит формирование основных психических процессов и

свойств личности, появляются новообразования, соответствующие возрасту

(произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий).[3,

170]

Учение как деятельность имеет место там, где действия человека

управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения,

навыки,

формы

поведения

и

деятельности.

Учение

-

специфически

человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени

развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия

сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным

процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и

волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.). [1, 80]

Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения

ребенка в школе.

В ходе учебной деятельности происходят изменения:

- в уровне знаний, умений и навыков;

- в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности;

- в умственных операциях, особенностях личности, т.е. в уровне общего и

умственного развития.

В учебной деятельности объединяются не только познавательные

функции

деятельности

(восприятие,

внимание,

память,

мышление,

воображение), но и мотивы, которые являются составляющей внешней

структуры учебной деятельности. Она состоит из следующих элементов:

1) учебные ситуации и задачи - как наличие мотива, проблемы, её принятия

учащимися;

2) учебные действия, направленные на решение соответствующих задач;

3) контроль, как соотношение действия и его результата с заданными

образцами;

4) оценка - как фиксация качества (но не количества) результата обучения,

как мотивация последующей учебной деятельности, работы. [19, 92]

В педагогике имеется большое количество определений термину

мотивация. Основным является определение, которое относит его к

психологической сфере. Исходя из этого, мотивацию можно определить как

совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение

человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет

целенаправленность

действия,

организованность

и

устойчивость

деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Исходя их цели и задач нашего исследования, так же следует

определить мотив, как часть учебной деятельности. Учебная мотивация

определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность

учения, учебную деятельность.

Мотивация учения проявляется в целях, которые учащийся преследует

в учебной деятельности. Цели - это ожидаемые конечные и промежуточные

результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации мотивов. Цели

учебной деятельности наиболее отчетливо проявляются в доведении работы

до конца, в возращении к исполнению прерванных учебных действий, в

преодолении трудностей, в наличии или отсутствии отвлечения от учебной

деятельности, в завершенности или незавершенности учебных действий. [12,

47]

Цели

могут

быть

устойчивыми

и

неустойчивыми,

гибкими

и

ригидными, стереотипными и нестандартными, новыми или старыми.

Мотивы по отношению к содержанию деятельности делятся на:

Внешние (мотивы долга и обязанности; мотивы оценки, достижения

успеха, мотивы самоутверждения, престижа, положения; мотивы личного

благополучия, избегания неприятностей).

Внутренние (интерес к содержанию деятельности; к ее процессу; к

овладению способами данной деятельности и тем самым к саморазвитию).

Наряду с вышеназванными мотивами, выделяют познавательные

мотивы.

фактами, явлениями, закономерностями;

- учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов

добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

- мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных

знаний, на самосовершенствование личности. [21, 127]

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым

рядом специфических для этой деятельности факторов:

1) самой образовательной системой, образовательным учреждением, где

осуществляется учебная деятельность;

2) организацией образовательного процесса;

3)

субъектными

особенностями

обучающегося

(возраст,

пол,

интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка,

его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

4) субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его

отношений к ученику, к делу;

5) спецификой учебного предмета.[23, 115]

А.К. Маркова

выделила

следующие

уровни

развития

учебной

мотивации у школьников, по формированию интереса к учению:

1. Отрицательное отношение к учению. Преобладают мотивы избегания

неприятностей, наказания. Объяснение своих неудач внешними причинами.

Неудовлетворенность собой и учителем, неуверенность в себе.

2. Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним

результатам учения. Переживание скуки, неуверенности.

3. Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий

познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке

учителя. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности.

Неустойчивость мотивов.

4. Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к

способам добывания знаний.

5. Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их

самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей.

6. Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Мотивы

совершенствования способов сотрудничества в учебно - познавательной

деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за

результаты совместной деятельности. [23, 142]

Таким образом, можно отметить, что учебная мотивация является

частным видом мотивации, включенной в учебную деятельность. Она

определяется рядом факторов, относящихся к учебному процессу. Учебная

мотивация включает ряд компонентов, находящихся в иерархии. К ним

относятся потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели,

эмоции, интересы. В связи с этим мотивация учения проходит ряд уровней в

своем развитии, от отрицательного отношения к учению до личностно

значимого, активного отношения к учению.

Познавательные мотивы заложены в самой учебной деятельности, они

связаны с содержанием учебной деятельности или с самим процессом

учения, направленные на содержание учебного предмета, связанные с

познавательной

потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса

познания. Они подразделяются на:

- широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми

знаниями.

Существуют разнообразные условия развития учебной мотивации

современного школьника. Это, прежде всего, развитие самостоятельности и

самоконтроля ученика, предоставление свободы выбора, предоставление

возможностей принимать самостоятельные решения. Ученик, а также его

родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению

непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь

возможность выбора уровня программы обучения, видов занятий, заданий,

форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает

чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек

испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.

Так же, следует отметить, что задачи обучения должны исходить из

запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны

соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. А по

мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как

потребность в структурировании будущего, определяется все более и более

дальняя жизненная перспектива. При этом, складывается представление о

том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути. Таким

образом, именно у старшеклассников на более высоком уровне формируется

внутренняя мотивация.

Важно, что бы занимательность, необычное изложение учебного

материала, использование познавательных игр, дискуссий и споров, анализ

жизненных ситуаций были неотъемлемой частью урока, который следует

организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса

учения, а также радостно от общения с учителем, одноклассниками.

Именно поэтому, необходима включенность учеников в совместную

учебную деятельность в классе, доброжелательное построение отношений

«учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета. В классе должна

быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и

радость должны быть основными переживаниями ребенка на уроках. [24, 67]

На формирование учебной мотивации также влияет продуманная

система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной

деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и

отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими

усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, то есть затрагивать

и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на

достижение успехов, а не на избежание неудач.

Ведь для любого человека значимы мнение и оценка окружающих,

важно быть уважаемым человеком, слышать слова одобрения. А без

одобрения или недовольства со стороны окружающих крайне трудно

сориентироваться в том, правильно поступаешь или нет. Действуя тем или

иным образом, ты не желаешь, чтоб тебя наказывали, а наоборот,

рассчитываешь на поддержку окружающих. Благодаря одобрению, как

основному виду такой поддержки, у человека формируется социально

желательное поведение и интерес к учебной деятельности.

Поэтому важно, чтобы учитель поощрял и подкреплял достижения

ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же

собственными,

построенными

на

его

прошлых

успехах

и

неудачах

индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения

является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и

как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба. [19, 151]

Значимым

условием

развития

учебной

мотивации

современного

школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику.

Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной

деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко

выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и

интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в

своих силах, высоким самоуважением.

Так же, нельзя признать плодотворной практику, когда всем учащимся

предлагают одно и тоже задание. Одни усваивают новый материал сразу,

другие после длительной работы, есть и такие, которые к моменту овладения

новым материалом не успели овладеть и тем, что изучалось ранее. И если не

учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не

осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать

необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет

накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению

может ослабеть. На уроке необходимо создавать ситуацию успеха:

- помогать сильному ученику, реализовывать свои возможности в более

трудной и сложной деятельности;

- слабому- выполнять посильный объем работы.

Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает этот успех в

учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать

новые знания, развитию способностей учащихся. Ведь все дети очень разные:

одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен

самореализоваться. [26, 142]

Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно,

чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности,

были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели

значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку

в его переживании.

В

педагогической

науке,

отмечается,

что

изучение

каждого

самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из

трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и

рефлексивно-оценочного. Рассмотрим содержание этих этапов и их роль в

становлении мотивации учебной деятельности. [27, 147]

Мотивационный этап. На этом этапе ученики должны осознать, почему

и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они

должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу.

Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

- создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит учащихся в предмет

изучения предстоящей темы программы. Учебно-проблемная ситуация

может быть создана учителем разными приемами:

а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на

основе изучения данной темы;

б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости

предстоящей темы (раздела) программы.

Формулировка

основной

учебной

задачи

обычно

производится

учителем

как

итог

обсуждения

проблемной

ситуации.

Это

может

происходить, например, в такой форме: «Таким образом, мы должны изучить

правила данной темы».

Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности

по изучению темы. После того, как основная учебная задача понята и

принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы.

Учитель сообщает время, отпущенное на изучение темы, примерные сроки ее

завершения. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Затем

учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы. Тем самым у

учащихся создается установка на необходимость подготовки к изучению

материала. Завершается обсуждение тем, что отдельные учащиеся дают

самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой

материал они повторяют и что еще сделают для подготовки к предстоящим

урокам. Некоторым учащимся учитель заранее предлагает задания для

восполнения имеющихся у них пробелов, указывая, что выполнение этих

заданий создаст возможность плодотворно изучить новую тему. [14, 203]

Операционально-познавательный

этап.

На

этом

этапе

учащиеся

усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями

и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в

становлении мотивации учебной деятельности зависит, главным образом, от

того, будет ли учащимся ясна необходимость всего содержания и отдельных

его частей, всех учебных действий и операций для решения основной

учебной задачи.

Рефлексивно-оценочный этап. Этот этап итоговый в процессе изучения

темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную

учебную

деятельность,

оценивать

ее,

сопоставляя

результаты

с

поставленными основными и частными учебными задачами (целями).

Качественное

проведение

этого

этапа

имеет

огромное

значение

в

становлении мотивации учебной деятельности. Работу по подведению итогов

изучения

пройденного

раздела

необходимо

организовать

так,

чтобы

учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от

сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье

познания нового, интересного. [30, 106]

Тем самым будет формироваться ориентация на переживание таких

чувств в будущем, что приведет к возникновению потребностей в творчестве,

в упорной самостоятельной учебе, то есть к появлению положительной

устойчивой мотивации учебной деятельности.

Так же следует отметить факторы, которые снижают мотивацию к

обучению.

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой

неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою

очередь,

ведет

к

отклонениям

в

поведении.

Основные

факторы

отрицательного отношения школьников к учебе - это: заниженная мотивация

к обучению; интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к

процессу; отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности;

несформированность

учебной

деятельности;

неумение

действовать

по

инструкции взрослого; отсутствие способности к поиску разнообразных

способов действия. Сформировать мотивацию к обучению - это не просто

«заложить» готовые цели и мотивы в головы детей, а создать для них такие

условия, обстановку, в которых им самим захочется учиться.

Причины низкой мотивации к обучению можно разделить на две

группы:

1) неумение учиться;

2) ошибки воспитательного характера. Взрослые внушают ребенку при

поступлении в школу, что учиться надо для того, чтобы получить в будущем

специальность и вырасти настоящим человеком. Эта далекая перспектива

никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая

перспектива. Но ему трудно. Трудности в учебе формируют нежелание

учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Вот как раз такие

дети могут учебу и невзлюбить. С точки зрения взрослого - все просто, а с

точки зрения начинающего школьника - все трудно: и стихи учить, и палочки

писать, и таблицу умножения запоминать. Отсутствие учебных навыков - это

следствие несформированности тех психологических механизмов, которые

необходимы для успеха. Часто дети с хорошими способностями и развитым

интеллектом

имеют

неудовлетворительные

опенки

из-за

отсутствия

самодисциплины и неумения управлять собой. Бывает, что из-за частых

пропусков у ребенка возникают пробелы в знаниях, умениях, навыках,

причем это касается не только учебы, но и общения, и поведения.

Ошибки воспитательного характера допускают и родители, и учителя.

Можно выделить следующие:

- неблагополучие в семье (регулярно вовлекаемый во взрослые

переживания в семье ребенок привыкает к эмоционально отрицательному

накалу взрослой жизни);

- отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в

быту;

- нарушение единства требований к ребенку;

- неправильные методы воспитания - подавление личности, угрозы,

физические наказания или, наоборот, заласкивание, чрезмерная опека;

- завышенные требования без учета объективных возможностей

ребенка;

- усматривание злого умысла, лени, в то время как могут быть

объективные причины для этих проявлений;

- «убивание» мотивации к обучению учительским коллективом

(высмеивание, некорректные высказывания, сравнения, «загон» ребенка в

ситуацию неуспеха и пр.). [17, 112]

Таким образом, общий смысл формирования учебной мотивации

состоит в том, что бы учитель переводил учащихся с уровней отрицательного

и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного

отношения к учению - действенному осознанному и ответственному.

Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая

атмосфера в школе, классе, участие ученика в коллективистических формах

организации разных видов деятельности, отношения сотрудничества учителя

и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в

выполнение задания, а в виде советов, привлечение учителем школьников к

оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

Кроме

того,

формирование

мотивации

способствуют

занимательное

изложение,

необычная

форма

преподавания

материала,

вызывающая

удивление у учащихся, эмоциональность речи учителя, познавательные игры,

ситуация

спора

и

дискуссии,

анализ

жизненных

ситуаций,

умелое

применение учителем поощрения и порицания.

Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения

школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их

применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных

действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной

работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Работа учителя, прямо направленная на упрочнение и развитие

мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

- актуализация, уже сложившейся у школьника ранее мотивационных

установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;

- создание условий для появления новых мотивационных установок (новых

мотивов,

целей)

и

появление

у

них

новых

качеств

(устойчивости,

осознанности, действенности и др.);

- коррекция дефектных мотивационных установок;

- изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих

возможностей, так и к перспективе их развития.

Формирование положительной мотивации учения - не стихийный

процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки детей было бы

опрометчиво. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать,

стимулировать.

Школьники

активнее

занимаются,

если

этот

процесс

интересует

и

учителей,

и

родителей,

когда

их

поддерживают

при

возникающих затруднениях, создают своеобразные «ситуации успеха».

Когда ребенок становится частью школьного коллектива, у родителей

появляется новая задача - помочь ему войти в необычную для него

социальную

среду.

Школьная

жизнь

целиком

подчинена

овладению

знаниями, обучению. Она значительно более строго регламентирована и

протекает по своим, отличным от предыдущей жизни ребенка правилам.

Чтобы успешно освоиться в новой жизни, ребенок должен быть достаточно

зрелым в личностном аспекте. [17, 104]

Однако, иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу

снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети

проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не

снижается, но и возрастает.

С поступлением ребенка в школу его состоятельность в новом статусе -

статусе ученика – становится главным фактором, определяющим характер

отношений к нему в семье. Обсуждение оценок и оценочных суждений

учителя теперь становится главным в общении ребенка с родителями. В тех

случаях, когда ребенок не оправдывает ожиданий родителей, и учебные

успехи, поведение его в школе не соответствует их ожиданиям, ранее

сложившейся характер семейных отношений претерпевает существенные

изменения.

Отрицательные оценки становятся в большинстве случаев источником

конфликтных отношений в семье. Исключением являются случаи, когда

родители стараются помочь ребенку преодолеть трудности, с которыми тот

встречается в школе, сгладить отрицательные школьные впечатления,

дискомфорт и неудовлетворенность. В подавляющем большинстве родители

действуют прямо противоположно: применяют различные формы порицания

и наказания ребенка: угрожают, ругают, лишают встреч с друзьями.

Очень часто плохая успеваемость и плохое поведение становятся основой

возникновения конфликтных отношений между взрослыми членами семьи.

Нередко

складывающийся

в

такой

ситуации

разлад

способствует

постепенному

отчуждению

ребенка

от

дома

и

родителей,

является

дополнительным источником его травм, формирования новых психических

отклонений.[14, 75]

В не меньшей, а скорее в большей степени интерес к определенным

дисциплинам и видам деятельности формируется в семье. Например, когда

сын, беря пример со своего отца, хочет стать программистом и много

времени проводит у компьютера. Или когда родители внушают детям, что

для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть

иностранным языком.

Именно поэтому, зависимость между психологической обстановкой в

семье

и

ее

воздействием

на

учебно-познавательную

деятельность

школьников. Проблемы в семье отражаются на детях и неизменно влияют на

все механизмы взаимодействия подростка с обществом.

Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе,

приводят к изменениям в сфере образования,

предъявляются новые

требования к обучению и воспитанию. На первое место в образовании

выходит развитие активной личности, способной к самосовершенствованию,

саморазвитию,

к

творческому

преобразованию

действительности.

Достижение

данной

цели

невозможно

при

отсутствии

у

детей

познавательной мотивации к учебной деятельности, которая побуждала бы

их к упорной, систематической учебной работе.

Важной задачей является научить школьников учиться и хотеть

учиться, а не просто обеспечить овладение школьниками суммой знаний.

Поэтому, уже начиная с младшего школьного возраста необходимо

формировать

такую

познавательную

мотивацию

(познавательную

активность), которая придавала бы учебе значимый для него смысл.

Особая роль в формировании познавательной мотивации отводится

семье. С момента прихода ребенка в школу, семья продолжает, в

определенной степени, оказывать влияние на его учебную деятельность.

Значительную часть времени ребенок проводит в семье и, поэтому она может

взять

на

себя

помощь

в

управлении

процессом

формирования

мотивационной сферы (потребностей, целей и, конечно, интересов), которая

является ядром личности, необходимым условием ее активности. [13, 112]

Психологический климат – это комплекс психологических условий,

способствующих

или

препятствующих

сплочению

семьи.

Признаки

благоприятного климата: сплоченность, возможность всестороннего развития

личности каждого члена семьи, чувство защищенности и эмоциональной

удовлетворенности, гордость за свою семью, ответственность.

Показателями этого климата являются: стремление членов семьи

проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересные

темы, вместе выполнять домашнюю работу, вместе путешествовать. В таких

семьях всегда присутствуют добрые отношения с родственниками, друзьями,

знакомыми.

В таких семьях детям уделяют достаточно времени, пытаются

сформировать у детей познавательную мотивацию к чему-либо, развить

какие-либо навыки, т. е. занимаются их воспитанием. Дети в таких семьях,

как правило, всегда чем-то заняты: читают книги, что-то мастерят,

занимаются своим любимым делом. [7, 73]

И это все вызывает у них положительные эмоции, радость, стремление

«сделать» что-то новое, усовершенствовать «старое», достичь более высоких

результатов.

При подготовке домашнего задания увлеченные дети стремятся узнать

еще что-то новое, неизвестное. Для того чтобы дети не останавливались на

каком-то уровне, а продолжали двигаться дальше, нужна помощь родителей

в поддержании и дальнейшем развитии познавательных интересов своих

детей.

Неблагоприятный же психологический климат ведет к депрессиям,

ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. В

семьях, где родители не уделяют внимание воспитанию интересов, дети,

обычно, предоставлены сами себе. Они не «совершенствуют» свои знания,

считая, что достаточно того, что дают в школе. В этом и кроется ошибка

родителей. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к

лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. И о

каком воспитании можно говорить, когда взрослые не могут разрешить даже

свои проблемы. [8, 104]

Познавательнаямотивация - это мотивация, не только полная мыслей и

чувств, это и действия, и активный поиск лучших путей в решении

познавательной, а часто и практической задачи.

Поэтому-то он является важным стимулом в развитии таких ценных

качеств личности, как целеустремленность, настойчивость в достижении

цели, стремление к завершенности действия, к достижению намеченных

результатов.

Так

же,

особое

внимание,

родителям

необходимо

уделять

на

прорабатывание с ребёнком домашнего задания. Это связано с тем, что если

с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то

домашние задания вызывают обычно бурные протесты. Домашнее задание

нужно для того, чтобы ребенок закрепили новые знания, потренировались в

выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо,

потому что развивает навыки самостоятельной работы. А не любят

школьники домашнюю работу оттого, что, выходя за пределы классной

комнаты, стараются хотя бы на время выкинуть из головы все те умные

вещи, которые учитель старательно вкладывал во время уроков. Правильно

поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку

понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми

серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Выработка привычки к

неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно

сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному

делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого,

пожалуй, и необходимо начинать. Даже первоклассник чувствует это

прекрасно.

Так же, следует отметить, что в педагогической науке, была проведена

работа, по выявлению общих закономерностей развития учебной мотивации

детей на различных возрастных этапах жизни. Так, в среднем школьном

возрасте происходит овладение общим строением учебной деятельности,

способами самостоятельного перехода от одного вида действий к другому (от

ориентировочных

учебных

действий

к

исполнительным

и

затем

к

контрольно-оценочным). Существенно развивается умение находить и

сопоставлять

несколько

способов

решения

одной

задачи,

поиск

нестандартных способов решения. [11, 83]

В

подростковом

возрасте

возможно

осознание

своей

учебной

деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. К концу подросткового

возраста наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива.

Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и

последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе,

но во внеклассных видах деятельности. Подросток овладевает умением

ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели,

связанные с приближающимся этапом социального и профессионального

самоопределения.

В

старшем

школьном

возникает

потребность

и

возможность

совершенствования

своей

учебной

деятельности,

что

проявляется

в

стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы.

Особую роль приобретает овладения контрольно-оценочными действиями до

начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего

самоконтроля своей учебной работы и на этой основе – приемов

самообразования. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные

учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипичные способы их

решения. В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы

укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности

учебного

предмета

и

основы

наук.

Мотивы

самообразовательной

деятельности

связываются

с

более

далекими

целями,

жизненными

перспективами выбора профессии. Развитие целеполагания выражается в

том, что старшеклассник при постановки системы целей учится исходить из

планов

своего

индивидуального

самоопределения.

Возрастает

умение

оценить реалистичность своих целей.

Психолого-педагогические

рекомендации

по

повышению

познавательной мотивации детей

1. Воспитывайте у ребенка отношение к учебе не как к тяжкой повинности,

навязываемой взрослым, а как к познанию мира, проявляйте сами уважение к

учителю,

раскрывайте

детям

особенности

и

значение

его

труда,

воспитывайте интерес к одноклассникам. Имейте в виду, что информация о

школе, учителе, детях, которую вы получаете от своего ребенка, может быть

субъективной, искаженной.Необходимо самим быть ближе к школе, чтобы

иметь реальные представления о том, в какой помощи нуждается ребенок.

[15, 67]

2. Терпимо относитесь к тому, что ребенок не сразу усваивает новые знания,

овладевает учебными навыками, не впадайте от этого в панику и не делайте

преждевременных выводов. Старайтесь избегать таких оценок: «не думал»,

«не стараешься», «не выучил».

3. При возникших у ребенка трудностях в обучении не обвиняйте в них его

самого. Чрезмерная строгость, осуждение, угрозы не только не стимулируют

желание преодолевать трудности учения, но и лишают ученика уверенности,

что он с ними справится, формируют чувство вины, сознание собственной

неполноценности. Постарайтесь вместе с учителем разобраться в причинах

возникших трудностей и помогите устранить их. [22, 42]

4. Ни в коем случае ребенок не должен ощутить, что неуспехи в школе могут

лишить его любви родителей. Если члены семьи ставят свое отношение к

школьнику в зависимость от полученных им оценок («я не могу и не хочу

любить двоечника»), то они отдаляют его от себя, а значит, уменьшают

возможность своего влияния на него.

5. Чаще хвалите ребенка, особенно в первый год школьной жизни. Он

должен ощущать, что в него верят: «Я знаю, ты этому обязательно

научишься, у тебя уже стало лучше получаться». Только уверенность ребенка

в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему

добиться успеха.

6. При возникших у ребенка трудностях в обучении не обвиняйте в них его

самого. Страх - плохой помощник, как в воспитании, так и в обучении.

Чрезмерная строгость, осуждение, угрозы не только не стимулируют желание

преодолевать трудности учения, но и лишают ученика уверенности, что он с

ними

справится,

формируют

чувство

вины,

сознание

собственной

неполноценности.[17, 49]

Постарайтесь вместе с учителем разобраться в причинах возникших

трудностей и помогите устранить их. Если ребенок все время боится, что его

будут ругать за

плохую

успеваемость,

накажут,

это

не

только

не

способствует желанию учиться, интересу к знаниям, но и вызывает

отрицательное отношение к школе и учителю, разрушает взаимопонимание

детей и родителей.Ни в коем случае ребенок не должен ощутить, что

неуспехи в школе могут лишить его любви родителей.

Ребенок - не просто объект воспитания, но и человек - мыслящий,

чувствующий,

своеобразно

обобщающий

свой

жизненный

опыт,

выбирающий как вести себя, каким быть. Поэтому, для того чтобы понять,

почему ребенок именно такой, какой он есть, поступает так, а не иначе, вам

просто необходимо знать, как он видит семью и вас, как интерпретирует

происходящее Его хорошее или плохое поведение не навык, который надо

поощрять или пресечь, а личностное отношение. Оно является результатом

внутренней активности ребенка и имеет для него определенный смысл,

который не всегда может быть очевиден со стороны, но именно отношения, а

не внешние обстоятельства определяют его поведение, формируют его

личность.

Список литературы

1.

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - СПб.: Питер, 2018. - 400 c.

2.

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви,

свободе и творчестве. - М.: Эксмо, 2015. - 496 c.

3.

Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.:

Педагогика, 2008. - 300 с.

4.

Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие. –М.: Феникс, 2018. - 381

c.

5.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Форум, 2015. –

278с.

6.

Бордовская Н.В. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2017. - 624 c.

7.

Брунер М. Исследование развития познавательной деятельности. – М.:

Наука, 1971. - 260 с.

8.

Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. - М., 2006. - 264

с.

9.

Валеев Г. Х. Методология и методы психолого - педагогических

исследований: Учебное пособие для студентов 3 - 5-х курсов

педагогических вузов. – Стерлитамак: Стерлитамак, 2002. – 134 с.

10.Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации.

– М.: ВЛАДОС, 2006. – 320 с.

11.Выготский Л.В. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. –

300 с.

12.Гонеев, А. Д. Работа учителя с трудными подростками. - М.:

Academia, 2017. - 240 c.

13.Давыдов В.В. Психическое развитие младших школьников. – М.:

Педагогика,2005. – 240 с.

14.Дмитриев А.А. Специальная (коррекционная) педагогика. - М.: Высшая

школа, 2017. - 295 c.

15.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2011. – 260 с.

16.Князева, В.В. Педагогика. - М.: Вузовская книга, 2016. - 872 c.

17.Кужулин B.C. Современные педагогические технологии. - Ростов-на-

Дону: «Феликс», 2004. – 78 с.

18.Лосева В.К. Рисуем семью. Диагностика семейных отношений. - М.:

Логос, 1999.- 83 с.

19.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -

М: Просвещение, 2015. - 158с.

20.Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и

педагогика.- М.: Педагогика, №2, 1979. – 45-47.

21.Мудрик А. В. Социальная педагогика. – М.: Логос, 1999. – 200 с.

22.Подласый И. П. Педагогика. - М.: Гуманит, 2003. – 576 с.

23.Рогов А. Настольная книга психолога в образовании. - М.: Педагогика,

2014. - 560с.

24.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 2003. – 160

с.

25.Чукреева В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его

благополучие. // Международный студенческий научный вестник.

2013. 180-183с.

26.Щукина

Г.

И.

Педагогические

проблемы

формирования

познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 2014. – 240 с.

27.Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в

учебном процессе. М.: Просвещение, 2015. 144 с.

28.Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в

учебном процессе. - М.: Просвещение, 2015. - 144с.

29.Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи.- М.: Питер. 2010,

656 с.

30.ЭльконинД.Б.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального

развития детей. - М.: Просвещение, 1978. – 320 с.



В раздел образования