Напоминание

"Использование технологии критического мышления на уроках английского языка".


Автор: Лужбина Татьяна Алексеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №151 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: г.Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии критического мышления на уроках английского языка".
Раздел: полное образование





Назад




Использование технологии критического мышления на уроках английского языка.

Критическое мышление - это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой

информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – отправная точка для развития

творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено. Применяя достаточно

долгое время технологию развития критического мышления, я заметила очевидные ее преимущества,

как для учителя, так и для ученика.

Технология критического мышления дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые

способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Технология критического мышления дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане

общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.

Приемы и стратегии технологии развития критического мышления

Кластеры

Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в

определенном порядке в виде грозди. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е.

располагаются в определенном порядке.

Правила такие: в центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система

кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот

прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную

до знакомства с текстом в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не

только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между

«гроздями». Ассоциации - очень гибкая стратегия. Их можно выполнять индивидуально или в

группах. После того, как ученики составили свои ассоциации, можно попросить нескольких

учеников поделиться своими ассоциациями с группой или обменяться идеями в парах. В парной

работе, таким образом, происходит взаимообучение учащихся.

Концептуальное колесо

Прием «концептуальное колесо», учащимся необходимо подобрать синонимы к слову,

находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса.

Например: подбор синонимов к слову LIKE.

Like (love, to be, fond of, enjoy, To be keen on, get pleasure with, prefer)

«Тонкие» и «толстые» вопросы

По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого

односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного,

развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти

на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается

прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на

«тонкие» и «толстые» вопросы.

Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ»

Развитие критического мышления подразумевает умения решать проблему, сделать это легче, если

она реальна, т.е. соотносится с собственным жизненным опытом ученика.

Дж. Брэмсфорд разработал стратегию решения проблем, которая может быть применима в работе с

текстами и при анализе ситуаций. Эта стратегия называется «ИДЕАЛ».

I Identify a problem

D Debate a problem

E Essential solutions

A Activity

L Logical conclusions

И – Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.

Д – Доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Он должен быть

предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как» (How), и в нем должны отсутствовать

отрицания (частица «не»).

Е – Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов решения

проблемы осуществляется посредством мозговой атаки. Любая критика здесь запрещена. Важно

количество: чем больше решений, тем лучше (для графической организации идей можно

использовать кластер).

А – А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов). Теперь ученики взвесив все «за»

и «против», выбирают лучший вариант(ы) решения проблемы.

Л – Логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические

выводы. На последнем этапе учащиеся анализируют проделанную ими работу.

справиться с этой проблемой. Каждый в классе предлагает свое решение. После высказываний

учащихся учитель зачитывает конец рассказа.

Fish

bone

” – «рыбья

кость»

В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете

есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения

изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по

ходу чтения выписывают факты, отражающие суть. Факт придает проблеме ясность и реальные

очертания. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных

сведений. При этом технология работы может варьироваться.

1.

Индивидуальная работа. У всех текст одинаковый. В этом случае чтение текста и составление

схемы происходит индивидуально.

2.

Парная или групповая работа. Возможно использование разных текстов по одной проблеме.

Каждая группа получает для чтения свой текст; чтение текста происходит индивидуально,

составление схемы – в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних

и нижних косточек); происходит обмен информацией между группами, в результате чего

появляется общая схема. Главная идея обучения в команде – создать условия для активной

совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. В этой

ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их

товарищами, более глубокое осмысление материала сильными.

Использование приема «рыбья кость» возможно как для работы с небольшими по объему текстами,

так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. При этом возможно

дробление текста на смысловые части, которые дополняют друг друга.

Интерактивная стратегия «KWL Chart»

KNOW(знаю) WANT(хочу узнать) LEARNT(узнал)

Я объявляю тему или название произведения, предлагаю учащимся вспомнить информацию,

которой они владеют по данной теме. Учащиеся заполняют первую часть таблицы (Знаю).

Затем предлагаю учащимся высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме

или из данного текста. Учащиеся заполняют вторую часть таблицы (Хочу узнать).Чтение текста или

его части и заполнение третьего столбца таблицы (Узнал).

Данное задание может выполняться индивидуально, в парах, в группах. В конце каждого этапа

проводится коллективное обсуждение; важная информация и

наиболее интересные высказывания

записываются в сводной таблице на доске или плакате.

Чтение с остановками

Методика «Шесть шляп мышления»

Вот уже на протяжении нескольких лет мне нравится применять на моих уроках методику «Шесть

шляп мышления»- вероятно это один из самых популярных методов мышления, разработанных

Эдвардом де Боно. Практически на каждом уроке я предлагаю своим учащимся мысленно надевать

цветные шляпы.

Белая шляпа: информация. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на

информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о

том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Я предлагаю

надеть белую шляпу — это значит, что я жду от них полной информации и факты.

Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценкам. Тут нужно во

всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места.

Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на

поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа —

антагонист черной, она позволяет видеть выгоды и достоинства. Мысленно надев желтую шляпу,

человек превращается в оптимиста.

Зеленая шляпа: творчество. Зеленая шляпа — это шляпа творческого поиска. Если мы

проанализировали достоинства и недостатки, мы можем надеть эту шляпу и подумать, какие

возможны новые подходы в сложившейся ситуации

Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у учащихся появляется возможность

высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса,

периодически предоставляет учащимся возможность высказаться: «Наденьте-ка свою красную

шляпу и скажите, что вы думаете о моем предложении».

Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она

предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В

частности, я ее используют в начале урока для определения того, что предстоит сделать, и в конце,

чтобы обобщить достигнутое и поставить новые цели.

Преимущества такой методики очевидны:

1. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую

легко применять на уроках.

2. Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, при изучении любой темы.

Заключение

Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка позволяют

мне сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное –

результативной. Поэтому данные приёмы частично или полностью могут быть использованы мною в

дальнейшей работе. А также мне бы хотелось посоветовать, другим педагогам использовать

технологию развития критического мышления на своих уроках.

Таким образом, использование технологии критического мышления на уроках английского языка

позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться

усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и

развивающие задачи.

Список использованной литературы

1.

Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб,

2003 – 179с.

2.

Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.-

2004.- №2.- С. 7.

3.

Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо//

Русский язык.: газ. Издат. дома «Первое сентября».- 2005.- №3.- с. 27-29.

4.

Сухова Л. В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках

французского языка// Иностранные языки в школе.- 2006.- № 1.- С.32.

5.

Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.



В раздел образования