Напоминание

"Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ"


Автор: Лесных Маргарита Сергеевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 23
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Наставничество как фактор становления профессиональной

деятельности молодых специалистов ДОУ»

по главе из кн. « Диагностика и развитие профессионального мастерства

педагогов в ДОУ» метод. пособие Н.В.Микляевой и Ю.В. Микляевой М. « Айрис

дидактика» 2008.

(подготовила зведующий МАДОУ детский сад № 23 Лесных М.С.)

« Исходя из современных представлений о культуре наставничества, данное понятие

означает ТИП ПОДГОТОВКИ К РАБОТЕ, обеспечивающий занятость молодого

специалиста с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению

педагогической работы на практике и в широком диапазоне.

Основная ЦЕННОСТЬ формирования культуры наставничества в детском саду

заключается в том, чтобы сделать теоретические знания и умения человека, только

поступившего на работу

1.Практикоориентированными,

2.Динамичными,

3. Мобильными в использовании.

ФУНКЦИЯ опытного педагога должна заключаться в оказании помощи молодому

специалисту :

1. В формировании у него диспозиционно-установочных структур личности,

отвечающих за анализ проблемной педагогической ситуации,

2.Определение стратегий ее размещения,

3.Выбор наиболее продуктивных методов и приемов, адекватных поставленным

целям.»

Наставник формирует у неопытного педагога представление о пед. идеале,

поэтому подбор наставника для молодого специалиста должен исходить из:

-желания опытного педагога и его педагогической направленности,

-коммуникативных качеств и культуры педагогического общения,

-организационных навыков,

-научно-методических умений.

Педагогическая

психология

выделяет

3

этапа

формирования

профессиональной педагогической деятельности.

1 этап - деятельность молодого педагога начинается с момента прихода в

учреждение

и

его

деятельность

выполняется

как

ПОСЛЕДОВАТЛЬНОСТЬ

отдельных ОПЕРАЦИЙ, задаваемых извне. Уровень организации пед. деятельности

является репродуктивным – это уровень воспитателя умеющего рассказать и

передать детям то, что знает сам. Длиться период активного взаимодействия

наставника и его подопечного примерно 2-3 месяца.

К барьерам, препятствующим осуществлению профессиональной деятельности на

данном этапе относятся: боязнь группы детей и боязнь педагогической ошибки .Это

преодолевается в процессе получения позитивного опыта общения с другими

сотрудниками и детьми и повышении профессионализма молодого педагога.

Для

успешного

выполнения

отдельных

педагогических действий необходимы

профессиональные качества у молодого педагога:

-умение мобилизовать себя,

-навыки произвольного внимания,

- умение грамотно и логично излагать свои мысли,

-навыки эффективной коммуникации,

- владение игровыми приемами и др.

Однако, на эффективность всей педагогической деятельности существенное влияние

оказывает СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ молодого специалиста в педагогическом

коллективе.

На данном этапе основными средствами наставничества являются те, которые

обеспечивают условия для « вхождения» молодого специалиста в педагогическом

коллективе д/с, в частности это достигается за счет методов, направленных на

создание, сохранение иразвитие организационной культуры коллектива:

внимание администрации ДОУ и психолога к поддержанию организационной

культуры, реакция на критические ситуации и организационные кризисы;

моделирование ролей и демонстрация образцов поведения;

определение критериев принятия на работу, продвижения, вознаграждений и

присвоения определенных статусов, увольнения;

использование организационных символов, обрядов и их систем 9обряд

посвящения, единения и пр.), усиливающих самоопределение молодых сотрудников

ДОУ и идентификацию с членами педагогического коллектива.

Специфическая задача психолога – психологическое просвещении сотрудников,

касающееся формирования у них механизмов профессионального самопринятия и

саморегуляции в доброжелательной обстановке.

Функции наставника:

1. Корректирующий контроль

2. Эмоциональная поддержка

3. Придание уверенности в своих силах молодому педагогу.

2 этап - формирования профессиональной педагогической деятельности

характеризуется ДЕЗИНТЕГРАЦИЕЙ структуры готовности к осуществлению

педагогической

деятельности,

распадом

ее

на

несколько

подструктур,

объединенных слабыми функциональными полями. Это связано с тем, что возникает

необходимость формирования профессиональной гибкости и мобильности.

У

молодого

специалиста

снижается

страх

перед

детским

коллективом

и

осуществлением педагогического общения, уровень педагогической деятельности

переходит на адаптивный, когда педагог уже может приспособить материал к

особенностям

детской

аудитории.

Однако, возрастают

страхи,

касающиеся

методической правильности/ неправильности совершаемых действий и их места в

структуре

целостного

педагогического

процесса,

т.е.

влияния

на результат

воспитания и обучения детей.

На данном этапе роль наставника ослабевает, зато усиливается роль

ПедСовета ДОУ.

Именно на ПЕДСОВЕТЕ формулируют основные цели и задачи деятельности

всего д/сада, осуществляют отбор форм и методов работы, проводят анализ и

контроль образовательной деятельности.

«Возложение функций наставничества на ПедСовет меняет саму стратегию

наставничества в ДОУ. Теперь оценка и оптимизация педагогической деятельности

молодых и опытных педагогов становится условием эффективной постановки целей

и достижения результатов работы всего педагогического коллектива. Собственно,

встает вопрос о разработке индивидуальной программы психолого-педагогической

поддержке

каждого

члена

педагогического

коллектива.

Она

должна

быть

направлена на формирование локально-моделирующего и системно-моделирующего

уровней педагогической деятельности у сотрудников ДОУ.

Локально-моделирующий уровень педагогической деятельности – уровень

проф.деятельности педагога, который умеет формулировать педагогическую цель,

предвидеть искомый результат и создавать систему включения детей в разные виды

деятельности

(аналог

наглядно-действенного

мышления

в

педагогической

деятельности). Позволяет решать отдельные проблемные задачи на уровне

диспозиционно-установочных структур личности педагога.

Системно-моделирующий уровень –

педагог

владеет

стратегиями

формирования искомой системы знаний, умений и навыков у детей по всем

направлениям детского развития (аналог наглядно-образного мышления в сфере

педагогической деятельности). Позволяет решать проблемные задачи комплексного

характер на уровне диспозиционно-установочных структур личности педагога,

группируя их по уровню сложности.

Задачи психолога:

1.Помощь в разработке программ саморазвития педагогам ДОУ, на основе

диагностики и учета сформированности профессиональных умений и навыков,

2.создание модели эффективного применения психолого-педагогических знаний в

процесс проведения консультаций, проблемных семинаров, деловых игр, тренингов

и пр.

3.Выработка критериев и требований к организации изучения и обобщения

передового педагогический.опыт и технологий обучения детей, отбора оптимальных

для данного ДОУ и конкретной возрастной группы воспитанников,

4.Активное участие в организации и работе научно-методических объединений по

проблематике, т.н.« творческих групп», с целью содействия личностному и

профессиональному росту педагогов и профилактике «эмоционального выгорания».

« На данном этапе важным для дальнейшего совершенствования педагогической

деятельности является выявление факторов, стимулирующих и препятствующих

профессиональному развитию педагогов».

На 3 этапе формирования профессиональной педагогической деятельности

происходит

« оптимизация функциональных связей компонентов структуры готовности к

осуществлению

педагогической

деятельности»

(В.Д.Шадриков).Уровень

педагогической деятельности соответствует системно-моделирующей деятельности

и поведения. У педагога формируется 2 группы индивидуальных качеств: одна из

них обеспечивает выполнение целенаправленной профессиональной деятельности, а

другая – ее рефлексию и освоение специфического содержания.

В определении целей и разработке содержания наставничества на данном этапе

необходимо учитывать:

Возраст сотрудников ДОУ,

Педагогический стаж

Особенности профессионально-педагогической деятельности.

С учетом уровня сформированности педагогической . позиции администрация

ДОУ, психолог и методическое объединение по проблематике разрабатывают

программу практикумов-семинаров на год, где предусматривается постепенная

передача

функций

молодым

педагогам

(информационная,

организационная,

контролирующая, оценивающая).

О

сформированности

культуры

наставничества в

ДОУ

будет

свидетельствовать умение объединять в различные творческие группы педагогов с

различными стилями педагогической деятельности, но со сходными интересами.



В раздел образования