Автор: Кравченко Юлия Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Севастопольский государственный университет
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: Развитие студенческого научного движения и его государственная поддержка
Раздел: высшее образование
РАЗВИТИЕ
СТУДЕНЧЕСКОГО
НАУЧНОГО
ДВИЖЕНИЯ
И
ЕГО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
Ю.М.Кравченко
Реализация интеллектуального и творческого потенциала человечества
является одним из главных ресурсов развития современного, неудержимо
изменяющегося и высокотехнологического общества. Одаренные дети – это
интеллектуальный потенциал государства.
Таким образом, связь между
современным,
качественным
образованием
и
перспективой
построения
гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства
сегодня очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь
развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению
вперед. В том, чтобы найти способы этого движения и состоит первоочередная
задача нашего исследования.
Проблемы
же
развития
студенческого
научного
движения
и
его
государственной поддержки проявляются в ограниченном количестве новых
проектов,
недостаточном
финансировании
уже
имеющихся,
низкой
информированности населения о проводимых проектах.
Изучение проблемы развития студенческого научного движения была
сделана в трудах таких як А. Алексюк, В. Вихрущ, Л. Вовк, Н. Демьяненко,
Н. Евтух,
С. Золотухина,
А. Любар,
Б. Ступарик,
О. Сухомлинская,
Н. Ярмаченко и др. В диссертационных работах А. Коваленко, А. Кравченко,
А. Мартиненко, А. Пилипчука, Н. Пузиревой, С. Стельмаха, А. Тарасенко и др.
от ображено содержание и формы научно-исследовательской деяетльности
студентов, подробно рассмотрены формы их участия в работе научных
товариществ и кружков.
Следует
отметить,
что
проблема
развития
студенческого
научного
движения и его государственной поддержки проявляется в недостаточном
количестве новых проектов, ограниченном финансировании, а также низкой
информированности
учащихся
школ,
студентов
вузов,
учителей,
преподавателей, молодых ученых о проводимых проектах. В направлении
развития студенческого научного движения рядом стран сделаны достаточно
внушительные шаги. Так, например, в Российской Федерации, в Беларуси
разработаны и действует национальный проект "Образование", который
включает в себя такие направления, как «Поддержка и развитие лучших
образцов
отечественного
образования»,
«Внедрение
современных
образовательных технологий», «Создание национальных университетов и
бизнес-школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в
школах» и «Развитие системы профессиональной подготовки в армии» и др.
Для развития студенческого научного движения в ряде стран внедряются
инновационные образовательные программы в школах и вузах страны,
осуществляется государственная поддержка талантливой молодежи, которая
воплощается в жизнь в предоставлении ежегодно 2 500 грантов, поощряются
денежными премиями ежегодно 10 тыс. лучших учителей и преподавателей.
Так например, президентом РФ подписан указ «О мерах государственной
поддержки талантливой молодежи», которым постановляется учредить 5350
премий для поддержки талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет и
присуждать
их
ежегодно
победителям
и
призерам
региональных,
межрегиональных,
всероссийских
и
международных
олимпиад
и
иных
конкурсных мероприятий.
2
В Российской Федерации был создан приоритетный национальный проект
"Образование", который включает в себя такие направления, как «Поддержка и
развитие
лучших
образцов
отечественного
образования»,
«Внедрение
современных
образовательных
технологий»,
«Создание
национальных
университетов и бизнес-школ мирового уровня»
и «Повышение уровня
воспитательной работы в школах».
3
Основными мероприятиями по направлению «Поддержка и развитие
лучших образцов отечественного образования» являются:
1.
Оказание по итогам конкурсного отбора государственной поддержки на
реализацию
программ
развития
активно
внедряющим
инновационные
образовательные программы.
2.
Государственная поддержка талантливой молодежи в виде грантов.
3. Ежегодное поощрение лучших учителей в виде премий.
В целях реализации городской целевой программы развития образования
"Столичное образование"
и
приоритетного
национального
проекта
"Образование" Правительством Москвы было утверждено
Положение
о
Грантах Москвы в сфере образования. Данное положение было утверждено
для поддержки лучших педагогических и научных работников, талантливой
молодежи города Москвы и оригинальных инновационных проектов,
способствующих
совершенствованию
образовательного
процесса
и
развитию новых методик и технологий в сфере образования.
Таким образом, для улучшения государственной системы образования
необходимо выявить возможные «точки роста», то есть государство должно
стимулировать
инновационные
программы,
поощрять
лучших
учителей,
талантливую
молодежь
и
молодых
учёных,
поддерживать
наиболее
эффективные и успешные образовательные практики — основу качественного
образования. Также необходимо внедрение новых управленческих механизмов:
создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение
общественных
организаций
к
управлению
образованием.
Наконец,
значительные изменения должны коснуться механизмов финансирования
образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ
развития должны направляться непосредственно в школы, а новая система
оплаты труда учителей должна быть ориентирована на стимулирование
качества и результативности педагогической работы.
4