Автор: Паршикова Татьяна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ЦО №6
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: Роль художественных средств в раскрытии проблематики стихотворений цикла "Ямбы" в поэзии А. А. Блока
Раздел: полное образование
Роль художественных средств в раскрытии проблематики стихотворений цикла
«Ямбы» в поэзии А. А. Блока
Лирика А. А. Блока – явление уникальное. В ней отражен сложный, но вместе с тем
и внутренне цельный творческий путь поэта. Уникальность ее в том, что она является не
просто собранием разных стихотворений, а «романом в стихах», который сам Блок называл
«трилогией вочеловечения». Она воспринимается как дневник, как исповедь одного
человека, с предельной искренностью рассказывающего о своих надеждах, отчаянии,
блужданиях, взлетах и падениях. В раздумьях лирического героя звучат и нежнейшая
лирика, и гневная сатира, и мужественная гражданственность, к которой приходит он после
долгих нравственных поисков. Уйдя от Прекрасной Дамы, воплощающей идеал мировой
гармонии, герой попадает в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий,
борьбы. Под влиянием тлетворного воздействия этого «страшного мира» человек теряет
нравственные ценности, испытывает чувство скорби, опустошенность, усталость. Но в
отрыве от жизни настоящий поэт существовать не может. Поэтому в его творчестве
появляется
цикл
стихов
«Ямбы»,
в
которых
намечается
принципиально
новое
мироощущение героя. Если в предыдущем цикле «Возмездие» расплате подвергается
личность, допустившая воздействие на себя губительных ядов «страшного мира», то в
«Ямбах» возмездие грозит уже не отдельному человеку, а «страшному миру» в целом.
Здесь
герой
уже
не
скорбит,
а
возмущается
и
отвергает
существующий
миропорядок:
Но только – лживой жизни этой
Румяна жирные сотри…
(«Да. Так диктует вдохновенье…»)
В этом цикле впервые в лирике А. Блока появляется образ поэта-пророка, ясно
видящего свою дорогу. Говоря «нет» «дням настоящим», поэт убежден в том, что крушение
старых устоев жизни неизбежно:
На непроглядный ужас жизни
Открой скорей, открой глаза,
Пока великая гроза
Все не смела в твоей отчизне…
(«Да. Так диктует вдохновенье…»)
Созрело новое чувство героя к Родине – любовь-ненависть, стимул действия.
Недаром эпиграфом к циклу являются слова Ювенала: «Негодование рождает стих». Они
роднят представления Блока о назначении поэта с представлениями А. С. Пушкина, М. Ю.
Лермонтова, Н. А. Некрасова. Думается, именно поэтому цикл носит название любимого
пушкинского размера – жизнеутверждающего, гремучего ямба. «Гневный ямб» стал
смысловой и ритмической основой цикла. Пусть в этих стихах по-прежнему даются
картины «страшного мира», но они уже обличительные, над ними звучит голос не
сомневающегося и разуверившегося героя, а поэта, сознающего свою ответственность за
настоящее и будущее. Поэтому открывает раздел программное стихотворение «О, я хочу
безумно жить…», написанное как раз четырехстопным ямбом.
Это произведение сразу привлекает читателя энергичностью и необычным
построением первой строфы. Затем приходит удивление: почему последняя строфа
выделена курсивом? Это короткое, но яркое стихотворение кажется подведением каких-то
итогов. Появляется желание еще и еще раз перечитать его и понять.
В двенадцати строчках, на мой взгляд, воплощены все прежние нравственные
искания лирического героя, готовность к борьбе с современным ему «страшным миром» и
осознание будущего торжества добра и света. Всеобъемлющая программа изменения мира
заключается в первой строфе, наполненной силой и экспрессией благодаря необычным
синтаксическим конструкциям и особой лексике.
Оптимизмом и жизнеутверждением проникнута первая строка:
О, я хочу безумно жить…
Возвышенный тон достигается использованием междометия «о». Лексическая
особенность этой строки, как мне кажется, заключается и в употреблении наречия
«безумно». Почему «безумно»? Каким содержанием наполнено это слово?
Вспоминая всю прежнюю жизнь лирического героя, мы видим, что она была и
возвышенной, и идеальной, и мятущейся, и тревожной, но никогда – бесцельной и пустой.
Полнота ощущения жизни, ее мощного вихревого потока, думается, и передана наречием
«безумно». Следующие строки подтверждают эту мысль и раскрывают содержание первой
строки, служащей тезисом. За лаконичными предложениями кроется огромное содержание:
Все сущее увековечить…
Сущее – то, что существует, живет одновременно с поэтом, окружает его; то, что в
жизни главное, ценное; то, что веками позволяет существовать человеческому обществу.
Увековечить лучшее, что создано и создается на глазах поэта человеческим обществом в
материальном и духовном плане, – одна из главнейших задач поэта.
Безличное – вочеловечить…
Безличное – не обретшие себя, не нашедшие свою дорогу в жизни, не
сформировавшие свою жизненную позицию люди. Здесь, в первой строфе, появляется
ключевое в лирике Блока слово – «вочеловечить». В «Толковом словаре живого
великорусского языка» В. И. Даля есть слово «вочеловечиваться»: «вочеловечиться,
воипостаситься, делаться человеком, принимать вид, образ человека, естество его,
воплощаться, вселяться в человеческое тело, облекаться в него». Однако, думается, Блок
понимал это слово более глубоко. «Вочеловечить» - это значит одухотворить, наполнить
высоким смыслом жизнь тех, кто не понял своего высокого человеческого предназначения.
Несбывшееся – воплотить!
Очень
емким
по
содержанию
становится
здесь
причастие,
перешедшее
в
существительное, - «несбывшееся». За ним снова чувствуются многолетние нравственные
поиски
лирического
героя.
Стремление
воплотить
несбывшееся
говорит
о
его
оптимистической, активной жизненной позиции, о готовности упорно идти к цели.
Инфинитивы, завершающие каждую строку, придают стиху ощущение уверенности.
Именно благодаря им односоставные предложения звучат как приказы. Синтаксический
параллелизм этих трех строк-предложений подчеркивает и усиливает готовность поэта
принять жизнь в ее реальном проявлении и запечатлеть в своем творчестве.
К такой мудрой пушкинской мысли поэт шел долго и трудно, поэтому во второй
строфе опять возникает тема «страшного мира». Аллитерация (шипящие и свистящие С, Ш,
Ж, С, Ж) создает ощущение тесного, душного, замкнутого пространства. Эпитет «тяжелый»
раскрывает отношение поэта к реальности, которая воспринимается как «жизни сон
тяжелый»:
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь я во сне…
Но «тема страшного мира» уже не доминирует в сознании поэта. «Жизни сон
тяжелый», в котором «задыхается» герой, теперь ему не страшен. Даже картины-символы
беспросветной прежней жизни, дважды усиленные анафорой, не производят гнетущего
впечатления. Уступительные придаточные с однородным подчинением подчеркивают
твердое решение лирического героя заплатить, не раздумывая, эту непомерную цену за
светлое и радостное грядущее. Негативный эмоциональный заряд, выраженный метафорой
«сон тяжелый», уравновешивается лексикой положительных эмоций следующих строк:
«юноша веселый», «в грядущем». Вводные слова «быть может» означают желание быть
понятым правильно и выражают надежду на любовь и признание потомков. Так в языке
настоящего
мастера
обыкновенное
сложное
предложение
становится
поэтическим
приемом.
В стихотворении прослеживается неразрывная связь прошлого, настоящего и
будущего. Перенесенные страдания не были напрасными. Они дали душе бесценный опыт.
Поэтому следует простить прошлое «угрюмство». Курсив, скорее всего, подчеркивает не
только основную мысль данного произведения, но и главную особенность всей поэзии А.
Блока:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Лирический герой нашел свой путь, определил предназначение в жизни. Главную
мысль последней строфы снова ярко помогают выразить художественные средства:
синтаксический параллелизм и анафора:
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!
Сочетание разных лексических пластов, использование характерных для поэта
образов-символов, а также других языковых средств – фонетических, синтаксических –
позволяют показать сложный нравственный
путь лирического героя.
В этом стихотворении наиболее полно и открыто сказались жажда слияния с миром,
стремление к гармонии и высоким идеалам. Оно действительно является лирическим
манифестом поэта, его надеждой на признание в будущем.
Однако уйти от «страшного мира» непросто. Общество успокоилось после
социальных волнений:
Так. Буря этих лет прошла.
Мужик поплелся бороздою
Сырой и черной.
(«Так. Буря этих лет прошла…»)
Можно
приступать
к
созидательному
труду.
Природа
и
люди
ощущают
возрождение:
Надо мною
Опять звенят весны крыла.
Эта метафора, эпитеты «страшно», «легко», «больно», а также олицетворение «весна
мне шепчет» хорошо передают притягательную силу весны. А признание «И я целую
богомольно ее невидимую ткань» точно характеризует состояние восторга, охватившее
лирического героя. Теплые лучи весеннего солнца напоминают ему о первой любви и
заставляют учащенно биться сердце:
И сердце бьется слишком скоро,
И слишком молодеет кровь,
Когда за тучкой легкоперой
Сквозит мне первая любовь…
Повтор слова «слишком» говорит об избытке чувства, переполняющего лирического
героя, а авторский эпитет «легкоперой» и эмоционально окрашенные глаголы «молодеет» и
«сквозит» подчеркивают то состояние, которое называется в народе «легко на душе». Но
вдруг курсивом выделен чей-то малодушный голос: «Забудь, забудь о страшном мире…».
Однако лирический герой, выстоявший в «страшном мире», теперь не свернет с дороги,
ведущей к «вочеловечению». С решительностью, подчеркнутой анафорой, он отвергает
этот соблазн:
Нет, не один я был на пире!
Нет, не забуду никогда!
В последнем стихотворении снова ярко проявляется открытая гражданская
направленность цикла «Ямбы»:
Да. Так диктует вдохновенье:
Моя любовная мечта
Все льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.
(«Да. Так диктует вдохновенье…»)
Поэт романтического склада, Блок провозглашает: «…в эпохи бурь и тревог,
нежнейшие и интимнейшие стремления души поэта также преисполняются бурей и
тревогой». И всем своим творчеством он стремится доказать это. Поэт остро чувствовал
наступление катаклизмов в жизни страны. Всем телом, всем сердцем он вслушивался в гул
эпохи. Его поэзия – результат этого процесса мировосприятия. В ней нам явлен образ мира,
где нередко царит нищета и несправедливость, злоба, насилие, рабство; где страданиями
одних достигается сытость других. Общий пафос поэзии Блока можно определить как
романтико-революционный – конечно, с символистским уклоном. И, хотя его произведения
далеки от революционных, поэт всегда на стороне слабых и страдающих. Негодование
Блока обращено на «непроглядный ужас жизни», изображаемой в стихотворениях цикла
«ночной», «черной», «траурной», «лживой», полной «безличного и несбывшегося». В
последнем
стихотворении
«правый
гнев»
поэта
обрушивается
на
слабых
духом,
испугавшихся борьбы:
Как боязливый крот, от света
Заройся в землю – там замри,
Всю жизнь жестоко ненавидя
И презирая этот свет,
Пускай грядущего не видя, -
Дням настоящим молвив: нет!
Это негодование перекликается с эпиграфом, завершая рассказ об одном из периодов
жизни лирического героя.
Поэт мечтал о том, что будущий читатель, «юноша веселый», увидит в его поэзии
торжество добра, света и свободы, что он сумеет почерпнуть в них силы для жизни. Так и
произошло. Как все истинно великое и прекрасное, лирика А. А. Блока с ее правдой,
искренностью помогает и всегда будет помогать людям жить, бороться, любить и творить.
Используемая литература:
1.
Александр Блок. Собрание сочинений. Том третий. Стихотворения и поэмы. 1907 –
1921. ГИХЛ, Москва – Ленинград, 1960.
2.
Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том первый. А –З.
Москва, «Русский язык», 1989.
3.
Борис Соловьев. Поэт и его подвиг. Творческий путь Александра Блока.
Издательство «Советская Россия», Москва, 1973.