Напоминание

"Гендерный подход при изучении рассказов для детей и их родителей М.Зощенко"


Автор: Черненко Светлана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Луховицкая средняя общеобразовательная школа №9"
Населённый пункт: город Луховицы Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Гендерный подход при изучении рассказов для детей и их родителей М.Зощенко"
Раздел: среднее образование





Назад




«Гендерный подход при изучении рассказов для детей и их

родителей М.Зощенко».

Проблема семьи – главная проблема современного общества.

В 90-е годы 20 века стало использоваться новое для нашей

страны научное понятие «гендер», под которым подразумевается

социальный аспект отношения полов. Социологи, психологи,

историки стали активно исследовать это направление. Вышло

огромное количество публикаций по гендерным исследованиям.

Ясно

одно,

что

такие

качества

мужчин,

как

активность,

доминантность, уверенность в себе, агрессивность, способность к

лидерству, не являются врождёнными, а

воспитываются в

обществе.

То

же

относится

и

к

женским

качествам

экспрессивность, зависимость, заботливость, тревожность и низкая

самооценка.

Опираясь на данные

исследования , попробуем

провести

гендерную экспертизу рассказов для детей Михаила

Зощенко.

В ходе работы были проанализированы 14 рассказов

М.Зощенко, написанные для детей и их

родителей: «Умная

Тамара», «Трусишка Вася», «Глупая история», «Показательный

ребёнок», «Самое главное», «Любимое занятие», «Кто ваши

родители?» , «Смелый, да не очень», «Ёлка», «Бабушкин подарок»,

«Галоши и мороженое», «Не надо врать», «Через тридцать лет»,

«Великие путешественники», - с целью выявить предписанные

социальные роли, специфические качества мужчин и женщин, с

которыми дети знакомятся при чтении. Контент-анализ позволяет

сделать

вывод,

что

на

страницах

рассказов

М.Зощенко

присутствуют стереотипы маскулинных и феминных качеств.

Доминирует маскулинность. В рассказах чаще употребляются

маркеры мужского образа : инженер (11 раз) в рассказе «Умная

Тамара» « с усами, в очках». Индикаторы характеристики

определяют необходимость усов у инженера, то есть это сугубо

мужская профессия. Жилец, мальчик Николаша, отец, сын Вася,

мальчик Петя, муж, доктор, профессор, мальчик Павлик, мальчик

Андрюша Рыженький. Маркеры женского образа: жиличка, мама,

бабушка, девочка.

Таким образом, маркеры мужского образа

встречаются в три-четыре раза чаще, чем женского, что доказывает

значимое, доминирующее начало мужчин как членов социума.

Такие черты личности, как активность, уверенность в себе,

агрессивность, логическое мышление, способность к лидерству

проявляется именно у героев мужского пола. Ругательная лексика

употребляется только в адрес лиц мужского пола: «нахал»,

«дырявая голова». Проблема юношеской агрессии вызывает жаркие

споры среди учёных и публицистов. Одни авторы утверждают, что

мужчине самой природой назначено быть агрессорами, другие

считают

мужскую

агрессивность

следствием

неправильного

воспитания мальчиков. Агрессивность мальчишеских групп и

мужских компаний – не столько индивидуально-психологический,

сколько групповой феномен: сильным и агрессивным мальчикам

легче

завоевать

господствующее

положение

в

группе.

Мальчишеские

группы

характеризуются

высокой

внутри-

и

межгрупповой соревновательностью.

У мальчиков значительно

больше антинормативного поведения. Сын Вася бьёт, хлещет,

стегает лошадь кнутом, у него боевой настрой (рассказ «Трусишка

Вася»), мальчик мучил кошку («Показательный ребёнок»), Минька

ударил мальчика по руке ( «Ёлка»), Мальчики шлёпали книгой по

затылку, мазали ухо чернилами, дёргали за волосы ( «Не надо

врать»), мальчики во дворе дёрнули за нос, сбили кепку с головы,

ткнули кулаком, немножко побили («Самое главное»). Именно

мальчики

придумывают

различные

проказы

и

путешествия.

Маскулинность преобладает и в логическом мышлении: особенно

это можно проследить, анализируя рассказ «Самое главное».

Мальчик Андрюша Рыженький - трусливый мальчик . Мама

считает, что мальчик должен быть сильным, храбрым , умным,

иметь знания. На пути становления мальчик из всех своих

поступков

делает

логические

выводы

и

собственные

умозаключения.

В отраслях профессий тоже доминирует маскулинность.

Инженер (усы и очки обязательны), кузнец (делает подковы,

молотки, топоры) , почтальон

(принёс письмо),

шофёр,

мороженщик, милиционер. И только один раз мы встречаем

женскую профессию – учительница. И только в двух рассказах

(«Любимое занятие»,

«Кто ваши родители?»

) показаны

равноправные отношения между мужчинами и женщинами: один

мальчик любит шить, другой – убирать комнату, подметать и

вытирать пыль, у девочки папа – парикмахер, хотя это очень

тревожит ребёнка, то есть снова возникает стереотип: учительница,

дворник, парикмахер, портной, повар – это только женские

профессии. Рассказы воспитывают у детей правильное отношение к

профессии – в выборе профессии не может доминировать ни

мужское, ни женское. Однако во всех рассказах только папы

идут на работу или на службу, причём акцентируется внимание на

том, что они уходят утром, приходят вечером. В сложных

ситуациях или в момент принятия решения ответственность на себя

берёт отец семейства. Во всех рассказах у детей есть и мама и папа,

в некоторых есть ещё и бабушка. Мама и папа все решения

принимают вместе, вместе ходят в гости и в театр. Это важный

момент в воспитании и мальчиков, и девочек. Автор делает акцент

на ценностях семьи, на необходимости беречь и уважать старшее

поколение. Обращение к женским семейным ролям : бабушка

стирает бельё на реке, бабушка очень любит внука, мама варит

кашу, мама пошла на кухню, бабушка (старенькая) спит в кресле,

мама ребёнка кормит с ложечки, гулять водила за ручку, по утрам

сама одевает, мама ходит в магазин, мама носит на руках ребёнка,

мама украшает ёлку, мама встречает гостей, мама не позволяет,

мама боится за детей, у мамы паника, звонит мужу, у которого

ищет поддержки, мама переживает за сына; мужским семейным

ролям: отец уходит утром на работу и возвращается вечером, папа

на службе, папа шофёр, Васин отец – кузнец, папа инженер, папа

техник, папа парикмахер,

папа стрижёт и бреет людей, папа

принимает

решение,

которое

учит,

папа

запрещает,

папа

справедлив. Соотношение работы и увлечения в жизни мужчин и

женщин

тоже

отражает

гендерные

стереотипы:

активная

деятельность : отправиться в путешествие, уйти самостоятельно из

дома, хотя ещё совсем маленький, чтобы познать мир, залезть на

дерево, поиграть в футбол, ловить рыбу, купаться на реке – в

рассказах этим занимаются мальчики. Нормы личных качеств

человека – доброта- присущи лицам мужского и женского пола.

Модель взрослого поведения переносится на детей. Взрослые учат

не врать и признавать свои ошибки, причём первым должен сделать

это

мальчик.

У

мальчиков

тяга

к

«мужским»

предметам:

перочинный нож, рогатка. Девочек больше привлекает забота:

накормить котёнка. Ориентация в воспитании девочек

на

обслуживание семьи. В центре внимания девочек находится

человек и взаимоотношения между людьми. Их отношения с

окружающими достаточно устойчивые, ровные, доброжелательные,

они

более

доверчивы

и

внушаемы,

у

них

легче

вызвать

сострадание.

Итак, контент-анализ рассказов для детей М.Зощенко показал, что в

содержании произведений присутствуют гендерные стереотипы,

основанные на маскулинных и фиминных качествах личности. Они

транслируют

патриархальные

взгляды

на

роль

женщины

и

мужчины в обществе. Однако данные произведения воспитывают и

в мальчиках, и в девочках ценность семьи: мама, папа, дети. Папа-

организатор, опора; мама – теплота, забота, любовь. Стремление

женщин в современном обществе воспитывать в себе маскулинные

качества личности и принижать роль мужчины

привело к

разрушению семьи.

Гендерная педагогика направлена на то, чтобы помочь детям

чувствовать себя в школе комфортно и справиться с проблемами

социализации,

важной

составной

частью

которых

является

самоиндентификация ребёнка как мальчика или девочки. Основная

цель – смягчение или полное преодоление гендерных стереотипов,

то есть стандартизированных представлений о моделях поведения и

чертах

характера,

соответствующих

понятиям

«мужское»

и

«женское», в пользу проявления различия личных склонностей

индивида. Поэтому вся учебная литература должна способствовать

гендерному воспитанию детей.



В раздел образования