Напоминание

Работа с фразеологизмами во внеурочной деятельности на материале творчества В. П. Астафьева


Автор: Дорофеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 5 курса историко-филологического факультета тгпу
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Томский государственный педагогический университет"
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: статья
Тема: Работа с фразеологизмами во внеурочной деятельности на материале творчества В. П. Астафьева
Раздел: среднее образование





Назад




Работа с фразеологизмами во внеурочной деятельности

(на материале творчества В. П. Астафьева)

Автор: студентка 5 курса историко-филологического факультета ТГПУ

Дорофеева Галина Алексеевна

Аннотация:

В данной статье рассматривается роль внеурочной деятельности в

организации свободного от занятий времени учащихся. Особое внимание уделяется

развитию

культуры

речи

подростков

и

повышению

уровня

их

читательской

компетентности. Акцент делается на работу с фразеологическими единицами по

материалам произведений В. П. Астафьева. В статье представлены варианты заданий,

которые можно использовать на занятиях внеурочной деятельности.

Ключевые слова:

внеурочная деятельность, речевая культура, творчество В. П.

Астафьева, фразеологизмы, фразеологические обороты, фразеологические единицы.

В

настоящее

время

одной

из

актуальных

задач,

стоящих

перед

любой

общеобразовательной организацией, является повышение уровня речевой культуры

учащихся.

Речь современного школьника отличается скудным словарным запасом. Учащиеся

подчас не могут правильно сформулировать свои мысли, затрудняются дать развернутый

ответ на поставленный вопрос, их речь стилистически бедна. Все свое свободное время

школьники увлечены виртуальным общением или просто проводят в сети Интернет.

Чтобы исправить вышеуказанную ситуацию в учебный план общеобразовательных

учреждений ввели такой компонент, как внеурочная деятельность, которая является

частью образовательного процесса и направлена на превращение школьной жизни в

интересную и увлекательную деятельность, а школьникам при этом представляется

возможность раскрывать свои таланты и всесторонне развиваться.

Рассмотрим понятие «внеурочная деятельность».

Е.В. Советова считает, что внеурочная деятельность – «понятие, объединяющее все

виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их

воспитания и социализации» [1]. В психолого-педагогическом словаре под редакцией А.В.

Петровского,

под

внеурочной

деятельностью

понимаются

организованные

и

целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеучебное время для

расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности,

индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и

обеспечения активного и разумного досуга [2]. Согласно СанПин 2.4.2.2821-10

«Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с

выбором участников образовательных отношений».

Учитель должен понимать, что разрабатывать программу внеурочной деятельности

нужно так, чтобы она была насыщена разнообразными и нестандартными занятиями, для

этого необходимо правильно подбирать материал для заданий, уровень сложности которых

должен соответствовать возрастным особенностям учеников, иными словами, содержание

данного курса должно быть интересным для школьников. В рамках проведения занятий

внеурочной деятельности обучающиеся могут раскрыть свой потенциал и получить новые

знания.

Рассмотрим

материал,

который

может

заинтересовать

именно

подростков

и

способствовать повышению не только их речевой, но и читательской компетентности. Особое

внимание стоит уделить работе с учащимися 8-х классов, которым предстоит в рамках устной

части экзамена по русскому языку пройти собеседование, но их словарный запас и умение

выражать свои мысли порой оставляет желать лучшего.

Грамотно разработанная программа внеурочной деятельности для учащихся среднего

звена, направленная на развитие речи – это залог повышения уровня их речевой культуры, а

если мы вместе с этим будем уделять внимание еще и читательской компетентности, то

получим двойной эффект от результативной деятельности учеников и учителя. Основными

видами деятельности в данном случае могут быть интеллектуальные игры, турниры,

капустники, выпуск газет. Поиск методов и материалов в этом направлении были

ориентированы на работу с фразеологизмами. Необходимо отметить, что работа с

фразеологическими единицами в рамках внеурочной деятельности не должна быть растянута

на длительное время, иначе ученики просто потеряют интерес к курсу. Фразеология может

занимать небольшой раздел в программе внеурочной деятельности по развитию речи.

Академик Виноградов В. В. определяет фразеологические единицы, как «готовые

выражения», «неразложимые целые единицы», «эквиваленты слов» [3, с. 210]. Фразеологизмы

делают нашу речь яркой, эмоционально-насыщенной, придают ей оттенок непринужденности.

С помощью фразеологических оборотов мы можем более точно выражать свои мысли,

используя лаконичные синтаксические конструкции. Например, вместо «Да они там устроили

такую суматоху, что шум стоял на весь дом», мы можем сказать «Всю ночь дым стоял

коромыслом».

Безусловно, фразеологизмы необходимо иметь в своем словарном запасе, чтобы умело

применять их в речи, тем самым делать свои высказывания более оригинальными. Б. А. Ларин

указывал

на

то,

что

фразеология

«интересует

многих,

над

ней

задумываются,

экспериментируют – и стар и млад. В этих опытах она приобретает традицию и характерные

черты, но она еще не сложилась, не оформилась как зрелый плод подготовительных трудов»

[4, с. 200]. Фразеология – это наука, которая постоянно развивается и обновляется, а

соответственно и интересна этим.

Выше отмечалось, что внеурочная деятельность должна быть направлена как на

развитие речи учеников, так и на повышение уровня их читательской компетенции,

следовательно, нужен особый подход в выборе материала для заданий по указанному курсу.

Считаем, что творчество В. П. Астафьева будет в этом хорошим подспорьем.

В. П. Астафьев – автор произведений, которые отличаются разнообразием

фразеологического материала, образной системой языка.

Изучив учебник по литературе под редакцией Коровиной В. Я. для 5-8 классов, мы

убедились, что дети уже знакомы с такими произведениями Астафьева, как «Васюткино

озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет». Соответственно,

тексты вышеуказанных произведений и других рассказов данного автора можно

использовать при составлении примерных заданий для занятий внеурочной деятельности.

Большой интерес при работе над сбором материала для заданий к курсу

внеурочной деятельности, направленной на развитие речи школьников, вызвала книга

Астафьева «Последний поклон» [5], которая представляет собой автобиографическое

повествование и включает уже знакомые детям рассказы. На основе этого произведения

Уваровым Н. С. создан словарь «Фразеологизмы в повести В. П. Астафьева «Последний

поклон»:

Словарь

фразоупотреблений»

[6].

В

словаре

представлено

5000

фразоупотреблений более чем 2600 фразеологических единиц из книги писателя, а в

качестве иллюстративного материала используются фрагменты из его рассказов. Эта

книга – просто «кладовая» для учителя.

На

основе

материала

книги

«Последний

поклон»

можно

создать

много

увлекательных заданий с фразеологизмами. Например, иллюстративный материал можно

применить в таких заданиях, как: «Найдите фразеологизм в отрывке произведения»,

«Дополните, если это необходимо, отрывок подходящим фразеологическим оборотом».

Следует заметить, что в данном произведении Астафьева очень часто встречаются

трансформированные фразеологизмы, например: «в грех-то войдут» вместо «вводить в

грех» или «мозгой шевелить» вместо «шевелить мозгами». И таких примеров много. Эту

«изюминку» произведений автора также можно использовать при составлении заданий.

Например, «Какой фразеологизм трансформирован (изменен) автором» и т.д.

Отметим интересный, во многом автобиографичный рассказ В. П. Астафьева

«Васюткино озеро» [7, c. 3]. В содержании данного произведения встречаются

фразеологические обороты, а именно: «как Бог прикажет», «спокон веку заведено»,

«бегаю – будь здоров» и многие другие. Рассказ по объему не очень большой и поэтому

вполне можно использовать его материал на занятиях внеурочной деятельности. Задание

по нахождению в рассказе фразеологических оборотов направлено на формирование и

развитие осознанности при чтении художественного текста.

Используя материал этого произведения можно предложить учащимся задания

следующего содержания: «Объясните значение фразеологического оборота «спокон веку

так заведено», «Докажите, что в представленном предложении из рассказа «Васюткино

озеро»: «– Ну и дошел же ты, друг!» есть фразеологический оборот, а не свободное

сочетание слов. Что он обозначает по смыслу? При каких обстоятельствах этот

фразеологизм может быть использован в повседневной жизни?».

Для самореализации детей можно провести капустник по теме «Фразеологизмы в

произведениях В. П. Астафьева», на котором они сами придумают сценки или шутки,

используя фразеологические единицы из рассказов указанного автора.

Для проведения интеллектуального турнира ученикам предлагается заранее

разделиться на команды и придумать оригинальные задания, применяя фразеологический

материал из произведений Астафьева.

Выпуск газеты школьники также могут подготовить самостоятельно. Форма и

содержание газеты должны быть оригинальными и соответствовать теме «Фразеологизмы

в произведениях В. П. Астафьева». Учитель должен осуществлять как контроль за

деятельностью детей, так и их поддержку на каждом этапе творчества.

Итак, внеурочная деятельность в школе – это не только составная часть учебно-

воспитательного процесса, но и увлекательные занятия для самосовершенствования

учащихся. Внеурочная работа стимулирует учителя на поиск новых средств и способов

развития учеников, учитывая их возраст, интересы, способности. Организация занятий

внеурочной деятельности по развитию речи школьников – это залог успешного развития

интеллектуальной сферы личности на любом этапе ее совершенствования.

Литература

1.

Советова Е. В. Школа нового поколения. Административная работа / Е. В.

Советова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 318 с.

2. Психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.

— 2-е изд., испр. и доп. – М. – 494 с.

3. Виноградов В. В. Лексикология и лексикография: Избранные труды / В. В.

Виноградов. – М, 1977.

4. Ларин Б. А. История русского языка и общее языкознание. – М., 1977. – 224 с.

5. Астафьев В. П. Последний поклон / В. П. Астафьев. – М.: Эксмо, 2010. – 800 с.

6.

Фразеологизмы в

повести

В.

П.

Астафьева

«Последний

поклон»: Словарь фразоупотреблений. – В 2-х ч. – Ч. 1: А – О / Н. С. Уваров. – Куйбышев,

2010. – 360 с.

7. Астафьев, В. П. Лучшие рассказы для детей / В. П. Астафьев. – М.: Издательство

АСТ, 2020. – 253 с.



В раздел образования