Напоминание

Литературное чтение. 3 класс


Автор: Елена Юрьевна Сорокина
Должность: моу тсош №19
Учебное заведение: МОУ ТСОШ №19
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Литературное чтение. 3 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Томилинская средняя общеобразовательная школа №19»

Утверждаю:

Директор школы

Кишулько О. П.

2020г

Рабочая программа

По окружающему миру 3 « А» класс

(базовый уровень)

Составитель: Сорокина Елена Юрьевна

Учитель начальных классов.

2020г

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является

формирование следующих умений:

Знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам

человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Понимать особую роль России в мировой истории; проявлять чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.

Иметь

первоначальное

представление

об

уникальности

России

как

единого

неделимого

многонационального

и

многоконфессионального государства, об исторической роли многонационального народа России как народа-созидателя, хранителя

российской государственности. Приводить примеры народов России.

Знать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.

Знать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты.

Уметь соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий.

Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории.

Знать важнейшие события и великих людей отечественной истории.

Понимать суть исторических побед России, сыгравших решающую роль в мировой истории: борьба с монгольским нашествием и

спасение Европы, борьба с нашествием Наполеона, заграничный поход русской армии и влияние этого события на судьбу Европы,

Великая Отечественная война и решающий вклад нашей страны в разгром фашизма. Иметь представление о вкладе России в развитие

мировой культуры и науки.

Выявлять причинно-следственные связи между различными историческими событиями, явлениями социальной действительности

(например, принятие Русью христианства и расцвет культуры, монгольское нашествие и потери в культуре и хозяйстве, Вторая мировая

война и создание ООН).

Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной

жизни.

Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет

всех людей на Земле в одно человечество.

Осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного

поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Владеть основами экологической грамотности. Выявлять экологические связи в окружающем мире, моделировать эти связи, применять

знания о них при объяснении необходимости бережного отношения к природе – знать некоторые современные экологические проблемы.

Уметь в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической

допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе, необходимые меры охраны природы, варианты

личного участия в сохранении природного окружения; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на

природу.

Приводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги.

Владеть доступными способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с

получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

Иметь представление о Земле – планете Солнечной системы, причинах смены дня и ночи и времен года.

Знать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта.

Иметь представление о природных зонах России, уметь устанавливать причины смены природных зон в нашей стране.

Иметь представление об особенностях природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные

сообщества.

Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и

животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных

животных своего края.

Проводить наблюдения природных тел и явлений.

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и

обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.

Владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Знать и соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств

и велосипедистов).

Уметь адекватно оценивать ситуацию на проезжей части, тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста; прогнозировать

последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных

ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей).

Объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека.

Применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т. д.).

Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

Личностными результатами

изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от

самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие

или как плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих

нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами

изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих универсальных

учебных действий (УУД):

Регулятивные:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя

из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один

шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,

справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение

объяснять мир.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых

ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к

тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных

видов учебной деятельности.

«Как устроен мир»

Природа. Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные,

грибы, бактерии). Ценность природы для людей

Человек. Человек — часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира

Проект «Богатства, отданные людям». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов

и сроков работы

Общество Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство).

Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы — граждане России

Что такое экология. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи,

их разнообразие

Природа в опасности! Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь — примеры животных,

исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории

Эта удивительная природа»

Тема, вещества, частицы. Знакомство с целями и задачами раздела. Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие,

газообразные вещества

Разнообразие веществ. Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия — наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар,

крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди

Воздух и его охрана. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха

Вода. Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды

Превращения и круговорот воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе

Берегите воду! Использование воды человеком. Высказывать Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию

Как разрушаются камни Процесс разрушения горных пород в природе, его причины и последствия

Что такое почва. Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и

разрушение почвы. Охрана почвы

Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о растениях

Солнце, растения и мы с вами. Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека

Размножение и развитие растений. Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения

плодов и семян. Развитие растений из семян

Охрана растений. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила

поведения в природе

Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые,

рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. Зоология — наука о животных

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»

Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию

пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков

работы

Размножение и развитие животных. Размножение и развитие животных разных групп

Охрана животных. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России.

Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира.

В царстве грибов. Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и

ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники

Великий круговорот жизни. Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте

веществ

«Мы и наше здоровье» 10 часов

Организм человека. Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная

система, кровеносная система

Органы чувств. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств

Надёжная защита организма. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при

повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание)

Опора тела и движение. Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль

физической культуры в поддержании тонуса мышц

Наше питание. Проект «Школа кулинаров» Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они

содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота

Умей предупреждать болезни. Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных

болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания

Здоровый образ жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». Представление результатов проектной

деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

«Наша безопасность» 7 часов

Огонь, вода и газ. Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа

Чтобы путь был счастливым. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте

Дорожные знаки. Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса

Проект «Кто нас защищает». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков

работы

Опасные места. Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших

поверхностях и т. д.

Природа и наша безопасность. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки)

Экологическая безопасность. Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности

«Чему учит экономика»

Для чего нужна экономика. Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств.

Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике

Полезные ископаемые. Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных

ископаемых

Растениеводство. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений

для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи,

фрукты, цветы. Труд растениеводов

Животноводство. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие птицы, рыбы, насекомые.

Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов

Какая бывает промышленность. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия,

машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая промышленность

Проект «Экономика родного края». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и

сроков работы

Что такое деньги. Обмен товарами: бартер, купля — продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы

различных стран. Зарплата и сбережения

Государственный бюджет. Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства

Семейный бюджет. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи

Экономика и экология. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии.

Экологические прогнозы, их влияние на экономику

«Путешествия по городам и странам»

Золотое кольцо России. Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль,

Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности

Проект «Музей путешествий». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков

работы

Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы

На севере Европы. Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государстве иное устройство, государственные

языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди

Что такое Бенилюкс. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности

В центре Европы. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди

По Франции и Великобритании (Франция). Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы,

достопримечательности, знаменитые люди

По Франции и Великобритании (Великобритания). Великобритания, её местоположение на карге, столица, государственное устройство, государственные

символы, достопримечательности, знаменитые люди

На юге Европы. Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства,

города

По знаменитым местам мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии,

египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы)

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» . Представление результатов проектной деятельности.

Формирование адекватной оценки своих достижений

К

АЛЕНДАРНО

-

ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема

урока

1

Природа.

2

Человек.

3

Проект «Богатства, отданные людям».

4

Общество.

5

Что такое экология.

6

Природа в опасности!

7

Тела, вещества, частицы.

Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы».

8

Разнообразие веществ.

Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

9

Воздух и его охрана.

Практическая работа № 3 «Свойства воздуха».

10

Вода.

Практическая работа № 4 «Свойства воды».

11

Превращения и круговорот воды.

Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе».

12

Берегите воду!

13

Как разрушаются камни.

14

Что такое почва.

Практическая работа № 6 «Состав почвы».

15

Разнообразие растений.

16

Солнце, растения и мы с вами.

17

Размножение и развитие растений.

Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений».

18

Охрана растений.

Прове-рочная работа.

19

Разнообразие животных.

20

Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края».

21

Размножение и развитие животных.

22

Охрана животных.

23

В царстве грибов.

24

Великий круговорот жизни.

Тест №1.

25

Организм человека.

26

Органы чувств.

27

Надёжная защита организма.

Практическая работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи».

28

Опора тела и движение.

29

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

30

Дыхание и кровообращение.

Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса».

31

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

Промежуточная диагностическая работа.

32

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края»,

«Школа кулинаров».

33

Умей предупреждать болезни.

34

Здоровый образ

жизни.

35

Огонь,

вода и газ.

36

Чтобы путь был счастливым.

Тест № 2.

37

Дорожные знаки.

Тест № 3.

38

Проект «Кто нас защищает».

39

Опасные места.

40

Природа и наша безопасность.

Проверочная работа.

41

Экологическая безопасность.

Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для

очистки воды».

42

Для чего нужна экономика.

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

44

Полезные ископаемые.

Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые».

45

Растениеводство

Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями».

46

Животноводство.

47

Какая бывает промышленность.

48

Проект «Экономика родного края».

49

Что такое деньги.

Практическая работа № 13. «Знакомство с различными монетами».

50

Государственный бюджет.

51

Семейный бюджет.

52

Экономика и экология.

Тест № 4.

53

Экономика и экология.

54

Золотое кольцо России.

55

Золотое кольцо России.

56

Золотое кольцо России.

57

Проект «Музей путешествий».

58

Наши ближайшие соседи.

59

На севере Европы.

60

Что такое Бенилюкс.

61

В центре Европы.

62

По Франции и Великобритании (Франция).

63

По Франции и Великобритании (Великобритания).

64

На юге Европы.

65

По знаменитым местам мира.

Тест № 5.

66

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

Итоговая диагностическая работа.

67

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей

путешествий».

68

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей

путешествий».

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО

__________________________

от _____________ №________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР ___________



В раздел образования