Напоминание

Инновационное обучение.


Автор: Конобейцева Ольга Олеговна
Должность: преподаватель руководитель отдельной дисциплины истории,обществознания, географии
Учебное заведение: ФГКОУ "Кемеровское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Внедрение основ тайм-менеджмента в процесс образовательной деятельности кадет на примере уроков истории.
Тема: Инновационное обучение.
Раздел: среднее образование





Назад




Автор: руководитель

отдельной дисциплины

(история, обществознание и

география)

Конобейцева Ольга Олеговна

«

Внедрение основ тайм-менеджмента в процесс образовательной

деятельности кадет

(на примере уроков истории)

»

Тайм-менеджмент — современное явление, которое стало основой для

организации жизни успешного человека. Почему появилась необходимость

говорить о тайм-менеджменте для кадет?

В соответствии с ФГОС одной из главных метапредметных

компетенций

формируемой

у

обучающегося,

является

умение

самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать

наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Именно для успешной реализации этой задачи современному обучающему

необходимо овладеть технологиями тайм-менеджмента. В условиях обучения

в довузовских образовательных учреждениях Министерства Обороны, в

условиях

многозадачности

технология

тайм-менеджмента

еще

более

актуальна.

Тайм-менеджмент — это система приемов, позволяющих человеку

эффективно организовать деятельность по достижению поставленных целей.

Мы предлагаем внедрить в урочную деятельность принципы тайм-

менеджмента для оптимизации образовательной деятельности кадет.

Тайм-менеджмент кадета – это систематическое, последовательное и

целенаправленное использование комплекса освоенных техник организации

личной и учебной деятельности в повседневной практике с целью

повышения эффективности самоорганизации. Данная технология формирует

ценностное отношение ко времени, феномену самоорганизации, процессу

обучения.

Безусловно, освоение данной компетенции не может происходить

только на одном конкретном уроке. Предполагается внедрение данной

методики во все сферы деятельности кадет.

Специфика изучения предмета «история» в том, что уже в 5 классе для

успешного освоения программы необходимо усвоить большое количество

терминов, запомнить множество фактических событий, прочитать большой

объем

дополнительной

литературы.

При

отсутствии

навыков

тайм-

менеджмента освоить этот объем информации для кадет очень сложно.

Таким образом, ЦЕЛЬЮ внедрения данной методики в процесс

обучения является: формирование у кадет компетенций планирования своей

деятельности и самоконтроля.

Дидактическая

цель

достигается

путем

решения

следующих

методических ЗАДАЧ: 1. обучить кадет планированию времени в учебный

период и в свободное от уроков время. 2. сформировать у кадет

представлений о ситуациях, в которых происходит потеря времени, и

способах организации времени в таких ситуациях. 3. сформировать у кадет

позитивную мотивацию на изучение данной технологии и применения её в

жизни.

Продолжительность реализации педагогической идеи по внедрению

принципов

тайм-менеджмента

в

образовательную

деятельность

кадет

рассчитана на первый (адаптационный) учебный год. В нашей методической

разработке представлена технологическая карта из блока уроков по истории

древнего мира «Древний Египет» в ходе которых реализуются основные

принципы и методы данной педагогической идеи.

Механизм реализации: в начале знакомства с новой темой кадеты

узнают

об

объеме

информации,

который

должны

освоить.

Кадетам

предлагается

ознакомиться

со

списком,

дат,

терминов,

заданий,

дополнительных материалов и тем проектных работ рассчитанных на блок

уроков по теме.

На следующем этапе урока кадетам предлагается поставить учебную

цель, которую они хотят достигнуть по окончанию изучения блока. На

первом уроке обучающихся знакомят с методом постановки целей по

SMART. На последующих уроках цель ставится на урок и соотносится с

целью, которую необходимо достигнуть по окончанию изучения блока.

Каждый обучающийся вправе сам выбрать начальный, средний или высокий

уровень освоения материала.

Известно, чтобы работа шла, и было желание к ней возвращаться, а не

откладывать, необходимо разбить ее на большое количество маленьких

пунктов. Тогда не будет прежнего страха перед одной большой задачей, к

которой не знали, с какой стороны подступиться. Исходя из своей цели,

обучающие должны запланировать свою деятельность на учебный период,

отводящийся на изучение блока.

В личной таблице - календаре кадеты прописывают свою деятельность

по выполнению каждой маленькой задачи плана. В начале каждого урока

кадеты сверяют достигнутые результаты с поставленными целями и

планируют деятельность на уроке в соответствии с общим планом.

Но составить список дел – это одно, а выполнить их – другое. Против

каждого пункта обучающиеся ставят сроки исполнения (условия работы по

SMART).

Постепенно

на

уроках

в

процессе

обучения

планированию

и

самоконтролю

преподавателем

даются

рекомендации

по

оптимизации

деятельности и достижение целей. Например, на втором уроке курса

преподаватель может рассказать о приеме «съеденной лягушки» - Старая

притча гласит: если первым делом с утра вы должны съесть живую лягушку,

утешением может служить то, что это самое плохое, что может случиться с

вами за весь день. Психологи сравнивают лягушку с самым неприятным и

важным делом, которое следует сегодня сделать. Откладывая его, человек

создает лишнее эмоциональное напряжение и нежелательные последствия.

Нужно действовать без лишних раздумий и промедлений — просто взять и

сделать. Это даст заряд бодрости на целый день. Таким образом,

преподаватель советует самые трудные задания выполнить в первой фазе

урока.

Важно отметить, что такой подход строго персонифицирован. Т.е. с

помощью осознанного планирования каждый обучающийся совместно с

преподавателем вырабатывает тот темп работы, который подходит именно

для него, выполняет первыми те задания, которые именно для него

представляют наибольшую сложность.

Следует отметить, в начале урока преподаватель задает определенные

рамки общей деятельности , т.е. например говорит о том что с 30-по 40

минуту урока планируется диспут по какому-либо излучающемуся вопросу.

Таким образом, кадеты учатся подстраивать свой план урока под заданные

условия.

Обучающийся должен использовать методы тайм-менеджмента не

только в урочное, но и в свободное время. В том числе и на самоподготовке.

Для определения последовательности выполнения каждодневных задач, как

учебных, так и личных преподавателем предлагается заполнять матрицу

Эйзенхауэра. Смысл матрицы Эйзенхауэра заключается, главным образом, в

том, чтобы научиться грамотно распределять все свои дела, отличать важное

от срочного, не срочное от наименее важного, а также по максимуму

сокращать время на занятие любыми делами, выполнение которых не даёт

никаких существенных результатов.

Четкое следование плану и самоконтроль выполнения учебных задач

непременно приводит к достижению поставленной цели кадета. Практика

внедрения

данной

методики

в

нашем

образовательном

учреждении

доказывает свою эффективность повышением уровня качества образования в

5 классах.

Данную инновационную педагогическую идею можно реализовывать

как в учреждениях довузовского образования Министерства Обороны, так и

общеобразовательных учреждениях.



В раздел образования