Напоминание

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА БЕЛГОРОДЧИНЕ


Автор: Шарабарина Анастасия Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ЦДО "Успех"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА БЕЛГОРОДЧИНЕ
Раздел: дополнительное образование





Назад




УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА

БЕЛГОРОДЧИНЕ

Шарабарина Анастасия Дмитриевна

Педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦДО «Успех», г. Белгород

На территории Белгородской области археологии обнаруживают

огромное количество древних культур, которые охватывают период развития

всего человечества. Это палеолит, неолит и мезолит. В V в. до н. э. здесь

существовали

племена скифской культуры. Со II

по V вв. н.э. тут на

территории нашей области появляются элементы Киевской культуры. С

приходом

аланов

здесь

возникает

салтаво-маяцкая

культура

аланов

(Холковские городища).

В VI в. в ходе борьбы за власть между разнообразными племенами

возникло новое государство – Хазарский каганат. Он простирался от

территорий Сереного Кавказа до Приазовских степей. Это было первое

крупное феодальное государство в Восточной Европе, которое принимало

активное участие в истории данного региона на протяжении практически

двух веков. [2, c. 56]

В его состав входило большое количество различных племенных

групп, одними из которых были аланы – предки мощных племенных союзов

сарматов. Они поселились на территории Приазовских степей и стали

продвигаться на север. В начале, они кочевали между Приазовских степей и

Таманью. В VII

в. аланы стали переселятся из Приазовских степей и

территорий Северного Кавказа на север. Реки Белгородской области – Тихая

Сосна, Оскол, Северский донец стали их северным форпостом.

В результате этих переселений крайние северо-западные границы

Хазарского государства вплотную приблизились к землям славян. После

своей жизнедеятельности они отставили могильники, останки поселений. Все

они принадлежат к салтаво-маяцкой культуре. Её останки можно обнаружить

на территории многих районов Белгородской области. Хазарский каганат

устанавливает своё экономическое господство над территориями древних

славян. Последние вынуждены были платить дань Хазарским правителям.

Пришедшие на территорию современной Белгородской области аланы

освоили близкие им с точки зрения географии местности. Они поселилась на

меловых берегах рек, где стали образовывать свои поселения.

На территории нашей области, наиболее изученными памятниками

Хазарского периода являются останки алан. Поселение алан находится возле

с. Дмитриевка, Шебекинского района. Они представляют из себя поселения

лесостепного стиля.

Дальнейшее

развитие

аланов

на

севере

было

приостановлено

славянскими племенами. Теперь река Тихая Сосна была границей между

двумя крупными племенными образованиями – славянами и Хазарским

каганатом. [5, c. 67]

В начале I тыс. Хазарский каганат испытывал на себе бурное развитие

феодальных отношений. Это способствовало развитию ремесла: ювелирного

дела, металлургии, активизации торговли между Хазарами и славянским

населением.

По реке Северский Донец проходил важный торговый путь, который

соединял славян с арабским миром. Свидетельством активной торговли

между арабским миром и славянами являются находки арабских монет –

дирхемов. Славянское и алано-болгарское население торговало с арабским

миром и с Византийской империей.

По территории всей Белгородской области начала распространятся

керамика, выполненная в Крыму, Приазовье. Встречаются и греческие

изделия.

Таким

образом, можно отметить, что уже в древние времена

территория

Белгородской

области

была

важным

этническим

и

экономическим центром. На её территории происходили крупные этнические

преобразования и контакты.

Дальнейшее развитие территории современной Белгородской области

происходит с вторжением племен печенегов и разгромом ими Хазарского

каганата и некоторых поселений славян в X в.

В это время происходит складывание единого русского государства

под властью Киева. Эти преобразования коснулись и Белгородчины. Здесь

появляются первые укрепленные поселения – Холкинское городище,

Крапивенское городище. В те далекие времена территория нашей области

входила в состав мощного Черниговского княжества. В крепостях, помимо

славянского христианского населения жили и аланские предстатели. Это

прослеживается в формах захоронений возле крепостей.

Дальнейшее развитие поселений славян на территории нашей области

было приостановлено вторжением татаро-монголов. Они уничтожили почти

все крепости на территории современной Белгородчины в ходе своего

продвижения на запад. Эти земли были опустошены и получили название

«дикого поля» на протяжении нескольких веков.

В XV

в.

на

территории

современной

Белгородской

области

обосновались татары Яголдая, которые впоследствии перешли на службу

князю Литовскому.

Дальнейшее развитие современной территории Белгородской области

связано с всеобщим подъёмом страны и объединением территорий вокруг

Москвы.

В это время происходит дальнейшее развитие культуры страны.

Большую роль сыграло и становление общей письменности, общего языка,

основой которой были московские диалекты, вобравшие в себя южнорусские

характеристики.

Именно в это время происходит сложение национальностей. На основе

восточнославянских ветвей происходит складывание трёх ветвей народов:

белорусского, украинского и русского.[10, c. 67]

В этой связи происходит обособление этих культур, которые накопили

в

себе

бытовые,

хозяйственные

и

культурные

особенности.

Растёт

самосознание, позволявшее каждому этносу осознавать самоценность и

необходимость самостоятельного национального развития.

Начиная с XVI

в. начинается расширение территорий Русского

государства на юг и юго-восток страны. Развитие сопровождалось общим

усилением

центра

страны,

ростом

населения

и

приобщением

и

консолидацией структур целого государства. [8, c. 14]

Через территорию Белгородской области проходил Муравский шлях, с

помощью которого ногайцы и татары совершали налёты на центральную

часть России. В результате, наше правительство приступило к реализации

Белгородской черты. Так были основаны такие города, как Валуйки, Оскол

(1593 г.), Белгород (1596 г.). Население этой черты составляли казаки,

сосланные люди и просто крестьяне. Всех их в дальнейшем отнесли к

оскольским казакам донского войска.

Таким образом, можно отметить, что уже с древних времён данный

район был центром этнического взаимодействия.

Библиографический список:

1.

Агапова И. А. Наши домашние праздники / И. А. Агапова, М. А.

Давыдова. – М., 2006. – 351 с.

2.

Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян.

М.: АЛЬТРА, 2005, 400с.

3.

Васильчиков А.А. Сельский быт и сельское хозяйство в России

Спб.:1995, 310с.

4.

Веретинников И.И. Белгородские карагоды М.: Наука, 1993, 98с.

5.

Власова И.В. Семейный и общественный быт М.: Наука, 1989, 336с.

6.

Жиров

М.С.

Народная

художественная

культура

Белгородчины

Белгород: Областная типография, 2000, 266 с.

7.

Забылин М.Р. Русский народ. Его обычаи, предания и обряды. М.:

Эсмо, 2002, 606с.

8.

Котеля В.А.Традиционная культура Белгородского края Белгород:

издание БГЦНТ, 2006, 148 с.

9.

Крюкова С.С. Иммущественно-правовое положение женщины в

русской крестьянской семье // Женщина и свобода ,№ 4 М.:

АЛФАВИТ, 1992, 300с.

10.Мухина З.З.

Семейный быт и повседневность крестьян Курской

губернии: традиции и динамика перемен в пореформенной России М.:

ИЭА РАН, 2012, 300с.

11.Андросова Н.О. Обрядовая культура Белгородской области Белгород:

Константа, 2016, 215 с.



В раздел образования