Напоминание

Развитие студенческого научного движения и его государственная поддержка


Автор: Кравченко Юлия Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Севастопольский государственный университет
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: Развитие студенческого научного движения и его государственная поддержка
Раздел: высшее образование





Назад




РАЗВИТИЕ

СТУДЕНЧЕСКОГО

НАУЧНОГО

ДВИЖЕНИЯ

И

ЕГО

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Ю.М.Кравченко

Реализация интеллектуального и творческого потенциала человечества

является одним из главных ресурсов развития современного, неудержимо

изменяющегося и высокотехнологического общества. Одаренные дети – это

интеллектуальный потенциал государства.

Таким образом, связь между

современным,

качественным

образованием

и

перспективой

построения

гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства

сегодня очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь

развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению

вперед. В том, чтобы найти способы этого движения и состоит первоочередная

задача нашего исследования.

Проблемы

же

развития

студенческого

научного

движения

и

его

государственной поддержки проявляются в ограниченном количестве новых

проектов,

недостаточном

финансировании

уже

имеющихся,

низкой

информированности населения о проводимых проектах.

Изучение проблемы развития студенческого научного движения была

сделана в трудах таких як А. Алексюк, В. Вихрущ, Л. Вовк, Н. Демьяненко,

Н. Евтух,

С. Золотухина,

А. Любар,

Б. Ступарик,

О. Сухомлинская,

Н. Ярмаченко и др. В диссертационных работах А. Коваленко, А. Кравченко,

А. Мартиненко, А. Пилипчука, Н. Пузиревой, С. Стельмаха, А. Тарасенко и др.

от ображено содержание и формы научно-исследовательской деяетльности

студентов, подробно рассмотрены формы их участия в работе научных

товариществ и кружков.

Следует

отметить,

что

проблема

развития

студенческого

научного

движения и его государственной поддержки проявляется в недостаточном

количестве новых проектов, ограниченном финансировании, а также низкой

информированности

учащихся

школ,

студентов

вузов,

учителей,

преподавателей, молодых ученых о проводимых проектах. В направлении

развития студенческого научного движения рядом стран сделаны достаточно

внушительные шаги. Так, например, в Российской Федерации, в Беларуси

разработаны и действует национальный проект "Образование", который

включает в себя такие направления, как «Поддержка и развитие лучших

образцов

отечественного

образования»,

«Внедрение

современных

образовательных технологий», «Создание национальных университетов и

бизнес-школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в

школах» и «Развитие системы профессиональной подготовки в армии» и др.

Для развития студенческого научного движения в ряде стран внедряются

инновационные образовательные программы в школах и вузах страны,

осуществляется государственная поддержка талантливой молодежи, которая

воплощается в жизнь в предоставлении ежегодно 2 500 грантов, поощряются

денежными премиями ежегодно 10 тыс. лучших учителей и преподавателей.

Так например, президентом РФ подписан указ «О мерах государственной

поддержки талантливой молодежи», которым постановляется учредить 5350

премий для поддержки талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет и

присуждать

их

ежегодно

победителям

и

призерам

региональных,

межрегиональных,

всероссийских

и

международных

олимпиад

и

иных

конкурсных мероприятий.

2

В Российской Федерации был создан приоритетный национальный проект

"Образование", который включает в себя такие направления, как «Поддержка и

развитие

лучших

образцов

отечественного

образования»,

«Внедрение

современных

образовательных

технологий»,

«Создание

национальных

университетов и бизнес-школ мирового уровня»

и «Повышение уровня

воспитательной работы в школах».

3

Основными мероприятиями по направлению «Поддержка и развитие

лучших образцов отечественного образования» являются:

1.

Оказание по итогам конкурсного отбора государственной поддержки на

реализацию

программ

развития

активно

внедряющим

инновационные

образовательные программы.

2.

Государственная поддержка талантливой молодежи в виде грантов.

3. Ежегодное поощрение лучших учителей в виде премий.

В целях реализации городской целевой программы развития образования

"Столичное образование"

и

приоритетного

национального

проекта

"Образование" Правительством Москвы было утверждено

Положение

о

Грантах Москвы в сфере образования. Данное положение было утверждено

для поддержки лучших педагогических и научных работников, талантливой

молодежи города Москвы и оригинальных инновационных проектов,

способствующих

совершенствованию

образовательного

процесса

и

развитию новых методик и технологий в сфере образования.

Таким образом, для улучшения государственной системы образования

необходимо выявить возможные «точки роста», то есть государство должно

стимулировать

инновационные

программы,

поощрять

лучших

учителей,

талантливую

молодежь

и

молодых

учёных,

поддерживать

наиболее

эффективные и успешные образовательные практики — основу качественного

образования. Также необходимо внедрение новых управленческих механизмов:

создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение

общественных

организаций

к

управлению

образованием.

Наконец,

значительные изменения должны коснуться механизмов финансирования

образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ

развития должны направляться непосредственно в школы, а новая система

оплаты труда учителей должна быть ориентирована на стимулирование

качества и результативности педагогической работы.

4



В раздел образования