Автор: Савчук Людмипа Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ"СШ№21"
Населённый пункт: город Нижневартовск ХМАО- Югры
Наименование материала: Статья
Тема: Задачи практической направленности в курсе математики 5-6 классов
Раздел: среднее образование
На современном этапе развития образования активно внедряется компетентностный
подход к образованию школьников. Одним из средств формирования у учащихся
математических
компетентностей
является
использование
задач
практической
направленности. Данный вид задач фактически отсутствует в учебниках (или почти
отсутствует ) в большинстве учебников математики 5-6 классов, так и учебников средней
и старшей школы, хотя на важность их использования указывают учителя-предметники.
Практическая направленность школьного курса математики предусматривает
формирование у учащихся умений использовать полученные знания во время изучения
других учебных предметов, использовать рациональные вычислительные приемы,
решать
уравнения
и
неравенства,
использовать
ИКТ.
Задачи
практической
направленности развивают умения
математически исследовать реальные явления,
составлять математические модели задач, решать их и сопоставлять найденные
результаты с реальными.
Задачи гражданской направленности
1.
Общая протяжённость государственной границы России составляет 60 932 км, в
том числе речной и озёрной — 7616 км, собственно сухопутной — 14 509 км.
Найти длину морской границы России.( 5 класс, тема «Натуральные числа»)
2.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное
полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней
- синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
Найти площадь флага, если его ширина 50 см. ( 6 класс, тема «Пропорции»).
3.
Современные
часы
на
Спасской
башне
Московского
Кремля
являются
единственными полностью механическими часами. Общая длина минутной и
часовой стрелок составляет 6,25 м. При этом длина часовой стрелки меньше
минутной на 0,31 м. Найти длины часовой и минутной стрелок часов Московского
Кремля. ( 5 класс тема «Десятичные дроби»).
4.
Металлургия – одна из наиболее развитых отраслей в российской экономике. По
итогам 2014 года предприятиями металлургической отрасли было отправлено на
экспорт продукции на сумму 31,78 млрд. долларов. Из них на долю черной
металлургии пришлось 64,5% экспорта, на долю цветной – 35,5%. Рассчитать
сумму вырученных денег по каждому виду металлов.
5.
В годы Великой Отечественной войны широко применялись
боевые машины
реактивной артиллерии «Катющи», которых очень боялись гитлеровцы. За годы
войны советская промышленность произвела
примерно 10000 таких боевых
машин. В битве за Берлин участвовало 15% от этого количества. Сколько боевых
машин «Катюша» участвовало в Берлинской операции?
(5-6 класс, тема
«Проценты»)
6.
Лахта-центр в Санкт-Петербурге с 5 октября 2017 года является самым высоким
небоскребом в России и Европе. Его высота 462м. Башня «Федерация» в Москве,
занимающая второе место среди высотных зданий, ниже на 88,3м . Какая высота
башни «Федерация»? ( 5 класс тема «Десятичные дроби»).
7.
Территория Ханты- Мансийского округа- Югры раскинулась на площади 534,8
тыс. м
2
. Общая площадь земель лесного фонда составляет 53,6% территории.
Какую площадь занимают земли лесного фонда? ( 5 класс тема «Десятичные
дроби»).
8.
9 марта 1972 г. пос. Нижневартовский получил статус города. Население города
составляло на тот момент 68 000 чел. В 2019 г. численность жителей города
составила 276503 чел. Во сколько раз выросло население города? Результат
округлить до сотых. ( 5 класс тема «Десятичные дроби»).
9.
2019 год стал рекордным по добыче нефти в Российской Федерации. Всего в 2019
глду в России добыли 555,7 млн тонн нефти. Из общего объёма полученной
нефти на переработку поступило 290,7 млн тонн. Какой процент нефти был
переработан внутри России ? (5-6 класс, тема «Проценты»)
10.В 2019 году на экспорт поступило 257,7 млн тонн нефти средней стоимостью
500,1 доллара за тонну. Рассчитать общую стоимость нефти, поступившей на
экспорт. ( 5 класс тема «Десятичные дроби»).
Задачи, направленные на формирование
здоровьесберегащих компетенций.
1.
Врачи изучали факторы, которые больше всего влияют на здоровье. Оказалось: на
медицинское обеспечение приходится лишь 10%. От наследственности состояние
здоровья зависит на 20%. И даже вредные факторы окружающей среды в среднем
влияют только на 25%. Ключевой момент, который определяет то, что
происходит с организмом, - качество питания. Какой процент определяет
качество питания при влиянии на здоровье человека?
( 5 класс, тема
«Проценты»)
2.
В норме сердце взрослого человека в течение суток прокачивает примерно 9600
литров крови. Сколько литров крови прокачивает сердце за 7 часов? ( 6 класс,
тема «Пропорции»).
3.
С 15 до 50 лет сердце человека бьется со скоростью 70 раз в минуту. В период
между 60 и 80 годами оно ускоряет свое движение, достигая примерно 79 ударов.
На сколько процентов возросла скорость ударов ?. Ответ округлить до десятых. ( 5
класс, тема «Проценты»).
4.
Суточная потребность в белке зависит от возраста ребенка. На 1 кг массы тела
детям в возрасте 11-13 лет необходимо примерно 2,5 г
.
Сколько грамм белка
необходимо ребенку весом 42 кг ? ( 5 класс, тема «Умножение десятичных
дробей»).
5.
Детям школьного возраста рекомендовано проводить за компьютером 1 час в день.
Саша утром играл в компьютерную игру 45 минут, а вечером 1 ч 25 минут.. На
сколько времени Саша нарушил рекомендации? Ответ указать в минутах. ( 5 класс,
Тема «Натуральные числа»)
6.
На большой перемене ученики начальных классов бегают и шумя. К концу
перемены уровень шума достигает 80 децибел. Взлетающий самолет дает уровень
шума 120 децибел. На сколько процентов уровень шума самолета больше? ( 6
класс, тема «Пропорции»).
7.
Рассчитать какую сумму денег мог бы сэкономить курящий человек за год, если
средняя цена пачки сигарет 120 рублей, а расходует ее курильщик за два дня? ( 5
класс, Тема «Натуральные числа»).
8.
Составить столбчатую диаграмму по итогам решения задачи. Занятия в школе
длятся 5 часов, сон в 1,5 раза больше чем школьные занятия. Прогулки на свежем
воздухе длятся на 3 часа меньше школьных занятий и на 30 минут больше, чем
выполнение домашнего задания. Остальное время- отдых и дополнительные
занятия. ( 6 класс. Тема «Диаграммы»).
9.
Древесная хвойная зелень содержит ценные биологические компоненты: в 100 г
хвои содержится в среднем 300 мг витамина С, а в 100 г шиповника на 100 мг
меньше. Сколько витамина С содержится в 400г шиповника? ( 5 класс, Тема
«Натуральные числа»).
10.При каждом вдохе здоровый взрослый человек закачивает в легкие примерно 0,5 л
воздуха. В среднем в минуту совершается около 15 вдохов. Какой объем воздуха
проходит через легкие человека за 2,5 ч? ( 5 класс тема «Десятичные дроби»)
11.Определить процентное содержание каждого компонента в молочном коктейле
массой 250 г, если масса молока 150г, масса ягод в 2 раза меньше массы молока,
остальное
–мороженое.
Составить
круговую
диаграмму.
(
6
класс.
Тема
«Диаграммы»)
Задачи экологической направленности
1.
По данным Международного союза охраны природы на 2018 год, за последние
500 лет полностью вымерло 844 вида животных и растений, в том числе 63 вида
млекопитающих.
Какой
процент
вымерших
животных
составили
млекопитающие?(Результат
округлить
до
десятых)
(6
класс,
тема
«Пропорции»).
2.
В сборе макулатуры принимали участие ученики 6-х классов: 6-А-220 кг, 6-Б-
300кг, 6В-150кг, 6-Г-130 кг. Составить столбчатую диаграмму. ( 6 класс. Тема
«Диаграммы»)
3.
Для изготовления одного листа бумаги формата А4 требуется не меньше 13 г
качественной древесины, за неделю в офисе расходуется 12 пачек бумаги, в
каждой из которых 500 листов. Сколько килограмм качественной древесины
расходуется на изготовление бумаги для офиса? ( 5 класс, Тема «Натуральные
числа»).
4.
Для изготовления бумаги нужна древесина. 60 кг макулатуры сохраняет одно
дерево. Сколько деревьев сохранит 750 кг собранной макулатуры? ( 5 класс,
Тема «Натуральные числа»).
5.
Если чистить зубы в течении 3 минут, не выключая кран, расходуется 20 л
воды. Сколько литров расходуется в день семьей из 4 человек, если зубы
чистятся утром и вечером? ( 5 класс, Тема «Натуральные числа»).
6.
Энергосберегающая лампочка мощностью 100 Вт использует за час работы 15
Вт, тогда как обычная лампочка накаливания такой же мощности -100 Вт. Какое
количество электроэнергии сэкономит семья за месяц работы (30 дней)
энергосберегающей лампочки. Считать, что лампочка включена ежедневно в
среднем 10 часов.