Автор: Лесных Маргарита Сергеевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 23
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Наставничество как фактор становления профессиональной
деятельности молодых специалистов ДОУ»
по главе из кн. « Диагностика и развитие профессионального мастерства
педагогов в ДОУ» метод. пособие Н.В.Микляевой и Ю.В. Микляевой М. « Айрис
дидактика» 2008.
(подготовила зведующий МАДОУ детский сад № 23 Лесных М.С.)
« Исходя из современных представлений о культуре наставничества, данное понятие
означает ТИП ПОДГОТОВКИ К РАБОТЕ, обеспечивающий занятость молодого
специалиста с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению
педагогической работы на практике и в широком диапазоне.
Основная ЦЕННОСТЬ формирования культуры наставничества в детском саду
заключается в том, чтобы сделать теоретические знания и умения человека, только
поступившего на работу
1.Практикоориентированными,
2.Динамичными,
3. Мобильными в использовании.
ФУНКЦИЯ опытного педагога должна заключаться в оказании помощи молодому
специалисту :
1. В формировании у него диспозиционно-установочных структур личности,
отвечающих за анализ проблемной педагогической ситуации,
2.Определение стратегий ее размещения,
3.Выбор наиболее продуктивных методов и приемов, адекватных поставленным
целям.»
Наставник формирует у неопытного педагога представление о пед. идеале,
поэтому подбор наставника для молодого специалиста должен исходить из:
-желания опытного педагога и его педагогической направленности,
-коммуникативных качеств и культуры педагогического общения,
-организационных навыков,
-научно-методических умений.
Педагогическая
психология
выделяет
3
этапа
формирования
профессиональной педагогической деятельности.
1 этап - деятельность молодого педагога начинается с момента прихода в
учреждение
и
его
деятельность
выполняется
как
ПОСЛЕДОВАТЛЬНОСТЬ
отдельных ОПЕРАЦИЙ, задаваемых извне. Уровень организации пед. деятельности
является репродуктивным – это уровень воспитателя умеющего рассказать и
передать детям то, что знает сам. Длиться период активного взаимодействия
наставника и его подопечного примерно 2-3 месяца.
К барьерам, препятствующим осуществлению профессиональной деятельности на
данном этапе относятся: боязнь группы детей и боязнь педагогической ошибки .Это
преодолевается в процессе получения позитивного опыта общения с другими
сотрудниками и детьми и повышении профессионализма молодого педагога.
Для
успешного
выполнения
отдельных
педагогических действий необходимы
профессиональные качества у молодого педагога:
-умение мобилизовать себя,
-навыки произвольного внимания,
- умение грамотно и логично излагать свои мысли,
-навыки эффективной коммуникации,
- владение игровыми приемами и др.
Однако, на эффективность всей педагогической деятельности существенное влияние
оказывает СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ молодого специалиста в педагогическом
коллективе.
На данном этапе основными средствами наставничества являются те, которые
обеспечивают условия для « вхождения» молодого специалиста в педагогическом
коллективе д/с, в частности это достигается за счет методов, направленных на
создание, сохранение иразвитие организационной культуры коллектива:
внимание администрации ДОУ и психолога к поддержанию организационной
культуры, реакция на критические ситуации и организационные кризисы;
моделирование ролей и демонстрация образцов поведения;
определение критериев принятия на работу, продвижения, вознаграждений и
присвоения определенных статусов, увольнения;
использование организационных символов, обрядов и их систем 9обряд
посвящения, единения и пр.), усиливающих самоопределение молодых сотрудников
ДОУ и идентификацию с членами педагогического коллектива.
Специфическая задача психолога – психологическое просвещении сотрудников,
касающееся формирования у них механизмов профессионального самопринятия и
саморегуляции в доброжелательной обстановке.
Функции наставника:
1. Корректирующий контроль
2. Эмоциональная поддержка
3. Придание уверенности в своих силах молодому педагогу.
2 этап - формирования профессиональной педагогической деятельности
характеризуется ДЕЗИНТЕГРАЦИЕЙ структуры готовности к осуществлению
педагогической
деятельности,
распадом
ее
на
несколько
подструктур,
объединенных слабыми функциональными полями. Это связано с тем, что возникает
необходимость формирования профессиональной гибкости и мобильности.
У
молодого
специалиста
снижается
страх
перед
детским
коллективом
и
осуществлением педагогического общения, уровень педагогической деятельности
переходит на адаптивный, когда педагог уже может приспособить материал к
особенностям
детской
аудитории.
Однако, возрастают
страхи,
касающиеся
методической правильности/ неправильности совершаемых действий и их места в
структуре
целостного
педагогического
процесса,
т.е.
влияния
на результат
воспитания и обучения детей.
На данном этапе роль наставника ослабевает, зато усиливается роль
ПедСовета ДОУ.
Именно на ПЕДСОВЕТЕ формулируют основные цели и задачи деятельности
всего д/сада, осуществляют отбор форм и методов работы, проводят анализ и
контроль образовательной деятельности.
«Возложение функций наставничества на ПедСовет меняет саму стратегию
наставничества в ДОУ. Теперь оценка и оптимизация педагогической деятельности
молодых и опытных педагогов становится условием эффективной постановки целей
и достижения результатов работы всего педагогического коллектива. Собственно,
встает вопрос о разработке индивидуальной программы психолого-педагогической
поддержке
каждого
члена
педагогического
коллектива.
Она
должна
быть
направлена на формирование локально-моделирующего и системно-моделирующего
уровней педагогической деятельности у сотрудников ДОУ.
Локально-моделирующий уровень педагогической деятельности – уровень
проф.деятельности педагога, который умеет формулировать педагогическую цель,
предвидеть искомый результат и создавать систему включения детей в разные виды
деятельности
(аналог
наглядно-действенного
мышления
в
педагогической
деятельности). Позволяет решать отдельные проблемные задачи на уровне
диспозиционно-установочных структур личности педагога.
Системно-моделирующий уровень –
педагог
владеет
стратегиями
формирования искомой системы знаний, умений и навыков у детей по всем
направлениям детского развития (аналог наглядно-образного мышления в сфере
педагогической деятельности). Позволяет решать проблемные задачи комплексного
характер на уровне диспозиционно-установочных структур личности педагога,
группируя их по уровню сложности.
Задачи психолога:
1.Помощь в разработке программ саморазвития педагогам ДОУ, на основе
диагностики и учета сформированности профессиональных умений и навыков,
2.создание модели эффективного применения психолого-педагогических знаний в
процесс проведения консультаций, проблемных семинаров, деловых игр, тренингов
и пр.
3.Выработка критериев и требований к организации изучения и обобщения
передового педагогический.опыт и технологий обучения детей, отбора оптимальных
для данного ДОУ и конкретной возрастной группы воспитанников,
4.Активное участие в организации и работе научно-методических объединений по
проблематике, т.н.« творческих групп», с целью содействия личностному и
профессиональному росту педагогов и профилактике «эмоционального выгорания».
« На данном этапе важным для дальнейшего совершенствования педагогической
деятельности является выявление факторов, стимулирующих и препятствующих
профессиональному развитию педагогов».
На 3 этапе формирования профессиональной педагогической деятельности
происходит
« оптимизация функциональных связей компонентов структуры готовности к
осуществлению
педагогической
деятельности»
(В.Д.Шадриков).Уровень
педагогической деятельности соответствует системно-моделирующей деятельности
и поведения. У педагога формируется 2 группы индивидуальных качеств: одна из
них обеспечивает выполнение целенаправленной профессиональной деятельности, а
другая – ее рефлексию и освоение специфического содержания.
В определении целей и разработке содержания наставничества на данном этапе
необходимо учитывать:
Возраст сотрудников ДОУ,
Педагогический стаж
Особенности профессионально-педагогической деятельности.
С учетом уровня сформированности педагогической . позиции администрация
ДОУ, психолог и методическое объединение по проблематике разрабатывают
программу практикумов-семинаров на год, где предусматривается постепенная
передача
функций
молодым
педагогам
(информационная,
организационная,
контролирующая, оценивающая).
О
сформированности
культуры
наставничества в
ДОУ
будет
свидетельствовать умение объединять в различные творческие группы педагогов с
различными стилями педагогической деятельности, но со сходными интересами.